Первые водно-моторные соревнования на туристских лодках «Марафон-Лиепая» городской комитет ДОСААФ провел еще в 1969 г., и с тех пор они стали очень популярны в нашей республике.
Большую пользу принесло нам участие в соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» в 1971 г. в Бирштонасе. Здесь мы многое заимствовали как в организации, так и в проведении соревнований. Но кое-что нас не устраивало. В частности, требование, исключающее какие-либо усовершенствования лодок и моторов (даже те, которые редакция сборника рекомендует туристам-водникам). Поняли мы и то, что соревноваться с «фирменными» гонщиками заводов — изготовителей лодок и моторов нам просто не под силу.
Проводя год за годом наш «Марафон-Лиепая», мы стремились сделать его доступным для любого любителя. Какие самые популярные лодки в стране? — «Прогресс» и «Казанка». На них мы и сделали ставку. У нас сложилась следующая классификация судов, участвующих в этих соревнованиях: класс ТВ — «Казанка» с подвесным мотором с рабочим объемом 350 см3; класс ТС-к — «Казанка» и «Крым» с подвесным мотором с рабочим объемом до 500 см3; класс ТС-р — «Прогресс» и «Нептун» с подвесным мотором с рабочим объемом до 500 см3 и, наконец, свободный класс ТГ — лодки с подвесными моторами с рабочим объемом до 1000 см5. Единственное требование к корпусам лодок, выступающих в классе ТГ, — их размерения не должны быть меньше, чем у лодок спортивного класса SC.
Допускаем мы и некоторые усовершенствования серийных лодок и моторов, участвующих в соревнованиях. Любители могут усилить шпангоуты и стрингера, установить були, поставить киль, снять сиденья и ветровое стекло.
Общее требование к моторам, участвующим в гонке, — обязательная установка устройства автоматического выключения зажигания. На моторах допускаются все переделки, рекомендованные сборником «Катера и яхты». Можно также, к примеру, степень сжатия у «Вихря-20» довести до уровня «Вихря-25» или «Москвы-30». В то же время есть ряд ограничений на переделку моторов: нельзя производить расточку цилиндров или заменять поршневую группу; нельзя устанавливать дополнительные карбюраторы (или карбюраторы иностранного производства); запрещено применять нестандартную систему зажигания.
В программу соревнований «Марафон-Лиепая» помимо обязательной маршрутной гонки включены принятые по Всесоюзной классификации гонки на дистанции 5, 10, 12 и 15 миль. Соревнования проводятся на Пер-конском канале — излюбленном месте отдыха жителей Лиепаи и собирают всегда много зрителей.
Опыт проведения «Марафона-Лиепая» позволил нам перейти к организации соревнований общереспубликанского масштаба. Инициаторами этого начинания стали СТК при городском комитете ДОСААФ и очень сильный спортивный коллектив — водно-моторная секция рыболовецкого колхоза «Большевик». Благодаря их усилиям в прошлом году был проведен розыгрыш Кубка Латвийской ССР по водно-моторному спорту среди туристских судов. Розыгрыш Кубка проводился в три этапа: I — в г. Вентспилсе, II — в г. Стучке и заключительный III — в г. Лиепая, где в соревнованиях участвовало 11 команд на 44 лодках.
Назовем фамилии и скорости победителей розыгрыша Кубка Латвии. В классе ТГ это О. Седлениекс и Г. Вейте: 57,7 км/ч на дистанции 5 миль и 55,4 на дистанции 15 миль. В ТС-р победили Э. Малиновские и Д. Круминьш: 46,3 и 41,1 соответственно. В ТС-к — У. Буш и Т. Фрицкаус: 50,4 и 44,2. В ТВ — К. Саулитис и А. Юрмалис: 48,4 и 44,8.
Есть у нас и далеко идущие планы — провести (пока неофициальное) первенство туристских водно-моторных клубов страны. Наше твердое убеждение — пора туристам-водникам выходить на арену общесоюзных соревнований.