IV соревнования на туристских разборных судах под парусами на приз сборника 12—13 июня 1976 г. на Кавголовском озере
Отчет об этой уже традиционной встрече, снова — второй год подряд проводившейся в Кавголове, можно было бы назвать «Коварство Эола»: по вине бога ветров в одной и той же гонке было и по пять-шесть «оверкилей», причем в холодной воде оказывались лучшие туристы-парусники во главе с В. Перегудовым и Г. Сариным, и немало острых моментов, связанных с тем, что лидирующие байдарки попадали в полосу безветрия. Ветер то и дело менял направление. Голубой флаг соревнований с изображением «эоловской» эмблемы — розы ветров и силуэта байдарки под парусами то бессильно опадал, то разворачивался и трепетал на порывах.
Даже опытные яхтсмены разводили руками, видя, как две байдарки идут в бейдевинд рядом параллельными курсами, но... разными галсами! Любопытная ситуация сложилась в первой гонке в тот момент, когда решалась судьба второго места. Метрах в 15—20 от финишного створа остановилась байдарка ленинградца В. Еремина. У него хода практически нет — ветер скис, а сзади на вполне приличной скорости приближается «Н-13» николаевца С. Марченко. Два удара в рынду почти слились в один — украинский спортсмен не успел отыграть буквально каких-нибудь полметра!
Аналогичные сюрпризы были и на следующий день, особенно на финише четвертой — дополнительной гонки. Ее с самого начала уверенно вел ленинградец С. Печалин. Последний поворотный знак он обогнул с отрывом по крайней мере на 200 м, никто уже не сомневался в его победе, но~. Это нельзя было назвать шквалом: просто ветер засвежел и зашел - задул прямо в нос его «Л-31». Он заложил длинный контргалс и долго еще мужественно лавировал где-то в стороне, пока соперники, по-прежнему идя в полветра, один за другим спокойно пересекали линию финиша. «Вот что бывает с теми, кто отрывается от коллектива!» — мрачно шутил «пострадавший».
На соревнования в Кавголово приехали туристы-водники из шести городов страны. Наиболее внушительно выглядели основные конкуренты — сборные Москвы, Ленинграда и Николаева. Впервые можно было видеть на трассе представителей столицы Эстонии и куйбышевцев. Со своим испытанным судном приехали прошлогодние победители в классе тримаранов — спортсмены из Новосибирска. Всего в гонках приняло участие 57 экипажей. Из этого числа 4 экипажа выступали на польских разборных швертботах «Мева», 3 — на байдарках-тримаранах и 50 на обычных однокорпусных разборных туристских байдарках. Естественно, наиболее многочисленную группу составляли (40 лодок) отечественные «Салюты»; 4 байдарки были польского производства («Нептун»), 6 — с марками фирм ГДР («RZ» и «Колибри»),
Напомним, что главный переходящий приз — учрежденный редакцией Кубок за командную победу разыгрывался только среди команд, выступавших на байдарках «Салют». Каждая из семи команд состояла из трех экипажей (естественно, они комплектовались лучшими гонщиками; остальные экипажи соревновались только в личном зачете отдельно в каждом из пяти классов).
Дистанция (треугольник и петля) имела протяженность около 6 км.
Несмотря на капризы ветра и дождь, удалось провести три основные гонки, а в заключение — дополнительно гонку Дружбы с одновременным стартом для всех желающих и отдельным зачетом: в ней разыгрывался специальный приз. Эта гонка представляла особый интерес, поскольку можно было наглядно сравнивать скоростные качества судов разных классов. Правда, лавировки опять, как и в основных гонках, не получилось, да и ветер был неровный — шел полосами, но составить какое-то общее впечатление все-таки удалось: лодки всех других классов заметно отставали от «Салютов», причем в числе отстававших оказались и швертботы «Мева» со штатным вооружением.
Гонку Дружбы выиграл николаевский экипаж: Г. Сарин и А. Желобатый («Н-15); вторыми были ленинградцы на байдарке «Л-20» — В. Еремин и В. Будников, третьими — их земляки супруги А. и Т. Вавиловы («Л-24»), Подчеркнем, все три лучшие байдарки — самые обычные наши «Салюты».
Тем временем, судейская коллегия заканчивала подсчет результатов по обязательным гонкам. По положению результаты худшей гонки из трех отбрасывались. (От этого явно пострадали хозяева соревнований — ленинградцы, выступавшие во всех гонках очень дружно и ровно. По сути дела, у них нечего было отбрасывать! А вот отброшенный результат не финишировавшего во второй гонке Г. Сарина как раз и позволил команде Николаева обойти ленинградцев в общем зачете.) Как бы там ни было, первое место и главный приз снова, как и в 1975 г., завоевали украинские спортсмены из коллектива Николаевского кораблестроительного института. Вот состав их команды: С. Марченко, М. Чернов, В. Довгий, Г. Сарин, А. Желобатый, Ю. Кисетов. Столичная команда заняла третье место.
В классе «Салют», где борьба была исключительно острой, одинаковые результаты оказались у двух экипажей: николаевцы (Г. Сарин и А. Желобатый) и москвичи (С. Звонков и Н. Ридный) имели по одному 1-му и одному 2-му месту. Поскольку москвичи были первыми в последней — решающей гонке, их и постановили считать победителями. На 3-м месте их земляки В. Успенский и Н. Декаленкова (победа во второй гонке и 4-е место в первой).
В остальных классах ввиду малочисленности участников награждались только победители. В классе байдарок «RZ» дипломы I степени получили москвичи А. Козлов и Ю. Илюшечкин, выигравшие две первые гонки. Представители той же команды В. Суровов и Г. Троицкая первенствовали среди экипажей на «Колибри» (победы в первой и третьей гонках). Ленинградцы заняли первые места в классах судов польской постройки: на «Нептунах» — Ю. Королев и В. Киселев (победители первой гонки), на швертботах «Мева» — В. Азеев и П. Байбородин (победители двух первых гонок; в третьей первым был экипаж В. Чалова). Среди тримаранов вне конкуренции (три победы) оказались С. Козлов и М. Байтемиров на «М-11».
Несколько замечаний по применяемой технике. Большинство ленинградцев, все николаевцы и часть москвичей выступали с лавсановыми парусами, пошитыми вполне профессионально. Это во многом определило возросший общий уровень соревнований, тем более, что впервые для байдарок было введено ограничение максимальной площади лавировочных парусов (7 м2). Пестроты по конструкции вооружения было гораздо меньше: явно преобладали имеющие высокие лавировочные качества бермудские паруса. Бросалось при этом в глаза, что у подавляющего числа победителей и призеров — на 9 из 12 лучших «Салютов» — паруса были совершенно одинаковыми. Они пошиты по чертежам, разработанным николаевцем Г. Сариным: это те самые счастливые паруса, с которыми он выступал (и побеждал) на прошлых III соревнованиях в Кавголове и в ряде других гонок, которые он испытал во многих туристских походах (например, во время плавания вдоль берегов Белого моря — см. фото в сборнике №62).
Идя навстречу многочисленным пожеланиям туристов-водников, публикуем чертежи парусов Сарина, о которых уже можно сказать, что они проверены временем. При этом отметим, что их можно ставить не только на «Салюты», но и на другие туристские и прогулочные суда соответствующих размерений. Следует, однако, подчеркнуть, что пользоваться такими полноразмерными парусами в походах можно только при достаточном опыте и обязательно при наличии надежного патент-рифа на гике и закрутки стакселя. Кстати, то и другое, как можно было видеть в Кавголове, получило у туристов широкое распространение.
Грот чаще всего ставится на ползунах, реже применяются конструкции с ликпазом на мачте. Другие способы, например с кольцами-сегарсами, в этом году были мало популярны.
Стаксельное вооружение можно было видеть на одной из ленинградских байдарок, люнгстремовский сдвоенный грот — на одной московской. Большой интерес собравшихся вызвало парусное вооружение байдарки москвича В. Успенского: его грот очень похож на парус виндсерфера. С такого же типа парусом выступал и председатель московской парусной подсекции В. Перегудов. Просим его сказать читателям несколько слов о своих парусах:
— Убежден, что это перспективный для малых судов вариант. Шкаторины грота растянуты туго, пузо легко регулировать наклоном гибкой мачты. Парус без всяких лат имеет правильный профиль по всей высоте, так как прямой гик заменен двумя выгнутыми наружу уишбонами. Да, конечно, поднятый центр парусности несколько повышает требования к остойчивости...
При в общем-то довольно высокой площади парусов большую нагрузку испытывали шверцевые устройства. Были случаи выламывания шверцевой балки и поломки шверцев. Слабым местом неизменно оказывались крепления балки к фальшбортам (комингсам) и шверцев к балке. Видимо, сказываются не столько конструктивные недостатки, сколько использование случайных некачественных материалов. Некоторые гонщики использовали профилированные шверцы и рули.
Подавляющее большинство мачт составляли дюралевые тонкостенные, имеющие краспицы с ромбовантами. На нескольких байдарках были поломки таких мачт в нижней части — ниже ромбованты. По-видимому, следует рекомендовать нижнее колено делать из трубки большего диаметра.
Можно смело сказать, что в целом поломок на последних гонках в Кавголове было значительно меньше, чем на наших первых встречах в Лосево. Стоит подчеркнуть, что в этом совершенствовании техники немаловажную роль сыграл обмен опытом и проверка ее на соревнованиях.
О многокорпусных судах, стартовавших в Кавголове, рассказывает автор конструкции тримарана-победителя (узкая «RZ» с двумя длинными и узкими поплавками) москвич С. Козлов:
— Выступления в Кавголове и особенно у нас — на Московском море говорят за то, что пришла пора шире популяризировать байдарки «с вынесенными элементами плавучести». Туристы все чаще применяют такой способ сделать байдарку более остойчивой и быстроходной. Вот посмотрите тримаран В. Канюкова из нашей команды. Четыре 2-рублевых детских «бревна» и простейшая рама из дюралевых трубок, а получилось легко управляемое и очень надежное, остойчивое судно. Мы его использовали в качестве спасательного на 40-километровой маршрутной гонке; на нем очень удобно ходить в одиночку. На моем тримаране мы пошли на некоторое усложнение конструкции (общий вес — 70 кг), чтобы сделать раму абсолютно жесткой, а парусное вооружение (12 м2) высокоэффективным. Поплавки выклеены из пер-хлорвиниловой пленки на «виниксе» и вставлены в чехлы; по образующим их пущены трубки-стрингера.
В заключение два небольших интервью.
М. Доябенко (Москва, Центр. лаборатория спасательной техники ОСВОДа): Нам было важно ознакомиться с опытом, накопленным туристами-парусниками. Сейчас мы разрабатываем чертежи новых серийных байдарок — уже с учетом возможности их использовании под парусами, готовим типовое байдарочное парусное вооружение для заводского выпуска. Со всех этих точек зрения встреча в Кавголове оказалась очень полезной, мы даже не ожидали, что встретим здесь столько интересного!
С. Парфенов (Москва, ЦС по туризму): Очень приятно, что с каждой новой встречей ощутимо повышаются и уровень организации соревнований, и надежность вооружения, и спортивное мастерство участников. Расширяется география, растет массовость нового вида соревнований по технике водного туризма под парусами. Сегодня здесь значительно — на треть — больше участников, чем в прошлом году. Уверен, на «юбилейную» пятую встречу под флагом «Катеров и яхт» съедется еще больше Команд! Сейчас одна из главных задач — унифицировать правила соревнований. Надо, чтобы соревнования и в Ленинграде, и в Москве, и в Куйбышеве, и в Прибалтике проводились по одинаковым правилам. Конечно, очень просто написать в Положении, что гонки проводятся по Правилам Федерации парусного спорта СССР (ППС-73). Однако давно пора взять оттуда только то и именно то, что применимо на байдарочных гонках, и соответственно оформить! Будут единые правила — тогда можно будет говорить и о присвоении разрядов и т. п.