В предыдущем рассказе о борьбе за звание чемпиона мира по океанским водно-моторным гонкам (см. статью «60 очков Карло Бономи» в №53 сборника) сообщалось о тех трудностях, которые переживали устроители и участники этих интереснейших соревнований, обогативших современное катеростроение и производство двигателей для катеров целым рядом выдающихся изобретений и усовершенствований. Энергетический кризис и инфляция принудили спонсоров ряда крупнейших океанских гонок сократить свои взносы на призы и поддержку отдельных гонщиков, вызвали сомнение международного Союза водно-моторных гонок в перспективности океанских соревнований на сравнительно крупных гоночных катерах классов I и II, оснащенных тысячесильными двигателями.
Тем не менее спортивный международный календарь 1975 г. предусматривал около 20 зачетных гонок, в результате которых должен был определиться чемпион мира. Как всегда, соревнования на приз Сэма Грифитса начинались в Южном полушарии — в Аргентине, Уругвае, ЮАР, а затем вместе с весной переместились во Флориду и на Средиземное море. В мае, после традиционной гонки по маршруту Форт Лодердейл — Багамские о-ва, субсидируемой фирмой Баккарди (производитель рома), заговорили о новом претенденте на звание чемпиона мира — Ваппасе Франце — бразильском гонщике, уже третий год подряд одерживающем победы на южноафриканском континенте. Хотя в 1974 году он и не смог составить сильную конкуренцию двукратному чемпиону мира Карло Бономи по абсолютной скорости, но сумел набрать достаточное количество зачетных очков, чтобы занять третье место. На этот раз Бономи решил вступить в борьбу за титул позднее и отказался от выступлений в Южной Америке. Может быть, миланский банкир опасался оставить свои дела в столь острый для всех финансистов момент, несмотря на то, что обладал двумя одинаковыми «Сигаретами» — одной в Европе и второй для выступлений в Америке!
Но как бы то ни было, первая встреча Бономи с новым претендентом состоялась только 6 июня в традиционной гонке «Багама-500» по маршруту Форт Лодердейл — Нассау протяженностью 303 мили. Здесь стартовало всего 11 катеров и выиграл гонку 27-петний спортсмен из Флориды Хэл Салман на новом «сверхлегком» корпусе «Литл Сигарет». Вал пас Франц выступал на 11,6-метровом катере «Пангаре Гринго» — одной из последних гоночных моделей американской катеростроительной фирмы «Бертрам». В последние годы катера этой фирмы успешно конкурируют с «Сигаретами» Дона Аронау, ранее безраздельно господствовавшими на океанских гоночных трассах. Вплоть до финишной прямой бразильский гонщик шел вторым, но здесь один из двух установленных на его катере бензиновых гоночных двигателей «Кикхейфер Аэромарин» (рабочий объем цилиндров 468 куб. дюймов — 7,57 л; мощность при 6000 об/мин — 600 л. с.) стал работать с перебоями и Франц пропустил вперед гонщика из Гамбурга доктора Оскара Треста на однотипном катере «Бертрам-38».
Те же «Кикхейферы» подвели на этих гонках и Карло Бономи — он пришел к финишу седьмым.
Через месяц Бономи скова прилетает в Америку на старт второй зачетной гонки мирового чемпионета УИМ — бывшего Большого приза Хеннесси. Бывшего, потому что теперь он называется «Большой приз Бениханы»: шефом гонки стало объединение японских ресторанов в США «Бенихана». Дистанция гонки — 180 миль, старт принимают 14 кетеров «открытого» класса. Снова на финише первый Хэл Салман, второй — доктор Трест, Бономи приходит третьим. Но судьи не дают им положенной отмашки, так же как и двум последующим гонщикам — эксчемпиону США Сэнди Сатулло и Джеку Тушинскому. Оказывается, все они неправильно прошли дистанцию, обогнув не тот знак. Идущий шестым (он же оказался и последним финишировавшим участником, так как остальные катера сошли с гонок из-за поломок двигателей) Йон Варезе на катере с символическим названием «Ла Тортуга» — «Черепаха» долго не может понять знаков, которые ему делают пилоты вертолета телевизионной компании, сопровождающего катера. И только на берегу он узнает, что Кубок и приложение к нему в 14000 долларов достаются его экипажу — все водители первых пяти катеров дисквалифицированы...
Решающие события в борьбе за звание чемпиона мира должны были произойти в проливе Ла-Манш у берегов Англии на четырнадцатой по счету гонке Каус — Торки — Каус. К этим соревнованиям В. Франц приходит, набрав 44 зачетных очка в 6 гонках.
В Италии Карло Бономи выиграл IX гонки на приз Неаполя и гонку Виареджо — Бастиа — Виареджо (дистанцию 202 мили прошел с блестящей скоростью 103,7 км/ч).
На Британских островах также основательно готовились к кульминационному событию европейского водно-моторного сезона. Обстановка с топливом постепенно разряжалась, наметилось определенное оживление и среди владельцев океанских гоночных катеров старших классов I и II. Напомним, что это сравнительно крупные суда с открытым кокпитом или каютой, длина которых составляет от 6 до 13,5 м. На катерах класса I устанавливаются бензиновые двигатели с рабочим объемом цилиндров до 16 л и пи дизели объемом до 8 л; на катерах класса II соответствующие объемы должны быть вдвое меньше. Правда, вновь построенных к сезону катеров среди ожидаемых участников гонки не оказалось, зато модернизировались суда, увенчанные лаврами в прошлые годы. Для известного гонщика Ч. Гилла была закуплена в США 36-футовая «Сигарета», на которой в 1973 г. доктор Магун завоевал звание чемпиона АРВА (Американский союз водно-моторных гонок). Катер лолучил новое название «Ай лайк ит ту» и двигатели «Шевроле» с рабочим объемом 7,57 л, форсированные для океанских гонок.
Среди претендентов на победу называли и алюминиевый катер «Уно Эмбасси», построенный 4 года назад по проекту английского гонщика и конструктора Дона Шеда. Это — одна из последних гоночных моделей, построенная из легкого металла — сейчас подобные катера строятся исключительно из стеклопластика. Корпус «Уно Эмбасси» напоминает знаменитые «Дельты» Ренато Леви, имеет обводы «глубокое V» с углом килеватости днища на транце 22°; длина его 11,5 м при ширине 2,44 м. Шед и до сих пор считает, что алюминий позволяет получить более высокую удельную прочность конструкции (отношение разрушающей нагрузки к ее весу), чем стеклопластик. Толщина обшивки днища катера составляет 4,8 мм, все соединения сварные. На бортах применены более тонкие (3,3 мм) листы, приклепанные к шпангоутам. Жесткость бортов обеспечивается за счет продольных высадок — гофров. Благодаря этой тщательно продуманной конструкции вес катера составляет всего 3,4 т.
На «Уно Эмбасси» были установлены новейшие бензиновые 8-цилиндровые двигатели с V-образным расположением цилиндров и электронным впрыском топлива «Кнкхейфер-Аэромарин». Максимальная суммарная мощность в 1220 л. с. позволила катеру развить на мерной миле скорость около 150 км/ч. Запас горючего 1200 л хранится в шести резиновых мешках, закрепленных по бортам судна. В гонках повышенной дальности используется дополнительная алюминиевая цистерна в моторном отсеке.
В отличие от большинства американских гоночных катеров, экипаж «Уно Эмбасси» защищен ветроотбойным хорошо обтекаемым козырьком из плексигласа. Водитель и его помощник сидят в передней части кокпита, отделанного по периметру мягкой пружинящей обивкой. Третий член экипажа, выполняющий обязанности штурмана, располагается за их спинами и имеет в своем распоряжении отдельный компас. В гонке водитель управляет рулем, следуя по курсу, указанному штурманом, манипулирует ручкой газа и реверса. Его помощник следит за приборами, контролирующими работу двигателей, управляет дифферентом катера с помощью транцевых плит, следит за оптимальным углом наклона угловых колонок на транце. Кроме транцевых плит катер Шеда снабжен еще носовой дифферентной цистерной объемом 0,25 м3, которая при необходимости может быть заполнена за счет скоростного напора через водозаборник, вмонтированный в одну из транцевых плит. Опорожняется она в считанные секунды через сливной клапан, установленный в днище. Угловые колонки снабжены гидравлической системой поворота, облегчающей управление штурвалом.
Приборная панель катера напоминает самолетную: здесь расположены двойной комплект (для каждого двигателя) указателей давления и температуры масла, температуры охлаждающей воды, давления в топливной системе, указатель дифферента катера и угла наклона колонок, спидометр и компас.
Среди гоночных катеров класса II к фаворитам относили «Пентхауз, Инверхауз» Кэйта Далласа — не что иное, как прошлогодний «Виггинс Тип» — 10,3-метровый катамаран фирмы «Когуар», на котором Даллас занял третье общее место в гонке Каус — Торки — Каус (К-Т-К), опередив многие более мощные катера I класса. Изменение названия вызвано сменой покровителей Далласа — сейчас ими стали журнал «Пентхауз» и фирма «Инверхауз», выпускающая шотландское виски. Как и в прошлом году, на каждом корпусе катамарана стояли по два подвесных мотора «Меркюри» мощностью по 150 л. с.
И, конечно, к этим состязаниям готовился неизменный участник океанских гонок у берегов Англии, хотя и не претендующий на главные призы, — экспериментальный газотурбинный катер «Мисс Эмбасси», построенный в 1973 г. также по чертежам Доне Шеда. За штурвалом — Томми Сопвич. От результата, который должна была показать «Мисс Эмбасси», зависела дальнейшая судьба океанских гоночных катеров с газовыми турбинами. Ведь этот класс был введен Королевской гоночной ассоциацией в качестве экспериментального в 1972 г. сроком на три года. В случае, если бы газотурбинные катера получили достаточное распространение за это время, в 1976 г. они были бы допущены к гонкам на общих основаниях с катерами, снабженными поршневыми двигателями. Однако за это время только «Мисс Эмбасси» изредка показывала высокие результаты в гонках. Два других турбинных катере, построенных в Англии, даже не смогли финишировать ни в одной из гонок, в которых они принимали участие, из-за постоянных поломок механизмов. Будет ли продлено существование экспериментального класса, или газотурбинные гоночные катера на трассах океанских гонок уйдут в историю!
Как всегда, генеральной репетицией перед К-Т-К стала 150-мильная гонка «Приз Нидлес», проводимая в два круга по кольцевой дистанции между Портлендом и мысом Нидлес. Эта гонка также является зачетной в мировом чемпионате по океанским гонкам. 17 августа на старт вышли 15 катеров и среди них — все главные претенденты на победу в предстоящей К-Т-К-75. Сразу же со старта вперед устремился бело-голубой «Драй Мартини» Бономи, буквально не транце у него завис «Уно Эмбасси» Дона Шеда. Бразилец Франц отстал от них на доли секунды, но старался выжать все из мощных машин, чтобы опередить эксчемпиона.
Море было спокойно, лишь с юго-запада шла пологая зыбь — напоминание о прошедшем вчера шторме. Серая дымка вскоре скрыла ушедшие на трассу катера — видимость не превышала полутора миль. А через час от поворотного буя пришло первое известие: огибая его по крутой циркуляции, Дон Шед внезапно сбросил газ. Теперь вторым пошел «Панrape Гринго» Франца. Лишь после финиша, к которому «Уно Эмбасси» пришел четвертым, удалось выяснить причину его низкой скорости: на повороте катер сильно тряхнуло и Дона Шеда пронзила резкая боль в спине. Уже три года, как гонщик выступает несмотря на поврежденный позвоночник, и вот травма напомнила о себе.
Но Франц недолго продержался вторым. Грохот и дым, вырывающийся из моторного отсека, стали сигналом того, что на одном из двигателей оторвались глушители. Теперь за Бономи помчался Чарлз Гилл на «Ай Лайк ит ту» — чемпионском катере «дока» Магуна. Обгоняя катер за катером, лидеров настигает и Кзйт Даллас на своем «Когуаре» с четырьмя «подвесниками», но поломка рулевого устройства заставляет гонщика прекратить борьбу за призовое место.
Бономи уже финишировал, а его соперники еще продолжали бороться, правда, не друг с другом, а со своей техникой. Буквально в миле от финиша в один из двигателей на катере Гилла начинает поступать вода из пробитого водо-масляного холодильника, и Франц на «Пангаре Гринго» опередил его и финишировал вторым, добавив 6 очков в свою чемпионскую копилку. Пятой к финишу через 15 минут после «Уно Эмбасси» пришла единственная участница гонок— Энн Крэксфорд на катере «Ай Лайк ит» (бывшем «ХТС» — победителе гонок Лондон — Монте Карло). Ей же досталось и первое место в классе II.
В следующее воскресенье 24 августа 33 катера приняли старт в центральной гонке европейского водно-моторного сезона Каус — Торки — Каус протяженностью 199 морских миль. Устроители гонок — газета «Дэйли Экспресс» и табачная фирма «Уиллс» вследствие затруднений с топливом в стране вынуждены были сократить дистанцию по сравнению с прошлыми годами на 37 миль. Уменьшилась и сумма, отпущенная ими на главные призы, хотя она все же составила внушительную цифру в 10 000 фунтов стерлингов. Для того чтобы сделать соревнование более зрелищным и интересным в навигационном отношении, трасса, как обычно, была проложена частично вдоль побережья трех графств Южной Англии — Хэмпшира, Дорсета и Южного Девона, старт и финиш предусматривались в заливе Солент у острова Уайт. Гонщики должны были дважды пересечь открытый для ветров юго-восточной четверти залив Лайм-Бэй шириной около 45 миль.
А прогноз, данный синоптиками на день гонок, был неутешительный— предсказывали 5-балльный ветер и сильную волну от юго-запада. Участники особенно тщательно готовили свои катера и их двигатели — ведь гонки должны были состояться при любой погоде. До позднего вечера в субботу механики возились в «Сигарете» Бономи, ночью переносные лампы освещали машинное отделение катера «УФО-2» англичанина Н. Барклая, не спал и Кэйт Даллас, копаясь в своих четырех 150-сильных «Меркюри».
Наутро, как это часто бывает, прогноз не оправдался, слабый ветер и невысокая волна на трассе гонок позволяли гонщикам идти на максимальных оборотах двигателей. Сотни катеров и яхт, заполненных зрителями, вышли в Солент, оставив лишь узкий проход для гоняющихся судов. Прямо со старта в острую борьбу включаются около десятка претендентов на призовые места. Первым стартовый створ пересекает «Уно Эмбасси» с Доном Шедом за рулем и владельцами катера — состоятельным магнатом Гарри Хайэмом и 63-летним Ронни Хором (экспортер фирмы «Роллс-Ройс») в качестве помощника и механика. За ним следуют два итальянца — Джулио Анжелис на своем «ЕРАФ» (это «Сигарета» «Блэк Торнадо» экс-чемпиона мира Винченцо Балестриери, а новое название Анжелис дал по инициалам имен своих четырех сыновей) и Карло Бономи. Следующую группу возглавила газотурбинная «Мисс Эмбасси».
В последнюю минуту перед стартом 40-футовая «Сигарета» «УФО-2» подошла к берегу, чтобы исправить неполадку в топливной системе. И когда лидеры уже поворачивали на генеральный курс гонки, Барклай снова устремился к старту. И опять неудача! С берега видели, как катер вдруг резко накренился почти на 90°, в кокпит хлынула вода. Это сломалось рулевое управление и мощные колонки на полном газу развернулись на борт... А англичане возлагали такие большие надежды на это судно — ведь это знаменитый «US1», второй «чемпионский» катер Роберта Магуна, на котором он взял приз за рекордный океанский переход из Майами в Нью-Йорк в 1974 г.
Позже большие и малые поломки в механизмах растягивают гонщиков по трассе, а некоторых заставляют прекратить соревнования вообще. Через 40 минут на одном из «Аэромаринов» Анжелиса прогорел поршень, то же произошло на середине трассы и с «Меркюри» на катамаране «Пентхауз, Инверхауз» и оставшийся путь Кэйт Даллас шел на трех моторах. Но пожалуй, наибольшее беспокойство Далласу доставило на первом этапе соперничество нового, как всегда экстравагантного по дизайну и конструкции, катера Ренато Леви «Архидьяволо». У этого катера настоящий трехточечный корпус, наподобие рекордных глиссеров, которые, как правило, гоняются только на спокойной воде закрытых озер или рек. Основу конструкции (кстати, длина корпуса 11,5 м) — составляет широкая платформа, служащая помимо всего прочего для аэродинамической разгрузки катера. В носовой половине платформы к ней пристроены два коротких и узких корпуса, как у катамарана, а в корме имеется средний корпус с обводами глубокое V. В этом корпусе размещен 450-сильный бензиновый двигатель «Вулкан» с V-образным распаложением 8 цилиндров. Вся мощность передается на один гребной винт, работающий в полупогруженном режиме. В среднем же корпусе оборудован и кокпит для водителя и механика, которые вследствие недостатка места по ширине лодки сидят в затылок друг другу. Этот катер легко было отличить по гигантскому «петуху», вырывающемуся от гребного винта, и низкой посадке, характерной для гоночных глиссеров. «Архидьяволо», ведомый итальянским гонщиком, висел на корме у «Пентхауза», пока не сломался один из клапанов на «Вулкане» и «чудо-катер» Леви не сошел с дистанции.
Три катера — «Пангаре Гринго», «Драй Мартини» и «Уно Эмбасси» составили лидирующую группу на обратном пути из Торки. Шед и Бономи затеяли своеобразную игру в «кошки-мышки» с Францем. Зная, что у того более тяжелый катер, они пропустили бразильца вперед и берегли свои машины, рассчитывая на форсаж на последних 15 милях в закрытом от волны Соленте. Но вот катера прошли уже половину этого расстояния, а Франц все еще впереди более чем на минуту. Напрасно Бономи выжимал до предела рукоятки газа — правая машина «Драй Мартини» никак не хотела поднимать обороты, а скорость катера со 160 упала до 140 км/ч. Поздно, слишком поздно!
Опасался за свои двигатели и Дон Шед. Стоило ему слегка сбросить обороты — до 4000 об/мин, — как в одном из них обнаруживался «провал» в зажигании. Хорошо, что море было спокойно и «Уно Эмбасси» мог идти все время выше этого предела и на последних пяти милях все-таки обогнать «Пангаре Гринго».
Накал гонки был так велик, что все три катера превысили установленный в прошлом году Карло Бономи рекорд для К-Т-К — 123,7 км/ч. Новый рекорд Дона Шеда — 134,5 км/ч — свидетельствует о качественном росте техники, участвующей в этих соревнованиях, несмотря на некоторое снижение количества катеров в океанских гонках последних лет.
Всего на 9 секунд отстал от Шеда Валли Франц — теперь уже новый чемпион мира. Шесть очков за второе место обеспечили ему достаточный запас перед ближайшим и самым опасным соперником — Карло Бономи. Как и в прошлом году, чемпионат мира по океанским гонкам закончился в Каусе, хотя впереди еще были четыре зачетные гонки в Европе и США.
Газотурбинная «Мисс Эмбасси» была на финише шестой, отстав от «Драй Мартини» на 5 минут, но, как всегда, в списке результатов это экспериментальное судно не значилось, и под шестым номером официально был зарегистрирован катамаран Кэйта Далласа, показавший «скромную» среднюю скорость 100 км/ч. На берегу Даллас решительно заявил, что в следующем году оснастит свое судно четырьмя новыми моторами «Меркюри», но уже мощностью по 175 л. с. Так что катамаран останется в пределах класса II по общему рабочему объему двигателей (8 л), но получит еще дополнительные 100 л. с. мощности. Финансовые затраты предстоят значительные и, кто знает, под каким названием выйдет на трассу этот катамаран в текущем году.