I. Афины. 1886 г.
В парусном спорте господствовали в то время иные порядки: устанавливались денежные награды за участие в гонках, нанимались профессиональные команды, заключались пари. Владельцы яхт крайне редко сами вставали ка руль. При подготовке I игр выяснилось, что парусный спорт еще не имеет ни какой-либо международной организации, ни единых правил соревнований и классификации. В программу игр пришлось включать не гонки, а только парад яхт.
Собралось множество самых различных судов. Относились к этому необычному и новому мероприятию владельцы яхт (как правило, богатые люди, прибывшие в Грецию полюбоваться зрелищем) по-разному. Среди участников будущего парада разгорелись такие споры, что проведение его оказалось под угрозой. Примирить всех удалось погоде: разыгрался шторм, парад был отменен.
II. Париж — Гавр. 1900 г.
Неудача заставила организаторов сделать необходимые выводы. Во Франции плавания на яхтах к тому времени были развиты достаточно широко и носили спортивный характер: здесь уже действовали правила обмера и классификации яхт.
В олимпийской регате в Гавре приняли участие большие килевые яхты, представлявшие 4 наиболее популярных класса. В самом крупном — с гоночным баллом свыше 10 м — стартовали только 3 французские яхты; их экипажам и были вручены большие олимпийские медали. В 10-метровом классе выступали экипажи из Англии, Франции и Германии; в 8-метровом — из Англии и Франции, в 6-метровом — из Швейцарии и Германии. Несмотря на столь скромную конкуренцию (всего стартовало 10 яхт), каждый экипаж получил ту или иную медаль.
Участники и Олимпийский комитет не были удовлетворены такой организацией дела: начались переговоры, затянувшиеся на несколько лет. Наиболее жаркие дебаты разгорелись вокруг того, какую формулу выбрать для обмера яхт.
III. Сент-Луис, США. 1904 г.
К началу III Олимпиады (1904 г. Сент-Луис. США) к согласию еще не пришли, парусный спорт на ней представлен не был.
После долгих споров 13 европейских стран приняли так называемую «международную линейную формулу» и утвердили 11 международных классов яхт, из которых 8-, 6- и 5-метровые были рекомендованы в качестве олимпийских. Новая формула определяла способ обмера корпуса и парусов, устанавливала минимальное водоизмещение килевых яхт. Были приняты и международные правила гонок (которые, однако, не коснулись злободневного вопроса о возможности участия профессиональных экипажей). Самым существенным итогом переговоров явилось создание в 1907 г. Международного союза парусных гонок (ИЯРУ) с резиденцией в Лондоне.
IV. Лондон — Северное море. 1908 г.
Программой предусматривались соревнования на яхтах 5 международных классов с гоночным баллом 15, 12, 8, 7 и 6 м, причем в каждом могли стартовать по 2 экипажа от одной страны. Проводились 3 гонки, занятые места определялись по сумме очков. Участвовало 13 экипажей из 6 стран. В кл. 15 м не было заявлено ни одной яхты. В кл. 7 м на старт вышло лишь одно английское судно, которому за трехкратный проход дистанции и была присуждена золотая медаль, в кл. 12 м должны были гоняться 2 английские яхты, но экипажи их недавно провели между собой гонки на заливе Клайд и теперь по результатам этих гонок, без выхода на олимпийскую дистанцию жюри присудило им золотую и серебряную медали. Лишь в кл. 8 и 6 м проводились настоящие гонки — стартовало по 5 яхт.
Хозяева игр завоевали 6 медалей из 9. Такой результат вызвал протесты, в следующей парусной регате Олимпиады Англия не участвовала (как и Германия — из солидарности).
V. Стокгольм — Нюнесхами. 1912 г.
В гонках в зал. Нюнесхамн участвовало 20 экипажей из Франции, Норвегии, Швеции и впервые — из Дании, Финляндии и России1.
Впервые в каждом из 4 классов (12, 10, 8 и 6 м) стартовало не менее 3 яхт, а в 8- и 6-метровых — даже по 6. Впервые проведение парусной части Олимпиады не вызвало сколько-нибудь серьезных нареканий. Каждая страна выставляла по 2 экипажа в классе, но проводились не 3, а 2 гонки.
Норвегия получила 2 золотые медали, Франция и Швеция — по одной. Русский экипаж яхты «Гаппия-2» завоевал бронзовую медаль.
VI Олимпийские игры должны были проводиться в 1916 г., но не состоялись из-за I мировой войны.
VII. Антверпен — Остенде. 1920 г.
Информация об изображении
На VII Олимпиаде впервые участвовали яхты-монотипы; это были 12-футовые швертботы-одиночки
Парусная часть VII Олимпиады проходила в Остенде из Ла-Манше. К этому времени в парусном спорте произошли известные перемены: в 1919 г. ИЯРУ принял новую формулу обмера и допустил к гонкам 4 новых класса яхт — 2 для закрытых вод и 2 класса беспалубных килевых яхт. Однако в условиях первых послевоенных лет реализовать эти правильные решения оказалось чрезвычайно трудно. В конце концов для популяризации Олимпиады и расширения круга участников допустили к гонкам 5 старых классов (12, 10, 8, 7 и 6 м) и столько же новых (R-классы 12, 10, 8, 6,5 и 6 м), а также 2 класса шхерных крейсеров (с площадью парусности 40 и 30 м2) и два класса швертботов (длиной 18 и 12 футов).
На VII Олимпиаде впервые участвовали яхты-монотипы; это были 12-футовые швертботы-одиночки
На старт вышло всего 24 яхты в 14 (!) классах, причем 11 экипажей выставила Норвегия. Представительными были гонки только в кл. R6, в которых оспаривали победу 4 экипажа. 7 золотых медалей жюри присудило опять-таки за преодоление олимпийской дистанции без всякой борьбы — в одиночку — из-за отсутствия конкурентов. В итоге медали получили все экипажи, кроме одного (бельгийского), героем дня автоматически оказалась Норвегия: 11 медалей! Такие скандальные результаты привели к необходимости срочно пересмотреть принципы организации регат, как-то оздоровить отношения, сделать соревнования истинно спортивными. Следовало ограничить участие огромных дорогостоящих яхт, обслуживаемых профессионалами, поддержать яхтсменов-любителей, выступающих на небольших более доступных яхтах, гарантировать равные шансы участникам.
VIII. Париж (Мепен) — Гавр. 1924 г.
К гонкам было допущено всего 3 класса яхт, причем от каждой страны мог быть выставлен только 1 экипаж в классе. «Гонки» с участием одной-единствен-ной яхты отменялись вообще. Самым важным достижением было включение в программу гонок 12-футовых швертботов-одиночек французской постройки, которые предоставлялись участникам бесплатно. Это нововведение позволяло яхтсменам любой страны без больших затрат участвовать в регате, обеспечивало равные условия.
Гонки на 12-футовых монотипах проходили в Мелене (под Парижем), а на килевых яхтах кл. R8 и R6 — в Гавре. Стартовало 26 экипажей из 18 стран, из них почти половина — на монотипах. Организаторы располагали всего 8 такими швертботами, поэтому гонки пришлось проводить поэтапно; в финал вышли 8 сильнейших, победителем стал бельгиец Леон Гюйбрехтс (впервые участвовала женщина — швейцарка Ф. Мельер). Золотые медали в R-классах завоевали норвежские экипажи.
Регата в Гавре и Мелене впервые вполне отвечала принципам олимпийских состязаний, была хорошо подготовлена и проведена.
IX Амстердам — Зейдер-Зе. 1928 г.
В программу гонок на зап. Зейдер-Зе особых изменений внесено не было, но вместо французского монотипа был подготовлен другой класс — 12-футовый «динги» (одиночка), в котором выступало 20 яхтсменов. Поскольку яхт не хватило, здесь проводились отборочные гонки для выявления 10 финалистов. Победу одержал швед Свен Торел. Сенсацией была победа в 8-метровом R-классе французского экипажа во главе с Виржинией Эрио — первой и пока единственной женщиной, завоевавшей золотую олимпийскую медаль в парусных гонках2. В кл. R6 гонки, в которых участвовало 13 яхт, выиграл принц Олаф (будущий король Норвегии и почетный председатель ИЯРУ); на 2-м месте был датский экипаж, на 3-м — эстонский. Всего в регате стартовало 44 экипажа из 23 стран.
X. Лос-Анджелес — Сан-Педро. 1932 г.
Прибыло всего 22 экипажа из 11 стран — сказался глубокий экономический кризис. В программу были включены гонки килевых яхт в кл. R6 и R8, яхт-двоек «Звездного» класса и одиночек калифорнийского национального класса «Сноубёд», широко распространенного на Американском континенте.
В «Звездном» кл. стартовало 5 яхт. Золотую медаль получил Д. Грей (США), серебряную — К. Ратсей (Англ.), бронзовую — Г. Астер (Швеция). Гонки на «Сноубёд» выиграл француз Жак Лебрен. В Сан-Педро каждый яхтсмен получил монотип, поэтому отборочные гонки были отменены. Было проведено 7 гонок. Победителю гонки начислялось количество очков, равное числу стартовавших яхт; каждый следующий на финише получал на очко меньше; нуль получали яхты, которые не вышли на старт, сошли с дистанции, были дисквалифицированы. При такой системе зачета первой могла оказаться яхта, не выигравшая ни одной гонки.
В гонках кл. R6 от европейских государств участвовала только Швеция и завоевала золотую медаль (остальные жюри не присуждало). В кл. R8 были вручены две медали: золотая О. Черчиллю (США) и серебряная — представителю Канады.
XI. Берлин — Киль. 1936 г.
Специально для олимпийских гонок был разработан новый проект швертбота-одиночки «Олимпик», в Киле были построены яхтенный порт и олимпийский городок.
В 4 классах стартовало 59 экипажей из 26 стран. Система зачета была та же, что в Сан-Педро. В гонках на «Олимпиках» соревновалось 25 яхтсменов. Золотую медаль завоевал Д. Кагхелланд (Голл.), серебряную — В. Крогман (Герм.), бронзовую — Питер Скотт (Англ.) — впоследствии председатель ИЯРУ.
В кл. «Звездный» в гонках участвовало 12 яхт. Победу одержал П. Бишоф (Герм.), на 2-м месте был А. Лаурин (Швеция), на 3-м А. Маас (Голл.) В кл. R8 стартовало также 12 яхт. Золото получил итальянский экипаж (явного претендента на золото — экипаж Швейцарии дисквалифицировали, так как один из его членов был признан, причем заочно, профессионалом; в 1961 г. это дело было вновь рассмотрено ИЯРУ и решение 1936 г. отменено как несправедливое).
В кл. R6 стартовало 8 яхт. Золотой медали добился экипаж Бельвилля (Англ.).
XII и XIII Олимпийские игры (1940 и 1944 военные годы) — не проводились.
XIV. Лондон — Тор-бэй. 1948 г.
XIV Олимпийские игры состоялись уже после войны. В гонках в зал. Тор-бэй стартовали суда 5 олимпийских классов: — «Файрфляй», «Своллоу», «Звездный», «Дракон» и R6, причем яхты первых четырех были монотипами. Впервые были применены искусственные материалы — нейлон, дакрон и т. п. для изготовления парусов и такелажа, а также вспомогательное оборудование новых типов, намного повысившее эффективность работы экипажа. Организаторы гонок разработали современную схему олимпийской дистанции, длина которой соответствует величине и скорости яхт, ввели новую систему подсчета очков (из общей суммы очков за все гонки вычиталось количество очков, полученных за самую неудачную гонку).
В кл. «Файрфляй» стартовал 21 яхтсмен. Датчанин Пауль Эльвстрем получил здесь свою первую золотую олимпийскую медаль. В гонках «Своллоу» участвовало 14 яхт, победил Моррис (Англ.). В кл. «Звездный» гонялось 17 яхт, причем американцы удержали свое первенство. Среди 12 экипажей «Драконов» первенствовали скандинавские яхтсмены: золото завоевал норвежский экипаж Торвальдсена, серебро — шведский, бронзу — датский.
XV. Хельсинки. 1952 г.
Участвовало 92 экипажа из 29 стран и впервые — советские яхтсмены. Стартовали яхты 5 классов: «Дракон» (17 яхт), «Звездный» (21), R6 (11) и двух новых — R5.5 (15) и швертбот-одиночка «Финн» (28).
Очень напряженной была борьба в кл. «Дракон»; только в последней гонке из 7 определился победитель — норвежский экипаж Торвальдсена. Серебро выиграли шведы, бронзовую — экипаж ГДР, выступавший в составе общенемецкой делегации. В кл. «Звездный» олимпийским чемпионом стал А. Страупино (Ит.). Гонки на больших килевых яхтах R6 и R5,5 выиграли американские яхтсмены — Уайтон и Б. Ченс. В кл. «Финн» недосягаемым был Эльвстрем, снова завоевавший золотую медаль. Серебро досталось Ч. Курри (Англ.), бронза — шведу Рихарду Сарби (конструктору «Финна»).
XVI. Мельбурн. 1956 г.
Лишь 4 страны смогли представить экипажи во всех классах, большинство отправило только те экипажи, которые могли рассчитывать на успех. Участвовало 76 экипажей от 28 стран. Впервые был проведен контрольный обмер яхт и парусов (раньше было достаточно предъявления свидетельства). В Мельбурне уже не участвовали дорогие и тяжелые яхты классе R6, зато стало уже два класса швертботов — «Финн» и «Шарпи» с площадью парусности 12 м2. Стартовали 20 «финнистов» и в третий раз победил Эльвстрем, серебро завоевал бельгиец Непис, бронзу — Мэрвин (США). В кп. «Шарпи 12 м -», распространенном в основном в Австралии и Новой Зеландии, первым был новозеландский экипаж Мэндера. В гонках «Драконов» на старт вышло 16 яхт, первенство удержали скандинавские яхтсмены: золотую медаль завоевал Болин (Шв.), серебро — Бернтсен (Дан.). На «пятерках» сильнейшим оказался экипаж шведа Торна.
XVII. Рим — Неаполь. 1960 г.
Информация об изображении
Победители XVII Олимпиады в классе «Звездный» Тимир Пинегин (слева) и Федор Шутков
На 15 олимпийских медалей претендовало 138 экипажей из 46 стран. В составе классов единственным изменением была замена «Шарпи 12 м2» новым быстроходным швертботом «Летучий Голландец».
Победители XVII Олимпиады в классе «Звездный» Тимир Пинегин (слева) и Федор Шутков
В кл. «Звездный» (26 яхт) борьба была чрезвычайно острой. Советские яхтсмены—Тимир Пинегин и Федор Шутков получили первые золотые медали в этом виде спорта. В кл. «Финн» очередную олимпийскую победу одержал Эльвстрем, опередивший 35 соперников; серебряную медаль выиграл А. Чучелов. Успешным оказался дебют А. Шелковникова в кл. «ЛГ»: почетное 6-е место из 26 (победил молодой норвежец Педер Лунде).
Сильнейшим в кп. «Дракон» был греческий экипаж принца Константина, среди «пятерок» (19 яхт) — американский во главе с О'Деем.
Парусные регаты Олимпиад стали действительно состязаниями мирового масштаба.
XVIII. Токио — Эносима. 1964 г.
В гонках в зал. Эносима участвовало меньше экипажей — 109 из 42 стран. Количество и состав классов яхт остались без изменения. Гроза «финнистов» (38 яхтсменов) Эльвстрем на этот раз был запасным, и Дания завоевала лишь бронзу. Золото досталось В. Кувайде из ФРГ. В кл. «Дракок» первым был экипаж Бернтсена (Дан.), в «Звездном» — Ноульса (Багамы); экипаж Пинегина потерпел неудачу из-за поломки мачты (5-е место). В кл. R5,5 золото завоевал Нортхем (Австралия). Среди «голландцев» первенство завоевал Уэллс (Нов. Зел.); экипаж А Шелковникова оказался на 5-м месте.
XIX. Мехико — Акапулько. 1968 г.
В Мексику прибыло 123 экипажа из 41 страны. Гонки проводились в заливе, защищенном горами от океанских волн и ветров. Температура воды достигала 34°, воздуха — 40° в тени. Нелегко было приспособиться к таким условиям!
Меньше всего экипажей стартовало в кл. R5,5 — только 14; золотую медаль завоевал Сунделин (Шв.). В кл. «Дракон» соревновались 23 экипажа, первые три места заняли США (Фредерикс), Дания и ГДР (Боровски). В «Звездном» стартовало 20 яхт, состязания были чрезвычайно острыми; золото досталось экипажу Норгса (США), серебро — Лунде (Норв.), бронза — Ковалло (Ит.). Экипаж Эльвстрема был на 4-м месте, Пинегина — всего лишь на 16-м. Из 30 экипажей «голландцев» первым оказался экипаж Паттисона (Англ.). Особенно напряженно проходили состязания «финнистов»; золотую медаль завоевал Валентин Манкин, опередивший 36 соперников. Серебро досталось австрийцу Раудашлю, бронза — итальянцу Альбарелли.
Подсчет очков проводился по новой системе: победу давала наименьшая сумма очков за семь обязательных гонок, из которой выбрасывался результат самой неудачной гонки. За 1-е место засчитывался 0, за 2-е — 3 очка, за 3-е — 5,7, за 4-е — 8, за 5-е — 10, за 6-е — 11,7 и за каждое последующее — 6 очков больше от занятого очередного места.
В Акапулько в последний раз стартовали яхты R5,5 — единственного из олимпийских классов, который не был монотипом.
XX. Мюнхен — Киль. 1972 г.
Прибыло 152 экипажа из 42 стран. К гонкам были допущены 6 классов. В самом старом олимпийском классе — «Звездном» стартовало наименьшее число судов (18); первенства добился Форбес (Австрал.), наш экипаж Б. Будникова занял 9-е место. В кл. «Дракон» (23) золотую медаль получил Кунео (Австрал.), серебро — Боровски (ГДР); экипаж Б. Хабарова был 14-м. В кл. «ЛГ» (29) первое место занял знаменитый английский яхтсмен Паттисон; В. Леонтьев был 6-м. Первым среди 35 «финнистов» стал француз С. Мори, вторым — грек И. Хатципавлис, третьим — советский яхтсмен Виктор Потапов.
В новом классе «Солинг» за олимпийские медали боролось 26 экипажей. Золотую медаль завоевал Мельджес (США); Т. Пинегин вышел на 7-е место. Во втором новом классе — «Темпест» стартовал 21 экипаж. Здесь золотым медалистом стал Валентин Манкин; серебряной медали добился А. Уоррен (Англ.), бронзовой — В. Кувайде (ФРГ).
Современные олимпийские классы яхт
Примечания
1. См. статью Ю. А. Пантелеева «Стокгольм, год 1912» в сборнике №45. Об олимпийских регатах можно прочитать в кн. Ю. Н. Батюшкова и М. П. Липского «Паруса над заливом» (М., «Советская Россия», 1961).
2. Виржиния Эрио пользовалась большой известностью благодаря своим океанским плаваниям. До Олимпиады она 49 раз участвовала в различных гонках, причем 23 раза одерживала победы. За олимпийскую медаль была награждена орденом Почетного легиона. Была крестной матерью многих французских кораблей, шефом офицерской морской школы. Знаменитая яхтсменка скончалась во время гонок — на палубе своей яхты «Ле Эль».
В 1936 г. в Каннах открыт памятник Эрио, стал разыгрываться кубок ее имени в кл. R8; с 1963 г. на Лазурном берегу ежегодно проводится международная регата в кл. «Дракон», победителям которой вручается переходящий Кубок Виржинии Эрио.