Информация об изображении
День торжественного открытия был единственным дождливым днем за время гонки
Обычно, составляя программу очередных соревнований на Кубок Балтики, оргкомитет уже по традиции предусматривает для подстраховки резервные дни. И каждый раз этот резерв остается неиспользованным. Из года в год усложняется трасса гонки, растет число участников, но яхты чаще всего проходят дистанцию с пунктуальностью пассажирских лайнеров — день в день. Слышны даже упреки в адрес организаторов — мол, слишком благоприятное выбрали они время для соревнований, ветер чаще всего попутный!
День торжественного открытия был единственным дождливым днем за время гонки
Что ответить на эти упреки? То, что на финише с каждым годом становится все теснее, что все меньше аутсайдеров не укладывается в контрольное время, — это, прежде всего, показатель возросшего мастерства экипажей, умения капитанов ориентироваться в морской обстановке. Очередные V гонки на Кубок Балтики могут служить тому убедительным свидетельством.
Старт в этом году приняло 75 яхт (из них 47 ленинградских, 12— из Латвии. 7 — из Эстонии, 4 — из Литвы, 3 — из Москвы и 2 — из Выборга). Ракета, открывшая яхтам выход в море, была дана в 17 часов 28 июня. Используя умеренный норд-ост, яхты с попутным ветром — под спинакерами — устремились к острову Гогланд, расположенному где-то на середине дистанции I этапа гонки Ленинград — Таллин. В полночь, однако, ветер начал свежеть. Вскоре и самые азартные гонщики вынуждены были отказаться от спинакеров, а затем и от генуэзских стакселей, но и с уменьшенной парусностью яхты шли со скоростью до 9 узлов, порою по мачту зарываясь в 3-метровую волну.
Наше судейское судно, снявшееся с якоря спустя 4 часа после старта, смогло настичь основную группу яхт только у Гогланда, а вот лидера гонки — катамаран «Центаурус» удалось «догнать» лишь в Таллине, да и то мы пришли уже после того, как он финпшировал. Этот катамаран прошел всю дистанцию I этапа за 16,5 часа со средней скоростью 11,35 узла. В принципе он мог финишировать еще раньше, но в пути произошла задержка: от вибрации на волне отдались стопора рулей. Пришлось убрать паруса и лечь в дрейф, чтобы можно было опуститься в воду и устранить неисправность. Ночью, на большой волне это и трудно и рискованно, но другого выхода у экипажа не оставалось...
Первой из килевых яхт с большим отрывом от соперников в Пириту вошла «Русь» — лидер 1 группы, яхта польской постройки (типа «Арктурус»).
Как и в предыдущие годы, наиболее острая борьба разгорелась среди 45 яхт самой многочисленной II стартовой группы. Лидеры менялись на протяжении всей дистанции; только уже на подходе к Таллину, у маяка Кери определилась лидирующая тройка во главе с ленинградской «шестеркой» «Амур». Капитан Г. В. Лобыничев, проигрывавший основным соперникам на первой половине путп — у Гогланда «Амур» был примерно десятым, — на подходе к маяку Мохни, когда начало штилеть, сумел, приблизившись к берегу, использовать береговой бриз и обойти заштилевшие яхты, которые держались мористее. Придерживаясь бриза, «Амур» оставил остров Прангли по правому борту и тем еще более улучшил свое положение.
За «Амуром» финишировали «Кама», «Рига», «Кареджи» и другие яхты, известные читателям как призеры соревнований предыдущих лет. В этой группе лидеров не оказалось только яхты Л6 «Паллада», дважды завоевывавшей приз Балтийского морского пароходства за победу на I этапе. На этот раз чутье изменило ее капитану — А. А. Никитину: стараясь прикрыться островом Гогланд от волны, он держался мористее других и утром заштилел так, что пропустил мимо себя, по крайней мере, двадцать пять судов (финишировал только 32-м!). Так уж случается в крейсерской гонке: «упустил» ветер — потеряны не минуты, а многие часы. Достаточно сказать, что разрыв между первой и последней финишировавшей яхтой II стартовой группы составил 12 часов на участке 190 миль.
В III группе основное ядро составили 9 польских «Таурусов» и 5 «однотонников» отечественной постройки. Первыми на финале были «Таурусы»: «Королева ужей», «Фрегат». «Вирго», «Нептун». Призеры прошлого года «Эрос» и «Курса» оказались лишь 6-м и 10-м.
Гавань Пириты быстро заполнялась яхтами. Плотными рядами ошвартовывались они к причалам; последним пришлось вставать «вторым» ярусом, их экипажи проходили на берег через впереди стоящие суда.
Как и в прошлом году, II этап Таллин — Клайпеда был наиболее сложным. Дистанцию предстояло пройти в основном вне видимости берегов и так. чтобы обогнуть судейское судно, вставшее на якорь в 13 милях от маяка на шведском острове Вугшер, расположенного у входа в Ботнический залив. 77 миль отделяло эту точку поворота от острова Осмуесар и 120 — от южного берега или порта Вентспилс. Определять свое место в открытом море предстояло при помощи секстанов или радиопеленгаторов (фирменный японский радиопеленгатор был только на «Гренаде»; остальные капитаны приспособили стандартные транзисторные приемники с направленными антеннами).
Чтобы избежать аварийной обстановки на старте, его решили дать раздельным. 1 июля точно по графику с Таллинского рейда ушли в море яхты I стартовой группы, а затем, с интервалами по 10 минут, II и III групп. Катамаранам (IV группа), чтобы уменьшить их отрыв на финише, старт дали еще тремя часами позже.
Подхваченные 3-балльным попутным ветром, яхты под спинакерами легли на выбранный курс. Самым надежным способом достичь точки поворота было идти рекомендованным фарватером на северную оконечность Осмуссара, откуда, определившись в последний раз по маяку, делать скачок поперек Балтийского моря. Более прямой путь вел от острова Найссар, но здесь определяться последний раз по видимому ориентиру приходилось гораздо раньше — по маяку Пакри. Этот короткий путь избрали капитаны, уверенные в своей штурманской подготовке, и те, кто мог рассчитывать на приборы. Как бы там ни было, армада яхт оказалась разбросанной на добрый десяток миль по ширине уже в районе маяка Пакри. Несмотря на довольно умеренный ветер, скорость яхт достигала 6 узлов: все, кроме катамаранов, шли под спинакерами. Светило солнце, паруса стояли устойчиво, экипажи загорали на палубе.
К вечеру начало штилеть. Тихая погода держалась всю ночь, изрядно вымотав душу капитанам, старавшимся не пропустить ни малейшего усиления ветра. Зато с рассветом подул свежий норд-вест: теперь стало но до спинакеров! Втугую выбрав шкоты, экипажи с трудом выдерживали генеральный курс. В особенно тяжелом положении оказались те яхты, которые шли ближе к южному берегу: одним галсом, даже самым крутым, на точку поворота им было не выйти.
Теперь многое зависело от точности определения своего места. В ход пошли секстаны и радиопеленгаторы, «голландские» лаги и эхолоты. И надо отдать должное капитанам: они удачно вывели яхты на точку поворота — судейское судно (в прошлом году, как известно, с этой задачей не справились многие). Сразу после полудня судьи обнаружили на горизонте первые шесть парусов. В ближайшем нетрудно было узнать «Центаурус». Второй ждали «Русь», но оказалось, что на этот раз в I группе лидирует другой ленинградский «Арктурус» — «Альбатрос». Его командир — капитан дальнего плавания А. А. Аристов выиграл у своего одноклубника Э. Я. Стайсона первую половину «штурманского этапа»!
Буквально впритык за «Альбатросом» обогнула борт судейского судна «шестерка» «Рига»: ей удалось обойти не только всех «своих» соперников, но и стартовавшие раньше яхты I группы. Капитан Г. Н. Шмыгун, дважды завоевывавший Кубок Балтики (в 1971 и 1973 гг.), и на охот раз оказался верен себе: почувствовав затишье, прижался к берегу и использовал ночной бриз, а к утру снова ушел в море, где, удачно «поймав» зарождающийся северо-западный ветер, лег на генеральный курс. Четвертой к повороту пришла «Гренада». Здесь, пожалуй, сказалось преимущество современной навигационной техники: капитан В. В. Левкоя, настроив радиопеленгатор на маяк Сугшер, исключительно точно вывел яхту на точку поворота.
Первой из яхт III стартовой группы поворот совершила «Альфа». Ее капитан — профессиональный штурман Я. А. Маасик, несмотря на то, что его «однотонник» уступал «Таурусам» в скорости, опередил на этом участке всех конкурентов.
К концу дня почти все яхты обогнули судейское судно и легли на курс зюйд — к берегу. Теперь судьям надо было дождаться явно «провалившихся». Наступила ночь. Ветер стих. Пополз туман. Чтобы показать себя, с борта судейского судна каждые полчаса пускали ракеты, мигали прожектором, развернув его на восток, откуда должны были появиться аутсайдеры: московская «Надежда», рижский катамаран «Цунами», яхта «Юнга». Только на рассвете, когда утренний бриз разогнал туман, сигнальщики увидели их паруса. Теперь судьи могли поспешить к Клайпеде, чтобы успеть принять лидеров, которые, по расчетам, в этот момент должны были подходить уже к бую банки Сарычева у острова Саарема.
По-разному прошли яхты эту часть пути. Ветер все время менял направление и силу — чаще к выгоде отстающих, чем лидирующих, но особых изменений в порядке следования участников гонки не произошло. Большинство судов крутыми курсами приближалось к берегу, чтобы там, при зашедшем с кормы ветре, финишировать под спинакерами. Однако когда судейское судно встало на якорь у входных ворот порта Клайпеда, яхт там не оказалось. Яхт не было потому, что не было ветра. Зато было противное для наших судов течение в 2.5 узла, отбросившее их далеко назад...
Раздувать начало только во второй половине дня. Северный ветер быстро набрал силу и погнал высокую волну, яхты ринулись вперед.
И на этот раз первую отметку судьи сделали катамарану «Центаурус». Яхты подошли плотной группой, но на целых два часа после него. И без номеров — по цвету спинакеров сразу же можно было определить, что впереди идут «шестерки» «Пэтэр», «Сольвейг», «Ладога» и «Роя». Только после них финишировали «Арктурусы» — «Альбатрос» и «Русь». А вот яхты III группы «Королева ужей», «Фрегат» и «Альфа» пришли в Клайпеду вместе с основной частью «шестерок» и катамаранами. Экипажам катамаранов попутный ветер принес много хлопот: не имея спинакеров, двухкорпусные суда вынуждены были идти галсами.
Долго не было видно «Риги»: 12-часовой отрыв на первой половине этапа не спас ее, финишировала она только 18-й! Неожиданно стабильным оказался результат «Альфы» — она финишировала третьей в своей группе. В прошлом году в этой группе вопрос о призерах гонки был решен уже в Клайпеде — независимо от результатов последнего этапа первые три места заняли «Таурусы». В этом году «однотоннику» Я. А. Маасика удалось обойти их. Какие тому могли быть причины? Мы осмотрели судно и можем без преувеличения сказать, что теперь у «Альфы» два конструктора — автор проекта А. В. Татсман и экипаж яхты. Вот неполный перечень работ, проделанных за последние два года: установлен плавник; увеличено перо руля; сделан второй кокпит для рулевого; смонтировано штурвальное управление рулем; уменьшены размеры рубки; установлен металлический рангоут; изготовлены рейки для стакселей, патент-риф, жесткая оттяжка гика; реконструирована проводка шкотов и фалов. Пожалуй, теперь ясно, почему «однотонник» гоняется с «Таурусама» на равных!
Информация об изображении
Главный судья П. Т. Толстихин вручает памятный подарок капитану А. А. Аристову
Но вернемся к финишу. К концу дня ветра поубавилось, поэтому последняя яхта прошла судейское судно только утром. Это был «Океан». («Нева» из-за поломки румпеля зашла в Лиепаю, а катамаран «Викинг» сошел с гонки еще в Таллине.)
Главный судья П. Т. Толстихин вручает памятный подарок капитану А. А. Аристову
В гавани Центрального республиканского яхт-клуба места для всех не хватило. Аутсайдеры швартовались вне клубной акватории. Пока судьи подсчитывали результаты, а экипажи приводили яхты в порядок, капитаны выстроились в очередь у походной парусной мастерской, развернутой под открытым небом. На многих яхтах оказались порванными паруса, поломанными спинакер-гикн; на «Палладе» сломался грота-гик.
К моменту старта заключительного этапа все ремонтные работы были завершены. II вот, в 18.00 6-го июля при слабом ветре северных направлений вышли в море снова 75 яхт: догнала пришедшая из Лиепаи «Нева» и добавилась яхта Рижского яхт-клуба ВМФ «Арктика».
Начало гонки этого этапа полностью повторяло прошлогоднюю ситуацию: тот же ветер, тот же курс. Лавировка вдоль берега — галс в море, галс к берегу — всю ночь, пока ветер не зашел на попутный и так уже до самого конца сопровождал наши суда. Основные претенденты на призовые места шли кучно. Острая борьба разгорелась во всех стартовых группах: на последних десятках миль решался исход десятидневной борьбы.
В I группе на титул победителя одинаково претендовали экипажи «Руси» и «Альбатроса». Среди «шестерок» можно было насчитать семь претендентов («Амур», «Кареджи», «Роя», «Сольвейг», «Ладога», «Фортуна», «Пэтэр»), а в III группе — шесть (пять «Таурусов» и «Альфа»), И только в группе катамаранов судьба I-ro места не вызывала сомнений: «Цунами», никогда не приходивший первым, благодаря очень низкому гоночному баллу после пересчета результатов неизменно оказывался победителем на этапах. А вот спор о втором и третьем месте между «Центаурусом» и «Гемини» должна была решить именно третья гонка...
Наступило утро 8-го июля, утро последнего дня гонок. Доклад сигнальщика на судейском судне: «Вижу яхты!» — взбудоражил всю команду. Первым и на этот раз был «Центаурус», финишировавший на два часа раньше «Гемини». Спор в этой группе, таким образом, был разрешен убедительной победой.
Первой после этих катамаранов пересекла финишный створ «Русь», а затем одна за другой подошли «Роя», «Амур», «Кареджи», «Сольвейг», «Фортуна», как бы расставляя себя этим по строчкам таблицы результатов соревнований. Когда же финиш прошли «Фрегат», за ним «Альфа» и — час спустя — «Королева ужей», все стало ясно и в III группе.
На последнем этапе шесть яхт не уложились в контрольное время. Больше того, не дошли они до Центрального яхт-клуба Риги и к утру следующего дня, так что сундучок — приз «Самому осторожному» — так и не пришлось вручить вообще.
Переходящий Кубок Балтики вновь остался в Ленинграде. Его обладателем стал экипаж «Амура» (Центральный яхт-клуб «Труд») — неоднократного призера наших гонок; в этом году капитаном яхты был Г. В. Лобыничев, ранее плававший па «Каме».
Что можно сказать о судах, участвовавших в пятых гонках? Пожалуй, кроме катамарана «Центаурус», новинок не было, в соревнованиях участвовали яхты уже знакомых конструкций. Правда, заметно улучшилось навигационное оснащение. На многих яхтах появились лаги, эхолоты, радиопеленгаторы (в основном — собственного изготовления). Думается, необходимость плавать с большой точностью вдали от берегов будет стимулировать дальнейшее совершенствование самодельных навигационных приборов, ибо на промышленное изготовление в ближайшем будущем рассчитывать, судя по всему, не приходится.
Совещание капитанов после заключительного парада стало уже традиционным на наших гонках. И можно сказать, на этих совещаниях все настойчивее раздаются голоса за превращение крейсерских гонок на Кубок Балтики в международные соревнования с участием яхтсменов социалистических стран. Высказывались и предложения по изменению маршрута; в частности, предлагается перенести финиш II этапа из Клайпеды в Пионерск, где больше удобств для стоянки большого числа яхт.
Участники дали хорошую оценку работе судейской коллегии, возглавлявшейся, как и в прошлые годы, П. Т. Толстихиным (главный секретарь А. М. Федорова).
Мы присоединяемся к словам благодарности, высказанным в адрес работников Центрального яхт-клуба «Труд» (Ленинград), «Калев» (Таллин) и нейтральных республиканских яхт-клубов Клайпеды и Риги, где всем участникам гонок был оказан теплый прием.
Призы вручены
- Кубок Балтийского моря — абсолютному победителю в группе II яхте «Амур».
- Хрустальный Кубок редакции сборника — самой быстроходной яхте катамарану «Центаурус».
- Переходящий Кубок редакции сборника — абсолютному победителю в группе I яхте «Русь».
- Переходящий приз Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения — победителю в группе III яхте «Фрегат».
- Переходящий приз Балтийского морского пароходства — победителю первого этапа яхте «Амур».
- Памятный приз Таллинского яхт-клуба ВМФ за лучший результат среди яхт клубов ВМФ — яхте «Диана».
- Переходящий приз Ленинградской верфи ВЦСПС — лучшей из «шестерок» яхте «Амур».