После того как по инициативе ленинградских туристов и сборника «Катера и яхты» были проведены первые парусно-байдарочные гонки, туристы-парусники получили то, чего им не хватало на протяжении многих лет, — свои соревнования. Ценность этого начинания не только в появлении нового вида зрелищно привлекательных спортивных мероприятий: подобные встречи являются действенной школой по обмену опытом, способствуют совершенствованию техники и повышению безопасности плаваний, популяризации бурно развивающегося водного туризма.
В 1974 г. четыре московских экипажа приезжали в Лосево и принимали участие в розыгрыше приза «Катеров и яхт». После этого еще два соревнования были организованы Московским городским клубом туристов, при котором создана специальная подсекция, объединяющая водников, плавающих на байдарках под парусами и разборных швертботах. Наши гонки на Московском море также прошли успешно и получили полное одобрение.
Развивая дальше идею ленинградских туристов, мы внесли в порядок проведения соревнований некоторые изменения. Для определения победителей в личном зачете байдарки разбиты на классы с учетом размерений и конструкции корпуса; это уравняло шансы участников и явно обострило спортивную борьбу. К соревнованиям были допущены с отдельным зачетом не только катамараны, но и разборные швертботы. Трасса была меньше, чем в Лосево, но проходилась не один, а два раза подряд (два круга за гонку); благодаря этому соревнования стали еще интереснее и для участников (меньше сказываются случайности, острее борьба у поворотов) и для зрителей (хорошо видна вся трасса). Оправдала себя и отмена весельного финиша: весла применяются только на старте, а вся дистанция, включая финиш, проходится чисто под парусами.
Наши первые парусные соревнования проводились 3—4 августа. В них приняло участие 16 экипажей (в том числе по 4 на «Салютах» и «Нептунах»), С небольшим преимуществом выиграла команда г. Калинина, представленного 5-ю экипажами.
Во вторых соревнованиях — Матче городов (Москва, Калинин, Ленинград), состоявшемся 14—15 сентября, участвовало уже 27 экипажей; из них 19 выступало на серийных туристских байдарках (10 на «Салютах»), 7 — на разборных швертботах (в основном на «Мевах»), один — на катамаране. В личном зачете победили гости из Ленинграда (Г. Сарин и А. Дюранов), в командном — москвичи.
Если говорить о технике, то в первую очередь необходимо отметить довольно высокий уровень самодельных конструкций вооружения. «Салюты» (и тем более «RZ», «Лучи», «Колибри») с самодельными парусами, как правило, шли лучше, чем «Нептуны» со штатным вооружением. Лучшие байдарки ходили быстрее швертботов типа «Мева» и «Дельфин-110».
Самый распространенный тип вооружения байдарок — бермудский шлюп; такие паруса хорошо тянули на всех курсах.
Байдарки с умеренной площадью парусов (3—4 м2) выступали очень Стабильно и занимали места в первой половине турнирной таблицы. Экипаж средней квалификации свободно несет такие паруса при ветре силой до 4 баллов. Байдарки же с большой площадью парусности (5—6,5 м2) ходили быстрее, но занимали места или в начале, или в самом конце таблицы, так как при усилении ветра паруса оказывались трудноуправляемыми и справиться с ними могли только во всех отношениях хорошо подготовленные экипажи. У нас было два «оверкиля» и оба они произошли с байдарками, вооруженными большими парусами. Как показывает опыт, при такой парусности необходимо иметь специальные приспособления для откренивания (которыми и были снабжены лучшие лодки) и надежные устройства для взятия рифов.
Полностью согласны с высказанным в №52 сборника мнением, что для самодельных байдарочных парусов даже не столь важна площадь, сколь важно качество, аэродинамические показатели вооружения. Так, на байдарке калининца В. Мордашова был применен удачно пошитый бермудский грот с большим горбом. Использовав одну мощную сквозную лату и несколько коротких, конструктор добился хорошей работы паруса (довольно редкой в байдарочных условиях конструкции) на всех курсах. Несмотря на то, что площадь парусности на лодке В. Мордашова была сравнительно невелика (5,1 м2), он стабильно занимал 1-е и 2-е места во всех гонках.
Байдарки с латинским, рейковым и гафельным вооружением плохо идут в бейдевинд. Видимо, такие паруса следует рекомендовать только для походов, когда используются, главным образом, попутные ветры.
Парусная подсекция МГКТ начала работу по изучению и обобщению имеющегося опыта с целью выработки рекомендаций по проектированию байдарочных парусов. Мы надеемся, что после соревнований «Весенняя регата», которые намечается провести в Москве в конце мая 1975 г., можно будет сделать более подробные выводы не только о парусах, но и о других элементах вооружения байдарки (шверцах, устройствах для повышения остойчивости, системах взятия рифов и др.).
Кроме весенних соревнований, в сентябре намечается провести Второй матч городов на приз МГКТ. Соревнования эти — открытые; все, кто пожелает принять участие, могут узнать подробности и получить положение, обратившись в Московский городской клуб туристов по адресу: Садовая Кудринская, 4.