Чрезвычайно сильный состав участников подобрался в новом олимпийском классе «Солинг». В последнее время на «Солинги» пересели второй призер XX Олимпийских игр в классе «Финн» Л. Чучелов, победители спартакиад народов СССР разных лет в классе «Дракон» Д. Рогачев и Л. Дегтярь; последний чемпион страны в классе R-5,5 Ю. Киселев; чемпион СССР и чемпион Европы в классе «Дракон» Ю. Анисимов; чемпионы СССР в этом классе В. Хабаров и И. Михайлов; чемпион СССР в классе «Звездный» Б. Кудников; неоднократный чемпион страны в классе «Летучий Голландец» Р. Новодерсжкий и, наконец, неоднократный чемпион СССР и наш первый олимпийский чемпион Т. Пинегин. Под стать гонщикам было и оснащение: у А. Чучелова «Солинг» канадской фирмы, у других — яхты, построенные на верфи П. Эльвстрема или в Финляндии.
Необычайно популярным у нас становится новый олимпийский класс — катамаран «Торнадо».
Ленинградская верфь ВС ДСО профсоюзов выпускает катамараны (правда, по специальным заказам), почти не уступающие лучшим мировым образцам. Такой катамаран предпочел, на пример, чемпион страны в этом классе В. Васильев. В 1973 г. на его импортном «Торнадо» произошла поломка: один поплавок лопнул в месте крепления носовой поперечной балки. Произведенный ремонт сильно утяжелил поплавок и сделал его обводы по бортам несимметричными. В. Васильев решил сделать новые поплавки на Ленинградской верфи, прочем при изготовлении существенно улучшил обводы корпуса. Импортный «Торнадо» имеет в носу явно недостаточную полноту, в результате чего в сильный ветер на волне он начинает. как говорят яхтсмены, «тонуть», особенно на полных курсах.
Васильев сделал поплавки максимально возможной полноты, допускаемые обмером в носовой части, и теперь, чем сильнее ветер, тем быстрее идет ого «Торнадо». Правда, попытки применить на этом судне мост конструкции судоверфи не увенчались успехом и гонщик вынужден был поставить мост от своего импортного катамарана. Вероятно, этот мост лучше держит параллельность между корпусами под большой нагрузкой.
Яхтсмены из Одессы. Грузии, Горького гонялись на импортных «Торнадо». Одному из самых стойких энтузиастов катамаранов 10. Чабану — неоднократному чемпиону страны, не изменившему этому классу даже в годы его «неолимпийского» существования, на дистанциях соревнований пришлось довольно тяжело — в класс пришли признанные мастера парусных гонок Д. Кирилловых, Э. Шугай и другие. Гонки в Сочи выявили и новые, неизвестные ранее на всесоюзных дистанциях имена, такие, как одессит О. Чижов и грузинский спортсмен А. Ахуба. На соревнованиях они прочно вошли в состав сильнейших.
В классе «Летучий Голландец» борьба также обострилась: недавний бессменный лидер этого класса В. Леонтьев стремится вернуть себе утраченные позиции, которые теперь занимает украинец В. Гусенко. С ними на равных борются Г. Белов из Литвы и украинец В. Майдан. Интересно, что В. Гусенко единственный из участников гоняется на отечественном «Голландце» постройки Ленинградской судоверфи — значит можем хорошо строить!
В классе «470» в Сочи по-прежнему уверенно лидировал москвич В. Потапов, а на «Финнах» соперничали Р. Бердаш — Латвийская ССР и москвич А. Балашов.
По количеству новых яхт в классе «Темнеет» — их было всего три — можно судить о том, что этот класс не пользуется особой популярностью у нашего спортивного руководства. Не объясняется ли это тем, что все. надежды возлагаются на чемпиона мира в этом классе В. Манкина и тем самым считается, что место в сборной страны уже занято. Характерно, что ни один из участников не выступал на «Буре» (отечественный вариант «Темпеста») — в предыдущие сезоны она не могла конкурировать с импортными яхтами.
Через полтора месяца после «кавказского раунда» практически те же участники собрались в Севастополе на Всесоюзных соревнованиях по парусному спорту. В таблице победителей изменений было мало: А. Чучелов — «Солинг». В. Манкин — «Темнеет», В. Гусенко — «Летучий Голландец». В классе «Финн» и «470» произошла замена первых мест на вторые: Р. Бердаш победил А. Балашова, а В. Игнатенко — В. Потапова.
Сенсацию произвела победа грузинского спортсмена А. Ахуба из спортивного общества «Гантиади». Правда, во многом его успеху способствовали поломки на катамаране В. Васильева.
Минули майские праздники — снова «большой сбор»: X международная регата «Дружба» в Туапсе. В ней участвуют только сильнейшие спортсмены профсоюзных спортивных обществ наших и зарубежных. Но это не отборочные соревнования, и лидеры гоняются здесь в довольно благодушном настроении. Этим настроением асов всегда стремятся воспользоваться гонщики, еще не слишком именитые.
Так вышло и на этот раз. После длительного перерыва в группе лидеров появился Е. Калина. На «Голландце» последней модели «Боб Хар» он дважды приходил к финишу первым и занял общее 3 место. Подняться выше ему помешала поломка руля во второй гонке при ветре около 5 баллов. На берегу, осматривая сломанный руль, гонщики были удивлены тем, что рулевая коробка имеет очень тонкие стенки — они-то и не выдержали нагрузки. Наши гонщики уже давно ставит рулевое управление, сделанное с большим запасом прочности.
Вновь мастера паруса встретились на открытом первенстве г. Таллина — отборочных соревнованиях за право участия в Балтийской регате. Погода не порадовала участников: сильные туманы (из 5 запланированных гонок удалось провести только 4), дожди, грозы и сильнейшие шквалистые порывы ветра. При одном из таких шквалов полностью вышел из строя катамаран ленинградца Э. Шугая: поперечная кормовая балка разворотила корпуса до основании и экипаж только чудом избежал серьезных травм. В этих гонках не участвовали В. Манкин, В. Васильев, В. Потапов — они были в это время на международной Кильской регате.
К началу Балтийской регаты ветер, казалось, исчерпал все свои возможности — гонки проходили преимущественно при слабых ветрах. Большой успех в этих соревнованиях выпал на долю яхтсменов из ГДР — в классе «Солинг» они заняли 1, 2 я 6 места. Острая борьба завязалась в классе «Темпест» — лидеры В. Манкин и А. Шелковников были даже по разу дисквалифицированы за то, что, находясь на левом галсе, не уступили дорогу сопернику, идущему правым галсом.
Чемпионат открылся чествованием многократного чемпиона страны по парусному и буерному спорту заслуженного мастера спорта СССР И. П. Матвеева, которому исполнилось 60 лет. Сильнейшие яхтсмены страны тепло приветствовали юбиляра, отдавая должное как его мастерству и спортивному долголетию, так и большим заслугам в воспитании достойной спортивной смены.
Гонки начались в хороший трехбалльный ветер. С каждым днем он все усиливался и к пятой гонке достиг уже 7 баллов. В этих условиях более трети участников не смогли финишировать: рангоут ломался, а швертботы переворачивались. Многие гонщики оказались неподготовленными к резким заходам ветра — до четырех румбов.
В классе «Солинг» чемпионом стал Л. Чучелов, который на 11 очков оторвался от москвича В. Будникова. Трижды первым на финиш приходил Чучелов, в остальных четырех гонках были первыми Будников, Т. Пинегин, И. Михайлов, Ю. Киселев. Очень плотными в этом классе были результаты шести гонщиков: Михайлова, Максимова, Киселева, Рогачева, Дегтяря, Анисимова. Борьба была сложная, яхтсмены ходили очень неровно. Достаточно сказать, что чемпион приходил на финиш и 11, и 8, и 9.
В классе «Темпест» В. Манкин боролся за лидерство фактически только с А. Шелковниковым и выиграл у него все гонки. Только во второй гонке в их поединок «вмешался» Ю. Киселев — воспользовавшись тем, что лидеры увлеклись тактической борьбой друг с другом, он финишировал первым.
В классе «Торнадо» намного опередил 19 соперников В. Васильев. Придя в первой гонке 9-м, во всех остальных он финишировал первым (в последней гонке Васильев даже не стартовал, т. к. уже после шестой был недосягаем). Претендентов на второе место было трое: О. Чижов, Д. Кирилловых и А. Ахуба — в таком порядке они и закончили соревнования почти вплотную друг к другу.
В классе «470» В. Потапов взял реванш у В. Игнатенко за поражение на Балтийской регате. Победа была очень убедительной: шесть раз первым приходил Потапов и только один раз во второй гонке — Игнатенко. Неожиданностей не было — в общем зачете места распределились так же, как и на предыдущих соревнованиях Балтийской регаты. Вообще в классе «470» спортсмены находятся почти в равных условиях по техническому оснащению, и здесь наиболее ярко выявляется степень подготовленности экипажа.
Руководители международного Олимпийского парусного спорта уже давно подыскивают замену старым олимпийским классам «Финну» и «Летучему Голландцу». У нас же пока это самые распространенные яхты. Заметим, правда, что «Летучий Голландец» и самый неудачливый класс для наших яхтсменов на международной арене. Во всех старых олимпийских классах наши спортсмены побеждали или были призерами крупных международных соревнований, кроме «Летучих Голландцев». На старт чемпионата в этом классе вышло 30 яхт. Три раза подряд первым финиширует спортсмен из ДСО «Авангард» В. Майдан. В пятой гонке он приходит вторым, а далее ему важно только не «завалиться». Пятого и шестого места в двух последних гонках хватило Майдану, чтобы впервые стать чемпионом страны.
Неудачно начал соревнования В. Леонтьев, которому не помог даже «бурный финиш» — два первых места в последних гонках. Реально за звание чемпиона мог бороться лишь В. Гусенко («Авангард»), но он не сумел закончить пятую и седьмую гонки из-за поломок на своем судне — у него общее 4-е место. В пятой гонке при шквалах почти что штормовой силы первым к финишу пришел Е. Калина из белорусского «Урожая». Эту гонку смогла закончить лишь половина всех участников.
В классе «Финн» на равных за победу боролись два спортсмена из команды Вооруженных сил: А. Балашов и В. Заковоротный. Лишь на 0,4 очка вперед вырвался Балашов. Третьим был также армеец В. Истомин, который сумел в пятой штормовой гонке прийти первым.
Мастерство всей массы «Финнистов» значительно возросло: только 8 из 33 участников не смогли финишировать в пятой штормовой гонке.
Из новинок этого сезона можно отметить опытный образец построенного в Таллине пластмассового «Финна» с фанерной палубой, зарекомендовавший себя очень хорошим ходоком. Белоусов, занявший на нем 5 место, очень доволен новым корпусом и считает его по ходкости близким к «Финну» знаменитой верфи Эльвстрема.
Гонки в классе «Дракон», к сожалению, потеряли былую остроту. Среди участников уже нет имен, блиставших ранее в этом классе, например — Анисимова, Канского, Хабарова, Дегтяря, Михайлова. Чемпионом в этом классе стал москвич Дякин, в прошлом один из лидеров на швертботах класса «М». Он гонялся на старом «Драконе» фирмы «Борисен». На равных с ним боролся москвич Тинеев, также на яхте той же фирмы, и таллинец Казаков. Новых «Драконов» на гонках не было: наши верфи прекратили строительство этих яхт.
Завершился парусный сезон на Черном море в г. Севастополе. Здесь состоялись отборочные соревнования на приз газеты «Слава Севастополя» и Черноморская регата. Существенных изменений в таблице победителей не произошло. Правда, в классе «Торнадо» на катамаране ленинградской постройки на третье место вышел Ю. Титавнин — это первый крупный успех этого подающего большие надежды гонщика. Соревнования этого года проходили с прицелом на Спартакиаду народов СССР 1975 г. И хотя в заключительных соревнованиях не участвовали некоторые сильнейшие гонщики, командные результаты соревнований на приз газеты «Слава Севастополя» дают представление о распределении сил на гоночных трассах Спартакиады.
Спортивный сезон завершен. Что характерно для таблицы победителей? — Мало новых имен. Многие молодые яхтсмены с огромным упорством и трудолюбием из года в год удерживаются в десятке сильнейших в своем классе, добираются до четвертых мест... и все. У лидеров по-прежнему гораздо больше возможностей и в техническом оснащении яхт, и в объеме и продуктивности тренировок. Дать сильнейшим яхтсменам равные возможности в борьбе за лидерство, повысить мастерство среднего яхтсмена — непосредственная задача руководства нашего парусного спорта. Чем сильнее побежденный — тем сильнее победитель.
Победители розыгрыша Кубка СССР по парусному спорту
Сочи, 21 февраля — 2 марта 1974 г.
«Солинг» (14 яхт): 1 — А. Д. Чучелов («Калев»); 1,1,1,2,4,8 — 11,0; 2 — В. В. Максимов (ВМФ); 2,6,3,4,1,1 — 16,7; 3 — Д. В. Рогачев («Зенит»); 8,2,10,1,3,6 — 34,4.
«Темпест» (5 яхт): 1 — В. Г. Манкин (ВМФ); 1,1,2,1,1,1 — 0; 2 — А. С. Шелковиков (ВМФ); 2,2,1,4,2,2 — 12,0; 3 — И. А. Киселев (ВМФ); 4,5,3,2,3,4 — 30,4.
«Торнадо» (10 яхт): 1 — В. В. Васильев (ВМФ); 2,2,1,3,2,1 — 9,0; 2 — Д. II. Кирилловых («Водник»); 3,1,3,1,3,2 — 14,4; , — О. А. Чижов («Водник»); 4,4,8,8,6,1,3 — 33,4.
«Летучий Голландец» (21 яхта): 1 — В. Г. Гусенко («Авангард»); 0, 1. 2, 13. 2, 1 — 17.7; 2 — 31. П. Леонтьев (ВС); 4. 2. 4. 2. 3. 3 — 25.4; 3 — В. И. Майдан («Авангард»); 3,3,3,1,5.11 — 27,1.
«470» (10 яхт): 1 — В. Я. Потапов (ВМФ); 1,1,4,1,1,2 — 3,0; 2 — В. А. Игнатенко (ВМФ); 2,2,2,3,3,3 — 20,4; 3 — В. II. Аксенов («Авангард»); 3,4,1,2,6,4 — 24,7.
«Финн» (38 яхт): 1 — А. В. Балашов (ВМФ); 4,15,1,1,2,4 — 11,0; 2 — Р. Бердаш (ВМФ); 4,1,5,3,1,2 — 16,7; 3 — А. Балакирев («Труд»); 2,5,28,2,5,3 — 31,7.
Победители X Международной парусной регаты «Дружба»
Туапсе, 20—29 мая 1974 г.
«Солинг» (11 яхт): 1 — А. Д. Чучелов («Калев»); 2, 1, 1, 2, 8, 2, н/с — 23,0; 2 — А. Каланавичус («Жальгирис»); 6, 8, 2, 1, 2, 4, 4 — 33,7; 3 — В. Ф. Будников (ВМФ); 4, 4, 7, 5, 6, 1, 2 — 40,7.
«Торнадо» (8 яхт): 1 — Д. Н. Кирилловых («Водник»); 3, 3, 1, 5, 1, 6, 2 — 24,4; 2 — 10. В. Чабан («Водник»); дискв. 2, 3, 1, 5, 1, 5 — 28.7; 3 — Н. И. Шугай («Водник»); 2, н/ф, 6, 2, 9, 5, 1 — 42,7.
«Летvчий Голландец» (26 яхт): 1 — В. И. Леонтьев (ВМФ); 1, 1, 7, 1, 4, 1, 4 — 10,0; 2 — Г. В. Белоп («Жальгирис»); 3, 3, 3, 4, 1, 3, 2 — 25,8; 3 — Е. И. Калина («Урожай»); 5, н/ф, 1, 6, 3, 2, 1 — 30,4.
«470» (8 яхт): 1 — В. А. Игнатенко (ВМФ); 3, 1, 2, 1, 1, 3, н/с — 14,4; 2 — В. И. Аксенов («Авангард»); 2, н/ф, 5, 2, 2, 1, 1 — 19,0; 3 — В. А. Леонов («Водник»); 7, 7, 3, 3, 3, 2, 3 — 38,8.
«Финн» (37 яхт): 1 — В. Заковоротный (ВФМ); 2, 10, 1, 17, 1, 1, 1 — 19,0; 2 — А. С. Балакирев («Труд»); 1, 6, 3, 1, 4, 3, 2 — 24,4; 3 — Г. И. Гришин («Водник»); 3, 4, 5, 13, 2, 4, 3 - 40,4.
Победители Всесоюзных соревнований по парусному спорту
Севастополь, 20—29 апреля 1974 г.
«Солинг» (9 яхт): 1 — А. Д. Чучелов («Калев»); 1, 2, 2, 1, 4, 1, н/с — 14,0 очков; 2 — В. В. Максимов (ВМФ); 2, 5, 4, 4, 2, 2, 1 — 25,0; 3 — А. В. Дегтярь («Авангард»); 5, дискв., 1, 2, 1, 5, 2 — 26,0.
«Темпест» (7 яхт): 1 — В. Г. Манкин (ВМФ); 1, 1, 1, 1, 1, 2, 1 — 0; 2 — А. С. Шелковников (ВМФ); 2, 2, 3, 3, 2, 4, 2-23,4; 3 — И. А. Киселев (ВМФ); 3, 4, 2, 2, 3, 3, 3 — 28,8.
«Торнадо» (14 яхт): 1 — А. Ахуба («Гантиади»); 1, 5, дпекв., 2, 2, 2, 2 — 22; 2 — В. В. Васильев (ВМФ); н/ф, 1, 4, 1, 1, 5, н/ф — 34; 3 — Д. Ю. Чабан («Водник»); 2, 4, 3, 3, 4, 6, 3 — 36,1.
«Летучий Голландец» (22 яхты): 1 — В. Г. Гусенко («Авангард»); 1, 3, 2, 1, 1, 5, 2, 1 — 8,7; 2 — В. П. Леонтьев (ВМФ); 2, 1, 1, 2, 2, 1, 5 — 9; 3 — Г. В. Белов («Жальгирис»); 3, 8, 4, 10, 3, 3, 3 — 44,8.
«470» (9 яхт): 1 — В. А. Игнатенко (ВМФ); 1, 3, 3, 1, 1, 2, 2 — 11,7; 2 — В. Я. Потапов (ВМФ) — 4, 1, 5, 2, 2, 1, 1 — 14; 3 — В. Зарослов («Водник»); н/с, н/с, 1, 5, 5, 3, 4 — 48,7.
«Финн» (24 яхты): 1 — Р. Бердаш (ВМФ): 1, 1, 1, 2, 1, 1 — 3; 2 — А. В. Балашов (ВМФ); 2, 2, 3, 3, 1, 2, 3 — 20,4; 3 — В. Заковоротный (ВМФ); 1, 6, 4, 2, 7, 6, 2 — 37,4.
Победители Чемпионата СССР по парусному спорту
г. Таллин, 20—29 июля 1974 г.
«Солинг» (15 яхт): 1 — А. Д. Чучелов («Калев»); 11, 8, 1, 2, 1, 9, 1 — 32,0; 2 — Б. Ф. Будников (ВС); 2, 1, 9, 4, н/ф, 8, 2 — 43,0; 3 — Т. Пинегин («Гантиади»); 3, н/ф, 2, 8, 7, 1, 8 — 49,7.
«Темпест» (6 яхт): 1 — В. Г. Манкин (ВС); 1, 2, 1, 1, 1, 1, н/с — 3,0; 2 — А. С. Шелковников (ВС); 2, 3, 3, 4, 3, 2, 6 — 31,1; 3 — Д. Н. Кирилловых («Водник»); 1,4, 3, 3, 4, 1 — 27,4.
«Торнадо» (20 яхт): 1 — В. В. Васильев (ВС); 9, 1, 1, 1, 1, 1, н/с, — 15,0; 2 —О. А. Чпжов («Водник»); 2, 3, 3, 4, 3, 2, 6, — 31,1; 3 — Д. Н. Кирилловых («Водник»); 1, 4, 6, 6, 4, 3, 1 — 33,4.
«Летучий Голландец» (30 яхт): 1 — В. Н. Майдан («Авангард»); 1, 1, 1, 4, 2, 6, 5 — 21,0; 2 — В. П. Леонтьев (ВС); 5, 4, 2, 3, 10, 1, 1 — 26,7; 3 — Г. В. Белов («Жальгирис»); 6, 2, 3, 2, 3, 9, 8 — 43,1.
«470» (8 яхт): 1 — В. Я. Потапов (ВС); 1, 2, 1, 1, 1, 1, 1 — 0; 2 — В. А. Игнатенко (ВС); 2, 1, 2, 2, н/ф, 2, 4 — 20,0; 3 — В. И. Аксенов («Авангард»); 3, 3, 4, 5, 4, 3, 2 — 36,1.
«Финн» (33 яхты): 1 — А. В. Балашов (ВС); дискв., 1, 1, 2, 11, 1, 2 — 23,0; 2 — В. Заковоротный (ВС); 9, 6, 2, 1, 3, 2, 1-23,4; 3 - В. Истомин (ВС); 25, 3. 3, 5, 1, 9, 3 — 42,1.
«Дракон» (10 яхт): 1 — В. Я. Дякин (ВС); 9, 5, 1, 3, 1, 3 — 24,.1; 2 — В. Ф. Тинеев (ВС); 5, 1, 5, 1, дискв., 6, 1 — 31,7; 3 — Е. Н. Казаков («Калев»); 2, 7, 7, 2, 2, 1, 5 — 32.
Победители открытого первенства г. Таллина
8—12 июня 1974 г.
«Солинг» (17 яхт): 1 — А. Д. Чучелов («Калев»); 4, 2, 2, 1 — 14,0; 2 — А. В. Дегтярь («Авангард»); 2, 1, 9, 2 — 18,0; 3 — Ю. С. Анисимов («Труд»); 2, 4, 3, 4 — 24,7.
«Темпест» (6 яхт): 1 — А. С. Шелковников (ВС); 1, 2, 3, 2 — 11,7; 2 — И. А. Киселев (ВС); н/с, 4, 1, 1 — 19,7; 3 — Я. В. Элппонис (ВС); дискв., 1, дискв., 3 — 25,1.
«Торнадо» (31 яхта): 1 — О. А. Чижов («Водник»); 4, 3, 3, 1 — 19,4; 2 — А, В. Ахуба («Гантиади»); 3, 5, 1, 4 — 23.7; 3 — А. X. Померантс («Калев»); 1, 4, 7, 6 — 32,7.
«Летучий Голландец» (31 яхта): 1 — В. П. Леонтьев (ВС); 3, 1, 2, 1 — 8,7; 2 — П. В. Белов («Жальгирис»); 5, 10, 1, 2 — 29; 3 — В. А. Князев (ВС); 9, 2, 6, 3 — 35,4.
«Финн» (48 яхт): 1 — А. С. Балакирев («Труд»); 1, 2, 5, 2 — 16,0; 2 — С. А. Констанский («Зенит»); 7, 13, 1, 10 — 48,0; 3 — Е. В. Белоусов (ВС); 5, 1, 26, 9 — 57.0.
«470» (6 яхт): 1 — В. А. Игнатенко (ВС); 3, 1, 4, 1 — 13,7; 2 — В. И. Аксенов («Авангард»); 1, 2, 3, 3 — 14,4; 3 — 3. Р. Хухуа («Гантнади»); 4, 3, 1, н/ф — 25,4.
«Дракон» (10 яхт): 1 — В. Ф. Тинеев (ВС); 1, 1, 3, 1 — 5,7; 2 — Ю. В. Сулпмов (ВС); 2, 4, 4, 2 — 22; 3 — Ю. И. Федоров («Труд»): 3, 5, 1, 8 — 29,7.
Победители XXVI Балтийской регаты
г. Таллин, 20—21 июня 1974 г.
«Солинг» (22 яхты): 1 — Д. Белов (ГДР); 2, 11, 2, 2, 1, 1, 2 — 12,0; 2 — Р. Шварц (ГДР); 1, 8, 1, 1, 2, 2, 2,1 — 20,0; 3 — В. В. Максимов (ВС); 6, 5, 3, 5, 5, 11, 5 — 57,4.
«Темпест» (6 яхт): 1 — А. С. Шелковников (ВС); 1, 2, 4, 1, дискв., 1, 1 — 11,0; 2 — В. Г. Манкин (ВС); 2, 1, 1, 3, дпскв., 3, 2 — 18,1; 3 — И. А. Киселев (ВС); 5, 5, 2, 2, 2, 2, 5 — 32.0.
«Торнадо» (22 яхты): 1 — В. В. Васильев (ВС); 1, 4, 2, 13, 2, 7, 2 — 30.0; 2 — Д. Н. Кирилловых («Водник»); 3, 2, 4, 4, 3, 4, 7 — 38.4; 3 — О. А. Чижов («Водник»); 2, н/ф, 5, 8, 1, 1, 8 — 41,0.
«Летучий Голландец» (25 яхт): 1 — В. П. Леонтьев (ВС); 1, 1, 3, 1, 2, 5, 1 — 8,7; 2 — В. А. Князев (ВС); 8, 3, 6, 2, 1, 1, 8 — 34,4; 3 — Г. В. Белов («Жальгирис»); 7, 2, 1, 5, 3, дискв., 2 — 34,7.
«Дракон» (11 яхт): — В. Ф. Тинеев (ВС); 1, 2, 1, 2, 1, 1, н/с — 6; 2 — Е. Н. Казаков («Калев») 2, 1, 3, 5, 3, 3, 6 — 30,1; 3 — Ю. В. Сулимов (ВС); 5, 5, 5, 1, 2, 5, 5 — 43.
«470» (8 яхт): 1 — В. А. Игнатенко (ВС); 1, 3, 2, 4, 1, 1, 4 — 10,7; 2 — В. Я. Потапов (ВС); 2, 2, 4, 3, 2, 2, 1 — 17,7; 3 — В. И. Аксенов («Авангард»); 3, 6, 3, 2, 3, 3, 3 — 31,5.
«Финн» (45 яхт): 1 — А. В. Балашов (ВС); 1, 2, 6, 1, 1, 8, н/с — 28,7: 2 — А. Я. Удрис («Даугава»); 2, 4, 7, 5, 4, 18, 3 — 47,4; 3 — В. В. Колобов («Водник»); 8, 6, 27, 9, 2, 12, 1 — 61,7.
Победители XXV Черноморской парусной регаты
21—29 октября 1974 года, г. Севастополь
«Летучий Голландец» (22 яхты): 1 — В. П. Леонтьев (ВС): н/ф, 2, 1, 1, 2, 1 — 6; 2 — В. Г. Гусенко («Авангард»); 1, 1, 2, 2, 1, дискв. — 6; 3 — В. А. Князев (ВС); 2, 8, 3, 4, 5, 6 — 38,4.
«Торнадо» (17 яхт): 1 — В. В. Васильев (ВС); 1, 1, 1, 1, 1, 1 — 0; 2 — О. А. Чижов («Водник»); 5, 2, дискв., 2, 2, 3 — 24,7; 3 — 10. В. Титавнин («Труд»): 3, 4, 2, 6, 4, 5 — 34,7.
«470» (16 яхт): 1 — В. Я. Потапов (ВС); 1, 1, 1, 9, 1, 2 — 3.0; 2 — В. А. Игнатенко (ВС); 3, 3, 3, 3, 2, 1 — 20,1; 3 — В. И. Аксенов («Авангард»); 2, 2, 2, 0, 5, 3 — 24,7.
«Солинг» (10 яхт): 1 — Б. Ф. Будников (ВС); 1, 1, 2, 1, дискв., 1 — 3; 2 — И. И. Михайлов (ВС); 3, 2, 3, 5, 4, 2 — 25,4; 3 — Д. В. Рогачев («Зенит»); 6, 4, 4, 4, 1, 4 — 32.
«Темпест» (8 яхт): 1 — В. Г. Манкин (ВС); 1, 1, 1, 1, 1, 1 — 0; 2 — А. С. Шелковников (ВС); 2, 2, 2, 2, 2,. 2 — 15; 3 — И. А. Киселев (ВС); 3, 3, 3, 3, 3, 3 — 28.5.
«Дракон» (11 яхт): 1 — В. Ф. Тннеев (ВС); 6, 1, 1, 1, 1, 4 — 8: 2 — В. Т. Попель («Труд»); 3, 2, 2, 4, 2, 2 — 17,7; 3 — В. Рожков («Авангард»); 2, н/ф, 4, 2, 4, дискв. — 37.
Победители Всесоюзных соревнований на приз газеты «Слава Севастополя»
12—19 октября 1974 года, г. Севастополь
«Торнадо» (24 яхты): 1 — В. В. Васильев (ВС); 1, 2, 8, 1, 1, 1 — 3; 2 — А. В. Ахуба («Гантиади»); 4, 6, 1, 2, 4, 2 — 22; 3 — Ю. Б. Титавнин («Труд»); 3, 9, 2, 4, 2, 3 — 25,4.
«Летучий Голландец» (29 яхт): 1 — В. И. Леонтьев (ВС); 1, 1, 4, дискв., 1, 1 — 8; 2 — В. Г. Гусенко («Авангард»); 3, 2, 2, 1, 2, 3 — 14,7; 3 — М. Н. Кузьмин («Авангард»); 2, 3, 1, 2, 3, 7 — 17,4.
«Солинг» (13 яхт): 1 — Б. Ф. Будников (ВС); 1, 1, 1, 1, 3, 2 — 3; 2 — Т. А. Пинегин («Гантиади»); 7, 5, 2, 3, 9, 3 — 37,4; 3 — В. В. Максимов (ВС); 6, 2, 3, 5, 8, 4 — 38,4.
«Темпест» (10 яхт): 1 — В. Г. Манкин (ВС); 1, 1, 1, 1, 1, 1 — 0; 2 — А. С. Шелковников (ВС); 3, 2, 2, 2, 2, 2 — 15.0; 3 — Т. Ш. Зондзе («Гантиади»); 4, 3, 5, 3, 3, 4 — 33,1.
«470» (16 яхт): 1 — В. Я. Потапов (ВС); 2, 3, 1, 1, 2, 2 — 9; 2 — В. А. Игнатенко (ВС); 1, 1, 6, 4, 1, 7 — 19,7; 3 — В. Ю. Зарослов («Водник»); 6, 2, 2, 2, 7, 1 — 20,7.
«Дракон» (15 яхт): 1 — Ю. В. Сулимов (ВС); 4, 2, 2, дискв., 2, 1 — 17; 2 — В. Т. Попель («Труд»); 2, 3, 3, 1, 8, 2 — 17,4; 3 — В. Ф. Тинеев (ВС); 1, 1, 1, дискв., 3, 9 — 20,7.
Командное первенство: 1. УССР — 58 очков; 2, Москва — 42; 3. РСФСР — 25; 4. Гр. ССР — 15; 5. Латв. ССР — 12; 6. Ленинград — 8; 7. Арм. ССР —7; 8. Эст. ССР — 4; 9. Аз. ССР — 4; Каз. ССР, Лит. ССР и Уз. ССР не получили ни одного очка в командном зачете.