Позади остались 800 штормовых миль «Кубка Балтики», затем, сразу же, еще 360 миль перехода до Гдыни и вот 20 июля в 21.00 шесть ленинградских яхт, посланных спорткомитетом г. Ленинграда по приглашению Академического морского клуба Гданьска на празднование 30-летия ПНР и на ежегодную 360-мильную международную гонку, вошли в яхтенную гавань Гдыни, которую еще издали можно было опознать по лесу мачт, расцвеченных флагами.
Гавань была забита парусными кораблями и яхтами 70 стран мира, стоящими вплотную борт к борту, а пристани и пирсы заполнены толпами яхтсменов, болельщиков, туристов — только что закончилась 350-мильная гонка больших кораблей «Парус-74» от датского маяка Дрогден до Гдыни. У трапов парусных кораблей толпились желающие попасть на экскурсию, пройтись по их палубам, окунуться в атмосферу морской гонки.
В гавани мы встретились с пришедшими на празднование раньше нас тремя яхтами Ленинградского Нахимовского училища, двумя яхтами из Клайпеды и двумя из Риги. Рижская «шестерка» «Роя» с рулевым К. Суховым только что вернулась с международной Варнемюндской регаты з ГДР, где в тяжелых штормовых условиях заняла третье место в III группе IOR.
К двум часам ночи по московскому времени (двенадцати по среднеевропейскому) толпы зрителей не только не убыли, но стали как бы погуще, праздник приближался к кульминации. Фейерверк, начавшийся в городе, как и следовало ожидать, перекинулся вскоре на яхтенную гавань, которая всю ночь напоминала панораму Синопской битвы — стоял неумолкаемый рев туманных горнов, а мачты яхт были окутаны клубами дыма от ракет и фальшфейеров.
Рано утром 21 июля все корабли и яхты числом около полутысячи вышли в Гданьский залив на парад, который возглавил один из самых больших в мире парусных кораблей — наш «Крузенштерн». Парусные корабли, сопровождаемые яхтами, под всеми парусами прошли по Гданьскому заливу и растворились вдали под высокими берегами.
Во второй половине дня мы вернулись в опустевшую гавань и начали готовиться к 360-мильной гонке на Большой Кубок в честь 50-летия польских яхт-клубов. Паруса на наших яхтах нуждались в ремонте, такелаж в настройке, команды в отдыхе, одежда в сушке.
На собрании капитанов был объявлен состав участников и маршрут гонки: старт в Сопоте, шведский маяк Эландс-Сёдра-Грунд левым бортом, датские о-ва Кристиансё левым бортом, финиш в Гдыне. Главный судья подчеркнул, что старт будет дан 22 июля в 13.00 при любой погоде.
Всего было заявлено около 50 яхт из четырех стран в трех стартовых группах IOR: I — 33÷70 фут., II — 27,6÷32,9 фута и III — 25,5÷27,5 фута. Оказалось, что польская разбивка на классы по IOR каждый год принимается разной и не. соответствует международной.
В I и II группах были представлены в основном яхты классического типа за исключением большой пластмассовой океанской яхты «Торнадо» — новинки польского яхтостроения (D=16,2 т; S=155 м2). Во II группе, куда попали «шестерки», гонялась яхта «Огар» (типа «Таурус»), искусственно переведенная из III группы во II за счет увеличения площади парусности.
В III группе преобладали «Таурусы» и польские «полутонники» типа «ХТС».
Шестерка «Ангара», построенная в 1963 г., получила «за старость» 1 % бонификации, т. е. уменьшение времени прохождения дистанции на 1%.
Наш руководитель В. Я. Бетхер вместе с тренером команды Э. Я. Стайсоном получили две факсимильные метеокарты на 22 и 23 июля, изучение которых не доставило радости: через южную Балтику шли два фронта, а шведский прогноз обещал ветер от SW близкий к штормовому.
На следующий день наши четыре «шестерки» взяли старт вместе с другими судами. В начале гонки прогноз не оправдался, стояла прекрасная солнечная погода с восточным ветром в 2 балла. Обогнув полуостров Хель, яхты «оделись» спинакерами, которые затем не убирались на протяжении 150 миль.
К ночи ветер стал заходить на S, и лидирующие яхты, в числе которых были и наши «шестерки», сильно ушли влево от генерального курса.
В дальнейшем ветер, усиливаясь, продолжал заходить на SW и в 20 милях от шведского маяка Эландс-Сёдра-Грунд достиг силы 6 баллов. Для спинакера курс стал слишком крут — пришлось немного увалиться от генерального курса к осту.
С рассвета 23 июля видимость была неважной, а на подходе к маяку пришел туман, так что яхты в 2 кабельтовых не просматривались, не говоря уже о маяках. Здесь оказались бесполезными и главные компасы с пеленгаторами и секстаны с таблицами, выручили же наши яхты транзисторные приемники ВЭФ-202, которые позволили брать радиопеленги на радиомаяк. Для этого на «шестерке» «Селигер», например, выход на внешний громкоговоритель у «транзистора» был соединен с милливольтметром, позволявшим точно находить минимум слышимости радиомаяка при повороте приемника, а на штурманском столе была расчерчена планшетка с делениями, на которой по срезу радиоприемника отмечалась линия положения. Хорошо зарекомендовал себя также эхолот «Зонд», поступивший в этом году в продажу; он помог яхте «Сольвейг» уточнить свое место в тумане.
Наши яхты обогнули Эландс-Сёдра-Грунд примерно в 14 часов, ветер к этому времени на порывах достигал силы 8 баллов от SW; пришлось около полутора часов лавировать под штормовыми парусами.
К ночи ветер зашел на W и начал стихать. К датским островам Кристиансё подошли 24 июля примерно в 7 часов утра при 2 баллах от NW. Эти живописные острова, открытые всем штормам, чуть больше наших кронштадтских фортов; живет на островах около 160 человек, черепичные крыши маленьких домов чуть выступают из-за скал, повсюду масса цветов. Здесь родился великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен — отсюда и наименование островов. Они, видимо, пользуются такой же популярностью у яхтсменов, как у нас форты под Ленинградом: в воскресный день мы насчитали там десятков пять яхт под различными национальными флагами.
Начался штилевой «мешок». Первые 6 или 7 яхт, обогнувшие острова, изо всех сил пытались уйти от штиля, лавируя бакштагами под спинакерами, остальные же надолго застряли на подходе к ним.
Самой сложной была ночь с 24 на 25 июля. Ветер внезапно зашел с NW на Ost, потом на W, и затем всю ночь шли шквалы с дождем с разных направлений. В кромешной темноте порывы шквалов внезапно сменялись полным штилем, да так, что, когда ветер пропадал на середине поворота, создавалось впечатление, что потерян руль. Утром 25 июля ветер зашел на SW и начал с каждым часом усиливаться. Поставили спинакеры.
Первые 6 яхт, в том числе «Ангара», «Сольвейг» и «Торнадо», находились в пределах видимости друг друга. На траверзе мыса Розеве, когда до Гдыни оставалось 30 миль, ветер усилился до 7 баллов и сначала на «Сольвейг», а затем на «Ангаре» оторвались фаловые углы спинакеров. Вынесенные на спинакер-гиках генуэзские стаксели не могли компенсировать потери спинакеров, и конкуренты начали уходить вперед, а сзади из-за горизонта прорезался лес мачт.
Обогнув полуостров Хель, пошли к финишу в лавировку при семибалльном ветре под полными парусами. Финишировали — «Ангара» впереди и «Сольвейг» следом за ней — в гавани Гдыни 25 июля около 17.45.
После подсчета очков во II группе IOR первое место заняла польская яхта «Огар», второе место «Сольвейг» (капитан Максимова Н. А.), третье — «Ангара» (Яковлев А. А.), четвертое — польская яхта «Капитан», пятое — «Селигер» (Миронов Н. Ф.). Нашей новейшей «шестерке» «Варяг», построенной в этом году, не повезло. В первые же сутки гонки у них вырвало крепление роульсов бакштагов, сперва с одного борта, потом с другого, и они вынуждены были сойти с Дистанции и вернуться в Гдыню.
Не дожидаясь, из-за недостатка времени, официального закрытия соревнований и награждения победителей, 27 июля мы вышли в обратный путь, унося с собой признательность польским друзьям за гостеприимство и предоставленную нам возможность участвовать в этих интереснейших соревнованиях.
Итак, второе, третье и пятое места в представительной международной регате. Случайно ли это? Наши «шестерки» эпизодически участвуют в двух международных регатах — Варнемюндской и Гданьской. Немного статистики.
Варнемюндская регата: 1966 г. — III место («Рига», кап. В. Мелвид); 1969 г. — I место («Ангара», кап. А. Яковлев); 1971 г. — II место («Банга II», кап. Р. Буд-витис); 1973 г. — III место («Банга II», кап. Р. Будвитис). В гонке 1974 г., как мы уже упоминали, наша «Роя» с капитаном К. Суховым заняла III место.
В 360-мильных гонках Гданьского залива в 1968 г. и в 1970 г. «Банга II» с капитаном Р. Будвитисом занимала соответственно II и V места. О последней гонке мы только что рассказали.
Какой вывод напрашивается? — Наши «шестерки» вполне успешно конкурируют с «Таурусами», «Арктурусами» и «Торнадо», а наши гонщики работают на одном уровне с прославленными мировыми «асами». Может быть, настало время, когда необходимо выделить морские гонки в самостоятельный вид спорта со своей Всесоюзной федерацией, своим календарем соревнований, своей методикой подготовки рулевых и капитанов. В ведении этой федерации должно быть материальное. оснащение крейсерско-гоночных яхт и контроль за постройкой или приобретением новых судов.
У нас есть все основания рассчитывать на значительные успехи в морских парусных гонках на международной арене.