В соревнованиях, как обычно, участвовали команды изготовляющих лодки и моторы предприятий ряда министерств и ведомств.
Надо сказать, что для ряда постоянных участников розыгрыша приза «Катеров и яхт» среди сборных спортивных команд городов обстановка в этом году сложилась неблагоприятная. Именно на середину июня общесоюзным календарем было запланировано несколько зональных соревнований по программе Спартакиады народов СССР, поэтому сильные команды Минска, Бреста, Риги прибыть в Херсон не смогли. От участия в наших соревнованиях, которые по праву считаются генеральной репетицией перед центральным событием сезона — чемпионатом страны, отказалась и сборная Ленинграда, семикратный обладатель переходящего кубка. Очевидно, Ленинградский спортивно-технический клуб ДОСААФ, городская федерация и тренеры просто не смогли вовремя организовать выезд команды. Этот факт, а также только 2-е место, занятое ленинградцами в прошлом году в Новгороде (и 4-е место — в матче городов-героев, которым открылся текущий сезон), настораживают.
Не был представлен на этот раз на соревнованиях и завод, выпускающий лодки «Янтарь» и «Неман», — в прошлом постоянный участник наших гонок. Причина! Как сообщил директор предприятия, заводчане отказались от выступления, так как считают, что шансов на успех с моторами допускаемой для этого класса мощности у них практически нет. Ну что же, очевидно, предыдущие гонки на приз сборника помогли сделать это нелегкое признание. Лодочка, действительно, спроектирована без учета возможности ее успешной эксплуатации с каким-либо определенным из серийных подвесных моторов. Может быть в этом и одна из разгадок неважной реализации ее в торговой сети! А между тем, разработанная для выпуска этой лодки прогрессивная технология с использованием мощного пресса и аргоно-дуговой сварки могла быть использована для освоения крупносерийного производства какой-либо более перспективной модели, например, недорогих алюминиевых «рыболовных лодок», рассчитанных на эксплуатацию с моторами мощностью 5—12 л. с.! Ведь, как и в прошлые годы, на наших гонках вновь не было представлено ни одного образца подобной лодки — к великому сожалению конструкторов ульяновских «Ветерков» и поклонников этих моторов, которых оказалось в Херсоне немало.
По непонятным причинам наши судостроители упорно не желают заниматься разработкой новых моделей, предусмотренных той частью типажа, где речь идет о лодках под моторы малых мощностей. По-прежнему промышленность предлагает потребителю в основном комфортабельные и быстроходные мотолодки, рассчитанные на установку моторов мощностью 40—60 л. с., которые пока еще только намечаются к производству. Неудивительно, что на наших гонках в «младшем» классе Т-250 даже не удалось набрать пяти серийных лодок — минимального количества, при котором возможно определение абсолютного победителя (напомним — экспериментальные в зачет не идут}.
14 июня, по традиции ровно в полдень был дан старт маршрутной гонки лодок с 250-кубовыми моторами по укороченной 80-километровой дистанции. На трассу устремились четыре «Казанки» и «Обь» Ульяновского завода, среди них запрыгали, как мячи, на короткой зыби четыре ярославские «надувнушки» (еще один спортсмен на надувной лодке с «Ветерком-14» остался у берега заменять срезанный штифт винта}.
Информация об изображении
Надувная мотолодка ярославского производственного объединения «Резинотехника»
А на старте уже выстроились остальные 50 судов, которым предстояло пройти более длинную (130 км) и сложную дистанцию. Накануне некоторые экипажи заранее прошли ее вместе с местными «лоцманами», чтобы теперь чувствовать себя уверенно и не снижать скорости даже на самых запутанных участках в плавнях. Впереди самое малое — более двух часов хода, но все равно по сигналу ракеты все срываются с места, стараясь не терять ни секунды. Ревут полторы тысячи лошадиных сил, и вот уже группа за группой подки вырываются из стартовой сутолоки. Остаются несколько «неудачников», которые лихорадочно распутывают водоросли с винтов или меняют шпонки. Через несколько минут уже ничто не напоминает об ушедших на трассу...
Надувная мотолодка ярославского производственного объединения «Резинотехника»
В лимане участников гонки встречают невысокая (около 0,7 м), но очень неприятная, крутая волна и свежий встречный ветер. Здесь нужно пройти около 30 км. Лидируют пермяки А. Воеводкин и О. Новоселов на мотолодке «Нептун-2» с фирменными 20-сильными «Вихрями», но буквально на пятки им наступают «Нептуны» Сосновского завода, также оснащенные двумя моторами каждый. Этим командам есть что отстаивать: ведь в прошлом году пермяки увезли из Новгорода приз «Золотой винт», а сосновцы — приз МСП. Только при входе в извилистую Конку — один из многочисленных рукавов дельты Днепра лидерам удается увеличить отрыв примерно до 5 км. Пытаются достичь хотя бы сосновцев спортсмены Ржевского завода АТЭ-3. Две их легкие «Оби» под 30-сильными моторами «Москва» идут первыми среди одномоторных судов, немного опережая московскую «Казанку-2М» «Красного Октября» со спаренными «Нептунами-23». Так, уже на первой половине дистанции определились основные претенденты на победу.
В Конке волны не было, но зато участников гонки подстерегала другая опасность: прибрежные участки сильно заросли водорослями, ориентироваться среди многочисленных поворотов и проток было нелегко. Если на чистой воде главную роль играла техника, то теперь на ходе гонки все больше отражался опыт плавания спортсменов в сложных условиях, способность ориентироваться по карте. Не повезло, например, второму пермскому экипажу: дважды им пришлось возвращаться, «нащупывая» правильный путь.
На второй половине дистанции лидеры не сменялись: первым так и финишировал «Нептун-2» Воеводкина и Новоселова, затем появились сосновцы. Третьим закончил гонку ярко-синий «Темп», управляемый В. Урусовым и К. Шишигиным из московского водно-моторного клуба «Меридиан» (с учетом гандикапа они переместились на 2-е место}.
Ржевские спортсмены лидировали в 500-кубовом классе, а в классе Т-350 первыми финишировали хозяева трассы — мастер спорта В. Жуков и к. м. с. A. Крайдман. Примечательно, что на этот раз очень успешно выступили казанские моторостроители на фирменных «Приветах», занявшие в своем классе 2-е и 3-е места и опередившие сильную команду «Красного Октября».
Согласно положению первые пять судов каждого класса подходят к контрольной стоянке для проверки «серийности» корпусов и моторов. Вместе с судьями осматриваем пермский «Нептун-2»: 30 км хода в лимане оказалось достаточно, чтобы сломались каркасы сидений, в углах транца появились трещины, корпус потек по килю. На ржевской «Оби» ударом волны разбило ветровое стекло...
Однако самым печальным был финиш одной из пластмассовых «Ладог»: она просто выбросилась на берег, даже не обогнув в положенном порядке финишные буи. Корпус ее наполовину заполнен водой, в форштевне зияет полуметровой длины трещина, через которую свободно проходит ладонь. Сначала спортсмены пытались заткнуть эту щель, потом занимались только тем, что непрерывно откачивали воду капотом от мотора (и так более 50 км пути!) Жаль, что их упорство осталось ничем не вознагражденным: для получения зачетного результата им оставалось пройти всего 300 м! Эта неудача очень обидна, но поучительна для заводчан. Они основательно поработали, чтобы улучшить мореходные качества, внешний вид и комфортабельность серийной «Ладоги», однако стремление облегчить корпус сыграло, в данном случае, роковую роль.
Информация об изображении
Экспозиция разборных туристских судов московского машиностроительного завода «Салют»
Вечер участники маршрутной гонки потратили на исправление поломок и подготовку техники — ведь утром предстояло продолжение соревнований уже на кольцевой 10-мильной дистанции. Напомним, что в этой гонке имеет огромное значение не столько скорость лодки, сколько ее поворотливость (предстоит сделать 32 поворота!), а главное — проверяется умение спортсмена выбрать наивыгоднейшую тактику в сложной обстановке, когда борт о борт идут другие суда.
Экспозиция разборных туристских судов московского машиностроительного завода «Салют»
Финиш каждого заезда предполагалось закрывать через 5 мин после прихода победителя, однако в ходе гонки судьям пришлось вносить коррективы: гонщик Пермского завода А. Шаламов так мастерски вел свою «Обь» с 30-сильным «Вихрем», что сумел обогнать более чем на круг финишировавшего вторым ржевца B. Афанасьева, выступавшего на такой же «Оби», но с 30-сильной «Москвой». Если бы судьи отсчитывали контрольное время «от Шаламова», зачет получило бы не больше 3 лодок из 22 стартовавших! Решение вести отсчет от финиша второго гонщика было вполне оправданным (ведь система зачета среди заводских команд «очковая», т. е. по порядку на финише, а не по показанным скоростям).
В классе Т-250 поначалу уверенно лидировали ярославские надувные мотолодки. Вскоре, однако, можно было заметить, что от сильных ударов на волне моторы на всех четырех лодках начали буквально... ездить по транцу, то «подскакивая», то смещаясь к борту. (Транец на этих лодках изготовлен из очень плотной и скользкой бакелизированной фанеры, поэтому затяжка струбцин не гарантировала мотор от соскальзывания с транца!)
В классе Т-350 первым закончил гонку москвич В. Коньшин — спортсмен с «Красного Октября», но он пробыл победителем только полчаса: при осмотре техники комиссия обнаружила в его моторе отклонения от серийного образца. 50 очков за 1-е место получили спортсмены Херсонской морской школы ДОСААФ В. Жуков и А. Крайдман, ставшие абсолютными победителями. На 2-м месте — А. Орехов и А. Белов, фирменные гонщики Казанского моторостроительного завода. Всем оказался хорош их «Привет», да вот только шум при его работе заметно сильнее, чем, скажем, у «Нептуна-23», и отличается более низкими тонами.
В классе Т-500 абсолютными победителями стали спортсмены Ржевского завода АТЭ-3 Виктор и Николай Афанасьевы, впервые поднявшие на пьедестал почета марку фирменного мотора «Москва-30». Всеобщие симпатии зрителей в этом заезде завоевала и плавдача «Дон». Ее скорость 35,03 км/ч всего лишь на 4 км/ч ниже показанной «Обью» братьев Афанасьевых. Если учесть, что плавдача чуть ли не вдвое больше, в полтора раза тяжелее и является вполне комфортабельным туристским судном, такой результат свидетельствует о высоком гидродинамическом качестве корпуса.
В старшем классе Т-1009 первым снова финишировал «Нептун-2» А. Воеводкина и О. Новоселова, однако всего через несколько минут пришел все тот же синий «Темп» москвичей, получающий прибавку в 5% к фактической скорости. В результате пересчета скоростей экипаж москвичей стал победителем гонки и фактически разделил 1-е и 2-е места в абсолютном зачете с пермскими моторостроителями. Пластмассовые «Нептуны» и в этой гонке оказались в верхней части таблицы результатов, а вот обоим куйбышевским «Прогрессам-4» не хватило буквально нескольких секунд, чтобы уложиться в контрольное время (кстати, для них оно было увеличено все на ту же величину гандикапа 5%). Скорость, показанная «Прогрессом-4» открытого типа в маршрутной гонке, — 42,16 км/ч, лодки с рубкой — 41,16 км/ч. А в кольцевой гонке, несмотря на ветер, дувший вдоль трассы, разрыв между ними на финише не превышал полусотни метров.
Пока в секретариате подсчитывались зачетные очки, набранные участниками кольцевой гонки, на ту же трассу снова вышли 24 «заводских» лодки. Теперь, чтобы участвовать в последней гонке — конкурсе эффективности с полной (в соответствии с паспортом лодки) нагрузкой. По замыслу организаторов этот конкурс, проводимый впервые, должен был дать объективные данные о тяговых характеристиках моторов и способности лодок отдельных типов глиссировать с большой нагрузкой. Места распределялись в порядке убывания принятого в американской практике коэффициента эффективности:
K = D · V / N
где D — полное водоизмещение лодки, кг; V — скорость, км/ч; N — паспортная мощность мотора, л. с.
Разумеется, гонка — это не испытания на прямом мерном участке: здесь на результат накладывается влияние и дополнительных факторов (важно, например, умение спортсмена взять точный старт, огибать буи по циркуляции наименьшего радиуса и т. п.). Тем не менее, предстоящий конкурс эффективности очень заинтересовал и заводчан, и многочисленных зрителей.
И вот экипажи укладывают в лодки мешки с песком, загружая их до указанного в паспорте предела, гонщики замеряют свой вес на динамометре, подсчитывают вес горючего и моторов. По предстартовому сигналу тяжело груженные лодки отходят от берега, причем скорости их заметно ниже, чем показанные только-что в 10-мильной гонке. Только катер «Амур-М», да «Нептуны» со спаренными установками идут под 40 км/ч.
Финишировавших первыми в данном случае поздравлять никто не спешил: победители и призеры определятся после гонки — расчетом коэффициента К по показанной на трассе скорости.
И снова победили представители моторостроительных заводов. «Ветерок-14» на «Казанке-М» (УМЗ); «Привет-22» на «Оби» (КМЗ); «Вихрь» на «Оби» (ПМЗ), — вот лучшие сочетания мотора и лодки, выявленные нашим конкурсом эффективности! Случайно или нет — сказать трудно, но первые три места распределились в порядке возрастания кубатуры моторов! Лучшее место среди лодок со спаренными установками (6-е) заняла «Казанка-2М» — самая тяжелая лодка из участвующих.
Результаты первого конкурса эффективности уже дают определенный материал для размышлений. Почему, например, больше половины финишировавших судов не смогли поддерживать с полной нагрузкой среднюю скорость выше 30 км/ч! А ведь эти прогулочно-туристские лодки спроектированы как глиссирующие и имеют соответствующие обводы. Почему же вынуждены тысячи водномоторников-туристов ходить, как шли участники конкурса в Херсоне,— в переходном или близком к нему режиме, который, конечно, не является самым экономичным?
Не успепа еще утихнуть волна на Днепре от лодок народного потребления, ушедших на маршрутную гонку, стали готовиться к борьбе спортивные команды городов. Их на этот раз немного — всего 11. (Из постоянных участников наших соревнований можно было видеть команды Москвы, Киева, Тарту, Вильнюса.) В составе каждой команды по два скутера национальных классов О В-350 и ОС-500 с форсированными подвесными моторами серийного производства («Нептун-23», «Вихрь-М» и «Москва-30», по три мотолодки: SA-250 (юноши), SВ-350 и SC-500. Как и в прошлые годы, в состав команд были также включены и две мотолодки народного потребления — любого из пяти туристских классов Т, вплоть до двухмоторных Т-1000. Именно быстроходные двухмоторные суда могли принести наибольшую «пользу» команде, так как в зачет спортивным командам идут суммы скоростей. Но почему-то большинство команд отдало предпочтение все-таки менее быстроходному одномоторному судну: скорость скоростью, а отладить один мотор и обеспечить его безотказную работу в гонке легче! Двухмоторные суда класса Т-1000 были заявлены только командой г. Москвы — прошлогоднего обладателя переходящего Кубка спортивных команд.
Трасса гонок прекрасно просматривалась и с берегов Днепра, и с пешеходного моста. Тысячи херсонцев пришли «болеть» за своих земляков, а ведь от Херсона как устроителя соревнований было выставлено сразу две команды — от Морской школы ДОСААФ и от судостроительного завода! «Болел» за них, действительно, весь город. В автобусах и троллейбусах, идущих в сторону Гидропарка, можно было услышать разговоры о предстоящих соревнованиях, не менее оживленные, чем о футболе. Но этот повышенный интерес неожиданно обернулся теневой стороной: желание подойти поближе оказалось так велико, что усиленная охрана акватории судами НТИ, речной милиции и водномоторников-дружинников едва сдерживала лавину любительских лодок, которые то и дело выскакивали из каких-то потаенных проток и заливчиков.
Первыми в предстартовую зону вышли скутера ОВ. Было заявлено и стартовало 10 судов, но финишировать суждено было только одному Д. Титову —остальные или сошли с дистанции или не уложились в контрольное время. А в классе ОС вообще не получил зачета ни один спортсмен: красная ракета, обозначающая конец контрольного времени, взлетела прежде, чем кто-либо смог пересечь финишный створ. У гонщиков, да и у некоторых членов судейской коллегии, зародилось сомнение: те ли мили были заложены при разбивке дистанции — уж слишком мала скорость, показываемая даже мастерами спорта (по положению же контрольное время соответствовало I разряду). Но правильна дистанция или нет — разбираться не было времени. Судейская коллегия приняла решение увеличить контрольное время до уровня II—III спортивного разряда, иначе грозила опасность остаться без победителей — все получили бы «баранки»!
Старт юношей на мотолодках SA-250 наконец-то порадовал результативностью. Спортсмены очень плотной группой взяли старт и так же дружно финишировали: из 11 гонщиков только трое сошли с дистанции. Первым финишировал спортсмен из г. Тарту Арво Яэок, выступавший на единственном в этом заезде трехточечном корпусе; он показал неплохую скорость — почти 45 км/ч! Большинство юношей выступало на моторах «Ветерок-12» и только двое — на «Москве-12,5».
Бесспорным фаворитом гонок в классе SB считается Т. Хааге из того же г. Тарту: он был призером ряда предыдущих соревнований на приз сборника, чемпионатов страны. Естественно, все внимание в заезде этого класса было обращено именно на его лодку под № 71. Но, хорошо взяв старт и выйдя в лидеры, Т. Хааге из-за неисправности двигателя был вынужден остановиться уже после 2-го круга. Его тем временем обошли почти все участники гонки, первый из них, по крайней мере, метров на 500! Но вот мотор на лодке Хааге вновь заработал, эстонский спортсмен, устремившись вперед, уменьшил этот разрыв до 200 м и сумел финишировать третьим. Скорости, показанные на дистанции, и здесь значительно ниже прошлогодних: победитель В. Каримов показал только 51,089 км/ч. Даже в то невысокое контрольное время, которое установила судейская коллегия, не уложились три спортсмена. Да и вообще результаты получили только четверо (двое сошли с дистанции).
В следующем заезде картина была такой же. В классе SC абсолютным победителем всех больших соревнований последних лет был тартусец А. Раудва — мастер спорта международного класса, рекордсмен мира. Пожалуй, никто не сомневался в его победе и сегодня: все привыкли, что при любой волне и любом ветре он неизменно приходит к финишу первым. Но херсонская вода оказалась немилостивой к фаворитам. Стартовав где-то в середине группы, А. Раудва уверенно вышел на второе место и в это время — так же, как у Т. Хааге — у него заглох двигатель; он сумел запустить его вновь, но неумолимая красная ракета взлетела раньше, чем гонщик достиг финиша. Да, это уже поражение. Теперь абсолютным победителем наших IX соревнований А. Раудва не мог стать даже теоретически.
Первым финиширует спортсмен из г. Николаева С. Ковалев, вторым — херсонец В. Шелестов и... все! Остальные не укладываются в контрольное время.
Ожидать более высоких результатов было трудно, и спортсмены в этом виноваты меньше всего. Основная причина — сильная волна на акватории. Легкий утром ветер к началу спортивных гонок стал крепчать, и к концу первых заездов серии развел на трассе такую волну, что справиться с ней могли только спортсмены, хорошо знакомые с местными условиями, гонявшиеся на ней не однажды. Кроме того, мешало то, что, как и на всякой «южной воде», здесь плавало очень много травы; даже скутера приходилось часто останавливать для чистки подводной части мотора.
Вторая гонка серии в этот день так и не состоялась: после заезда мотолодок SC к финишу стали подходить суда, возвращающиеся с маршрутной гонки, поднялась такая волна, что о продолжении спортивных заездов не могло быть и речи. Судейская коллегия приняла два решения: первое — прошедшую субботнюю гонку считать личной 5-мильной, а серию гонок 2x5 миль перенести на воскресенье; и второе — начать гонки на следующее утро как можно раньше, пока нет волны.
Так второй гоночный день стал основным днем командной борьбы. Волна и ветер с утра были вполне приемлемые, однако скутера вновь показали низкую надежность. В первой гонке прошли дистанцию только двое — вчерашний победитель москвич Д. Титов и киевлянин Э. Якубович, а во второй в контрольное время не уложился никто.
Во втором классе скутеров первую гонку сумели пройти три спортсмена; при этом высокую скорость 79,801 км/ч, действительно, достойную всесоюзных соревнований, показал старейший мастер спорта из г. Тарту — М. Таниэл. В следующем заезде только он один и пришел к финишу: остальные сошли с дистанции. По положению абсолютный победитель должен был определяться по сумме скоростей трех гонок, но вышло так, что в классах скутеров три гонки не смог пройти ни один спортсмен; пришлось учитывать результаты двух гонок.
А вот юноши на второй день снова продемонстрировали завидную стабильность результатов и достаточные для их класса скорости, которые мало отличались от показанных в прошлом году. Это можно, пожалуй, объяснить тем, что на скорости до 50 км/ч волна сказывается не так сильно. Больше, чем когда-либо, мог претендовать на абсолютную победу А. Лэок — он выиграл и первую гонку серии, но на третьем круге второй наскочил на какой-то плавающий предмет; корпус лодки получил пробоину, юный гонщик вынужден был сойти с трассы. Первое место и абсолютное первенство завоевал воспитанник Херсонской морской школы ДОСААФ кандидат в мастера спорта Владимир Салатенко. На 2-е место вышел его земляк перворазрядник Владимир Петрин, выступающий за команду Херсонского судостроительного завода.
Информация об изображении
Плавдача «Дон» вышла на старт конкурса эффективности с палаточным домиком-тентом
В классе SB для завоевания абсолютного первенства Т. Хааге нужно было серию гонок не только выиграть, но и выиграть с большим отрывом, чтобы перекрыть ту «фору», которую он дал соперникам накануне. И спортсмен выполнил эту задачу, выиграл в очень трудных условиях обе гонки серии и отыграл — с лихвой — те несколько сот метров, которые было нужно. Заслуженная победа на всесоюзных соревнованиях!
Плавдача «Дон» вышла на старт конкурса эффективности с палаточным домиком-тентом
А. Раудва в обеих гонках серии «работал» только на команду: в первой он пришел вторым, но в следующей — вновь сошел с дистанции. Серию гонок по сумме скоростей выиграл москвич А. Терентьев (1-е и 2-е места), выступавший с мотором «Москва-30», но и он не стал абсолютным чемпионом: ведь 5-мильную гонку он не закончил... Абсолютным победителем в классе SC стал николаевец С. Ковалев, занявший в серии только 2-е и 3-е места.
Как можно легко заметить, большинство абсолютных победителей впервые добилось столь высокого спортивного результата в наших соревнованиях. И хочется надеяться, что это не последняя их победа в больших всесоюзных встречах!
Но командная борьба городов на этом не закончилась: ведь в зачет команде идут еще и результаты двух мотолодок народного потребления, показанные в маршрутной и в предстоящей кольцевой 10-мильной гонке, проводимой на той же трассе, на которой только что оспаривали первенство спортсмены.
По общим итогам двух дней впервые Кубок городов завоевала команда Тарту — постоянный участник наших соревнований. Команда Москвы — на втором месте.
Информация об изображении
В удовольствии прокатиться на новой мотолодке «Дон» горьковчане не отказывали
Почетное третье место, завоеванное херсонской командой, неслучайно. Только что здесь отмечалось двадцатилетие водно-моторного спорта в Херсоне. В 1955 г. начало развитию этого вида спорта было положено такими спортсменами, как А. Я. Дегтяренко (главный судья наших соревнований, заслуженный тренер УССР), Ю. Яихута, М. Подьеферов. От установленного В. Чумаченко первого рекорда области, равного 24 км/ч, до рекорда страны в 100 км/ч, установленного В. Жуковым (в том же классе), — таков путь херсонских водномоторников. А всего за 20 лет херсонские спортсмены установили 9 рекордов СССР, 24 рекорда ЦС ДСО и 12 республиканских рекордов. Не раз на пьедестал почета чемпионатов СССР поднимались В. Жуков, Игорь и Борис Бутми, И. Паличев, Е. Гуськов, В. Сапатенко.
В удовольствии прокатиться на новой мотолодке «Дон» горьковчане не отказывали
По сравнению с прошлыми годами, новинок на IX соревнованиях было представлено меньше. Чувствуется, что этап поисков в основном завершен, промышленность «нащупала» какие-то основные модели и сейчас ведет работы прежде всего по совершенствованию технологии. В «старшем» классе двухмоторных судов явное признание получили стеклопластиковые мотолодки и среди них «Нептун-2». Из 13 стартовавших в классе Т-1000 их было 8; они составили явное большинство и в шестерке лучших (см. сводную таблицу результатов). Мы рады сообщить, что недавно «Нептуну-2», выпускаемому Сосновским судостроительным заводом, присвоен Государственный знак качества. С двумя моторами эта лодка обладает высокими ходовыми качествами и принятая в гонках система гандикапа, выгодная для более крупных «Прогрессов» и «Темпов», все же была не в состоянии «поглотить» это преимущество.
В классах Т-350 и Т-500 и на этот раз доминировали алюминиевые лодки типа «Обь» — легкие, достаточно мореходные и — что особенно важно при кольцевых гонках — обладающие крутой тактической циркуляцией. Неслучайно первые места в обоих классах завоеваны спортсменами, выступавшими именно на «Оби»! (И вдвойне обидно, что Новосибирский завод Чкалова не участвовал в гонках с новой «Обью-М»!).
Хозяева воды — херсонские судостроители — выступали на своих фирменных «дюральках» типа «Днепр», получавших по гандикапу надбавку к скорости. Лучший результат на них показали В. Перерва и С. Пуля, занявшие в маршрутной гонке 4-е место. Наблюдая эту лодку в гонке, можно было сделать вывод о том, что ей явно недостает продольных реданов. Килеватый «Днепр» заметно раскачивался или шел с постоянным креном, что, конечно, отнюдь не уменьшало ударных перегрузок. Продольные реданы помогли бы повысить поперечную остойчивость, стабилизировать корпус в нормальном прямом положении.
Вызывал удивление метод улучшения скоростных качеств «Днепра», примененный заводскими гонщиками: водитель и механик (кстати — сам конструктор лодки Н. Свириденко) сидели на одном борту и откренивали лодку так, что она буквально шла на одной половине днища, как на плоской пластине. И очевидно, что это была не просто «находка» — экспромт во время гонки, поскольку мотор был заранее сдвинут и отклонен в сторону крена. Вряд ли это с лучшей стороны характеризует лодку! (Кстати говоря, «хитрость» не принесла удачи: в контрольное время 10-мильной гонки херсонцы не уложились.)
Среди немногочисленных новинок всеобщее внимание привлекла дача «Дон», которую привезли на гонки горьковчане. Это — оригинальное дюралюминиевое судно, на суше играющее роль домика на колесах, который можно буксировать за легковым автомобилем. Состоит «Дон» из водонепроницаемого плоско-килеватого корпуса, на котором установлен складной палаточный домик, и 2,5-метровой лодки-катамарана, составляющей носовую оконечность. Стыкуя обе части и пи используя их отдельно, можно получить различные варианты дачи для отдыха как на воде, так и на суше. Общительные горьковчане, удовлетворяя любопытство зрителей, без устали вновь и вновь раскладывали мягкие сиденья, устанавливали яркую палатку с широкими «мягкими» окнами, тут же превращали уютный двухкомнатный домик в быстроходную мотолодку или в прицеп, катали желающих по Днепру.
Оригинальность идеи удачно сочетается с высококачественным исполнением, продуманностью каждой мелочи. Примененные катамаранные обводы носовой части «Дона» обеспечивают высокие скоростные качества при достаточной мореходности (если это понятие применимо к столь малым судам!), отменную поворотливость, высокую остойчивость. Килеватые корпуса, имеющие плавный отгиб у скулы и по два выштампованных продольных редана, разделены тоннелем прямоугольного сечения. Заклепочные швы по соединениям корпусов с его вертикальными стенками закрыты стальными полированными брызгоотбойниками, которые отсекают брызги от свода. Для обеспечения устойчивости движения установлены транцевые плиты. Длина лодки вместе с плитами — 2,95 м; ширина — 1,70 м; высота борта — 0,54 м; вес — 65 кг. На транец ее без опасения опрокинуться можно ставить даже 30-сильный мотор, причем скорость (с одним водителем) в этом случае превышает 50 км/ч.
Выступая в 10-мильной кольцевой гонке в «старшем» классе Т-500, «Дон» к шестому кругу опережал ближайшего соперника более чем на круг и под аплодисменты болельщиков неизменно увеличивал отрыв у каждого поворотного буя. Когда оставалось пройти последний круг, подвеска серийного «Вихря-М» не выдержала — обломилась, мотор сорвался в воду и повис на тросах дистанционного управления. Когда судейское судно прибуксировало «Дон» к берегу, кто-то из зрителей заметил: «Действительно, техника проверяется в гонках — и своя, и чужая...» Но, разумеется, конструкторы и не рассчитывали «малютку» на участие в гонках: основное ее назначение — прогулки в районе базирования основного корпуса-дачи.
Стоит, пожалуй, пояснить, что в гонках можно было видеть и отдельно носовую часть, и полностью собранную плавдачу. Пятиметровая дача, легко преодолевая крутую волну и встречный ветер в лимане, прошла всю 130-кнпометровую дистанцию, развив среднюю скорость 36,7 км/ч под мотором «Москва-30». В. Киселев и Н. Бойко уверенно прошли и 10-мильную кольцевую гонку, обеспечив конструкторам и рабочим — создателям «Дона» диплом за наилучший результат в группе экспериментальных судов. Неудивительно, что горьковчане устали отвечать на вопросы: «Где и когда можно купить «Дон»! Сколько будет он стоить!»
Другую новинку — «семейную» каютную мотолодку «Москва-2» (см. «К Я» № 56} привезла команда Черноморского судостроительного завода. Это — одна уже из 36 лодок такого типа, изготовленных на заводе. Правда, назвать «Москву» серийной в полном смысле слова все-таки нельзя—делают ее пока на временном участке; еще предстоит оборудовать конвейер, установить специализированную оснастку, обеспечивающую высокое качество изготовления 2—3 тысяч лодок в год. Первые мотолодки «Москва» разошлись по основным водно-моторным центрам страны для проверки в различных условиях эксплуатации, определения потребности в судах данного типа.
На транце новой лодки была установлена пара 25-сильных «Вихрей-М». К сожалению, николаевцы не успели как следует подготовиться и не смогли защитить честь заводской марки. Скорости, показанные ими в гонках, оказались существенно ниже, чем, скажем, у «Темпа» сборной Москвы. Видимо, необходимо подобрать оптимальные гребные винты и более эффективную моторную установку.
Впервые участвовал в наших гонках единственный выпускаемый для продажи населению серийный катер со стационарным двигателем: «Амур-М» и новая его модель «Амур-2» (с каютой и угловой откидной колонкой) были специально доставлены в Херсон самолетом с Дальнего Востока. Конечно, эти суда с 60-сильными двигателями (от «Москвича-412»), могли быть допущены только вне конкурса: ведь по положению в розыгрыше переходящего приза «Катеров и яхт» участвуют только мотолодки с подвесными моторами суммарным объемом до 1000 см3. Тем не менее, выступление дальневосточного экипажа привлекло внимание: всех интересовало, насколько конкурентоспособен катер по сравнению с массовыми лодками?
А. Иванов и И. Тхоренко умело и на высокой скорости (41,8 км/ч) провели свой «Амур-М» по сложному 130-кипометровому маршруту, изобилующему береговыми отмелями и водорослями, и подтвердили репутацию катера как надежного и комфортабельного судна. Мягкий ход на волке, хорошая приемистость, высокая остойчивость (на полном ходу руль неоднократно перекладывали на борт до упора), — в этих качествах «Амура-М» могли убедиться все, опробовавшие катер. Отлично проявил себя «Амур» и в конкурсе эффективности — 5-мильной гонке с полной нагрузкой.
Единственный недостаток, который ощущаешь, сидя в этом катере, — неприятный шум реверс-редуктора. Заводчане поспешили заверить: редуктор доживает на «Амуре» последние месяцы, будет колонка! И хотя «Амур-2» не ходил ни на маршрутную, ни на кольцевую гонку, только что изготовленная колонка успешно наработала свои первые часы в днепровской воде, наглядно продемонстрировав все те преимущества, которые получат владельцы нового варианта катера. Впереди — длительные ресурсные испытания колонки, освоение ее в производстве, но заводчане уверены, что на трассу X гонок на приз «Катеров и яхт» пойдут уже серийные «Амуры», оборудованные этой действительно современной трансмиссией.
Интересной была встреча с конструктором «Прогресса-4» В. Г. Цитриным. В прошлом номере была помещена статья о путях улучшения качества этой популярной лодки. И можно с удовлетворением отметить, что на заводе с большой заинтересованностью, очень серьезно отнеслись к мнениям читателей сборника и начатому разговору о качестве серийного «Прогресса». Привезенные на гонки новые куйбышевские «Прогрессы-4» — один открытый, другой с рубкой — были лучшим подтверждением тому, что заводчане ответили на критику делом. Транец уже стал более мощным и «подрос»: по обе стороны от ДП на нем закреплены накладки, сделавшие возможной установку двух моторов; усилены соединения бортовых и днищевых ветвей шпангоутов; применены более стойкие краски; сделано уплотнение по соединению ветрового стекла с палубой и изменена конструкция самого стекла; пенопластовые блоки «оделись» в полиэтиленовые мешки; «на подходе» новая конструкция сливного клапана, устанавливаются бортовые шкафчики и автомобильное рулевое колесо... А всего в конструкцию серийного «Прогрессв-4» вносится около 40 изменений. Короче говоря, присвоение лодке знака качества завершило большую работу заводчан!
Среди моторов, представленных на соревнованиях, выделялся новый «Ветерок-14». Он уже многим отличается от опытных образцов, демонстрировавшихся два года назад в Каунасе. В конструкцию дейдвуда введен настроенный выхлопной патрубок; применена прошедшая всесторонние заводские испытания бесконтактная электронная система зажигания — магдино МБЭ-1. Кстати говоря, с 1976 г. Ульяновский моторный завод начинает выпуск 8- и 12-сильных «Ветерков» с этим же электронным магдино. Новое магдино долговечно и не требует ухода, так как отсутствуют механические прерыватели; оно позволяет получить электроэнергию для бортовой сети мощностью 20 Вт.
«Ветерок-14» был признан самым элегантным подвесным мотором на соревнованиях. Заметим попутно, что при оценке элегантности учитывались не только внешний вид — форма и окраска, но и удобство обслуживания, удельная мощность и экономичность, надежность отдельных узлов и т. п. В гонках «Ветерок-14» также показал себя с наилучшей стороны: выступавший с ним ульяновец А. Курников первым в классе Т-250 закончил 80-кипометровую маршрутную гонку, а в кольцевой показал довольно высокую среднюю скорость 31,6 км/ч. Поставленный затем на «Казанку-М» этот же мотор участвовал в конкурсе эффективности: при полном водоизмещении лодка прошла четыре круга дистанции со средней скоростью 20,5 км/ч. Таким образом, по условному коэффициенту эффективности новый «Ветерок» оказался самым эффективным мотором. В результате ульяновцы получили три диплома первой степени и призы за победы в гонках экспериментальных судов и в конкурсе эффективности, за создание самого элегантного мотора года. Думается, что когда этот мотор появится, наконец, на прилавках наших магазинов, к этой высокой оценке смогут присоединиться и тысячи водномоторников страны.
Результаты дальнейшей проработки 700-кубового подвесного мотора мощностью 40-45 л. с. представил Казанский моторостроительный завод, известный по 22-сипьному «Привету». В Каунасе можно было видеть первый вариант этого мотора («ЛМ-700»); новая, также трехцилиндровая модель «ЛМ-701» фактически представляет собой коренным образом измененную конструкцию. Применены несъемные головки цилиндров; картер выполнен только с одним разъемом по оси коленвала; предусмотрена принудительная смазка верхнего коренного подшипника; реконструирован редуктор; повышена жесткость коленчатого вала.
Казанцы удачно приняли старт в маршрутной гонке, но уже через полчаса их лодка - экспериментальным «ЛМ-701» вернулась к лагерю участников соревнований. Небрежность — в бензобак залили смесь с меньшим, чем требуется, количеством масла — привела к выходу из строя подшипника коленвала, не позволила продемонстрировать эффективность нового мощного мотора, появления которого уже ждут комфортабельные каютные мотолодки типа «Москва», «Марина» и т. п.
Как известно, гоночные подвесные моторы для скутеров национальных классов ОВ и ОС делаются сейчас самими спортсменами на основе серийных «Нептунов» и «Вихрей» с использованием отслуживших свой век редукторов от импортных гоночных «Дельфинов» и «Кенигов». Но запасы таких редукторов уже исчерпаны, и это стало серьезным препятствием на пути дальнейшего развития скутеров. На соревнованиях представители Одесского механического завода продемонстрировали (к сожалению, не в действии — на трассе, а пока лишь на стенде) головные образцы гоночного мотора для скутеров ОВ, созданного на базе двигателя «Нептуна-23». Редуктор и электронная система зажигания разработаны в содружестве с конструкторами Ульяновского моторного завода. Внешне моторы выполнены на высоком уровне, а об их гоночных качествах можно будет судите, конечно, пишь после тщательных испытаний на трассах соревнований.
Закончим наше знакомство с новинками упоминанием об интересной экспозиции (разборный катамаран из байдарок, лодка «Мечта», моторчик «Спутник»), представленной заводом «Салют», а также о первой в нашей стране лодочке из полиэтилена «Дельфин», которую привезли для показа в Херсоне работники Ново-Краматорского машиностроительного завода имени В. И. Ленина. Большой интерес зрителей, как обычно на наших гонках, вызывали и экспериментальные надувные мотолодки, показанные Ярославским производственным объединением «Резинотехника». Надо сказать, что спортсмены, выступавшие на этих судах, проявили незаурядную стойкость и волю, пройдя маршрутную гонку наравне с «жесткими» судами.
Подводя итоги IX соревнований на технической конференции, спортсмены и представители заводов дали хорошую оценку организации гонок и работе судейской коллегии, высказали ряд предложений по совершенствованию Положения на следующий год. Была отмечена необходимость привести разбивку на классы в соответствие с новыми типами судов, появившихся на трассах наших гонок, уточнить гандикап для мотолодок с каютой. Заводчане поделились своими планами по совершенствованию продукции своих заводов. Большое внимание и производственники и спортсмены уделили проблеме создания благоустроенных лодочных стоянок и водных баз в ряде городов страны. Отсутствие таких баз не только существенно тормозит реализацию заводской продукции, но и сдерживает дальнейшее развитие водно-моторного туризма и спорта, важное оздоровительное и прикладное значение которых не раз подчеркивалось постановлениями партии и правительства.
Командные результаты заводов — изготовителей лодок и моторов
1 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова (185 очков; абсолютные победители в классе Т-1000; абсолютное 2-е место в классе Т-500) — Переходящий приз редакции сборника «Золотой винт»; Переходящий приз МСП;
2 — Ржевский завод АТЭ-3 — 1 команда (170 очков; абсолютные 2-е и 3-е места в классе Т-500);
3 — Казанский моторостроительный завод (130 очков; 2-е абсолютное место в классе Т-350; 2-е место в маршрутной гонке в классе Т-350);
4— Сосновский судостроительный завод — I команда (115 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-1000);
5—Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе — I команда (108 очков);
6— Сосновский судостроительный завод — II команда (91 очко);
7 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь» — II команда (87 очков);
8 — Ржевский завод АТЭ-3 — II команда (77 очков);
9 — Завод — изготовитель лодок «Ладога» (75 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-350) — Приз ЦНИИ А. Н. Крылова за лучшую конструкцию лодки;
10 — Ульяновский моторный завод — I команда (73 очка; 1-11 места в классе Т-250) — диплом за самый элегантный мотор на гонках;
11 — Херсонский судостроительный завод (60 очков);
12 — Завод — изготовитель мотолодок «Прогресс» (51 очко);
13 — ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова (46 очков);
14 — Черноморский судостроительный завод (38 очков);
15 — Херсонский судостроительный завод — II команда (35 очков);
16 — Ульяновский моторный завод — II команда (23 очка; 3-е абсолютное место в классе Т-250);
17 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь» — I команда (21 очко);
18 — Завод — изготовитель мотолодок «Ока» (9 очков).
Командные результаты (спортивные команды городов)
1 — Тарту (509,507); 2 — Москва (439,448); 3 — Херсон, Морская школа ДОСААФ (403,831); 4 — Херсон, Судостр. з-д (396,707); 5 — Ржев, з-д АТЭ-3 (318,097); 6 — Николаев, Черноморск. судостр. з-д (306,988); 7 — Киев (241,063); 8 — ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова (235,471); 9 — Вильнюс (217,109); 10 — Евпатория (159,871); 11 — Клайпеда (142,595).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(первые три места; в скобках указана максимальная скорость, показанная в гонках)
Скутера ОВ-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. Д. Титов, Москва (61,555 км/ч); 2 — м. с. Э. Якубович, Киев (57,135). 5 миль: 1 — м. с. Д. Титов. (61,217).
Абсолютный победитель — м. с. Д. Титов.
Скутера ОС-500. Серия 2x5 миль: 1 — м. с. М. Таниэл, Тарту (79,801); 2 — м. с. М. Козлов, Ржев (65,331); 3 — м. с. В. Сорока, Киев (60,375).
Абсолютный победитель — м. с. М. Таниэл.
Мотолодки SA-250 (юноши). Серия 2x5 миль: 1 — к. м. с. В. Салатенко, Херсон (44,320); 2 — 1 разр. В. Петрин, Херсон (42,165); 3—1 разр. А. Самойпенко, Вильнюс (39,455). 5 миль: 1 — 1 разр. А. Лэок, Тарту (44,995); 2 — к. м. с. В. Салатенко (42,851); 3 — 1 разр. В. Нойкин, Киев (41,644).
Абсолютный победитель — к. м. с. В. Салатенко.
Мотолодки SB-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. Т. Хааге, Тарту (54,247); 2 — м. с. В. Каримов, Николаев (51,783); 3 — м. е. Ф. Зайдман, Херсон (51,489). 5 миль: 1 — м. с. В. Каримов (51,089); 2 — м. с. Ф. Зайдман (49,433); 3 — м. с. Т. Хааге (48,767).
Абсолютный победитель — м. с. Т. Хааге.
Мотолодки SC-500. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. A. Терентьев, Москва (54,574); 2 — м. е. С. Ковалев, Николаев (52,175); 3 — м. с. В. Шелестов, Херсон (50,981). 5 миль: 1 — м. с. С. Ковалев (49,517); 2 — м. с. B. Шелестов (49,198).
Абсолютный победитель — м. с. С. Ковалев.