Традиционная встреча туристов-парусников проводилась в этом году в районе признанной столицы лыжного спорта — Кавголова. Новое место оказалось удачным во всех отношениях: по общему мнению, надо и следующие IV соревнования проводить именно здесь — на живописном Кавголовском озере.
Утром 14 июня на «диком пляже» у домика лесника цари го необычное оживление. Свыше 40 экипажей готовили к старту суда, настраивая вооружение на свежий ветер, а опаздывающие еще шли «своим ходом» через озеро от станции, собирали только что выгруженные из автомобилей байдарки. По вымпелам команд и буквам на парусах можно было ориентироваться в составе участников. На этот раз гостей было много. Представительную команду — 9 байдарок — прислала Москва. Очень сильные экипажи приехали из г. Николаева: эту команду организовал Г. Сарин — победитель уже нескольких соревнований на парусных байдарках, в прошлом году выступавший за Ленинград. Можно было встретить туристов из Риги, Вильнюса и Цесиса. Калинина, Тольятти. Новосибирска и Свердловска. География парусно-байдарочного туризма явно расширилась перевалила за Урал! Кстати сказать, предварительные заявки прислал еще целый ряд городов, но по каким-то причинам их спортсмены в гонках не участвовали. (Речь идет о Киеве, Минске, Кирове, Тарту, Куйбышеве и др). И сразу скажем — напрасно!
На берегу сама собой возникла интереснейшая выставка парусной техники. Хозяева лодок, пользуясь представившееся возможностью (выяснилось, что торопиться некуда: из-за свежего ветра начало гонок судьи решили отложить!), давали любые объяснения, делились опытом и планами, «защищали» принятые технические решения.
Наибольший интерес у собравшихся на берегу зрителей вызывали тримараны. Любопытную конструкцию показали литовские туристы: «Салют» с поплавками из легкой, пропитанной герметиком ткани на деревянном наборе. Много споров вызывал тримаран с регулируемыми подъемом и углом атаки поплавков: не пожалев труда на дюралевые балки и шарниры, авторы этой системы «поленились» сделать обтекаемые жесткие поплавки, которые могли бы глиссировать (подвесили парусиновые мешки, набитые камерами от мячей). Новосибирский экипаж применил сигарообразные надувные поплавки собственного изготовления, а еще на двух судах можно было видеть покупные «бревна» для обучения плаванию: на московском тримаране их поставили по два на борт — один за другим. Забегая вперед, заглянем в таблицу результатов: из семи, привезенных в Кавголово, в гонках смогли участвовать только три тримарана, наиболее простых и надежных; победили отлично выступавшие В. Никулин и И. Кренанов (Новосибирск).
Две трети экипажей выступали на отечественных байдарках «Салют». Напомним, что только команды, составленные из байдарок этого типа, разыгрывали главный приз — переходящий Кубок редакции; остальные экипажи соревновались в личном зачете, оспаривая победу в каждом из пяти классов. Из импортных байдарок больше всего было «RZ»; в этом классе победили ленинградцы Н. Иванов и Л. Баринова. Лучшими на польских «Нептунах» оказались их земляка Л. Перовский и Е. Перовская.
Интересную самодельную байдарку показал ленинградец И. Рощин (выступал с В. Башковым). Это очень легкая лодка из ткани «500» на деревянном наборе, в размерениях «Салюта», но более изящная — острая, с приподнятыми оконечностями. В классе «самоделок» она пришла первой и получила специальный диплом редакции за оригинальную конструкцию. К сожалению, не удалось сравнить ее на дистанции с жесткой — из стеклопластика — пятисекционной «Маринкой» (см. №43): 10. Левина подвело «не обкатанное» гоночное вооружение, вышедшее из строя на прикидке.
Если сравнивать паруса, показанные на нынешних и прошлогодних гонках, то можно четко сказать: туристы поработали много. Мы увидели немало новинок. Отметим, например, высокоэффективное (по идее) стаксельное вооружение двух байдарок. Авторы этих любопытных конструкций развернули свои лодки кормой вперед, переставив руль на нос и оставив мачту на месте; большой стаксель поднимается теперь на ахтерштаге, «превратившемся» в штаг, и играет роль грота. Многого ожидали от паруса Люнгстрема, примененного на одной из московских лодок: на попутном ветре двойной грот разворачивается бабочкой на двух развернутых в стороны гиках и площадь его удваивается до 10 м2; для уменьшения площади паруса, когда и 5 м2 много, его наматывают на вращающуюся мачту. Можно было видеть вооружение байдарки (московский тримаран) тендером и даже кечем (две мачты). Конечно же были паруса гафельные, рейковые и латинские.
Только один экипаж применил готовый «чужой» парус — огромный стаксель с «Летучего Голландца». Остальные шили сами, к сожалению, далеко не всегда грамотно. Большинство парусов было пошито из хлопчатобумажных тканей, но на некоторых байдарках стояли паруса из лавсана, легкой клеенки, ПХВ — пленки. На ряде лодок площадь их, достигающая 8—9 м2, была явно больше, чем нужно. Такие паруса можно рекомендовать только опытным туристам, применяющим надежные патент-риф для грота и закрутку для стакселя (в Кавголово их можно было видеть уже на многих байдарках). Гораздо чаще, чем на II соревнованиях, стали делать различного рода скамеечки для откренивания. Многие рулевые, наконец-то отказавшись от традиционного байдарочного управления педалями, взяли в руки румпель. Некоторые гонщики поставили профилированные рули и шверцы.
В полдень (вместо 10.00) флаг соревнований все-таки был поднят — только что «изобретенный» флаг ленинградской парусной подсекции: на голубом фоне четыре луча с силуэтом парусной байдарки в центре. Попутного ветра и счастливых стартов пожелал собравшимся представитель ЦС по туризму С. Н. Парфенов.
Вскоре же пришлось объявить, что из-за сильного ветра старт переносится на 15.00, однако все опытные участники соревнований прекрасно понимали, что и через два часа погода лучше не станет. Мрачнело небо. Один грозовой фронт сменялся другим, порывы ветра достигали скорости 15 м/с.
Снова и снова собирались представители команд, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию. Некоторые из них требовали начать гонку, но судьи и спасательная служба, проявив твердость, отложили старт сначала на 18.00, а затем и еще на три часа, разрешив, однако, наиболее горячим гонщикам «немного остыть», пройдясь вблизи берега. (Спустя 10 минут четыре лодки из пяти вышедших лежали парусами на воде.) Только после 21.00 ветер понемногу начал слабеть и главный судья Б. Андреев дал сигнал готовиться к гонке. В 22.05 над озером наконец-то взвилась долгожданная стартовая ракета!
Опасаясь, что еще нестихшие порывы ветра (до 8—10 м/с) не дадут нормально пройти дистанцию, судья решил провести гонку в один круг вместо двух и без лавировки — обходя знаки правым бортом. (Поясним, что трасса гонки представляла равносторонний треугольник периметром около 3 км, причем старт должен был даваться прямо против ветра, а знаки полагалось обходить левым бортом. Теперь же получилось, что надо выходить на первый и второй знаки в полный бейдевинд, а последний отрезок проходить в фордевинд).
Сразу же после старта определилась лидирующая группа из десятка лодок, а за первым знаком гонку уверенно повел Г. Сарин, постепенно отрывающийся от своего основного конкурента — москвича В. Перегудова. Разрыв составлял уже более 100 м; казалось, можно считать судьбу первого места решенной, однако... Грот В. Перегудова был пошит так, что оказался наиболее эффективным именно на полных курсах, благодаря чему москвичам и удалось отыграть на фордевинде эти 100 м. Мы оказались свидетелями захватывающего зрелища — финишной борьбы двух хороших гонщиков. Поединок был настолько упорным, что они продолжали его даже за финишным створом и так азартно, что николаевская байдарка в конце концов опрокинулась. Сарин отказался от помощи спасателей, сумел поставить лодку на ровный киль и, забрав ветер, минут через десять подошел к берегу. Это тоже было очень интересно. Наглядное доказательство парадоксального утверждения, что в умелых руках «большой» парус оказывается безопаснее «маленького», так как способен двигать затопленную байдарку! (Не будем только забывать: для этого нужно иметь опыт — ходить так, как ходит Г. Сарин.)
Кто выиграл первую гонку, стало ясно только тогда, когда с дистанции вернулись судьи. Победителем оказался В. Перегудов, хотя разрыв был настолько мал, что судьям не помешал бы и фотофиниш! Не сумело пройти дистанцию только пять судов (два из-за поломок в рангоуте, три опрокинулись).
Тем временем был получен неутешительный прогноз на завтра: усиление ветра с утра. II судейская коллегия приняла смелое решение: пользуясь хорошей видимостью ленинградских белых ночей, дать следующий старт в 3.00 утра!
Необычайно красиво озеро в этот ранний час. Лучи восходящего солнца осветили десятки парусов, сгруппировавшихся у стартовой линии. Ветер поутих до 5—6 м/с, волнение небольшое, видимость прекрасная. Просветлели лица у гонщиков. Слышны даже шутки и смех! («Будет что вспомнить! — говорили потом некоторые из гостей. — Только так, белой ночью, и нужно проводить ленинградские гонки!»)
На этот раз дистанция хотя и в один круг, но «левая», т. е. выходить на верхний знак придется в лавировку. Со старта байдарки рассыпались по всему плесу. Зрителям на берегу трудно понять, кто впереди, но понемногу выясняется, что и дальше и выше на ветер ушли две николаевские лодки. Захватив лидерство, они не оставили преследователям никаких надежд. С. Марченко («НПЗ») пытался при этом догнать Г. Сарина («Н-15»), но сумел только приблизиться к нему.
Третья гонка началась сразу же за второй при чуть усилившемся ветре и проводилась уже по полной программе — в два круга. Гонка была почти копией предыдущей, только здесь со старта лидировал С. Марченко, а вторым был Г. Сарин. Третьим пришел москвич B. Успенскпй.
Таким образом, команда Николаева, показав неоспоримое превосходство, завоевала главный приз. Места по гонкам экипажа Г. Сарин — Ю. Щербак: 2. 1, 2: экипажа C. Марченко — 4, 2, 1. Согласитесь — результат прекрасный! Москвич В. Перегудов в личном зачете занял 3-е место, а команда Москвы оказалась второй. Только на 3-ем месте команда хозяев трассы.
В чем секрет успеха николаевцев? Думаю, прежде всего в том, что Г. Сарин — настоящий парусник. Но и хорошие гонщики не смогли бы так уверенно пройти дистанцию, если бы их лодки несли плохо пошитые паруса. Николаевцы применили испытанное вооружение типа бермудский шлюп. Паруса у них ладно пошиты из лавсана, во всем видна величайшая аккуратность. Площадь грота 6,8 м2, стакселя — 2,6 м2. Высота мачты 4,8 м, длина гика 1,9 м. Рангоут деревянный. Грот ставится на наружных ползунах-раксах. Применен патент-риф. Стаксель поднимается по топштагу на карабинчиках. Шверцы (площадью по 0,15 м2) и руль — плоские дюралевые, толщиной 3 мм.
Бермудским шлюпом были вооружены и другие байдарки, показавшие себя с лучшей стороны («М-171» В. Успенского, «Л-31» С. Печалина, «Л-34» И. Рощпна, «М-24» А. Родичева, «Нс-1» В. Никулина). Из других конструкций следует, пожалуй, выделить паруса латинские: применившие их экипажи хотя н не заняли призовых мест, но довольно успешно прошли дистанцию. В числе победителей оказался и ленинградец Н. Иванов, вооруживший свою «RZ» гафель-ным шлюпом. Что же касается различных экспериментов, то, на мой взгляд, эти новые конструкции еще не отработаны и плохо освоены, поэтому делать какие-либо выводы рано.
Два слова о правилах гонок. Соревнования в Кавголово проводились по правилам, максимально приближенным к ППС-73. Среди туристов-парусников много споров вызывал вопрос о том, можно ли применять весла. Если на I соревнованиях на приз сборника (1973 г.) пользоваться веслами было разрешено на старте и финише, при огибании знака, при прохождении участка дистанции против ветра и даже на поворотах («гребцы» лишь штрафовались по довольно хитроумной системе), то на соревнованиях 1974 г. весла можно было применять уже только на старте и финише, а в Кавголово весла вообще запрещалось применять после сигнала, поданного за 5 минут до старта. Опасения, что чисто парусный старт «не получится», будут навалы и т. д., не оправдались. Большинство экипажей стартовало нормально и лишь несколько лодок застряло на старте, что, впрочем, говорит лишь о слабой подготовке их экипажей.
В целом III соревнования на приз «К и Я» были очень интересными, хотя и проходили в сложных условиях. Впереди у туристов-парусников немало интересных стартов, но немало и нерешенных организационных вопросов. И в московской парусной подсекции и у нас, в Ленинграде, оживленно дебатируются, например, вопросы о целесообразности введения каких-то ограничений (скажем, площади парусности), о составлении программы обучения и введении экзамена на право управления парусной байдаркой, об унификации правил проведения гонок, в перспективе — о возможности присвоения за победы в них спортивных разрядов.