Постройкой катамарана «Бритиш Окснген» его конструктор преследовал единственную цель — сделать судно, не имеющее себе равных на больших океанских гонках. Однако, после того как «Оксиген» на одном из этапов парусного марафона вокруг Британии развил скорость свыше 20 узлов, было решено выставить его и в качестве претендента на побитие мирового рекорда скорости под парусами.
Очередные соревнования такого рода, проводившиеся в 1974 г. по традиции в Уэймутском заливе близ Портленда, вновь собрали целый флот — 27 судов самых фантастических конструкций. Многие из них, впрочем, были здесь уже не в новинку: это «плавучая этажерка» «Клифтон Флейшер» — проа с пятью жесткими парусами-крыльями; катамараны на подводных крыльях — одиночка «Уан ап» (класс «Уникорн»), «Мейфлай» (класс «Торнадо») и другие суда, опробованные на этой же рекордной дистанции в прошлые годы. Среди «ветеранов» не хватало только проа «Кроссбау» — обладателя официального рекорда и победителя гонок 1972 и 1973 гг. Т. Колман предполагал усовершенствовать свое судно, поставив его главный корпус на подводные крылья, но эту идею реализовать пока не успел, а поэтому предпочел отказаться от поездки в Портленд, чтобы иметь возможность продолжить испытания «Кроссбау» на озере Грефхам Уотер.
Обилие претендентов на этот раз объяснялось не только растущей популярностью «недели рекордов», но еще и тем, что, помимо главного приза, в 500 фунтов стерлингов за наивысшую скорость, показанную при прохождении дистанции в полкилометра, были учреждены и специальные награды по 125 фунтов победителям в каждом из трех классов судов парусностью в 300, 235 и 150 кв. футов (27,9; 21,8 и 13,9 м2 соответственно). Отметим, что эти площади соответствуют ограничениям для международных классов гоночных катамаранов. «Бритиш Оксиген» со своей огромной площадью парусности в 230 м2 возглавил четвертый, так называемый «свободный» класс, суда которого, собственно, и рассчитаны на достижение абсолютной наивысшей скорости под парусами.
Среди новых претендентов на, мировой рекорд под парусами можно было видеть ряд сооружений, которые вообще было невозможно отнести к какому-либо из существующих типов парусных судов. В конструкции «Эмпромтью-2» («Экспромт»), например, были объединены очень узкий 10-метровый корпус академической гребной лодки, два подводных крыла на концах поперечной балки и, наконец, жесткое самолетное крыло в качестве паруса. Конструктору Девиду Хэтчу, упорно работавшему над «Экспромтом» в течение нескольких лет, так и не удалось не только поставить рекорд, но даже просто зафиксировать скорость оригинального судна. В Уэймуте после неоднократных безуспешных попыток оторвать корпус от воды, сделанных в слабый ветер, «Экспромт» вдруг совершенно неожиданно вышел на крылья и понесся над водой с великолепной скоростью, но... тут же раздался треск: поперечная балка лопнула, крылья отлетели — лодка снова зарылась в воду.
Другой необычный аппарат — «Эксоплэйн» имел длинный корпус, напоминающий каноэ, и совершенно экзотический параглайдер-парус, растянутый по сложной раме из алюминиевых трубок. Чтобы как-то удерживать равновесие, этот парус опирается! на небольшой плоский поплавок, точнее — лыжу, которая глиссирует даже при небольшой скорости судна.
На фоне таких необычных аппаратов «Бритиш Оксиген», конечно, выглядел архаично, однако, как вскоре стало ясно, его создатель — Мак Алпин Дауни не обманулся в своих ожиданиях. Единственным серьезным противником для его катамарана в Уэймуте оказался только «Клифтон Флейшер». После гонок 1973 г., на которых «Клифтон», развив скорость 16,2 узла, был четвертым, А. Нигель усовершенствовал его конструкцию. В частности, установил регулируемые закрылки, которые позволили повысить силу тяги парусов, особенно в слабый ветер, а также упростил установку их под наиболее эффективным углом атаки. На расстоянии 8% хорды от входящей кромки на каждом крыле был закреплен турбулиза-тор — прочная леска, наподобие употребляемой для ловли макрели. Благодаря этому конструктор рассчитывал уменьшить влияние изменения направления ветра по высоте и избавиться от падения подъемной силы при критическом угле атаки в 8°. Результаты модернизации (и очевидно — освоения, доводки судна) не замедлили сказаться. В первый же день «Клифтон» показал скорость 18,5 узла, — на 2 с лишним узла превысив свое прошлогоднее достижение и более чем на 3 узла оторвавшись от ближайшего конкурента — катамарана на крыльях (класса «Уникорн»), развившего скорость 15,2 узла.
«Бритиш Оксиген» был спущен на воду только ко второму дню соревнований. За его руль сел опытный «катамаранный» ас Per Уайт. Погодные условия — свежий ветер при сравнительно спокойном море — позволили принять участие в этой серии заездов (напомним, количество попыток не регламентируется!) наибольшему количеству участников. Лучший результат вновь показал «Клифтон», проскочивший дистанцию со скоростью 21,6 узла. «Оксиген» показал второй результат — 20,2 узла.
Третий день гонок практически вылился в поединок «Клифтона» и «Оксигена»; приблизиться к ним удалось только катамарану на подводных крыльях «Мейфлай». С первого же заезда Уайт выходит вперед, показывая 21,8 узла. Нигель улучшает это достижение: его результат 22,14 узла. При повторном проходе дистанции регистрируется скорость «Бритиш Оксигена» 24,26 узла, которая и остается лучшим результатом соревнований!
Третьи рекордные гонки парусников в Портленде привлекли внимание любителей парусного спорта, во всем мире, несмотря на то, что их участникам так и не удалось превысить ни рекорда гонок («Кроссбау» — 29,3 узла), зарегистрированного в 1973 г., ни, тем более, еще не утвержденного официального достижения, показанного катамараном класса Д «Бивулф-I» в Лос-Анджелесе (30,95 узла).
Соревнования вновь показали непригодность экстремальных конструкций для морских гоиок, даже если речь идет о специально выбранной дистанции ограниченных размеров. Только 14 судов из 27 представленных получили зачетные результаты. Будущее здесь, как и на любых других парусных соревнованиях, по-видимому, принадлежит судам, достаточно простым по конструкции, несущим мощное парусное вооружение при минимальном сопротивлении формы.
Победителем в группе 300-футовых судов стал «Клифтон Флейшер», во второй — катамаран на крыльях «Орландо» и в третьей — «Мейфлай». Интересно отметить, что по абсолютному результату «Мейфлай» (19,38 узла) намного опередил «Орландо» (16,31 узла), заняв на гонках общее 3-е место.