Международные соревнования больших парусных судов «Операция «Парус» проводятся раз в два года. В прошлом году впервые в этих соревнованиях участвовали и советские учебные парусники «Товарищ» (Херсон) и «Крузенштерн» (Рига).
Команду «Товарища» составили курсанты Одесского высшего инженерного училища, «Крузенштерна» — курсанты нескольких мореходных училищ Министерства рыбного хозяйства.
В регате 1972 г. (о ней сообщалось в 43 номере сборника), состоявшейся в Киле, победу одержал польский парусник «Дар Поможа». Учитывая это, а также 30-летний юбилей образования Польской Народной Республики, Международный Союз парусного флота принял решение провести регату «Операция «Парус-74» на Балтике с финишем в Гдыне.
Все суда, участвующие в регате, согласно положению, делятся на два класса: «А» и «В». Класс «В» в свою очередь подразделяется на I и II подгруппы. В классе «А», состоящем из больших учебных судов, в соревнованиях участвовало 6 парусников (см. таблицу). Всего же в регате приняло участие 57 судов из 12 стран.
Сбор участников происходил в Копенгагене с 10 по 14 июля. Эти дни стали настоящим праздником как для участников гонок, так и для жителей датской столицы. Был организован торжественный марш экипажей через весь город в парк Тиволи, устроен большой летний бал. 14 июля состоялся парад лучших парусных судов мира, который приветствовала с борта своей прогулочной яхты королева Дании Маргарита II.
Прямо с парада участники регаты направились к месту старта в район маяка Дрогден, у выхода из Зундского пролива в Балтийское море. Порядок старта капитаны судов согласовали на собрании, проведенном накануне на борту датского учебного судна «Данмарк».
Было принято решение стартовать по выстрелу из пушки, имея ход с парусами, взятыми на горденя и гитовы. Машиной разрешалось работать до старта и в течение 10 минут после стартового сигнала. Места на старте распределялись жеребьевкой.
Трасса гонок, протяженностью около 300 миль, с навигационной точки зрения была сложной, так как пролегала по узким фарватерам, среди отмелей и старых минных полей, в районе с интенсивным судоходством.
От Дрогдена суда должны были пройти мимо маяка Фолстербудс, оставив его слева, затем обогнуть с юга о. Борнхольм, подняться на север до о. Эланд и, повернув у маяка Эланд-Сёрдре-Грунд, идти в Гданьский залив, где располагался финиш.
Острая борьба началась сразу со старта. Призер прошлых гонок — «Дар Поможа» — взял старт преждевременно. Ему пришлось разворачиваться и стартовать повторно, на что ушло около часа. Дул сильный ветер, достигавший семи баллов. Несмотря на это, суда несли все паруса, включая бом-брамсели. «Товарища шел с креном 28—30°, палуба у левого борта ушла в воду. В таких условиях было нелегко работать со снастями, но экипаж судна делал все возможное для форсирования хода.
Благодаря хорошим мореходным качествам судна, самоотверженной и умелой работе курсантов, мастерству капитана О. П. Ванденко «Товарища сразу со старта захватил лидирующее положение и сохранил его на все время гонок. К моменту поворота у Эланд-Сёрдре-Грунд ближайший наш соперник «Горх Фок» отставал на 1 час 35 мин. Следом за ним с интервалом в 1 час 05 мин точку поворота прошел «Дар Поможа».
К концу гонки ветер значительно ослабел, а затем наступил штиль. Однако «Товарищу» удалось избежать штилевой полосы и финишировать утром 16 июля, пройдя дистанцию за 42 часа 08 мин. 10 сек. Вторым через 16 час. 45 мин. финишную линию пересек «Горх Фок». Затем вперемежку стали финишировать суда классов «А>> и «В». В 00 часов 18 июля финиш был закрыт. Из класса «А» в контрольное время не^ уложились «Вильгельм Пик» и «Георг Стейдж».
После того как судейская коллегия ввела в результаты гонок коэффициенты, учитывающие разницу в технических характеристиках соревновавшихся судов и штрафное время за допущенные нарушения, время прохождения дистанции у некоторых судов изменилось. Однако это не повлияло на конечный результат — «Товарищу» присудили два первых места: за победу в классе «А» и за общее первое место в регате. Таким образом впервые судно класса «А» заняло общее первое место в «Операции «Парус».
В классе «В» (группа I) первое место заняла двухмачтовая шхуна «Америка» (США)1, а в группе II — яхта «Карин» (ФРГ).
Торжественное вручение наград состоялось 20 июля в Гдыне. На церемонии присутствовал Председатель Государственного Совета ПНР доктор Генрик Яблонски, почетный председатель судейской коллегии «Операции «Парус-74».
Все суда класса «А» и победители в классе «В» получили колокола, отлитые из металла судна XVII века, поднятого со дна Гданьского залива.
«Товарищ» наградили двумя переходящими призами: за общее первое место в регате флорентийским кубком и за первое место в классе «А» гранитным камнем с мыса Горн. Кроме того, были вручены памятная медаль и диплом.
Организаторы «Операции «Парус-74» постарались сделать пребывание участников регаты в Польше запоминающимся. Для них организовали большой концерт в Лесной опере (Сопот), молодежный бал, экскурсии. Всем раздали специально отпечатанные карточки, дававшие право бесплатного проезда во всех видах общественного транспорта, включая электричку между городами Гдыня, Сопот и Гданьск, а также посещения всех музеев и выставок.
В честь «Операции «Парус-74» в Польше выпущена серия почтовых марок с изображением некоторых парусников, участвовавших в регате, и много сувениров, посвященных соревнованиям и вообще парусному спорту.
В заключение праздничной программы в Гданьском заливе состоялся парад 600 парусных судов различных классов. Первым в парадной колонне шло самое крупное судно — «Крузенштерн». За ним следовал победитель регаты «Товарищ» и остальные суда в порядке занятых мест на регате.
Одновременно с Балтийской проводилась Атлантическая регата между портами Англии и Испании. Она оказалась менее представительной. Так, в гонках на трассе Дартмут — Корунья участвовали только 19 судов класса «В», а в Коруныо из Портсмута стартовало 1 судно класса «А» и 27 судов класса «В».
В период с 31 июля по 4 августа в Портсмуте состоялась встреча участников Атлантической и Балтийской регат. «Товарищ» прибыл в Портсмут 2 августа. На следующий день команды парусников собрались на Саутси-Арене — месте народных гуляний, где состоялась церемония награждения победителей обеих регат. Призы вручал принц Филипп, герцог Эдинбургский. До начала награждения был устроен воздушный парад «Красных стрел»: девять истребителей Британских ВВС демонстрировали фигуры высшего пилотажа. Вечером на площади перед замком Саутси состоялся фейерверк.
В полдень 4 августа суда, участвовавшие в регатах, и множество местных яхт и катеров вышли из гавани Портсмута и близлежащих портов в пролив Солент для участия в параде. Парад происходил у северного берега о. Уайт, где в сопровождении двух военных кораблей парусники встречала королевская яхта «Британия». С ее борта парусники приветствовал принц Филипп.
Возглавлял парад победитель регаты советский парусник «Товарищ». Праздник на воде продолжался до вечера и несмотря па пасмурную погоду оставил незабываемые впечатления как у участников, так и у многочисленных зрителей, запрудивших набережные Портсмута и о. Уайт.
После окончания парада некоторые суда, частично поменяв друг с другом экипажи, совершили заключительный переход до Сен-Мало (Франция). «Товарищ» же взял курс на Одессу, чтобы принять на борт очередную смену практикантов.
Итоги «Операции «Парус-74» убедительно доказывают — советские парусные суда могут успешно выступать на самых представительных международных регатах. В Балтийской регате приняли участие наши суда только класса «А», но, вероятно, если бы на нее пришли и суда класса «В», которые имеются в СССР, они также смогли бы показать достойные результаты.
Примечания
1. Копия знаменитой «Америки» — победительницы гонок на «Кубок ста гиней» 1851 г., построенная в 1967 г. Сообщение об этой шхуне было опубликовано в №13 сборника за 1968 г — Прим. ред.