И еще одна тонкость. Положением о соревнованиях оговаривалось только максимальное число членов команды. Таким образом, разрешалось выставлять команду в любых классах яхт и даже вообще в каком-нибудь одном классе, что давало известную свободу маневра при комплектовании сборных. Это позволило избежать ущемления интересов тех республик, где по тем или иным причинам не развит какой-либо класс яхт.
В чемпионате участвовало около 200 спортсменов на 100 яхтах семи классов. Если сравнивать эти цифры с предыдущим чемпионатом в Риге (128 яхт), то надо отметить значительное уменьшение числа участвующих в гонках «Финнов» (с 44 до 29) и «Летучих Голландцев» (с 32 до 22), а также замену «Звездного» класса (12) новым олимпийским классом — швертботом «470» (10 яхт).
Состав участников чемпионата был довольно сильный, хотя, к сожалению, в Таллин не смогли приехать двукратный олимпийский чемпион, а ныне и чемпион мира В. Манкин, бронзовый призер XX Олимпиады В. Потапов и один из сильнейших гонщиков в классе «Солинг» А. Чучелов — все они в это время стартовали на международных соревнованиях.
Гонки чемпионата страны проводились на трех дистанциях. Дистанция № 1 для килевых яхт «Солинг», «Темпест» и «Дракон» располагалась далеко в заливе; поближе к яхт-клубу находилась дистанция № 2 («Торнадо», «Летучий Голландец» и «470»), а внутри нее — № 3 для «Финнов». Линия старта и финиша для обеих дистанций № 2 и 3 была общей и, надо сказать, такое непривычное положение поначалу заметно дезориентировало некоторых гонщиков.
Соревнования начались в условиях довольно сильного ветра, и волны, а затем шторм заставил устроить два выходных дня, из-за чего для яхт некоторых классов удалось провести лишь шесть гонок из семи. Сильный ветер безошибочно выявляет сильнейших гонщиков и лучшую технику. Если уж яхта «не идет», как говорят яхтсмены, то в таких условиях сразу обнаруживаются даже скрытые дефекты в подготовке судна, в качестве его оснащения и настройки. Старая истина в полной мере подтвердилась и в таллинских гонках. Глядя на протоколы, поневоле поражаешься скучному однообразию: фамилии призеров чаще всего хорошо знакомы, победители имели подавляющее превосходство перед основной массой участников.
Р. Бердаш пошел в первую гонку на «Финне» «спецпостройки» Таллинской верфи с немецкой мачтой, а на вторую — на своем «Раудашле» опять-таки с немецкой мачтой — и оба раза финишировал только пятым. Перед третьей гонкой он поставил мачту фирмы «Брудер» — и пришел первым. Но было поздно: его основной конкурент А. Балашов уже успел за первые две гонки прочно занять лидирующее положение. Их очень сильные противники О. Шилов и В, Заковоротный не успели, по всей видимости, отдохнуть после чемпионата РСФСР, который только что закончился в Ленинграде; это, разумеется, значительно облегчило положение лидеров.
В классе «Дракон» в его нынешнем состоянии борьба утратила всякий интерес. Вот если бы, — говорили гонщики, — эти яхты снова оснастить деревянными мачтами и поставить на них лавсановые паруса, а призом чемпиону СССР был бы, ну, скажем, импортный «Солинг», — вот тогда была бы настоящая борьба, отмирающему классу была бы обеспечена долгая и славная жизнь!
Интересные гонки катамаранов закончились распределением мест, на наш взгляд, отражающим реальное соотношение сил. Безусловно, заслуженную победу одержал В. Васильев: пять побед при пяти стартах! Видимо, огромный разносторонний опыт участия в гонках в разных классах яхт и особенно буеров дал свои плоды.
Новый для нас класс «470» впервые был представлен на чемпионате страны и представлен сразу десятью яхтами. Конечно, эти суда еще осваиваются, но надо сказать, что гонки швертботов «470» и сейчас уже довольно интересны и более спортивны, чем гонки в других классах: сказывается то, что у всех участников примерно равная по качеству материальная часть.
В остальных классах победы чемпионов, как уже отмечалось, были явными и удручающе бесспорными. Все нынешние чемпионы и призеры, за исключением В. Гусенко (2-е место на «Летучем Голландце») и И. Михайлова (победитель на «Драконе»), были оснащены современной гоночной техникой производства лучших зарубежных фирм. В то же время результат В. Гусенко, показанный на швертботе, построенном на Ленинградской верфи ВЦСПС Г. Щегловым, говорит о наших еще не используемых внутренних возможностях.
Результаты Чемпионата СССР по парусу 1973 г.
«Дракон»: 1 — И. Михайлов, места по гонкам: 5, 4, 2, 1, 3, 1, 1 (16,7 очка); 2 — А. Шелковников, 4, 1, 3, 2, 1, 2, 5 (19,7); 3 — В. Тинеев, 1, 2, 1, 5, 5, 4, н/ф (31).
«Солинг»: 1 — Т. Пинегин, 1, 1, 2, 5, 1, 1, н/с (13); 2 — Д. Рогачев, 3, 2, 3, 4, 4, 2, н/с (33,4); 3 — А. Дегтярь, 4, 6, 8, 1, 3, 6, 4 (45,1).
«Темпест»: 1 — Б. Будников, 1, 1, 1, 1, 1, 2, н/с (3); 2 — И. Киселев, 2, 2, 2, 3, 2, 1, н/с (17,7); 3 — А. Пога, 3, 3, 3, 2, 3, 3, н/с (31,5).
«470»: 1 — А. Цветков, 1, 1, 2, 7, 1, 2 (6); 2 — В. Аксенов, 3, н/ф, 1, 2, 5, 1, (33,7); 3 — Д. Леонов, 2, дискв., 4, 1, 3, 3 (22,4).
«Летучий Голландец»: 1 — В. Леонтьев, 2, 2, 1, 1, 1, н/с (6); 2 — B. Гусенко, 1, 1, 2, 4, 4, 1 (11); 3 — C. Орешкин, 5, 5, 4, 7, 3, 6, (45,7).
«Финн»: 1 — А. Балашов, 2, 1, 2, 7, 3, 1 (11,7); 2 — Р. Бердаш, 5, 5, 1, 3, 1, 3 (21,4); З — О. Шилов, 1, 3, 3, 10, н/ф, 2 (30,4).
Катамараны: 1 — В. Васильев, 1, 1, 1, 1, 1, н/с (0); 2 — Ю. Чабан, 5, 2, 2, 2, 4, 1 (17); 3 — Д. Кирилловых, 4, 5, 7, 3, 2, 3 (32,4).