Капитан Чей Блит и его экипаж, безусловно, заслужили оказанные им почести. Они сделали все, что было в их силах: «Грейт Бритн II» пересекла Атлантику на полтора дня быстрее ближайшего конкурента, однако пересчет по гандикапу лишил их звания победителей заключительного IV этапа — им пришлось довольствоваться лишь вторым местом, а по сумме всех четырех этапов — шестым.
Еще более сокрушительное поражение потерпел другой фаворит марафона — «Пан Дюик VI». французам, в отличие от англичан, не осталось никакой возможности хоть чем-то скрасить неудачу: яхта Эрика Табарли, опоздав к старту последнего этапа, вообще выбыла из числа участников соревнований.
Результаты первой кругосветной гонки оказались обескураживающими, неожиданными для большинства тех, кто следил за ходом этого крупнейшего из когда-либо проводившихся парусного соревнования. Общепринятая система гандикапа по идее уравнивала шансы участников независимо от размеров судна, которым они располагали. Казалось несомненным, однако, и то, что преимущество будут иметь наиболее современные, а тем более — специально построенные именно для этого марафона суда. С этой точки зрения «Грейт Бритн II» и «Пан Дюик VI» не имели равных. Самые современные материалы, включая пластмассы, титановые сплавы и даже уран, экстремально эффективное парусное вооружение и, наконец, опытнейшие экипажи во главе с такими капитанами, как Чей Блит и Эрик Табарли! Кто мог сомневаться, что одной из этих двух яхт предстоит стяжать лавры победителя?
Финиш I этапа в Кейптауне внес первые коррективы в эти прогнозы: «Пан Дюик», вынужденный из-за поломки зайти в Рио, едва успел к старту следующего этапа.
«Грейт Бритн» по исправленному с учетом гоночного балла времени смогла занять лишь 12-е место и, что самое примечательное, по абсолютному результату уступила не только близкой по размерениям и уровню оснащения английской яхте «Бартон Каттер», но и значительно меньшей английской же «Эдвенче». Тогда, впрочем, такие результаты многими рассматривались как случайность. Табарли и Блит, по крайней мере, вовсе не собирались расставаться с надеждой на победу.
Подробно о перипетиях первого этапа рассказывалось в публикации, помещенной в №48 сборника. Как же развивались дальнейшие события?
Второй этап
Старт в Кейптауне 7 ноября вновь приняли 17 яхт. Количество вымпелов то же, но в составе участников произошли изменения: закончила соревнования южноафриканская яхта «Якаранда», добавилась еще одна французская — «Конкорд».
Табарли, из-за недостатка времени (он финишировал в Кейптауне всего за 48 часов до выхода) не успевший как следует ознакомиться с инструкциями (сказалось и плохое знание английского языка, на котором они были написаны), неправильно обошел стартовый буй и, получив предупреждение о фальстарте, вынужден был стартовать повторно. Впрочем, скоро «Дюик» догнал остальных и возглавил гонку.
Первые два дня проходят при умеренном ветре. За мысом Доброй Надежды начинает свежеть. Яхты идут в полный бакштаг. Под спинакерами большинство из них делает по 9—10 узлов. Только после усиления скорости ветра до 35—40 узлов и серии шквалов экипажи начинают уменьшать парусность, берут рифы. «Бартон Каттер» получает пробоину, уходит ремонтироваться в Порт-Элизабет.
Гонку по-прежнему возглавляет «Пан Дюик». За сутки Табарли проходит 260—270 миль, а рекордный суточный переход достигает 305 миль — яхта шла в этот день со средней скоростью 12,7 узла, развивая временами 20 и даже 23 узла. Обводы «Дюика» позволили наилучшим образом использовать возможности глиссирования. Подхваченная попутной волной, яхта долгое время удерживалась на ее гребне .
Форсируя парусами, Табарли на пятый день после старта в Кейптауне потерял свой лучший грот (разорванный в клочья парус, несмотря на все усилия, так и не удалось починить). Отсутствие этого грота, несомненно, сказалось, особенно, когда попутный ветер сменился встречным: «Дюик» в бейдевинд шел далеко не так хорошо, как ожидалось по данным испытаний. Не лучшим образом показали себя и другие паруса, полученные в Рио. Самый тяжелый спинакер, например, оказался недостаточно прочным — не выдержал ветра штормовой силы.
Шквалы, не раз обрушивавшиеся на яхту, дважды клали ее парусами на воду, но «Дюик» с честью вышел из этих испытаний, хотя и не без риска для экипажа: страховочные пояса мешали напряженной работе с парусами, а без поясов оказаться смытым за борт при опрокидывании яхты или даже при встрече с большой волной имел шансы каждый из находящихся на палубе. При температуре воды 6 °С надежд на спасение в таком случае остается немного, учитывая, что даже сам маневр яхты, не говоря уже о поисках человека, затерявшегося между гребнями 5—7-метровых волн, требует времени...
К 14 ноября следом за «Пан Дюиком» идут «Грейт Бритн II», «Эдвенче» — победитель I этапа, итальянская «Гюйя» — самая маленькая из участвующих в марафоне яхт и французская «Гран Луи».
По мере продвижения к юго-востоку становится холоднее. Сила ветра на некоторое время стабилизируется — около 4 баллов, но вскоре вновь начинает усиливаться: сказываются «ревущие сороковые». Барометр выделывает кульбиты. Сила ветра с нордвеста возрастает до 9 баллов. Вновь убраны спинакеры, но и под стакселями яхты идут по 15 узлов, а капитаны не упускают малейшей возможности форсировать парусами, ловя каждый заход ветра, непрестанно меняющего направление (в пределах западной четверти). От экипажа требуется предельная собранность: ошибка может стоить парусов, мачты, а то и самой жизни.
19 ноября по радио поступает сообщение от капитана итальянской «Тауранги»: «При постановке спинакера упал за борт находившийся на баке матрос Поль Ватерхауз. Поиски ведутся второй час. Надежды на спасение не остается».
Гибель человека заставляет все экипажи усилить меры предосторожности. Шквалы, снежные заряды, град изматывают людей, наносят повреждения судам. Поломаны краспицы на «33 Экспор». Поврежден рангоут на «CS и RB». Потеряла бизань «Грейт Бритн II». «Гран Луи», получив большой крен, сломала гик, зацепив им за волну...
26 ноября участников гонки постигает второе большое несчастье — погиб штурман «33 Экспор» Доминик Гийе. Волна, внезапно накрывшая яхту, буквально вырвала его из страховочного пояса. «33 Экспор» с поврежденным рулем уходит с генерального курса к северу, подальше от «ревущих».
1 декабря «Пан Дюик» входит в пролив Васса, но уже к этому моменту первым по гандикапу становится «Гран Луи». Кроме них на победу имеют основание претендовать «Крайтер» и «Секонд Лайф». Теперь дует умеренный ветер западных и юго-западных направлений. После долгого молчания дает о себе знать «Грейт Бритн И»: она выигрывает у «Гран Луи» два дня по абсолютному времени, но у французов запас в 5 дней по гандикапу!
К финишу рвутся шесть яхт. К перечисленным присоединяется «Сейула-М». (Эта мексиканская яхта представляет собой серийный «Свон-65», спроектированный Стефенсом; по гандикапу она близка к французским яхтам «Крайтер» и «Гран Луи».) Плавание на II этапе проходило у «Сейулы» без особых происшествий вплоть до 25 ноября: в тот день идущая под штормовыми парусами яхта (незадолго до этого зарегистрировали ее скорость — 19 узлов) была опрокинута волной. Сорванным с места пайолом вышибло бортовой иллюминатор и через него в яхту попало несколько сотен литров воды. Поврежденной оказалась крыша кормовой рубки. Яхта лишилась радиосвязи. Из трех имевшихся компасов на месте и целым остался один. К счастью, для экипажа происшествие окончилось благополучно: находившиеся в помещениях отделались синяками; из тех, кто был на палубе, двое оказались за бортом, но благодаря страховочным поясам им удалось быстро выбраться из воды.
«Сейула» без промедления продолжила движение по курсу.
По мере приближения к австралийскому континенту яхты начинают выходить из полосы штормов. При слабом встречном ветре «Пан Дюик» окончательно теряет преимущество, хотя и входит 6 декабря в Сидней первым. Следом, отставая на 9 часов, финиширует «Грейт Бритн II», но по исправленному времени эти яхты занимают только 5-е и 6-е места. Побеждает «Сейула-II»; у нее же и лучший результат по сумме двух этапов.
Третий этап
Закончившийся тяжелый переход через Индийский океан, казалось бы, раскрыл перед участниками гонки все трудности и опасности, которые уготованы им на пути; «ревущие сороковые» оправдали свою мрачную славу — двое погибших остались тому вечной памятью. Но то, что предстояло преодолеть на следующем этапе, выглядело не менее трудным. Впереди лежал мыс Горн, 55-е широты и В500 миль безостановочного пути.
Распределение мест после II этапа, как можно видеть из таблицы, довольно четко определило группу яхт, которые имели основания рассчитывать на победу или, в крайнем случае, на место среди первых. Три дня по исправленному времени, которые выиграла «Сейула-II» у ближайшего конкурента — «Эдвенче», делали ее глазным фаворитом соревнований. Из гигантов лучшее положение занимала «Грейт Бритн II». Проиграв «Пан Дюику» II этап, она сохраняла по сумме двух гонок хорошие шансы: даже 7,5 суток, которые отделяли ее от лидера, казались величиной не слишком-то значительной по сравнению с тем, что предстояло впереди.
Только 14 яхт вышло из Сиднея 28 декабря. Остались ремонтироваться яхта из ФРГ «Петер фон Данциг» и обе польские — «Коперникус» и «Отаго». «33 Экспор» не успела до старта прийти в Сидней, зато «Бартон Каттер», несмотря на задержку в Порт-Элизабет, смог финишировать вовремя и стартовать вместе со всеми.
Через день океан вновь покрылся штормовыми волнами. Ветер усиливается до 7—8 баллов. И снова на яхты обрушиваются шквалы. Один из них сносит грот-мачту на «Пан Дюике». На этот раз причина аварии ясна с первого взгляда: из палубы вырвало обушок ахтер-штага. Как и на I этапе, Табарли вынужден Отдать команду обрезать такелаж. 1 января он возвращается в Сидней. Теперь уже не может быть речи о доставке новой мачты из Европы, нужно искать ее на месте. 2 января местная фирма «Алспар» доставила на «Дюик» мачту. Из Франции и Италии самолетами приходят паруса и детали такелажа. И все-таки Табарли удается покинуть Сидней лишь 5 февраля — подгонка вооружения заняла гораздо больше времени, чем предполагалось.
Погодные условия сложились для «Пан Дюика» неблагоприятно: за три первых дня он осилил только 300 миль. Дальше пошло немного лучше. Ветер усилился и зашел с запада, «Дюик» стал увеличивать дневной переход — 250, 260, наконец 300 миль. Перед мысом Горн, однако, вновь пришлось идти в крутой бейдевинд, вновь упала скорость. Только 2 марта Табарли, наконец, увидел по курсу Атлантический океан. И только 16 марта финишировал в Рио — спустя пять дней после того, как оттуда стартовали участники последнего этапа...
Чей Блит провел гонку III этапа удачнее, чем предыдущие: «Грейт Бритн» была близка к победе; по крайней мере, на траверзе мыса Горн ее положение с учетом гандикапа давало все основания рассчитывать на успех. Неудачи начались после выхода в Атлантику. В ночь с 6 на 7 января упал за борт и погиб Бернар Хоскин — 23-летний сержант-десантник. Падение Хоскина заметили сразу же, яхта уже через три минуты вышла к буйку, брошенному рулевым на место происшествия, однако поиски, длившиеся 2,5 часа, не дали результата. Рассчитывать, что человек может продержаться на воде в этих широтах больше часа, не было оснований, яхта легла на курс. Случившееся плюс неблагоприятная ветровая обстановка не позволили Блиту стать победителем этапа, хотя он и финишировал первым.
Главное сражение за победу по гандикапу разыгралось между «Сейулой-II» и «Эдвенче».
Интернациональный экипаж «Сейулы» (мексиканцы, европейцы, североамериканцы) был подобран с особой тщательностью: у каждого яхтсмена за плечами немало гонок и крейсерских плаваний. Достаточно сказать, что капитан Рамон Карлен сумел привлечь к себе на яхту опытнейшего рулевого знаменитой «Норуемы» — Б. Л. Смита. Опыт экипажа, безусловно, оказал решающее влияние на исход гонки.
Блестяще удался мексиканской яхте заключительный участок III этапа — от мыса Горн до Рио, на котором она сумела выиграть у «Грейт Бритн II» более суток.
На «Эдвенче» для этого этапа также был собран исключительно сильный экипаж — после серьёзного поражения на II этапе нужно было спасать положение! Когда 9 февраля капитан Дж. Веллинг узнал о том, что «Сейула» уже пришла в Рио, он немедленно передал по радио: «Поздравляю, но гонку вам не выиграть!». Чтобы победить на III этапе с учетом гандикапа, «Эдвенче» требовалось прийти в Рио не позже 9.45 утра 12 февраля, а это значило, что на оставшемся отрезке пути необходимо иметь в среднем 6—8 узлов. Нелегкая задача, если учесть, что, начиная с 7 февраля, ветер затихал.
Свежий бриз удалось подхватить, когда до финиша оставалось немногим более 400 миль, и все-таки, пройдя остаток дистанции со скоростью 7 узлов, «Эдвенче» сумела опередить своего главного соперника «Сейулу» на 5 часов исправленного времени!
Четвертый этап
Чтобы сделать борьбу на финише более острой, старты последнего этапа давались раздельно для четырех групп, объединивших яхты с близким гоночным баллом.
Первыми 6 марта из Рио вышли «Коперникус», «Отаго» и «Петер фон Данциг». Следующими — 8 марта — старт взяли «Бритиш Солджиа», «Тауранга», «Эдвенче», «Гюйя», «33 Экспор», «CS и RB», «Гран Луи», «Пан Дюик III» (третий «Дюик», выйдя с Таити, обогнул мыс Горн и теперь присоединился к участникам последнего этапа марафона). 10 марта стартовали «Сейула-II», «Крайтер» и «Секонд Лайф», а 11 марта — «Грейт Бритн II» и «Бартон Каттер» (с ними должен был выйти и Табарли, но «Дюик VI» к тому времени находился еще более чем в 600 милях от Рио).
Заключительный этап кругосветного марафона — гонка через Атлантику — войдет прекрасной страницей в историю парусного спорта. Борьба шла на всем протяжении гигантской 5560-мильной дистанции, причем нередко яхтсмены вели ее, имея возможность визуально наблюдать за противником.
«Грейт Бритн II» оказалась единственной яхтой, которой удалось на финише оторваться от идущей следом яхты более чем на одни сутки. Парашютисты Чея Блита (он составил команду в основном из «коллег» — десантников) работали на шкотах, не покладая рук, 30 дней и ночей — от стартовой ракеты и до того момента, когда штевень яхты пересек финишный створ в портсмутской гавани. О результатах уже говорилось — достигнутого ими отрыва оказалось недостаточно, чтобы компенсировать проигрыш по гандикапу; финишировавшая 36-ю часами позже «Эдвенче» стала победителем этапа.
Идущая следом «33 Экспор» (ее поединок с «Эдвенче», длившийся , начиная с середины дистанции, закончился перед самым входом в Портсмут) заняла на этапе 3-е место. Но только еще через сутки, когда в Портсмут пришла «Сейула-II», появилась возможность назвать победителей и призеров соревнований.
Результаты первого кругосветного парусного марафона дают обильную пищу для размышлений как по поводу организации и техники проведения такого рода соревнований, так и в части оценки конструкции участвовавших Судов.
Отчетливо выявилось, что серийные яхты, строящиеся с расчетом на крупные морские гонки (типа «Фастнета» или «Однотонного кубка»), могут прекрасно выдержать условия напряженного плавания любой протяженности. Косвенно это свидетельствует о том, что принятые правила обмера стимулируют повышение мореходности, предоставляя в то же время широкие возможности быстроходным судам с высокими лавировочными качествами. Характерно, что, имея лучший гоночный балл и, таким образом, располагая определенным резервом времени, серийные яхты «Никольсон-55» («Эдвенче») или, например, «Свон-65» («Сейула-II») выигрывали не только по гандикапу, но и по абсолютному времени — приходили раньше яхт, имевших более мощное вооружение.
Можно сказать, что выявилась определенная тенденция против создания уникальных судов (нелишне в связи с этим упомянуть, что Королевская яхтенная ассоциация уже запретила использование урана для балластных килей).
Гибель трех человек при проведении мероприятия подобного масштаба нельзя рассматривать как результат пренебрежения мерами безопасности или неудовлетворительной организации в целом. И все же анализ случившегося должен привести к определенным выводам, которые позволят сделать спортивные плавания в океане под парусами еще более безопасными.