Первая Полярная регата — 100-мильная маршрутная гонка по озеру Имандра — была проведена в 1967, г. по инициативе яхтсменов Мончегорского комбината «Североникель» (см. №14 сборника). Основные задачи, которые ставили организаторы соревнования, были сформулированы так: популяризация парусного спорта на Крайнем Севере, установление связей со спортсменами всей северо-западной зоны страны, развитие крейсерских плаваний и выполнение разрядных норм. Первая гонка прошла удачно, в дальнейшем это соревнование стало традиционным, а в прошлом году мы провели уже седьмую Полярную регату.
Специфика условий Заполярья, а наш яхт-клуб расположен примерно на 150 км севернее Полярного круга, такова. Средняя температура самого теплого месяца — июля — всего 13,5° С, а в отдельные дни понижается до 2° (правда, бывало и 30°!). Часто дуют северные ветры, приносящие дожди. Погода меняется очень быстро, поэтому, отправляясь в плавание солнечным утром, мы все равно запасаемся теплой одеждой. Полярный день длится в наших широтах более месяца; к этому надо еще прибавить месяца полтора светлых сумерек вместо ночей. В итоге светлое время круглые сутки — с начала мая до первых дней августа. Эту благоприятную особенность мы стараемся использовать в полной мере — стоят наши «Драконы» мало.
Озеро Имандра принадлежит к числу крупнейших и красивейших озер не только Кольского полуострова (а озер здесь огромное количество — что-то свыше 111000!), но и всей страны. Его площадь 876 кв. км, глубина доходит до 67 м. Многочисленные острова и заливы с гористыми берегами, поросшими лесом, широкие плесы, сменяющиеся узкими проливами, делают очень интересными туристские плавания и прогулки под парусом. С востока высятся громады Умптека — массива Хибинских гор с причудливыми контурами ущелий, в которых снег держится круглый год.
Яхт-клуб «Североиикеля» находится непосредственно в Мончегорске, на Ленинградской набережной Моича-губы — залива площадью более 6 кв. км. Так что можно вволю походить под парусами, не удаляясь от города. До Большой Имандры тоже не далеко: нужно только пройти «дудку» — 3-километровый пролив, который славится тем, что здесь внезапно налетающие шквалы чередуются с полным штилем.
Длительное время наш яхт-клуб был единственным в Мурманской области. В 1960 г. парусный спорт впервые включили в число зачетных видов Спартакиады цехов комбината, и до 1967 г. гонки этих ежегодных спартакиад были основными в нашем спортивном календаре. Проводились и крейсерские плавания, но нерегулярно, отдельными экипажами. Первая Полярная регата стала важным рубежом в жизни клуба. Организаторы ее пригласили приехать к нам мастеров спорта И. А. Волкову, О. К. Екимова и перворазрядника В. Н. Игнатовича из ленинградского яхт-клуба № 55, перворазрядника Д. Н. Дулетова из архангельского «Водника». Ленинградцы заняли тогда оба первых места, но, пожалуй, мы выиграли больше: участие гостей оказалось очень полезным для местных яхтсменов. Удалось кое-что выспросить, а главное — увидеть. С 1968 г. постоянными участниками ежегодных регат стали команды московского яхт-клуба «Спартак», возглавляемые капитанами Н. Н. Мурановым и П. К< Светом; в том же году в число победителей вошли представители череповецкого спортклуба «Шексна» (В. Н. Смирнов) и архангельского «Водника» (Д. Н. Дулетов). В дальнейшем нашими гостями не раз бывали ярославские яхтсмены из «Волжанина» (Л. А. Рожков — победитель регаты 1970 г.; И. Н. Чирков) и петрозаводские из Морского клуба ДОСААФ (В. Ф. Балагуров). С 1970 г. к участию в регатах подключаются и яхтсмены из Заполярного, Оленегорска, Мурманска и поселка Зашеек, где тоже начали создаваться парусные секции и яхт-клубы.
Таким образом, можно сказать, что Полярные регаты выполнили первую часть стоявших перед ними задач — парусный спорт в Заполярье уверенно развивается, связи с соседями установлены.
Соревнования наши проводятся на яхтах класса «Дракон». Гостям, приезжающим издалека, яхты предоставляются (по жребию) спортклубом «Североникель», имеющим сейчас 12 вымпелов. Трасса гонки проложена по озеру Имандра, как показано на схеме. Озеро не судоходное — навигационной обстановки на нем нет, лоция Имандры изучена очень слабо, поэтому на схемах маршрута, выдаваемых участникам гонки, приходится показывать не только рекомендованные генеральные курсы, но и обнаруженные мели.
Маршрут гонки разбивается на три этапа из-за необходимости проводки под мостом, находящимся примерно на середине пути между Мончегорском и Зашейком (для прохода под мостом все яхты вооружены заваливающимися мачтами).
Старт I этапа (30 миль) дается в 14.00 у яхт-клуба. Поскольку регата посвящается Дню металлурга, отмечаемому ежегодно в третье воскресенье июля, торжественное открытие соревнования всегда включается в общую программу праздника. Яхты огибают знаки № 1, 2 и 3, расположенные недалеко от набережной, где обычно собираются зрители, и затем уходят на простор озера. Судейская коллегия следует за ними на двух мореходных мотоботах. От знака № 4 генеральный курс идет к югу. Здесь разгорается тактическая борьба — часть яхт придерживается восточного берега, другие идут западными проливами. Выиграть этот этап непросто: гористые берега создают очень сложную ветровую обстановку, особенно при слабых ветрах. Пройдя финишный створ, яхты швартуются к судейскому судну, стоящему на якоре у моста, заваливают мачты и на буксире проводятся под мостом. За 20—25 минут все мачты ставятся снова, а на берегу тем временем разбивается лагерь. Горят костры, команды варят нехилый ужин. Всегда находятся любители рыбной ловли, и бывает, что некоторые экипажи лакомятся ухой из свежих сигов и хариусов. Судейская коллегия собирает капитанов и производит разбор результатов этапа. Главный судья, на которого «Положением о регате» возлагаются обязанности флагмана совместного плавания, определяет продолжительность отдыха и назначает время следующего старта.
Второй этап (45 миль) проходит по части озера, называемой Йокостровской Имандрой. Первые 18 миль яхты идут на запад к знаку № 5, затем спускаются к югу, огибают знак № 6 у поселка Зашеек и оттуда возвращаются к месту старта. Хороших ориентиров здесь почти нет, контуры мысов и островов похожи друг на друга, необходимо внимательно следить за курсом и постоянно сверяться с картой. Второй этап — самый сложный, его победители, как правило, и становятся чемпионами регаты. После финиша — снова проводка под мостом.
Заключительный этап — короткий, всего 25 миль с финишем у причала яхт-клуба, но спортивная борьба на нем обостряется до предела: проигрывающим терять уже нечего!
На следующий день, после основательного отдыха, проводится заключительное общее собрание участников, награждение победителей. Общая продолжительность регаты, считая по финишу последней яхты, колеблется от 51 до 59 часов, а число ходовых часов от 25 до 36. На результатах, естественно, сказывались метеорологические условия: бывали и штили продолжительностью до 5 часов, и семибалльные ветры.
Участие в регатах является отличной школой яхтсменов. Если в I регате отрыв последней яхты от первой по сумме ходового времени составил 5 час. 38 мин, то в VII регате этот разрыв уменьшился до 1 часа 36 мин.
Конечно, не все и не всегда проходило гладко. Например, во время шквала с дождем на старте последнего этапа V регаты произошло столкновение трех яхт; одна из них (виновная в столкновении) получила серьезные повреждения, однако рулевой Б. Г. Оганесов (Мурманск) довел яхту до финиша. В VI регате при лавировке в свежий ветер на одном из «Драконов» не выдержали ванты и сломалась мачта; пришлось возвращаться домой на буксире за судейским ботом. В тот же день порывом семибалльного ветра поломало мачты и еще на двух яхтах.
Наши 100-мильные гонки пользуются вниманием и поддержкой местных организаций. Правление спортивного клуба и администрация комбината «Североникель» оказывают всю необходимую помощь, предоставляют мотоботы, обеспечивают общежитие и т. д. Информации о регатах передаются по областному радио и телевидению. Дважды старты Полярных регат показывали и по центральному телевидению. К сожалению, пока не удается добиться внимания к ним со стороны Федерации парусного спорта РСФСР: до сих пор наши регаты ие включены в республиканский календарь соревнований.
Мончегорцы будут рады принять и команды из южных областей. Приезжайте к нам на гонки в День металлурга!