Гонки 1973 г. на озере Уиндермир, где расположен старейшин водно-моторный клуб Англии, собрали огромное число зрителей. И неудивительно — именно здесь должны были продемонстрировать свои возможности новейшие двигатели давних соперников — фирмы «ОМС» («Джонсон»/«Эвинруд») и фирмы «Меркюри». Озеро Уиндермир — акватория, пригодная для проведения гонок в самом мощном (и самом старшем) классе ON, который не участвовал ни в «6 часах Парижа», ни в «4 часах Амстердама». Особый интерес эти гонки вызвали еще и потому, что традиционные состязания катеров с подвесными моторами на озере Гавасу (о которых мы неоднократно сообщали на страницах сборника) в этом году не состоялись из-за серьезных разногласий в организационном комитете.
Покровом тайны был окружен новый мотор фирмы «Меркюри» — «Т-3». Достаточно было пронаблюдать, как катер извлекали из воды: не только обмотали тряпкой винт (так, впрочем, поступают многие участники гонок), но тут же закрыли кожухом весь двигатель. Внимание дотошных журналистов было приковано к настроенному воздухозаборнику, они даже рассмотрели, что он похож на «трубку Вентури» (это очень немаловажно, так как если, по слухам, новое изделие фирмы «Меркюри» представляет собой шестицилиндровый противоточный мотор, то особый интерес вызывает система всасывания — в ней, по всей видимости, и заключен секрет).
Всасывающая система «Кёнига», к примеру, снабжена дисковым вращающимся золотником и двумя карбюраторами. Смесь вводится во внутренние полости картера, которые соединены с расположенными попарно и противоположно друг другу четырьмя цилиндрами. Это гарантирует хорошую компрессию и отличную передачу большого объема воздушно-топливной смеси.
Если новый мотор «Меркюри» шестицилиндровый, то, по всей вероятности, кривошипные пары в нем расположены под углом в 180°, а каждая полость картера выполнена отдельной (под обычные американские лепестковые клапаны). Любопытно бы еще узнать, какая система продувки — петлевая или дефлекторная?
О четырехроторном «Ванкеле» фирмы «ОМС» есть более подробные сведения. В своей новой модели этот крупнейший американский концерн решился прямо-таки на революционный (и довольно дорогостоящий) шаг в моторостроении — заменил корпус из чугунного литья на корпус из легкого сплава. По мнению специалистов, это сразу делает существующие двигатели внутреннего сгорания (в том числе и автомобильные) устаревшими лет на двадцать.
Гонки начались в час дня, но уже в 12.30 предстартовая зона гудела от напряжения. Чувствовалось, что фирма «ОМС» играла «ва-банк»: с ее моторами — «великолепная шестерка» — Майк Даунард, Баррн Вудс, Джон Сандерс, Том Посей, Чезаре Скотти и Джейм Бнрд.
Вот прозвучал выстрел, и 39 судов, вспенивая воду, ринулись за стартовый буй. (Отметим сразу, что после трехчасового кольцевого марафона на двухмильной трассе к финишу придут всего 18!)
Первый круг — 1 мин. 30 сек. (и это с полными баками горючего!). Гонку возглавляет Барри Вудс («ОМС»), но он всего на 3 сек. опережает Ван дер Вельдена («Меркюри» — «Т-3»/«Молинари»). Одно за другим суда выходят в предстартовую зону — одни на заправку, другие из-за поломок.
Прошел первый час гонки — впереди Барри Вудс. Правда, он уже сам не выдерживает взятый темп — время прохождения круга увеличилось до 1 мин. 40 сек. И вдруг — сенсация — Барри Вудс сошел с дистанции! Гонку теперь возглавляет Ван дер Вельден — «Меркюри». К этому моменту, будущий победитель гонки в классе ON — Том Посей боролся только за 4-е место! К концу второго часа Бирд («ОМС») прошел 69 кругов, Посей («ОМС») — 68, Фаунштейн («Меркюри») — 68. К середине третьего часа марафона вышел из строя мотор у Бирда и гонку возглавил Том Посей. Он стабильно проходит круг за кругом за 1 мин 43 сек и выходит победителем, сделав за 3 часа 104 круга. Специалисты подсчитали, что большую часть дистанции он прошел со средней скоростью около 112 км/час.
Победа в классе OI досталась экипажу Римейкера и Коха («Эвинруд»/«Молннари») — 87,9 км/час. На 11 кругов отстал от них Роджер Дженкинс, победитель в классе SE («Эвинруд»/«Клеричи») — 80,2 км/час.
Сенсационным было на Уиндермирском марафоне выступление гонщицы Кристины Андерсон — ей удалось установить мировой рекорд для «Кресчентов» в классе SB — средняя скорость 73,9 км/час.
А вот тем, кто скептически относится к надувным катамаранам, есть над чем призадуматься: в классе DP (двигатель с рабочим объемом 500—700 см3; размеры не менее 3,7X1,5; вес не менее 60 кг) на них была показана скорость до 90,1 км/час.