В субботу 2-го сентября пушечным выстрелом и одновременно спуском флага Королевской яхтенной ассоциации был дан старт океанским гонкам К-Т-К по их обычному маршруту (см. карту в №36 сборника), лишь несколько удлиненному за счет увеличения петли у Кауса. Общая протяженность дистанции составила на этот раз 504,85 км. За 5 минут до старта согласно уже традиционному ритуалу на мачте был поднят «голубой Петер» (он же «папа», т. е. флаг «Р» — белый квадрат на голубом поле) с одновременным фейерверком, а за 15 секунд была дана желтая ракета — сигнал, разрешающий участникам направиться на полной скорости к стартовому створу. Крупнейшее соревнование претендентов на звание чемпиона мира по океанским гонкам началось.
Следует отметить, что на случай внезапного ухудшения погоды было предусмотрено сокращение маршрута, однако надобности в этом не возникло, хотя на отдельных этапах гонки сила ветра и достигала 6 баллов.
Из 56 заявленных судов океанских классов I и II стартовало 47. Напомним, что эта гонка проводится по правилам УИМ и Королевской яхтенной ассоциации. Все суда должны иметь «полный реверс» (ход вперед — нейтраль — назад); не допускаются катера с газотурбинными установками; все двигатели и моторы должны быть стандартного заводского выпуска. Любая помощь со стороны категорически воспрещена; в отличие от прошлых гонок, разрешено отдавать якоря. Запрещены дополнительные заправки топливом. Любопытно еще отметить, что после долгого обсуждения вопроса о возможности несения рекламных материалов (предмет больших споров и на Олимпийских играх), было решено лишь ограничить общую площадь, занимаемую рекламой на корпусе судна, величиной 2,8 м2 на катерах класса I и соответственно 1,8 м2 для судов класса II.
«Иностранцев» было, по традиции, не так уж много: пять итальянских катеров и по одному из США, с Багамских островов, из Аргентины и Швеции. Как и на предыдущих гонках К-Т-К, преобладали корпуса известного английского конструктора Дональда Шеда (на этот раз он и сам был участником гонки!) и знаменитые американские «Сигаретты» Дона Аронау. Можно было видеть ряд катеров, которые принимали участие в беспримерном марафоне Лондон — Монте-Карло («Блек Торнадо», «Фи-но», «Леди Нара», «Джипси Герлс», «Яффа Орандж Джуйс» и др.). Десять судов были оснащены подвесными моторами «Меркюри», зарекомендовавшими себя в качестве наиболее надежных для труднейших условий. Пять катеров имели по четыре «Мер-кюрп» на транце, а один — катер «Комфорт», кстати сказать, занявший лишь общее 8-е место, даже пять таких моторов по 140 л. с.
Как обычно перед большими гонками, недостатка в прогнозах не было. Главной надеждой англичан считался победитель марафона вокруг Европы катер конструкции Дона Шеда «ХТС», на этот раз шедший под управлением своего нового владельца Ралфа Хилтона, но с тем же механиком Эдди Чатером. В числе вероятных победителей называли и двух итальянцев: неоднократного чемпиона своей страны и мира Винченцо Балестриери на «Блек Торнадо» и победителя К-Т-К-71 Рони Бонелли со знаменитым механиком 62-летним Атилио Петрони, фактически обеспечившем тогда победу «Леди Нара»
Однако никто не предполагал, что на этот раз первым на финише будет другой итальянец — дебютант К-Т-К 32-летний финансист доктор Карло Бономи с «международной» командой — американцем Ричи Пауэрсом и англичанином Майком Ментлом (секретарем моторной секции Королевской яхтенной ассоциации). Их «Аэромарин-IX» прошел дистанцию за 4 часа 33 мин. 37 сек. со средней скоростью 88,68 км/час.
Судно длиной 10,97 м сконструировано Доном Аронау и оснащено двумя колонками «Меркруйзер» с бензиновыми двигателями, выпуск которых только что налажен Кикхейфером на его заводе в г. Фонд дю Лэк в штате Висконсин. Это — последнее слово в области катерных двигателей. При рабочем объеме цилиндров по 7669 см3 новые «Меркруйзеры» развивают мощность свыше 600 л. с. каждый. Первая проба этих давно ожидаемых лучшими гонщиками мира двигателей состоялась во время опытных заездов в конце 1971 г. на водном стадионе «Дель Рей» в Калифорнии, когда известный американский гонщик Боб Магун на «Аэромарин-III» легко (но — увы! — неофициально) перекрыл существующий мировой рекорд, установленный в том же году в Англии графиней Арран и равный 137,81 км/час. Фирма Кикхейфера (он только что основал новую компанию) получила уже заказы на большое количество новых двигателей, официально допущенных УИМ для установки на гоночных судах.
Победа команде Бономи далась отнюдь не легко. Начать хотя бы с того, что накануне гонок при предварительном осмотре техники выяснилось, что головки цилиндров двигателей форсированы, из-за чего катер «Аэромарин-IX» не может быть допущен к соревнованиям. Остаток дня и всю ночь напролет Карло, Ричи и Майк работали, заменяя форсированные головки стандартными. Судно было принято технической комиссией за полчаса до подъема «голубого Петера».
Уже после К-Т-К все обозреватели отмечали, что победа Карло Бономи далеко не случайна. У себя на родине он известен как первоклассный гонщик. Незадолго до К-Т-К на том же судне он выиграл океанскую зачетную гонку Неаполь — Виареджио, а уже в Англии — 279-километровую международную гонку «Дейли Телеграф — Бритиш Петролеум», которая является, по существу, генеральной репетицией описываемых основных соревнований мирового водно-моторного сезона.
Итак, второй год подряд представители Италии выходят победителями на «океанских гонках № 1». Надо добавить еще, что второе место тоже завоевал итальянец — двукратный чемпион мира, семикратный участник К-Т-К, пока ни разу не занимавший в них первого места. Читатели, безусловно, уже догадались, что речь идет о Винченцо Балестриери, выступавшем на знаменитом «Блек Торнадо» (конструкции Аронау) с двумя двигателями «Меркруйзер» по 500 л. с. Для победы Балестриери не хватило всего 5 минут и 8 секунд; его средняя скорость составила 87,18 км/час.
Третьими были уже «хозяева гонок»: англичане Кен Кассир и Джон Галлпфорд на катере «Еллоудрам» (который был победителем К-Т-К в 1970 г. под водительством Томми Сопвича) отстали от победителя на 18 минут. Это судно сконструировано все тем же Доном Шедом и построено на английской верфи «Энфилд-Марин»; его длина 9,91 м, на нем установлены два 500-сильных «Меркруйзера».
Единственный представитель США — красный пластмассовый катер «Фино» пришел четвертым; такой результат крайне огорчил его водителя Бобби Раутборда — основного претендента на звание чемпиона мира по океанским гонкам 1972 года (забегая вперед, отметим, что он все-таки сумел завоевать это почетное звание). Еще бы, только что — 13 августа он на гонках в Швеции занял первое место; до этого выиграл зачетные океанские гонки в Аргентине, Уругвае, Испании и Норвегии; был вторым в американских гонках «Багама-500» и в крупных соревнованиях «Гран-При Хеннесси». Конечно, Бобби рассчитывал, если и не быть победителем К-Т-К, то, во всяком случае, попасть в призовую тройку! Его катер «Фино» — также детище Дона Аронау; при «обычной» для судов — участников К-Т-К длине 10,97 м на нем установлены два «Меркруйзера» по 252 л. с., т. е. общая мощность вдвое меньше, чем у всех призеров.
Всего лишь 5-е место заняли Рони Бонелли и Атилио Петрони. Шестым пришел, но был дисквалифицирован катер «Сигарилло», оснащенный четырьмя подвесными моторами «Меркюри» по 140. л. с. Навал, из-за которого это судно оказалось дисквалифицированным, был единственной серьезной аварией на вполне благополучных (в основном благодаря хорошей погоде) XII гонках К-Т-К. На начальном этапе соревнований, когда суда делали большую петлю к Саутси, на «Телстаре» что-то случилось с двигателем («Дайтона-500»), он неожиданно сбавил ход, а шедший за ним на Большой скорости «Сигарилло» не успел отвернуть: в результате столкновения «Телстар» был выведен из строя и лишь с большим трудом смог вернуться в Торки.
Нелишне заметить, что «Телстару» все равно не была бы засчитана победа, даже если бы он и победил. Во-первых, его двигатель был снабжен наддувом, а по правилам УИМ, действовавшим до начала 1973 г., это лишало права участвовать в зачетных океанских гонках. Во-вторых, гонка К-Т-К являлась для его экипажа (Бендт и Флеминг) лишь третьим океанским соревнованием, тогда как по правилам для получения международной лицензии на участие в зачетных соревнованиях требуется участие не менее чем в четырех океанских гонках.
Только седьмым на финиш пришел английский дюралевый катер «Форд Посвейд» длиной 9,75 м с двумя двигателями «Форд Сабр», однако именно его водителям Алену Паско-Ватсону и Дереку Моррису в соответствии с действующим второй год положением был вручен главный приз гонок К-Т-К — Трофей лорда Бивербрука и чек на 1000 фунтов — как первому финишировавшему судну, имеющему рубку-каюту. Помимо этого приза они же получили 500 фунтов как экипаж первого на финише судна английской постройки и еще ряд других призов на общую сумму 2100 фунтов.
Если говорить о наиболее существенных событиях, происходивших на 500-километровой дистанции, то надо начать с того, что лучше всех взял старт и лидировал в начале гонки итальянский катер «Ераф». Англичане обрадованно вздохнули, когда его обогнал дюралевый «Юнивот» (длина 11,43 м; 2 двигателя «Меркруйзер» по 425 л. с.), который вели конструктор Дональд Шед и крупный британский коммерсант, владелец судна и в прошлом известный гонщик полковник Рони Хор. Однако очень скоро английским болельщикам пришлось разочароваться: из-за выхода из строя системы зажигания «Юнивот» сошел с трассы. Затем последовало столкновение «Сигарилло» с «Телстаром», при котором лишь благодаря счастливой случайности никто ие пострадал, и гонку снова и надолго возглавил «Ераф». За ним по пятам со скоростью 115—120 км/час шли «Блек Торнадо», «Аэромарин-IХ», «Фино» и «Леди Нара». Этот этап был, пожалуй, самым напряженным. Не выдержали гонки даже такие «закаленные» марафоном Лондон — Монте-Карло катера, как «ХТС», *Ги» (самое большое судно из всех участвующих: его длина 13,71 м) и катер «Эристокэт». Не повезло и одному из основателей гонки К-Т-К сэру Максу Айткеиу, который неизменно, начиная с 1961 г., принимает в ней участие, хотя ни разу не занимал первого места: его «Джипси Герл» (два дизеля .«Камине Т-8» по 500 л. с.) наткнулся на плавающее бревно. Следом за ним выбыл из игры катер Тима Пауэлла «Кэнадиан Моппи», ранее известный под именем «Америкэн Моппи».
Когда ведущие гонку катера были уже на половине обратного пути от Торки, погода ухудшилась, большинство участников сбавили ход до 70—80 км/час. Здесь занявший лидирующее положение «Аэромарин-IX» едва не лишился шансов на победу: разорвался приводной ремень топливного насоса. Опытная команда сумела быстро найти причину выхода двигателя из строя и поставить новый ремень, однако пришлось 15 минут простоять на якоре, а за это время мимо проскочило восемь катеров. Только высокие мореходные качества судна и мастерство водителей, рискнувших даже на большой волне идти «самым полным», позволили в конце концов обойти конкурентов и в том числе основного соперника — Балестриери.
Из 25 благополучно пришедших к финишу судов следует отметить катер «Яффа Орандж Джуйс» конструкции Рея Ханта, специально построенный на английской верфи «Соутер» для участия в марафоне — Лондон — Монте-Карло и ставший подлинным его героем. Этот один из самых быстроходных катеров своего класса шел, как и в гонке вокруг Европы, под водительством самого судовладельца гонщика-любителя Ричарда Лоусона, но смог занять только 9-е место, расстроив своих многочисленных болельщиков.
Экипаж «Форд-экспресса», занявшего 14-е место, завоевал едва ли не наибольшее число призов. Его вели общепризнанная лучшая гонщица мира леди Айткен со своей дочерью Лаурой, поэтому естественно, что им был вручен Женский приз газеты «Дейли Экспресс», а поскольку Лаура оказалась и самой молодой из всех водителей финишировавших судов, то ей вручили и еще один приз. Пожалуй, небезынтересно назвать и такие любопытные трофеи К-Т-К, как приз за наименьшую мощность (вручен 6,5-метровому «Скагерраку» со 130-сильным «Вольво») и командные призы лучшему экипажу, состоящему из членов одного и того же английского клуба, и трем лучшим экипажам, составленным из представителей одной страны. Остается упомянуть, что всего было роздано 15 основных и 19 дополнительных призов.
Уже не раз отмечалось, что гонки К-Т-К пользуются огромной популярностью еще и потому, что всегда очень хорошо продумана зрелищная сторона дела. Не говоря уже о тех, кто смотрит гонки в Каусе и промежуточных пунктах трассы с берега или с борта прогулочного судна, миллионы болельщиков имеют возможность видеть интересный телерепортаж. Учтено и то, что, когда суда, сделав большую петлю к востоку от Торки и во второй раз пройдя перед зрителями, затем уходят в открытый океан, наступает пауза, длящаяся почти два часа. В это время дается старт соревнованиям на Приз Уиллса, в которых участвуют только .надувные лодки трех классов УИМ: Р1 (мотор с рабочим объемом 251—399 см3), Р2 (400—599 см3) и Р3 (600—750 см3). Лодки делают 20 кругов по хорошо просматриваемой трассе. Занимает это около часа и смотрится как телезрителями, так и болельщиками, собравшимися на берегу, с большим интересом.
Стоит еще отметить, что в этом году к числу «покровителей», финансирующих организацию соревнования, прибавилась компания «Эмбасси . сигарете», поэтому в отчетах фигурировало и новое название гонки К-Т-К: «72-Эмбасси-Экспресс», сложенное из названий этой фирмы и основного «спонсора» — газеты «Дейли Экспресс».