Для участия в гонках от Советскгоо Союза в Травемюнде были направлены три экипажа — два (Володя Игнатенко — Гена Ковалев и Ян Ельнионис — Петя Гольдштейн) для выступления в старшей группе (возраст 16—19 лет) и один (Витя Соловьев — Андрей Негачев) — в младшей (до 16 лет). У наших ребят была сложная задача. Дело в том, что швертботы «420», популярные за рубежом, у нас пока неизвестны вообще. Юношеские соревнования в СССР проводятся на «Оптимистах» для ребят в возрасте до 14 лет и на «Кадетах»— в старшей группе. А разница между этими швертботами и «420» огромная.
Швертбот-двойка «420» (см. №39 сборника) представляет собой современный быстроходный парусник с пластмассовым корпусом длиной 4,20 м, металлической мачтой, трапецией и спинакером. В принципе он мало отличается от «Летучего голландца», и гонки на «420» рассматриваются как подготовительная ступень к переходу в этот олимпийский класс. После «Кадета» сразу освоить все эти чудеса современной парусной техники нелегко, а нашим ребятам впервые в жизни довелось сесть на «420» лишь за две недели до чемпионата, да и то не у себя дома, а в Польше, где они по дороге в Травемюнде выступили на открытом первенстве ПНР.
Рассчитывать на высокие результаты при таких обстоятельствах не приходилось. И все же первая проба сил, можно считать, прошла удачно. В старшей группе из 50 экипажей наши яхтсмены были 26-ми (В. Игнатенко — Г. Ковалев) и 32-ми (Я. Ельнионис — П. Гольдштейн), а выступление младших было просто превосходным: среди 16 участников В. Соловьев и А. Негачев заняли почетное 4-е место.
С девятиклассником Витей Соловьевым и его тренером Сергеем Николаевичем Крюковым — старшим тренером детской спортивной школы ленинградского яхт-клуба ДСО «Труд» мы встретились у нас, в редакции, после того, как команда вернулась домой.
— Как проходили гонки, что было на них интересного? — задали мы вопрос молодому спортсмену.
— Интересно было все: и сам чемпионат, и новые яхты. Привыкнуть к ним сразу оказалось, правда, трудно, особенно к работе с трапецией. На «Кадетах» ее нет. Нам перед выездом за границу удалось на сборах в Риге немножко потренироваться на «Летучем голландце». Потом были гонки в Польше. Там нам дали швертботы «420», но от тех, на которых пришлось выступать в Травемюнде, они во многом отличались, — и мачты деревянные, и корпуса более жесткие.
У противников наших опыту было побольше: они почти все лет по пять гоняются на «420».
Первая гонка на чемпионате состоялась на другой же день после нашего приезда в Травемюнде. Ветер дул балла на четыре. Мы, конечно, чувствовали себя не очень уверенно. Да и весу у нас, чтобы откренивать швертбот, маловато — Андрей и я весим по 60 килограммов. Ко второй гонке все же приспособились, пошли лучше.
В третьей гонке могли бы занять и более высокое место, да не заметили, как у нас упал за борт спинакер, потеряли ход. На четвертой не повезло: опрокинулись, пока ставили швертбот — пропустили многих вперед. Лучшей у нас была пятая гонка. В ней мы почти до конца шли первыми и только у последнего знака пропустили вперед израильский экипаж, который в конечном итоге и выиграл чемпионат.
В последней гонке опять опрокинулись, но получилось так, что, несмотря на это, нам удалось остаться среди лидеров: большинство участников ошиблись курсом при подходе к знаку. Судейское судно, которое стояло у знака, сдрейфовало метров на сто, а все рулили прямо на него и потеряли время.
После окончания чемпионата нас всей командой возили в Киль. Жалко только, что гонки там еще не начались, а задерживаться нам было уже нельзя.
Витин рассказ дополняет С. К Крюков:
— Среди молодежи сейчас много способных гонщиков. И у нас в Ленинграде, и в Москве, и в других городах. Хочется надеяться, что к будущим международным регатам у ребят будет для подготовки соответствующая материальная часть. Швертботы «420» на наших верфях не строятся; придется, очевидно, покупать их за рубежом. Удастся ли это сделать до начала нового сезона — еще не известно. Если не удастся, придется по-прежнему ходить на «Кадетах».
Ну, спорт — спортом, а сейчас у ребят главное — хорошо закончить учебный год в школе. Без этого ни на какие соревнования они не попадут.
Что ж, пожелаем Вите Соловьеву и его товарищам успехов в учебе и спорте!
Результаты чемпионата
Младшая группа: 1 — Е. Фридлендер (Израиль) 1, 1, н/ф, 2, 1, 4, н/ф, (11,0 — очки по пяти гонкам из семи); 2 — Ю. Беллес (Испания) 11, 2, н/ф, 1, 4, 5, 1, (21,0); 3 — Г. Ларимур (США) 4, 7, 11, н/ф, 3, 1,2 (29,7); 4 —В. Соловьев (СССР) 9, 5, 5, В, 2, 2, 3 (31,7)
Старшая группа: 1 — Ю. Воллебрегт (Голландия) 13, н/ф, 3, 3, 1, 7, 1 (24,4); 2 — Ритфельд (Голландия) 25, 5, 2, 5, 7, 16, 3, (41,7); 3 — Дж. Бикертон (Англия) 24, 1, 1, н/ф, 8, 30, 2 (47,0); 26 — В. Игнатенко (СССР) 15, н/ф, н/ф, 12, 24, 26, 23 (130,0); 32 — Я. Елионис (СССР) 41, 35, 12, 24, 14, 33, н/ф (148,0).