На чемпионате выступили сборные команды двенадцати союзных республик, Москвы и Ленинграда. Обязательный состав команды по сравнению с прошлым годом почти не изменился — два спортсмена-юноши на мотолодках класса SA я один в классе скутеров ОА, по одному гонщику в классах скутеров ОВ и ОС с отечественными подвесными мотолодками, по одному — на моторах SB и SC и на глиссерах R1 и R4. Положением было разрешено заменять глиссер R1 с импортным мотором «Вартбург» глиссером R2 с мотором от «Москвича-412» и командный результат считать по скорости лучшего судна.
В этом году катер S2 выведен из командного зачета и допущен (наряду с S1) только к гонкам на личное первенство. Результат такого нововведения не замедлил сказаться. Некогда популярнейший у нас класс гоночных судов, в котором гоняются такие известные мастера, как рекордсмен мира В. Исаков, был на этот раз представлен только пятью участниками — ровно столько, сколько нужно, чтобы разыграть звание чемпиона СССР. Везти на чемпионат громоздкое судно только для личного зачета многие команды посчитали ненужной роскошью. Приехали только те, кто мог рассчитывать на призовое место. В личном зачете разыгрывали медали и на скутерах OJ, ОА, ОВ и ОС со специальными гоночными моторами.
Все спортсмены на скутерах и мотолодках стартовали в серии гонок 3X5 миль (юноши в серии 2X5 миль) и на глиссерах и катерах в серии 3X10 миль, причем в зачет команде шла сумма скоростей гонок всех зачетных судов команды, в личный зачет сумма скоростей двух лучших гонок (юношам — одна).
Гонки начались в пятницу 17 августа стартами «юношеских» классов SA и ОА и скутеров ОВ и ОС с отечественными подвесными моторами.
' Первую гонку мотолодок SA с очень большим преимуществом выигрывает молодой спортсмен из ленинградского клуба «Северянин» кандидат в мастера спорта Ю. Алиев (напомним, что он был победителем в классе SA и на последних гонках на приз сборника).
В заездах юношеского класса скутеров ОА побеждает В. Говорухин из команды РСФСР — серебряный призер прошлого года в классе OJ. Но по окончательным командным результатам на первое место выходит юношеская команда Украинской ССР, спортсмены которой, хотя и заняли довольно скромные места в личном зачете (6, 8-е на мотолодках SA и 10-е на скутерах ОА), но прошли все гонки очень ровно, без единого схода с дистанции. А, например, команда юношей Ленинграда, имея в своем составе золотого и серебряного призеров в мотолодках и 7 место в скутерах, получила только пятое командное место — во второй гонке Ю. Алиев, оторвавшись от соперников, не учел, что ветер и волна усилились, перевернулся и принес «баранку» своим землякам.
Протоколы юношеских заездов SA и ОА наводят на размышление — а нужен ли юношеский скутер ОА? Скорости в этом классе ниже, чем на мотолодках, корпуса которых по действующим правилам, как и у скутера, могут иметь трехточечную схему. Может быть, имеет смысл разрешить в юношеских классах скутеров форсировку двигателей, что, кстати, дало бы молодым спортсменам необходимые навыки для успешных выступлений во взрослых классах ОВ и ОС.
Гонки скутеров с отечественными моторами открывает класс ОВ с форсированным «Нептуном». Первую и третью гонки выигрывает мастер спорта из Литвы В. Матулевичус (во второй гонке он был вторым), который и завоевывает звание чемпиона. Серебряный призер В. Плетнинцев имел все шансы занять верхнюю ступеньку пьедестала почета — вторую гонку он выиграл с высокой скоростью 84,175 км/час и в третьей лидировал, — но из-за ошибки судьи, давшего финишную отмашку шахматным флагом после второго круга, по всем правилам сошел с дистанции, фактически ее не закончив. После окончания гонки ошибка выясняется — спортсмену дается перезаезд с классом скутеров ОС, и он демонстрирует «чемпионскую» скорость. Но не доходя каких-то 200-300 м до финиша мотор на его скутере глохнет, а с ним и надежды на золотую медаль.
Не повезло в заездах ОВ и чемпиону мира 1972 г. Евгению Радько. Он не прошел ни одной гонки — в первой заклинил коленвал его двигателя. Полностью всю серию гонок в этом классе смогли пройти только два спортсмена — сам чемпион и занявший седьмое место москвич В. Кузнецов. Зачет получили только 10 гонщиков из 19 выступавших — свидетельство еще не очень высокой надежности форсированных «Нептунов».
Первая гонка ОС для многих команд сложилась драматически. Судейская коллегия решила разделить участников первого заезда на две стартовых группы — 14 в командном заезде и И судов в личном. А в результате в командном заезде из 14 участников гонку заканчивают двое, а из 11 личников только одни! Уложиться в контрольное время гонщикам помешали волна и порывистый ветер (моторы у большинства работали нормально). С некоторых корпусов волной буквально сдирало обшивку. Следующие старты были отложены до стихания ветра.
После вынужденного перерыва заезды возобновились и скорости прохождения дистанции намного выросли.
Все три гонки в классе ОС с форсированными «Вихрями» убедительно выигрывает почетный мастер спорта литовец А. Шлапикас. Во второй гонке он показал скорость 91,670 км/час — на уровне гоночного класса ОВ с шестидесятипятисильным мотором «Кёниг»!
По результатам гонок 17 августа на первое место выходит команда Литовской ССР — 540,236 очка. На втором месте с разрывом почти в 130 очков — Ленинград. Дальше с разницей всего 10-20 очков идут команды УССР, РСФСР, Эстонии, Москвы.
18 августа дается первый старт глиссерам R1. На трассу выходят 18 судов в основном серийной постройки двух фирм ГДР — «Даниш» и «Пфениг». Но есть и несколько судов, сделанных самими гонщиками, из них три корпуса типа «Пиранья». Именно на них и занимают три первых места — мастер спорта А. Кузнецов из команды РСФСР, а также ленинградцы — кандидат в мастера спорта С. Ильюшенко и мастер спорта В. Балясов. Победа А. Кузнецова, очевидно, не слишком радует тренера команды, так как спортсмен выступал в личном зачете. Гонщик же, выступавший за команду, мастер спорта международного класса В. Слинков смог пройти только две гонки, да и то довольно скромно, заняв 11 место. Кстати, «личники» заняли в этом классе также 2 и 4 места. Это — явный просчет тренеров при отборе спортсменов в команду.
Команде Литвы этот день принес невосполнимую потерю — три «баранки», а это потеря 200—300 очков. Первое место с таким дефицитом удержать трудно.
Дается старт глиссерам R4. Первую десятимильную гонку с великолепной скоростью 101,250 км/час выигрывает прошлогодний чемпион СССР мастер спорта Г. Грушевский, на втором месте — К. Мартищенко (серебряный призер 1972 г.), третьим приходит на финиш дебютант этих соревнований ленинградец кандидат в мастера спорта Ю. Климешин — это неожиданность для многих. Вторая гонка. Грушевский заканчивает ее первым, но... судейская коллегия дисквалифицирует его за навал на буй № 4. Первое месго занимает К. Мартищенко, второе Ю. Климешин. Третья гонка. Г. Грушевский полон решимости выиграть личное первенство (он и заявлен только лично), глиссер его буквально летит над водой, почти на треть круга : опережая соперников... И вдруг на четвертом круге задние защелки капота мотора соскакивают и получивший свободу капот перерубает провода, идущие к системе электронного впрыска. Какая обида! Г. Грушевский по результату одного заезда в личном зачете занимает тринадцатое место. Чемпион СССР в классе R4 — К. Мартищенко. Серебряный призер — Ю. Климешин. Но «серебряный» финиш Ю. Климешина стал поистине «золотым» для команды Ленинграда — ведь гонщик принес команде три очень высоких результата.
Гонка глиссеров R2 в этот день не порадовала результатами. Даже у победителя серии гонок в этом классе Л. Грацианова (Москва) скорость была ниже, чем в более «слабом» классе R1. Да и подготовка техники невысока — первую гонку кончают четыре судна, вторую и третью только по два, т. е. четверть от числа заявленных! И это на судах, оснащенных серийными стационарными двигателями! Опять — печальные последствия исключения класса из командного зачета.
Самые массовые заезды, как всегда, — в классе мотолодок SB и SC. Первыми стартуют суда с моторами объемом до 350 см3. Финишный створ в первой гонке первым, почти на полкруга оторвавшись от соперников, пересекает чемпион 1972 г. Г. Черненко из команды Белоруссии. После подсчета скорости объявляется, что Г. Черненко в этом заезде побил свой же, установленный в прошлом году в специальных заездах мировой рекорд скорости на пятимильной дистанции, причем сразу более чем на 3,5 километра! После утверждения в УИМ новый рекорд будет равен 67, 179 км/час. Выиграв второй заезд и в третьем придя вторым, Г. Черненко удерживает звание чемпиона СССР и на 1973 г. Успех команды Ленинграда закрепляет А. Щербинин. Успешно проведя все три гонки, он занял 5 место. Гонщик команды РСФСР К. Царев — только на 7 месте, гонщик Литвы В. Петрунас — на 10.
Вне конкуренции, как и в прошлом году, в классе мотолодок SC выступил А. Раудва (Эстония); он уверенно выигрывает все три гонки серии и вновь становится чемпионом СССР. Главные соперники чемпиона мастер международного класса Ю. Лилл (Эстония) и мастер спорта Ю. Некрасов (Ленинград) выступили неудачно. К). Лилл, как и в прошлом году, из-за неполадки в двигателе не закончил ни одной гонки. Лодка Ю. Некрасова на первом же круге, по-видимому, попав в водоросли, потеряла управление, развернулась, и идущее следом судно спортсмена из команды Белоруссии В. Воробьева врезалось в нее. Ленинградец заводит заглохший мотор и, унося в носовой ручке кусок обшивки лодки белорусского гонщика, заканчивает гонку. Судейская коллегия, однако, аннулировала результат Ю. Некрасова, посчитав его вынужденное маневрирование на трассе опасным. При столкновении мотор, видимо, тоже получил повреждения — вторая и третья гонки Ю. Некрасовым пройдены намного ниже его возможностей — седьмое личное место.
Второе место в классе SC занимает Ж. Самойленко (Литовская ССР) — на трехточечном корпусе — «экраноплане» оригинальной конструкции.
Нужно отметить, что в этом году трехточечные конструкции прочно утвердились на мотолодках обоих классов. В SB из 19 гонщиков на них выступало 10 (4 первых места); в SC также 10 из 16 заявленных (8 первых мест). В подавляющем большинстве эти суда, спроектированные и построенные самими спортсменами, — серьезный упрек Ленинградскому заводу спорт. судостроения ДОСААФ — единственному предприятию, выпускающему спортивные мотолодки серийно. Можно надеяться, что присутствовавший на гонках начальник технического отдела завода Г. В. Крюков сделал соответствующие выводы.
Начало выпуска в этом году модернизированного «Нептуна-23» с трехканальной петлевой продувкой — обусловило и резкий, скачкообразный рост скоростей почти всех участников заездов мотолодок SB. Если в прошлом году чемпион Г. Черненко показал скорость около 60 км/час, то в этом году она была у него выше на 17 км/час. На нынешнем чемпионате скорости почти всех участников в SB оказались выше, чем в классе SC. Этот разрыв может быть, видимо, перекрыт в пользу SC только с появлением «Вихря-30» — мотора, который долго ждут и спортсмены, и туристы.
Последним финишем мотолодок SC закончился второй день гонок, а с ними и командная борьба. В этот день гонщики Латвии — а они занимали после первого дня соревнований 7 командное место — прошли все зачетные гонки без сходов и принесли команде максимальное количество очков — 854,833. В команде Ленинграда только одна «баранка» (дисквалификация в SС Ю. Некрасова), но скорости в классах глиссеров намного выше, чем в команде Латвии, — бронза в R1 и серебро в R4. Каково же было удивление представителей и тренеров команд, когда на вечернем заседании судейской коллегии, собравшейся для утверждения результатов второго дня соревнований, было объявлено, что команда Латвии занимает первое, а Ленинграда — пятое место. Возникли сомнения в правильности подсчетов командных результатов, и выносится решение вновь проверить все расчеты и утвердить результаты утром 19 августа. Утром 19 все выяснено: победитель — команда Ленинграда, завоевывающая это звание четвертый раз подряд, на втором месте Латвия, на третьем — Литва. Но досадная ошибка в распределении мест на целых пять ступеней вряд ли простительна судейской коллегии соревнований столь высокого ранга, как чемпионат Союза.
Третий день соревнований 19 августа был полностью предоставлен для заездов в личном первенстве на скутерах OJ, ОА, ОВ и ОС с гоночными моторами и катерах S2 и S1.
Чемпионом в классе скутеров OJ стал ленинградец А. Вадейша, гонявшийся на стареньком, десятки раз восстанавливавшемся «Дельфине», на втором месте, также на «Дельфине», Ф. Прикс (Эстония) — ни «Ветерков-34», ни «Сичей-175» в этом году на чемпионате не было.
Мастер спорта международного класса Н. Пывват (Эстония) вновь блеснул мастерством и подтвердил звание сильнейшего в гонках скутеров ОА-250 в 1973 г. В этом классе также не было представлено отечественных гоночных моторов («Ветерок-43» и «Сич-250»), все спортсмены гонялись на «Кёнигах» разных лет выпуска.
А вот в классах ОВ-350 и ОС-500, как и в прошлом году, отлично зарекомендовали себя гоночные моторы Ульяновского моторного завода. В. Борисов (РСФСР) на ГЛМ-3 проходит все три гонки и получает серебряную медаль в классе О В, Л. Пырченков (также РСФСР) на ГЛМ-4 на четвертом месте в классе ОС, причем лучшая скорость у него 111,428 км/час — почти на 15 км/час выше, чем у А. Баринова, получившего на ГЛМ-4 бронзовую медаль в этом классе в прошлом году. Это явный успех наших гоночных моторов «старших» классов, к сожалению, до сих пор не выпускающихся серийно.
В классе ОС прошлогодние чемпион и серебряный призер поменялись местами — золото на этот раз завоевал Э. Голубицкий, серебро — В. Исаков. Любопытно, что заслуженный мастер спорта В. Исаков десять лет назад именно в Тернополе завоевал серебряную медаль чемпионата СССР.
Самыми малоинтересными на чемпионате были гонки катеров S1 и S2 — первых было всего два, вторых — пять. Три гонки в S2 смог пройти только спортсмен из Риги Н. Авсеев (серебряная медаль), золотая медаль в S2 у Р. Упатниекса.
Гонками катеров заканчивается XX чемпионат СССР и VI первенства юношей.
Самая примечательная особенность прошедшего чемпионата — ни одного фальстарта за все три гоночных дня, а это говорит о возросшем мастерстве гонщиков страны.
В день награждения победителей 20 августа состоялась конференция спортсменов, тренеров, представителей команд и представителей ЦК ДОСААФ СССР. На ней было решено проводить все гонки в СССР в полном соответствии с международными правилами, практикуемыми за границей — по двум буям, поставленным в 700-800 м друг от друга (кстати, заезды по такой трассе вначале предполагалось провести для скутеров с гоночными моторами и на XX чемпионате). Было также высказано пожелание увеличить весомость вклада юношей в общекомандный зачет и применять к скорости, показанной ими на трассе, коэффициент 2. Эта мера заставит тренеров уделять больше внимания подготовке юношей.
Технические результаты
Командные результаты
Юноши: 1 — УССР (292,630); 2 — Эстония (260,941); 3 — Латвия (287,759); 4 — РСФСР (247,157); 5 — Ленинград (232,283); 6 — ВССР (214,563); 7 — Литва (175,760); 8 — Армения (161,915); 9 — Молдавия (153,919); 10 — Азербайджан (131,001); 11 — Москва (87,518); 12 — Грузия (87,501); 13 — Туркмения (81,061); 14 — Узбекистан (78,469).
Взрослые и юноши: 1 — Ленинград (1477,911); 2 — Латвия (1370,985); 3 — Литва (1348,073); 4 — Москва (1337,358); 5 — УССР (1253,607); 6 — РСФСР (1237,733); 7 — Молдавия (1075,396); 8 — Эстония (1050,157); 9 — БССР (1033,148); 10 — Грузия 933,612); 11 — Армения (899,225); 12 — Туркмения 856,870); 13 — Азербайджан (805,775); 14 — Узбекистан (628,360).
Результаты победителей чемпионата серия 2x5 миль
Юноши. Скутера ОА-250: 1 — В. Говорухин (РСФСР) 48,800; 2 — Р. Буренков (Эстония) 48,360; 3 — Г. Захаров (РСФСР) 47,833.
Мотолодки SA-250: 1 — Ю. Алиев (Ленинград) 49,382; 2 — С. Арбузов (Ленинград) 47,660; 3 — М. Хоол (Эстония) 46,767.
Серия 2x5 миль скутера с серийными моторами
ОВ-350: 1 — В. Матулевичус (Литва), 165,031 (85,764); 2 — В. Плетнинцев (РСФСР) 154,010 (84,175); 3 — Э. Якубович (УССР) 152,164 (74,276).
ОС-500: 1 — А. Шлапикас (Литва) 181,856 (91,670); 2 — И. Жданов (БССР) 173,721 (87,095); 3 — А. Колесниченко (Молдавия) 170,634 (86,523).
Скутера с гоночными моторами
OJ-175: 1 — А. Вадейша (Ленинград) 145,432 (74,048); 2 — Ф. Прикс (Эстония) 135,342 (70,653); 3 — У. Ладзнньш (Латвия) 128,637 (68,288).
ОА-250: 1 — Н. Пывват (Эстония) 204,364 (102,723); 2 — А. Чермошенцев (РСФСР) 194,714 (98,731); 3 — П. Богданов (М-ва) 192,350 (96,239).
OB-350: 1 — И. Богданов (М-ва) 194,790 (98,934); 2 —В. Борисов (РСФСР) 192,991 (96,624); 3 — С. Шахов (РСФСР) 184,311 (95,289).
ОС-500: 1 — Э. Голубицкий (УССР) 224,905 (112,540); 2 — В. Исаков (Л-д) 218,803 (110,228); 3 — В. Спивак (РСФСР) 210,018 (106,265).
Мотолодки. S В-350: 1 — Г. Черненко (БССР) 133,135 (67,179); 2 — Г. Хааге (Эстония) 129,119 (64,660); 3 — Н. Иванов (Эстония) 126,614 (63,777).
SC-500: 1 — А. Раудва (Эстония) 131,333 (66,470); 2 — Ж. Самойленко (Литва) 125,372 (63,554); 3 — Э. Вяля (Эстония) 124,389 (62,372).
Серия 3x10 миль
Глиссеры R1: 1 — А. Кузнецов (РСФСР) 185,555 (98,878); 2 — С. Ильющенко (Л-д) 182,724 (92,985); 3 — В. Балясов (Л-д) 171,306 (85,654).
R2: 1 — Л. Грацианов (М-ва) 180,076 (91,381); 2 — А. Некравцев (УССР) 165,370 (84,454); 3 — Г. Семерджян (Армения) 79,757 (79,757).
R4: 1 — К. Мартищенко (РСФСР) 193,443 (97,012); 2 — Ю. Климешин (Л-д) 192,064 (96,302); 3—И. Хрусталев (М-ва) 185,398 (93,264).
Катера S1: 1 — Р. Упатниекс (ВМФ) 92,313 (92,313).
S2: 1 — Р. Упатниекс (ВМФ) 170,350 (87,915); 2 — Н. Авсеев (Латвия) 156,716 (79,407); 3 — И. Малинов (УССР) 154,123 (77,912).