Первые всесоюзные соревнования яхтсменов прошли еще в феврале — в Сочи и Туапсе. Но в это все-таки зимнее время Черное море было далеко не теплым: по ночам температура опускалась ниже 0°, да н днем даже в солнечную погоду воздух прогревался плохо, не выше 10°. Разумеется, условия для гонок оказались очень тяжелыми. Так начиналась проверка готовности к основным соревнованиям спортивной навигации, которая по существу открылась лишь в апреле в городе-герое Севастополе.
Согласно положению на очередную XXIV Черноморскую регату, которая должна была проводиться здесь же в конце апреля, могли попасть лишь те экипажи, которые предварительно приняли участие в открытых соревнованиях на Приз газеты «Слава Севастополя», заняв при этом в личном зачете места не далее установленного для каждого класса яхт отдельно. Сборные команды спортивных обществ приехали в Севастополь с уже прошедших «кавказских» гонок, но для основной массы участников борьба за Приз «Славы Севастополя» оказалась первым соревнованием сезона. Естественно, что разная степень готовности сказалась на результатах. Не обошлось и без сенсаций, но — все по порядку.
Погода была разная. Ветер — переменный по силе от «штиля» до 4 баллов и с большими «заходами» во время гонки, а в один из дней штормило (поэтому удалось провести лишь 6 гонок). Частым гостем на дистанции был туман, порой настолько сильный, что поворотные знаки и судейские катера возле них не удавалось разглядеть даже с середины дистанции. К тому же, еще совсем холодное море и уже довольно сильно припекающее солнце резко искажали обычную, знакомую картину воздушных течений. Тем спортсменам, которые часто гонялись в Севастополе летом, было очень трудно перестроиться — подводил прошлый опыт, тяжелым грузом ложась на тактические решения рулевого.
На составе участвующих классов не могли не сказаться изменения, внесенные в программу XXI Олимпиады: на старт вышли только две яхты «Звездного» класса, причем они так отличались одна от другой и по оснащению, и по уровню подготовленности экипажа, что борьбы на дистанции не было. Четыре севастопольских «Фолькбота» также прошли все гонки без особой борьбы между собой. А вот о гонках в остальных классах стоит рассказать поподробнее.
Наибольшее число килевых яхт стартовало в классе «Дракон» — 21 экипаж. Ведущие гонщики (Ю. Анисимов, Б. Хабаров, А. Дегтярь) покинули этот класс, перейдя на более перспективные «Солинги». На освободившихся их «Драконах» с первоклассными импортными парусами и мачтами теперь стали гоняться другие, доселе мало известные спортсмены. Однако, по нашему мнению, участие этих яхт с заведомо более высоким качеством оснащения в общих гонках теряет всякий спортивный смысл. Если раньше постоянно покупались паруса и мачты ведущих зарубежных фирм и число спортсменов, получающих первоклассное оборудование, хотя и медленно, но все же увеличивалось, то теперь поступление импортной техники для «Драконов» прекратилось, круг привилегированных гонщиков замкнулся. Войти внутрь этого рокового круга молодым будет не так-то просто.
Из когорты сильнейших верными этому классу остались В. Тинеев, A. Шелковников, И. Михайлов, B. Попель. И подлинной сенсацией было то, что неоднократный чемпион страны ленинградец В. Попель даже не попал в проходное число для участия в регате (первые 8 мест). Это при отсутствии-то трех асов, ушедших в класс «Солинг»! Оказывается, он совершенно не имел времени для подготовки: выход на первую гонку был его первым выходом в море в этом году. Неудачи в первых гонках привели к тому, что даже в завершающей, когда после огибания последнего нижнего поворотного знака он шел третьим (несмотря на фальстарт), в опустившемся тумане он принял неправильное тактическое решение: «отпустил» своих конкурентов...
В классе «Солинг» (участвовало 10 экипажей) можно было видеть целое созвездие именитых гонщиков. Соперниками старожила в этом классе Тимира Пинегина стали три сильнейших яхтсмена —- бывшие «драконисты», и их очень интересная спортивная схватка закончилась убедительной победой Ю. Анисимова — прошлогоднего чемпиона Европы в классе «Дракон». Один из наших ведущих гонщиков А. Чучелов также, официально не попал в заветное число участников Черноморской регаты (не успел потренироваться, недооценил силу противников). Но впоследствии за счет полного отсутствия яхт нового олимпийского класса «470» судейская коллегия приняла вполне разумное решение — допустить все 10 имеющихся у нас «Со-лингов» к регате. И что же? Чучелов выиграл ее.
В классе «Темпест» соперниками двукратного олимпийского чемпиона В. Манкина стали бывший лидер «Звездного» класса Б. Будников и бывший «финнист» ленинградец И. Киселев. Дуэль В. Манкин — Б. Будников закончилась, как и ожидалось, победой олимпийца, но неожиданно И. Киселев стал вторым, оттеснив Б. Будникова. Самым впечатляющим событием в этом классе оказалось то, что оба соперника В. Манкина по одному разу пришли первыми: это говорит о том, что теперь у него уже появились достойные конкуренты.
Включение «Торнадо» в программу Олимпийской регаты 1976 г. вызвало настоящий бум в классе катамаранов. Никогда еще столько двухкорпусных судов не собиралось на одном соревновании: Приз «Славы Севастополя» оспаривали 30 экипажей! Правда, почти все они выступали не на «Торнадо», а на судах, построенных под отечественный класс В. Довольно свободные правила этого класса дали жизнь весьма интересным и разнообразным конструкциям, и вот теперь их экипажи стремились попасть в создаваемую ныне «катамаранную» сборную команду страны. Так что здесь необычайно острое положение сложилось еще до начала гонок.
Очень интересно было узнать, как «пойдет» в новом для себя классе один из признанных фаворитов среди «звездников» В. Васильев. Тем более, что шкотовым у него стал В. Жуков, также известный гонщик в том же «Звездном» классе. Оба они — рослые спортсмены, весом каждый под 90 кг, а принято считать, что экипаж катамарана может быть более легким, чем на швертботах. Экипаж их основного конкурента Ю. Чабана, например, весит не более 130— 140 кг. В. Васильев занял второе место. Это в гонках, проходящих в основном при слабом ветре! И хотя Ю. Чабан занял «свое» первое место, результат В. Васильева говорит за то, что можно не бояться своего якобы лишнего веса, что в конечном счете и на катамаранах успех зависит от мастерства.
Относительно спокойно прошли гонки в классе «Летучий Голландец»: еще до старта спортсмены, «расставляя» себя по местам, и первую десятку, и порядок занятых мест в ней назвали почти безошибочно. Это, на наш взгляд, говорит о явном застое, несмотря на то, что собралось необычно много конкурентов (63 экипажа) и было много новых имен. Бронзовый призер Олимпийских игр в классе «Финн» В. Потапов в ожидании своего нового швертбота «470» (этому классу он отдал предпочтение на новый предолимпийский период) стал выступать на «Голландце». И надо сказать, уверенно занятое им на Черноморской регате в новом для себя классе 10-е место —это очень неплохо!
Зато в классе «Финн», где участвовало 67 спортсменов, молодые явно наступали на «пятки» ведущим. Способному спортсмену, пожалуй, легче всего проявить себя именно в этом классе.
Погода к началу собственно Черноморской регаты улучшилась: потеплело, часто светило солнце, ветер стал более устойчивым — сильнее 5 баллов на гонках не было, но обошлось и без штилей. Общая обстановка была значительно более спокойной, уже все участники втянулись в борьбу, практически стало ясно, кто чего стоит в этом сезоне. Борьба среди лидеров во всех классах сильно обострилась по сравнению с предыдущими соревнованиями.
Победители и призеры Черноморской регаты перечислены ниже; хочется добавить лишь несколько замечаний.
В классе «Финн» первое место очень уверенно занял рижанин Р. Бердаш, второе — москвич А. Балашов. Четвертым был В. Зарослов из ДСО «Водник» — волею случая он гонялся на швертботе, на котором когда-то выступал В. Потапов. Представляется, что с уходом В. Потапова лидеры здесь (оба из ВМФ) выявились надолго. Даже возвращение на «родной» «Финн» В. Дырдыры пока проходит «незамеченным». Отрадно, что и в первой десятке появились молодые: более сильный и старший из них — 22-летний А. Чередниченко занял 3-е место, 19-летний А. Кеэп из «Калева» — 6-е. Безусловно, мы еще встретим эти имена в числе победителей!
В классе «Дракон» ленинградец Л. Дмитриев (8-е место на предварительных соревнованиях), удачно выступавший на олимпийской яхте Б. Хабарова, имел возможность рассчитывать на 2-е место, но — заболел.
В гонках «Темпестов» Б. Будников сменил И. Киселева на втором месте, но уже не смог ни разу прийти первым.
В катамаранах В. Васильев стал еще ближе к победителю. Интересный катамаран, спроектированный и построенный Г. Щегловым на Ленинградской судоверфи ВЦСПС, повел в гонки Э. Шугай с конструктором на шкотах. Постепенно настраивая свое судно, они от гонки к гонке улучшали свои результаты: начали с 19-го места в борьбе за Приз «Славы Севастополя», а закончили 3 и 2-м местами в двух последних гонках Черноморской регаты. Можно было видеть и первый в нашей стране катамаран класса «Торнадо»: судосборщики той же ленинградской верфи И. Красноперое и В. Романов вышли на своем новом катамаране на старты регаты. Им, правда, ни разу не удалось обойти катамаран Ю. Чабана, но у него поплавки не соответствуют требованиям класса «Торнадо»; как пойдет Чабан на настоящем «Торнадо» — остается вопросом.
Соревнования в Севастополе прошли на редкость четко и организованно, хотя и проводились по новым «Правилам». Можно с уверенностью сказать, что с каждым годом повышаются и культура судейства и спортивный уровень подготовки участников.
Технические результаты Черноморской парусной регаты 1973 г.
Класс «Финн»: 1 — Р. А. Бердаш, ВМФ (22,4); 2 — А. В. Балашов, ВМФ (30,4) 3 — А. В. Чередниченко, «Авангард» (37,7); 4 — В. Ю. Зарослов, «Водник» (48); 5 — В. Ф. Дырдыра, ВМФ (53,4).
Класс «Летучий Голландец»: 1 — В. П. Леонтьев, ВМФ (3); 2 — В. И. Степаненко, ВМФ (37); 3 — Г. В. Белов, «Жальгирис» (44,4); 4 — В. Г. Гусенко, «Авангард» (54,7); 5 — Н. В. Юшков, ВМФ (67,4).
Класс «катамаран»: 1 — Ю. В. Чабан, «Водник» (14); 2 — В. В. Васильев, ВМФ (26,1); 3—И. В. Красноперое, «Труд» (38); 4 — И. О. Череванев, «Колос» (46,8); 5 — В. И. Кривошей, «Авангард» (51,7).
Класс «Солинг»: 1 — А. Д. Чучелов, «Калев» (27,4); 2 — Т. А. Пи-негин, ВМФ (35,7); 3 — Б. А. Хабаров, «Труд» (42,7); 4 — Ю. А. Киселев, «Водник» (44,7); 5 — Ю. С. Анисимов, «Труд» (46,1).
Класс «Дракон»: 1 — В. Т. Тинеев, ВМФ (19,7); 2 — И. И. Михайлов, ВМФ (31,1); 3 — Л. X. Дмитриев, «Труд» (34); 4 — А. С. Шелковников, ВМФ (37,4); 5 — Е. Н. Казаков, «Калев» (44,7).
Класс «Темпест»: 1 — В. Г. Манкин, ВМФ (0); 2 — Б. Ф. Будников, ВМФ (18); 3 — И. А. Киселев, ВМФ (33,8); 4 — А. И. Пого, ВМФ (35,4); 5—В. А. Пелихов, «Авангард», (54,7).