В начале октября прошлого года портлендская гавань в Уэймутском заливе (на юге Англии) стала местом проведения необычных парусных соревнований. В отличие от всех других гонок, на старт в Портленде допускались яхты любых конструкций и размерений без всякого гандикапа: перед участниками была поставлена одна Единственная задача — пройти полукилометровую дистанцию с максимально возможной скоростью.
Рекорды скорости под парусом устанавливались и раньше. В разное время и в разных странах проводились испытания экспериментальных яхт, доказавшие, что и 20 и даже 30 узлов под парусами — не предел. Но сравнивать полученные при отличающихся условиях скорости было нельзя. Заочное сопоставление достигнутых результатов не могло дать ответа на вопрос: какое из парусных судов на сегодняшний день является самым быстроходным? Смысл же соревнований, организованных Уэймутским яхт-клубом и Королевской яхтенной ассоциацией, как раз и заключался в том, чтобы дать возможность самым быстроходным парусникам померяться силами в равных условиях — в одно и то же время, на одной и той же акватории.
Для победителя фирма «Плейер и сын» установила приз в 1000 фунтов стерлингов; второй такой же приз по условиям соревнований должен был быть поделен между участниками, проигравшими победителю не более 5 узлов.
Дистанция представляла собой размеченную 12 буями окружность диаметром 500 м с тринадцатым буем в центре. Она была разбита в западной части портлендской гавани с таким расчетом, чтобы банка Чезл прикрывала ее от волн, не создавая в то же время помехи ожидавшемуся западному ветру. Яхты, стартуя поодиночке, должны были пересекать эту окружность по диаметру в любом направлении, выбирая наиболее выгодный для себя курс относительно ветра.
Первый старт был дан утром 4 октября. Но еще раньше любители парусного спорта, приехавшие посмотреть эти соревнования, стали свидетелями парада самых необычных парусных судов, собранных для борьбы за мировой рекорд.
В центре внимания, безусловно, было последнее творение знаменитой своими катамаранами фирмы «Макальпин-Дауни» — 18-метровое «проа» (яхта с балансиром-аутригером) «Кроссбау». Проектируя это судно специально для рекордного заезда, конструкторы пренебрегли всеми требованиями традиционного судостроения. Мореходность — минимальная, обитаемости — никакой, маневренность — в самых узких пределах. Проа могут ходить только при расположении аутригера, с помощью которого они открениваются, с наветренной стороны. Поэтому при смене галсов на лавировке проа движутся вперед то носом, то кормой, имеющими, впрочем, совершенно одинаковую форму. «Кроссбау» лишен возможности совершать даже такие маневры: он рассчитан исключительно для движения в одном направлении и одним галсом — правым.
Главный корпус «Кроссбау» имеет невероятное удлинение: при длине по ватерлинии 15,24 м ширина всего 56 см. Обводами он напоминает корпуса известных катамаранов класса С. На расстоянии 7,62 м от правого борта корпуса к нему двумя поперечными балками, изготовленными из прочного легкого сплава, присоединен трехметровый поплавок-аутригер с довольно плоским, рассчитанным на глиссирование днищем. Именно в положении, когда поплавок, едва касаясь воды, скользит по ее поверхности, «Кроссбау» и должен развивать наивысшую скорость.
17-метровая мачта «Кроссбау», установленная на главном корпусе, несет 86 м2 парусов (грот и стаксель) с очень большим, аэродинамически высокоэффективным удлинением. Проводка вант обеспечивает мачте устойчивость практически только при ходе правым галсом. На правом, всегда наветренном борту ванты разнесены почти до поплавка-аутригера, а с левого борта установлена лишь малонадежная оттяжка, которая крепится к выступающим концам поперечных балок.
В зависимости от силы ветра экипаж (пять человек) располагается либо полностью на поплавке, либо на поплавке и на сетке, натянутой между поперечными балками. Рулевой тоже постоянно находится на поплавке, куда вынесены все шкоты, а также тяга управления рулем, который из-за малых размеров следовало бы называть триммером. Небольшой шверт, установленный на главном корпусе, служит скорее для повышения устойчивости движения, чем для увеличения площади бокового сопротивления, противодействующей дрейфу.
По всем данным экипаж «Кроссбау» во главе с Т. Колмэном мог рассчитывать на победу еще до выхода в море. Была, правда, очень опасная для «Кроссбау» попытка опротестовать условия соревнований в части прохождения дистанции только в одном направлении (для «Кроссбау» необходимость перемены галса была бы равносильна поражению!), однако организаторы отказались вносить какие бы то ни было изменения в ранее опубликованное положение.
Наиболее серьезными претендентами, если не на победу, То на долю во втором призе, являлись экипажи трех катамаранов типа «Торнадо». Два из этих судов — «Икарус» и «Мейфлай» — были оборудованы системой подводных крыльев; третий — «Танго Папа» — отличался от прототипа (теперь ставшего олимпийским классом) лишь подвешенной к топу мачты на топенанте балкой-противовесом, которая должна помогать шкотовому откренивать катамаран.
Инженеры — братья Грогоно, разработавшие конструкцию крыльев для «Икаруса», имели в этом деле немалый опыт (см., например, публикацию в №25 сборника). Первоначально они экспериментировали с двумя парами крыльев, установленными примерно на трети длины корпуса от носа и кормы. Практически не изменяя ни профиль (асимметричный плоско-выпуклый), ни конструкцию крыльев (наклонные с Т-образной стойкой), они добивались повышения скорости, предел которой, по их мнению, лежит за 30-узловой чертой, уменьшая площадь крыльев. Разумеется, при этом все больше затруднялся выход катамарана на крыло, но для решения задачи достижения рекордных скоростей это не имело существенного значения.
На гонках в Портленде «Икарус» был вооружен парой узких крыльев, расположенной в носовой трети, и одним крылом, укрепленным на конце пера руля и поддерживающим корму.
Ту же крыльевую схему имел и «Мейфлай»; это и закономерно, поскольку конструктор судна Ф. Хэнсфорд работал в тесном контакте с Грогоно.
Поражало воображение французское проа «Орка», спроектированное и построенное ее капитаном М. Фортеном. В отличие от «Кроссбау», это судно имело возможность менять галсы, как настоящее проа; на нем оборудована достаточно комфортабельная каюта.
Крылатая яхта с аутригером датчанина В. Смита — того самого, который отобрал у англичан Малый кубок Америки, являла собой пример конструкции, рассчитанной на сверхатлетические данные рулевого.
Яхта «Фойлер-III» Дж. Халтема представляла собой уменьшенный вдвое по длине вариант оригинального 16-метрового крейсерского судна. Как можно видеть на снимке, остойчивость узкого хорошо обтекаемого корпуса обеспечивается двумя вынесенными на поперечных балках бортовыми крыльями, которые благодаря наклонному положению создают также и поперечную силу, необходимую для противодействия дрейфу.
Наиболее сложным по конструкции крылатым катамараном было судно «Мисс Стрэнд Гласс», построенное по проекту Кристофера Хука. Установленные на нем крылья были оборудованы системой, позволяющей регулировать угол атаки либо вручную, либо автоматически с помощью расположенного в носу между корпусами закрылка. Любопытно, что проект судна Кук разработал более тридцати лет назад, но лишь теперь, воспользовавшись ажиотажем вокруг предстоящих рекордных заездов, сумел найти необходимые средства для постройки. К сожалению, из-за слишком большого веса катамарана занять на нем хорошего места на соревнованиях не удалось: «Мисс Стрэнд» практически ни разу не смогла оторваться от воды и выйти на крылья.
Итак, первые рекордные заезды состоялись 4 октября; Результаты этого дня пошатнули уверенность в победе «Кроссбау». Ветер в этот день дул с силой около 6 баллов (18—20 узлов), поэтому весь экипаж «Кроссбау» уже на старте перебрался в поплавок. Судно устремилось вперед со скоростью, которую очевидцы оценили близкой к 30 узлам. Порыв ветра, однако, прервал это победное шествие: мачта, не выдержавшая невероятного усилия, сломалась почти посередине, сам катамаран едва не опрокинулся, получив крен более 30°.
На следующий день «Кроссбау» на дистанцию не вышел, так как новую усиленную мачту установить не успели. Это было тем более обидно, что именно 5 октября сила ветра была еще больше и достигла 7 баллов, правда, по направлению он оказался не слишком благоприятным, поскольку зашел на восток и вызвал сильное волнение в гавани.
Лучше всех прошел в этот день дистанцию катамаран «Танго Папа». Несмотря на более чем полуметровую волну, ему удалось развить скорость 19,6 узла, подтвердив таким образом, что новый олимпийский класс по скорости и мореходности заслуживает самой высокой оценки.
Крылатый вариант того же прототипа — «Икарус» пройти дистанцию не смог: пробоина в транце нарушила рулевое управление, экипажу пришлось направиться к берегу. У «Икаруса», однако были в запасе 21,6 узла, которые он показал в первый день соревнований. «Мейфлай» сумел финишировать благополучно, но из-за волны скорость, показанная им, была сравнительно невысока — 16,4 узла.
На третий день ветер несколько ослабел, но на акватории по-прежнему гуляла высокая волна, и ни один из участников не смог повысить результаты, показанные в предыдущих заездах. Вновь потерпел аварию «Икарус» — на этот раз он перевернулся через нос на крутой волне. Зато «Кроссбау» удалось, наконец, показать, на что он способен. Гигантская пирога пролетела стартовую линию так стремительно, что судьи едва успели щелкнуть секундомерами. Замер времени на финише зафиксировал замечательный результат — 26,3 узла. Превысить эту скорость уже не было суждено никому из участников, в том числе и «Кроссбау»: в оставшиеся два дня соревнования ветер упал до 3 баллов, и, естественно, результаты были невысокие.
Единственным интересным событием финала было выступление на рекордной дистанции олимпийского чемпиона Роднея Паттисона. Знаменитая «Супердо-сиус» — яхта класса «Летучий Голландец», на которой он многократно выигрывал крупнейшие международные соревнования, в том числе и гонки XX Олимпиады, при скорости ветра 12 узлов развила 10,7-узловый ход.
Итак, первое место и главный приз соревнований завоевал экипаж «Кроссбау». Второе место заняли яхтсмены, выступавшие на крылатом «Икарусе»; им же как единственным, кому удалось показать скорость, менее чем на пять узлов отличающуюся от той, которую развил победитель, был вручен полностью второй приз в 1000 фунтов. Третье место осталось за «Танго Папа», а на четвертое вышло судно, которому до начала соревнований вряд ли кто рискнул бы предсказать такой успех: 12-метровый крейсерский тримаран «Трайфл» серийной постройки развил скорость 16,7 узлов, оказавшуюся недоступной для многих судов экстремальных конструкций. Крылатый катамаран «Мейфлай» был пятым (16,4 узл.), а последующие места заняли катамаран класса А «Финге» (15,9 узл.), второй аналогичный катамаран «О Ми Гоу» (14,9 узл.), проа «Орка» (14,9 узл.), яхта с бортовыми крыльями «Фойлер-III» (13,6 узл.), проа на крыльях «Катаха» (13,6 узл.), катамаран на крыльях «Хаслер» (13,1 узл.), швертбот на крыльях «Фойл Кет» (11,3 узл.), катамаран на крыльях «Бис Квид» (10,9 узл.). Остальные семь судов, участвовавших в соревнованиях, показали скорость менее 10 узлов.
Фирма «Плейер» подтвердила свою готовность вручать призы за рекорды скорости под парусами ежегодно. Место для проведения очередных соревнований, однако, еще не установлено. В принципе им может быть любая подходящая акватория в любой стране при условии, что организация и проведение соревнований будут отвечать установленным требованиям. Пока известно только то, что Уэймутский яхт-клуб объявил о своем намерении провести в 1973 г. в Портлендской гавани заезды на установление рекордов скорости Англии.