Первым в мире воднолыжником считают американца Ральфа Самуэльсона, который в 1922 г. — тогда ему было 18 лет — после долгих экспериментов с досками различных размеров и формы наконец добился успеха. Его лыжи с загнутыми носами имели длину 243 см и ширину 23 см. Вот на этих самых первых водных лыжах он и проехал по озеру Пепин перед загорающими на пляже обитателями своего родного города Лейк-Сити, держась за буксировочный трос, привязанный к катеру. Однако очень довольному собой Ральфу даже не пришла в голову мысль взять патент на изобретение. Поэтому официально изобретателем был признан другой американец — Фред Уолер из Хандинктона, получивший на свои лыжи «Дельфин», буксируемые за катером, патент, датированный 5 октября 1925 г. Эти лыжи были привезены в Европу швейцарским спортсменом Фридрихом Фирменихом и «живы» до сих пор.
Впрочем, лыжи, сделанные Самуэльсоном в 1922 г., тоже сохранились до наших дней. Их случайно обнаружил один из местных репортеров в 1965 г. в домике на муниципальном пляже в Лейк-Сити; историей лыж заинтересовались — с этого и началось признание заслуг Ральфа Самуэльсона как пионера воднолыжного спорта. Надо подчеркнуть, что он не только сделал лыжи и встал на них, но, судя по всему, первым в мире совершил на них прыжок с трамплина высотой 1,5 м (это произошло в 1925 г.).
В конце 20 и начале 30-х годов Самуэльсон часто выступал на водных лыжах перед зрителями городов Среднего Запада и Флориды, что, вероятно, побудило многих американцев заниматься этим видом спорта. Отмечая заслуги Ральфа Самуэльсона как «отца водных лыж», историческое общество штата Миннесота в июле 1972 г. установило в Лейк-Сити на берегу озера Пепин мемориальную доску.
Существуют и другие версии происхождения водных лыж. Во Франции считают, что изобретению их помог такой случай, происшедший в 1929 г. Некий граф Максимилиан Поланский и прелестная француженка катались на аквапланах, буксируемых катером. Внезапно девушка упала в воду; чтобы ее акваплан его не ударил, граф поставил на него ногу и обнаружил, что таким образом можно устойчиво передвигаться по воде. Вскоре друзья Поланского специально построили два узких акваплана, приспособили к ним резиновые крепления — получились водные лыжи. С тех пор они и распространились во Франции.
А вот еще одна, более прозаическая история, тоже относимая к 1929 г. Офицеры 11-го полка альпийских стрелков французской армии зимой обычно развлекались ездой на лыжах за лошадьми. Когда же пришло лето, кто-то предложил попытаться проехать на лыжах по воде за моторной лодкой. Естественно, из этого ничего не получилось, так как зимние лыжи были слишком узкими. Офицеры принялись за дело, соорудили новые лыжи — короткие и широкие, и освоили катание на них.
Бывший президент Всемирного воднолыжного союза и пионер этого спорта в Европе Андре Куто, однако, отказывается верить этой истории по той простой причине, что в то время в армии не было моторных лодок, которые могли бы буксировать спортсмена на водных лыжах. Куто рассказывает, что он впервые увидел водные лыжи на юге Франции в 1929—1930 гг., причем длина этих лыж доходила до 270 см.
Большой популярности водных лыж в США во многом способствовала деятельность братьев Пон, показывавших различные аттракционы. В Кипрес-Гарденс (Флорида) Малькольм Пон занимался демонстрацией прыжков с трамплина на моторной лодке, а Дик Пон, чтобы не отстать от брата, стал выполнять прыжки с того же трамплина, но на водных лыжах. Вообще всевозможные «шоу» и праздники на воде стали ареной выступлений воднолыжников еще тогда, когда никаких соревнований по водным лыжам не проводилось.
Теперь несколько слов об «изобретателе» фигурного катания. В 1933 г. молодой нью-йоркский инженер Джек Андерсен увидел водные лыжи впервые, а вскоре он уже не только в совершенстве освоил движение на них, но и стал выполнять при этом какие-то фигуры. Андерсену принадлежит и первая книга по фигурному катанию. Кстати сказать, Джек Андерсен принадлежит к числу «долгожителей» воднолыжного спорта: в последний раз он принимал участие в соревнованиях совсем недавно — в 1963 г.
Первая в Америке воднолыжная федерация была создана в городе Дайн-Хансен (штат Нью-Йорк) в 1939 г.; в этом же году американцы зарегистрировали первый национальный рекорд по прыжкам с трамплина.
Первым профессиональным воднолыжным тренером считают Брюса Паркера, который начал свою деятельность в 1935 г.
Первый воднолыжный клуб в Европе был организован в Женеве в 1937 г.; в следующем году возникла первая федерация водных лыж. Первый чемпионат мира был проведен во Франции в 1949 г., а очередной 13-й чемпионат состоится в 1973 г. в Боготе (Колумбия).
Считается, что в настоящее время во всем мире занимается воднолыжным спортом около 10 миллионов человек.
Наиболее многочисленной является американская воднолыжная ассоциация. Если в 1949 г. в ее состав входило 300 членов, то в 1971 г. число активных воднолыжников — членов ассоциации увеличилось до 10000 человек. Сейчас в США более 250 воднолыжных клубов.
За 50 лет существования спортсмены достигли феноменальных результатов. С трамплина высотой 180 см при скорости катера 57 км/час прыгают на 52 м. В программу фигурного катания включают головоломные сальто и повороты в прыжке на 720°. Максимальная скорость движения на лыжах по воде превысила 200 км/час. Сильнейшие слаломисты проходят дистанцию на скорости 58 км/час с фалом, длина которого даже меньше, чем расстояние от катера-буксировщика до буя!
В последнее время воднолыжники дошли до того, что стали «обходиться» без лыж: рекорд продолжительности движения на голых пятках приближается к часу, уже освоены прыжки с трамплина и фигурное катание без лыж...