Очередные, 18-е гонки под мостами Парижа, проводившиеся 8 октября 1972 г., привлекли, как всегда, сильнейших гонщиков мира. Но, таковы особенности водно-моторного спорта за рубежом, в центре внимания были не знаменитые асы водных трасс, а фирмы, выпускающие подвесные моторы, прежде всего два американских гиганта — «Меркюри» и объединение «ОМС» (моторы «Эвинруд» и «Джонсон»), За последние 12 лет только единожды «Шесть часов Парижа» были выиграны на моторах «ОМС»; во всех остальных впереди были «Меркюри». Какими силами располагали противники на этот раз?
Подготовка к соревнованиям 1972 г. свидетельствовала о том, что «ОМС» серьезно настроено на реванш. Достаточно сказать, что в самом мощном классе судов ON с моторами объемом 1500—2000 см3, в котором обычно устанавливаются все высшие достижения на парижских гонках, «Эвинрудов» и «Джонсонов» было 17 против 10 «Меркюри». Чтобы иметь представление о том, какое значение имеет численное превосходство, напомним, что на всех предыдущих гонках, несмотря на большое число опытных механиков, устранять все возникающие неисправности оказывалось практически невозможно и подчас победа завоевывалась именно числом оставшейся в строю техники, а не мастерством водителей.
«ОМС» представило на гонки свои уже испытанные модели с четырьмя V-образно расположенными цилиндрами и четырьмя сдвоенными карбюраторами. Единственное изменение, которому подвергалась конструкция «Эвинрудов» и «Джонсонов», заключалось в установке нового кривошипно-шатунного механизма, позволившего повысить обороты. Мощность за счет этого должна была, безусловно, увеличиться. Но на сколько? Точные данные фирма держала в секрете. Предположительно же считалось, что при 6800 об/мин моторы «ОМС» смогут развить 170—180 л. с.
Фирма «Меркюри» подготовила к соревнованиям свою новую шестицилиндровую модель — «Меркюри-1500» с традиционным однорядным расположением цилиндров. Мотор оснащен 9 карбюраторами — по одному на каждым цилиндр и тремя дополнительными для работы на форсированном режиме. Были все основания считать, что «Меркюри» но мощности не уступает моторам конкурентов.
Что касается судов, то здесь соперники располагали примерно равными возможностями. Все 27 участников гонки в классе ON выступали на катамаранах, в основном конструкции итальянца Молинари, его соотечественника Скотти, а также австрийских Шульце и одном английском фирмы «Кугар».
Наиболее сложной проблемой для этих судов, идущих при скорости выше 140 км/час на воздушной подушке, является сохранение продольной остойчивости. Нередко при сильных порывах встречного ветра нос катамаранов отрывается от воды, они взлетают в воздух и переворачиваются. Для.регулировки дифферента применяются различного рода стабилизаторы, например — заполняемые водой емкости. Для той же цели все моторы, представленные на гонках, были оборудованы системой домкратов, позволяющей водителям изменять угол установки мотора на ходу. Это устройство одновременно дает возможность облегчить выход судна на глиссирование за счет увеличения дифферента на корму, что представляется особенно важным для катамаранов, которые, проходя повороты с уменьшенной скоростью, полностью садятся в воду обоими поплавками.
При сравнительно равном положении. в техническом оснащении, фирма «Меркюри», однако, имела еще один дополнительный шанс, который нельзя было сбрасывать со счета. Под ее флагом выступал спортсмен номер один — трехкратный победитель парижских гонок, конструктор лучших гоночных судов знаменитый Ренато Молинари. Катамаран, на котором выступал итальянский гонщик, был обычным серийным судном его фирмы, но имелись и интересные отличия: продольный выступ посредине днища туннеля и закрылки-стабилизаторы на палубе в носу.
Начало гонки сложилось, однако, не в пользу «Меркюри». К концу первого часа лидерами прочно стали американцы Вуд и Берд, на катамаранах которых стояли «Эвинруды». Сиболд, выступавший с «Меркюри», проигрывал им по меньшей мере круг. Ренато Молинари после остановки, которую ему пришлось сделать для устранения незначительной неисправности в моторе, шел 13-м.
Потерпел аварию, едва не закончившуюся трагически, Серджио Молинари — второй представитель знаменитой фамилии. На повороте его катамаран опрокинулся, гонщику чудом, удалось уйти из-под .винта судна следовавшего за ним гонщика.
В течение второго часа Р. Молинари энергично продвигался вперед. 58-й круг он прошел с рекордной для гонок скоростью — 149 км/час. Несмотря на все усилия, однако, подняться выше восьмого места ему после двух часов так и не удалось.
К Вуду и Берду, по-прежнему возглавлявшим гонку, присоединился еще один представитель команды «Эвинруд» — итальянец Чезаре Скотти. Многие участники к этому времени вынуждены были сойти с дистанции из-за пробоин, полученных при столкновении с плывущими по Сене обломками досок.
В середине гонки блеснул высоким результатом еще один участник, выступавший на «Эвинруде», — американец Мак Конел сумел превысить рекорд Молинари, пройдя круг со скоростью 150 км/час (на прямой скорость его судна достигала 170 км/час). Имея уже четырех своих гонщиков в первой шестерке, «ОМС» получило реальную надежду на победу.
Но не сказал еще последнего слова Молинари. Продолжая гонку с высокой скоростью, к концу третьего часа он продвинулся на пятое место. Итальянец вновь побил рекорд скорости на круге, показав 150,9 км/час.
Судьбу финала решило не мастерство спортсменов, а надежность моторов, на которых они выступали. На пятом часу гонки был вынужден сделать остановку Вуд: сверхлегкий маховик, установленный специально для того, чтобы повысить приемистость мотора, из-за недостаточной жесткости конструкции после длительной работы на максимальном режиме стал деформироваться, и в результате изменения зазоров в магнитопроводе мотор начал работать с перебоями. За то время, которое потребовалось, чтобы установить новый маховик, Вуд пропустил вперед всех основных противников.
К этому времени впереди Молинари оставался только Скотти — последняя надежда «ОМС» (Берд сошел с трассы). И вновь спор гонщиков решила техника. Скотти, как и Вуду, пришлось сделать остановку для замены маховика. Перед Молинари открылась свободная дорога к победному финишу. А на второе место продвинулся англичанин Персиваль, на катамаране которого также стоял «Меркюри».
Последний час гонки не внес изменений. В результате победителем в четвертый раз стал Ренато Молинари, прошедший за шесть часов 841,5 км, иначе говоря, показавший среднюю скорость более 140 км/час. Второе место занял Персиваль — у него 821,5 км. «ОМС» вынуждено было довольствоваться третьим местом, которое занял Мак Конел на «Эвинруде» (800,6 км).
Итак, реванш не состоялся. «Меркюри» подтвердил свое превосходство над моторами «ОМС», а Ренато Молинари — право носить высокий титул победителя.