Чемпионату предшествовали соревнования, проведенные в девяти союзных республиках, где культивируется парусный спорт, в Москве и Ленинграде. Впервые на Чемпионате страны можно было видеть команды Белорусской и Казахской ССР.
О составе участников можно судить хотя бы по тому, что из ста яхтсменов четверо были заслуженными мастерами спорта, пять — мастерами спорта международного класса и 57 — мастерами спорта СССР. В каждом классе судов команды выставляли только по одному экипажу, набиравшему очки и для личного и для командного зачета. «Личники», в отличие от чемпионатов прошлых лет, к гонкам допущены не были. Кроме того, была ограничена возможность участия в гонках членов сборной СССР и сборной молодежной страны, в связи с чем «за бортом» оказались многие именитые экипажи, которые своим появлением, безусловно, обострили бы борьбу за почетные титулы.
Большая дистанция для гонок «Летучих Голландцев», «звездников» и «Драконов» была размечена у Видземского побережья — в совершенно новом для всех участников районе, а дистанция для «Финнов» — близ пляжа Юрмалы, сравнительно недалеко от берега.
Первый гоночный день пришлось объявить... днем отдыха, так как дул шквалистый ветер силой более 8 баллов и выход в залив был запрещен.
При устойчивом зюйд-весте первая гонка началась в воскресенье 18 июля. Старты при сравнительно небольшом количестве участников не представляли особых трудностей ни в одном классе. Дружно взяли старт все 11 «Летучих Голландцев», но после длинной лавировки к верхнему знаку пришел первым и лидировал до конца Г. Белов (РСФСР). Уже на финишной прямой В. Князеву (Латв. ССР) удалось обойти москвича А. Маранина. Этим и определилась тройка победителей. И не только в первой гонке, но и всего соревнования. Чемпионами Союза, V Спартакиады и России стал экипаж команды РСФСР — Г. Белов и М Романовский.
Успех в первой гонке на «Финнах» сопутствовал чемпиону страны 1970 года В. Потапову (РСФСР). Пожалуй, в этом классе особенно наглядно проявилась разница в экипировке судов, в качестве материальной части. Некоторых гонщиков отличные лодки и парус «вывозили» из самых проигрышных ситуаций, другие — явно были лишены возможности вести борьбу на равных. Одним словом, в итоговой таблице могли бы быть иные результаты даже е первой шестерке, где с тройкой гонщиков из сборной СССР В. Потаповым, А. Балашовым В. Дырдырой вели борьбу В. Козлов, Р. Бердаш и И. Киселев.
Уже отмеченное сокращение количества участников лишило остроты гонки в «Звездном» классе (неоднократные чемпионы и призеры парусных регат В. Скачков, Б. Мирохин и другие были отправлены по домам, хотя они готовились на Рижском заливе к стартам Спартакиады). Вопрос о чемпионе по сути дела свелся к поединку экипажей москвича Б. Будникова и ленинградца В. Васильева, выступавших, кстати сказать на яхтах американской постройки. В шести проведенных гонках они по два раза были первыми; вторую и пятую гонку выиграл экипаж Э. Метсара (Эст. ССР), который в нынешних соревнованиях выступал очень успешно. Самые стабильные результаты показал завоевавший звание чемпионов экипаж в составе В. Васильева и Э Шугая. У них наименьшая сумма штрафных очков из всех участников Спартакиады — 14,7.
Впервые на «Звезднике» гонялся пересевший на него с «Темпеста» Олимпийский чемпион в классе «Финн» и чемпион IV Спартакиады народов СССР киевлянин В. Манкин. Это был единственный экипаж, допущенный без права на командные очки. Выступление его можно считать удачным: он занял пятое место.
Говоря о «Драконах», надо отметить, что по Положению яхты этого класса давали в командный зачет двойное количество очков. Команды Белоруссии и Казахстана не смогли выставить «Драконы», и это сразу же лишило их шансов на победу в борьбе с полностью укомплектованными командами. Москвичи возлагали надежды на экипаж В. Николина. Его яхта выгодно отличалась от всех остальных, новейшие паруса, металлическая мачта, отлаженный такелаж. И тем не менее — неудачи в двух гонках.
С первого же старта экипажи всех девяти «Драконов» вели упорную борьбу И за все шесть гонок не было, пожалуй, такого положения, чтобы кто-либо блеснул, далеко оторвавшись от соперников. Разве только в последний день экипаж А. Дегтяря (Украина) уверенно победил в обеих гонках — пятой и шестой, что и позволило ему стать победителем Спартакиады и чемпионом страны. Благодаря такому успешному рывку на финише команда Украины впервые заняла первое место на Спартакиаде народов СССР.
Наверное не только «драконистам», но и всем участникам гонок запомнится день четвертой гонки — день неожиданностей и сюрпризоз. После двух дней штиля наконец-то ветер! К сожалению, очень слабый и неустойчивый. В классе «Дракон» лидировал один из старейших участников регаты заслуженный мастер спорта Е. Канский (Латв. ССР). Его яхта с оранжевым спинакером, казалось, была недосягаемой, но... ветер зашел, к финишному створу яхты пошли без лавировки, Канский оказался последним. Гонка проходила уже более трех часов, контрольное время истекало. Напряжение возросло до предела. и у гонщиков, и у судей. Стрелка главного секундомера совершала последний круг, до отмены гонки оставалось всего 10 секунд, когда «Дракон» ленинградца Б. Хабарова пересек линию финиша. Он не только спас гонку, но и стал по сумме четырех гонок лидером соревнований. Этот экипаж (Б. Хабаров, Н. Громов и Б. Хлыстов) вообще в минувшую навигацию выступал очень стабильно во всех соревнованиях: весеннее первенство в Сухуми — III место, Черноморская регата в Севастополе — II место, Балтийская международная регата в Таллине — I место, и, наконец, розыгрыш Кубков СССР в Одессе — I место.
Не менее напряженно проходила четвертая гонка у «финнистов». Там героем дня и спасителем гонки стал «хозяин воды» — Роланд Бердаш, финишировавший за... 4 секунды до конца контрольного времени.
Мы ничего не упоминали об участии в Спартакиаде яхт новых олимпийских классов. Дело в том, что показательные гонки проводились только для яхт «Солинг», а их у нас всего две. Неизменным победителем был Тимир Пинегин с матросами В. Замотайкиным и Р. Галимовым.
Итак, сделан еще один шаг на пути подготовки к предстоящим стартам XX Олимпийских игр.
Уместно будет, пожалуй, еще отметить, что за первой гонкой Спартакиады наблюдал президент Международного Гоночного парусного союза итальянец Беппе Кроче. Почетный гость отметил хорошую организацию соревнований, удачный выбор места расположения дистанций и выразил пожелание о проведении в Рижском заливе в будущем больших международных гонок олимпийского масштаба.
Технические результаты победителей
Личный зачет
«Финн». 1 — В. Потапов (места по гонкам: 1, 7, 2, 11, 1, 2) — 19,0 очков; 2 — А. Балашов (8, 1, 1, 13, 3. 1) — 19,7; 3 — В. Дырдыра (3, 11, 3, 7, 2, 6,) — 39,1.
«Летучий Голландец». 1 — Г. Белов (1, 4, 1, 2, 1, 4) — 11,0; 2 — В. Князев (2, 3, 2, 3, 6, 1) — 17,4; 3 — А. Маранин (3, 2, 3, 7, 8, 2) — 30,4.
«Звездный». 1 — В. Васильев (2, 3, 1, 1, 2, 2) — 9,0; 2 — Б. Будников (1, 2, 4, 3, 7, 1) — 16,7; 3 — Э. Метсар (5, 1, 3, 2, 1, 7) — 18,7.
«Дракон». 1 — А. Дегтярь (6, 4, 1, 5, 1, 1) — 18,0; 2 — Б. Хабаров (3, 3, 5, 1, 3, 5) — 27,1; 3 — Д. Рогачев (1, 5, 3, 4, 8, 3) — 29,4.
Командный зачет
1 — Украинская ССР — 43,0 очка; 2 — РСФСР — 41,0; 3 — Ленинград — 38,0; 4 — Москва — 31,0; 5 — ЭССР —19,0; 6 — Латв. ССР — 18.0.
Зачет по обществам
1 — Вооруженные силы — 55 очков; 2 — «Труд» — 41; 3 — «Авангард» — 34; 4 — «Водник» — 27; 5 — «Зенит» — 14; 6 — «Калев» — 12.