Еще свежи в памяти основные события, главные вехи минувшего сезона,
Своеобразным прологом были Всесоюзные личные соревнования, проходившие 26—27 марта на Риони в 8 км от небольшого грузинского городка Амбролаури. На 800-метровом участке реки (4—5 категория сложности, скорость течения 5—6 м/сек) была установлена трасса из 28 ворот; 4 из них надо было пройти кормой вперед, 4 — обратным ходом, остальные — прямые. Отметим, что большое количество прямых ворот сразу же говорит о сложности водного потока. Такой, что 11 спортсменов из заявленных 65 судьи не решились выпустить.
Уже на первой трети длины трассы поток раздваивался; участнику, чтобы не пропустить ворота № 10, 11 и 12, нужно было отрулить в левое русло, а мощное течение тянуло направо, на опасный участок, где проход загораживали три камня в шахматном порядке. Требовалось здесь и умение и хладнокровие. Ворота № 15, 17, 18, 23 и 24 были установлены на сливах с обратным накатом («бочка»). Кроме того, надо было преодолеть около десятка постоянных волн от 0,75 до 1,5 м высотой. Одним словом, далеко не все спортсмены смогли пройти такую трассу, большинству явно не хватало техники управления лодкой.
В байдарках-одиночках у женщин прохождение удалось закончить только троим; победила Бирута Херцова-Херцберга из Риги. В каноэ-двойках финишировали четыре экипажа; победители — москвичи Н. Коротков и А. Кузьмин. В байдарках-одиночках у мужчин закончили трассу 13 спортсменов; первым был Марис Лайдиньш из Риги. В каноэ-одиночках финишировали восемь человек; медаль досталась москвичу Александру Кабанову. Характерно, что все победители представляли «Трудовые резервы».
Эти соревнования показали возросшее мастерство ведущих гонщиков, уверенно выступающих на бурной воде, выявили несколько молодых способных юношей. В то же время было видно, что основным недостатком остается неумение точно, без штрафных очков, проходить ворота.
По результатам прохождения трассы на Риони была составлена сборная команда для поездки в ГДР в Цвиккау — на традиционные международные соревнования, проводимые 1—2 мая. Здесь нам предстояло встретиться с командами ЧССР, Венгрии, Польши, Югославии, Австрии, Великобритании и ГДР, причем все прибывшие команды имели в своем составе лучших гребцов. Ведь это была последняя проверка перед чемпионатом мира в Италии! Транса на реке Мульде по скорости потока была слабее, чем в Амбролаури, но зато 30 ворот были установлены в очень сложной последовательности. Таковы были условия для нашего дебюта.
Наши слаломисты выступили более чем скромно, заняв:
- в К-1 (байдарки-одиночки) среди мужчин 40, 42 и 46-е места (из 52);
- в К-1 у женщин 17-е место (из 25);
- в С-1 (каноэ-одиночки) 29, 30, 33-е места (из 37);
- в С-2 (каноэ-двойки) 27, 29, 31-е (из 33).
Во всех классах первые места завоевали хозяева — спортсмены ГДР. Это вселяло в них надежду на успех на чемпионате мира.
Чемпионат мира по гребному слалому состоялся 19—20 июня в курортном городе Мерано на севере Италии. Съехались команды 20 стран — Австрии, Италии, Швейцарии, ЧССР, Ирландии, Великобритании, Люксембурга, Канады, Нидерландов, ФРГ, Венгрии, ГДР, Югославии, США, Польши, Бельгии, Франции, Швеции, Австралии и СССР. Дебютантами были венгры и мы.
Прекрасно оборудованная трасса (4—5 категория сложности) находилась на горной реке Пассер, которая делит центр города на две части. 30 ворот были поставлены в различных вариациях; из них 6 надо было пройти кормой вперед (ворота заднего хода), 7 — на обратном ходу (петля). Между 10-ми прямыми и 11-ми обратного хода воротами участников подстерегал трехметровый водопад, для прохождения которого специально установили деревянный наклонный лоток всего 2-метровой ширины. Было несколько «веселых» моментов, когда перевернувшегося в районе 9—10-х ворот спортсмена моментально извлекали из воды альпийские спасатели, а вот лодка пикировала вниз с водопада; как правило, после этого ремонтировать ее уже не стоило...
Для прохождения меранской трассы требовались сила, выносливость и ловкость, но самым главным залогом победы было прохождение ворот на очень большой скорости и без штрафных очков.
Основная борьба за первые места проходила между спортсменами ГДР, ФРГ, ЧССР, Австрии, Франции и Югославии. Все они выступали на великолепных лодках новейших конструкций, которые гораздо маневреннее привычных старых и в то же время более устойчивы на курсе. Палуба «круглее» и ниже над водой. Грести на них удобнее, легче быстро менять курс и проходить стоячие волны. Следует подчеркнуть, что наши слаломисты выступали на лодках старого образца которые, при прочих равных условиях, на 800-метровом участке проигрывали новым до 60 сек.
По положению каждая страна имела право выставить в зачет по четыре лодки в каждом виде программы. Наши гребцы выступали во всех пяти номерах программы личного зачета, а в командном зачете только в двух из четырех (по трое мужчин в К-1 и С-1).
На байдарках-одиночках Марис Лайдиньш занял 48-е место (всего шло 74 лодки), а Бирута Херцова-Херцберга — 21-е (из 32). На каноэ-одиночках ленинградец Валентин Лютовский завоевал 33-е место (из 39), а на каноэ-двойках Табачников из Ленинграда и Сулхан Арешов из Тбилиси — 28-е (из 36).
Какими бы скромными не казались занятые спортсменами места (конечно, хотелось, чтобы они были лучше), я считаю, что для дебюта на первенстве мира результат удовлетворителен. Сказались и недостатки материальной части, и отсутствие опыта участия в таких больших и сложных соревнованиях. В то же время наши слаломисты достойно вели борьбу с сильнейшими, опытнейшими гонщиками мира. А борьба была очень сложной и жесткой, о чем говорит и плотность результатов. Например, новый чемпион мира Хорн (ГДР) прошел трассу за 4 мин. 01 сек., не получив ни одного штрафного очка, а М. Лайдиньш (напоминаю, 48-е место) отстал всего на 50 сек. и получил только 60 штрафных очков. Вполне удовлетворительно выступали Б. Херцова-Херцберга, В. Табачников, С. Арешов и Г. Наскидашвили.
Меранский чемпионат мира по гребному слалому был триумфом спортсменов ГДР: они приняли участие в восьми видах программы и завоевали 6 золотых и 2 серебряные медали; далее следуют команды ФРГ, Австрии и ЧССР.
В сборной ГДР большинство составляют студенты института физкультуры в Лейпциге. Тренируются они большей частью на спокойной воде обводного канала Эльбы и только периодически выезжают на быструю воду в Цвиккау. Ведь гребцу-слаломисту кроме специфических, чисто слаломных качеств необходимы и все лучшие качества гребца на «гладких» дистанциях — техника гребли, сила, выносливость, скорость и т. д. Без преувеличения можно сказать, что тренировка сборной ГДР на спокойной воде во многом содействовала их успеху в Мерано. Нам было приятно поздравить наших учителей с блистательной победой, а затем и пригласить их для совместных тренировок к нам.
После долгих поисков и раздумий была выбрана трасса на реке Риони в 7,5 км от прекрасной турбазы Шови (Груз. ССР). Сложность потока с множеством элементов риска равнялась здесь 5-й категории, а вечером благодаря таянию снегов повышалась до 6-й категории. Скорость течения достигала на отдельных участках 10—11 м/сек.
Наши друзья прибыли на турбазу (кстати говоря, она находится на высоте 1400 м от уровня моря) 17 сентября. Среди них были все призеры итальянского чемпионата. Назову из состава женской половины участников Барман, Кристе и Штамке, мужчин — Хорна, Кретшмера, Труммера, Форстера, Реннике и Колмера.
Сначала — в первые два дня тренировки ни один из этих великолепных гребцов не смог пройти всю трассу с 26 воротами. Положение нормализовалось только на третий день. Совместные тренировки оказали нам огромную помощь. Мы узнали от немецких друзей много разнообразных технических и тактических приемов. Контрольные соревнования показали, что наши слаломисты достаточно уверенно управляются со сложным водным потоком. Особенно надо отметить Б. Херцову-Херцбергу и Гоги Наскидашвили из Тбилиси; они на равных соревновались с грозными соперниками, а порой и выигрывали. По общему мнению и немецких и наших тренеров, Бирута Херцова-Херцберга, например, может успешно выступать на XX Олимпийских играх в Аугсбурге (50 км от Мюнхена).
Подводя итоги совместной работы, спортсмены из ГДР выразили желание проводить подготовку к XX Олимпийским играм у нас на Шовской турбазе, считая, что эта трасса на Риони соответствует лучшим международным стандартам. Имеет она и некоторое сходство с французской трассой в Бур-Сен-Морисе (на реке Верхний Изер), где в 1973 г. будет проведен очередной чемпионат мира по гребному слалому.
Как бы ни решился вопрос об участии наших уже «обстрелянных» в Мерано гребцов в Олимпийских играх, наступивший год будет годом напряженной подготовки к чемпионату во Франции. Теперь мы уже хорошо представляем, что значит выступать на первенстве мира, знаем, какой должна быть материальная часть, ведем тренировки с учетом опыта сильнейших зарубежных спортсменов. С таким прицелом будем проводить и крупнейшие всесоюзные личные соревнования года 14—17 июня на той же Риони, но в самом городе Кутаиси.