Подобного, как отмечают обозреватели, еще не случалось за всю семилетнюю историю мирового чемпионата судов с подвесными моторами: немедленно после старта, когда лидирующая группа участников на стокилометровой скорости уже пронеслась мимо судей, был поднят черный флаг отмены заезда. Часть гонщиков этого флага не заметила, звуковой сигнал «отбоя» в реве 100-сильных моторов вообще вряд ли кто мог расслышать, — создалась опаснейшая ситуация. Одни стали поворачивать, другие мчались вперед.
В чем же дело? Судьи вынуждены были пойти на риск: чуть ли не в первые же секунды гонки потерпел аварию один из наиболее удачно принявших старт спортсменов. Пластмассовый катамаран («Гластрон», «Мслинари» с 2 «Меркюри») американца Филдера от сильнейшего удара о волну разлетелся на части. Человек оказался в воде, а на него неслась ревущая лавина — около сотни быстроходных катеров! Джозефу Филдеру, можно сказать, повезло. Он отделался несколькими ужасными минутами купания в бурлящей воде и незначительным повреждением позвоночника. А вот Гартмана, которому пришлось повернуть, чтобы не налететь на него, отправили в госпиталь с гораздо более серьезной травмой грудной клетки, — произошло столкновение...
Таким неудачным было начало. А накануне, во время тренировочного заезда погиб американец гонщик-любитель Томсон. Его катер также развалился от удара о волну на слишком большой скорости.
Очень тяжелым, насыщенным драматическими событиями бы я и весь первый день соревнований — суббота 28 ноября 1970 г. Благополучно закончила 4-часовую гонку лишь половина из заявленного состава участников (заявлено 114. стартовал 101). Ряд катеров перевернулся или был поломан, несколько человек попали в больницы. Но к тем, кто удачно прошел горнило первого дня марафона, судьба стала благосклонней: в воскресной гонке уже не было ни одной аварии и к моменту завершения 1-го часа на ходу оставалось 49 судов из 65 вышедших на старт.
Чтобы покончить со статистикой, отметим, что на американских пластмассовых катамаранах «Гластрон»/«Молинари» выступали 23 гонщика, на деревянных итальянских катамаранах «Молинари»—20, на корпусах Рона Джонса 10, «Шульце» — 5. Остальные участники предпочли продукцию самых разнообразных менее известных фирм, причем многие выступали на катерах собственной конструкции. Как видим, картина довольно пестрая! А вот если говорить о судах десятки победителей, то здесь пестроты уже нет: 5 «Молинари», 4 «Гластрон», 1 «Шульце». «Самоделкам» пробиться сюда не удалось.
Из 189 подвесных моторов мощностью 100—135 л. с., стоящих на 114 судах, подавляющее большинство (114) составляли «Меркюри», 55 — фирм «Эвинруд»/«Джонсон» и 20 — «Крайслер». 43 катера шли с одним мотором, остальные — со спаренными и строенными, но четырех- и 5-моторных катеров не было вовсе. Очевидно, гонщики убедились, что особого выигрыша в скорости это не дает, а число выходов из строя и потери времени на заправку с увеличением числа моторов возрастают. Любопытно, что 135-сильные моторы использовало только 7 участников. Из десятки победителей семь гонщиков шли с моторами «Меркюри», трое с «Джонсонами». Как видим, фирме «Меркюри» удалось взять реванш и одержать верх над своим извечным соперником концерном «ОМС». Мощные гоночные моторы «Крайслер», судя по всему, не оправдали возлагавшихся надежд — их лучший результат 22-е место! Впрочем, для победы в гонках, как известно, одной мощности мало.
В VIII марафоне участвовали представители семи стран, но, если не считать занявшего 3-е место итальянца Ренато Молинари, победителями стали американцы. Гонщикам с Гавайских островов достались 24 и 26-е места, а впервые участвующий а марафоне водитель из Южной Африки К. Рентген сумел занять лишь 30-е место. И совсем не повезло англичанам: Клив Кертис вышел на 38-е, а Фред Майлс на 56-е место. Сенсацией была неудача призера гонок 1969 года — Чезаре Скотти, который из-за поломки мотора во второй день не стартовал (итого: 78-е место).
Победитель марафона известный гонщик Билл Сиройс — 30-летний холостяк из Форт-Лодердейла установил новый рекорд, совершив за 8 часов 160 кругов (1030 км) со средней скоростью 128,75 км/час. Напомним, что предыдущий рекорд Чезаре Скотти был намного ниже — 145 кругов, 116,74 км/час. Сиройс выступал на катамаране «Молинари» с двумя 115-сильными «Меркюри». Он стал героем дня, так как вернул своей стране рекорд, до этого принадлежавший итальянцу. Расхваливая Билла, американская пресса немало внимания уделила его призам. Поскольку марафон 1970 года был «очень богатым» («кошелек» гонок составил в общей сложности 64 700 долл.), победитель «заработал» неплохо — 19 875 долл. Второй призер Джим Мертен получил уже вдвое меньше. Любопытно, что занявший 4-е место Боб Хиринг получил призовых денег больше, чем Молинари (3-е) только потому, что ему был вручен особый приз — первому среди участников, выступавших с едким мотором (по 750 долл. за день!). Кстати заметим, что 5, 6 и 7-й призеры тоже выступали с одним мотором.
Что же произошло со знаменитым Ренато Молинари? В субботу, когда победа на первом этапе была близка — Молинари кончал 76-й круг, опережая всех соперников, сломалась подводная часть одного из моторов. Вперед вышли Мертен (80 кругов) и Сиройс (78). В воскресенье между этими тремя лидерами марафона развернулась исключительно интересная и напряженная борьба. Сначала гонку снова уверенно возглавил итальянец — ведь ему нужен был большой отрыв, чтобы компенсировать потерянные накануне несколько кругов. Однако вскоре стало ясно, что по общему (за два дня) зачету победителем ему быть не суждено, — им станет американец. Кто из двоих? Когда к 130-му кругу выяснилось, что первым идет Мертен, на его катере произошло короткое замыкание. Джим потерял всего 7 минут, но эти минуты оказались для него роковыми. Впрочем, если говорить о борьбе между Мертеном и Молинари, то роковыми для итальянца оказались даже не минуты, а секунды: при равном количестве кругов (по 157) разница во времени составила всего 4 секунды!
Сиройс признался газетчикам, что никогда серьезно не рассчитывал на победу и был бы вполне удовлетворен даже третьим местом! Вот оно гоночное счастье. Однако счастье — счастьем, а во второй день гонок на 107-м круге Билл развил рекордную скорость марафона, равную 137,11 км/час.
Остается добавить, что почетный мемориальный приз имени писателя Ханка Бовмэна был вручен малоизвестному гонщику Бэки Моррису — отнюдь не за его достижения (он занял лишь 45-е место), а за удивительное упорство и несокрушимость спортивного духа. Его судно дважды взлетало на воздух и переворачивалось (в первый раз на прикидке, а во второй — в воскресной гонке), но спортсмен так и не сошел с дистанции: к моменту конца марафона его катер снова был на ходу!