В этом году советские водномоторники впервые выступали в официальном чемпионате Европы. Соревнования в классе ОА проводились в воскресенье 4 июля в провинциальном городке Вильнев-сюр-Ло, расположенном в 120 км от Бордо на реке Ло.
За победу боролись 32 спортсмена из 10 стран. Естественно, состав участников был исключительно сильным. Достаточно назвать хотя бы несколько имен, знакомых всем любителям водно-моторного спорта. Это неоднократные чемпионы мира и Европы Петер Розенов и Берндт Бекхузен (ГДР), чемпион Франции Альбин Маршезани, итальянские рекордсмены Луиджи Дель-Орто и Е. Каньяви, известный болгарский гонщик Иван Манолов. От нашей страны в гонках участвовали москвичи Иван и Петр Богдановы, Фердинанд Искандарян из Армении и автор этих строк — ленинградец.
Теперь немного о технике. Все участники без исключения выступали на «Кенигах», разница была только та, что у некоторых это были экспериментальные моторы, серийный выпуск которых намечен на 1972 год. Среди корпусов преобладала продукция Даниша (наша четверка тоже выступала на скутерах его фирмы), Шульце и французского конструктора Эспиталье. Большинство гонщиков предпочло скутера с «сидячей посадкой», более удобные на короткой трассе с большим числом поворотов. Сразу же отмечу, что трасса для нас была непривычной — длиной всего 1600 м с поворотами вокруг одного буя. Соревнования состояли из четырех гонок но 8 кругов каждая. Таким образом, за день каждому из участников пришлось пройти 51 километр по узкой — ширина Ло здесь не больше 30—40 м, бурлящей от работы винтов реке.
Уверен, что мы имели все возможности выступить лучше — в призовую шестерку прорвался только один Петр Богданов; Искандарян занял 10-е место, И. Богданов — 13-е, а я — 15-е. Всем нам в этот день «не везло», одна неприятная случайность следовала за другой. Вот первая гонка. Идущий в группе лидеров И. Богданов вынужден был резко повернуть, чтобы избежать наезда на плавающего в воде гонщика с перевернувшегося скутера, — ив результате сам выпал из кокпита. Его брат Петр шел вторым, когда у него заклинило тросик управления газом (все же он финишировал 6-ым). Я вообще не смог принять старт — выключилось аварийное зажигание. Во второй гонке у Искандаряна и у меня (когда я четыре круга шел первым!) поломались гребные винты. В третьей — перевернулся лидирующий П. Богданов. В четвертой — у двоих отказали двигатели, а у И. Богданова соскочила выхлопная труба. Петр Богданов великолепно прошел эту финальную гонку и финишировал вторым, что и позволило ему, набрав в общей сложности 490 очков, выйти на 5-е место.
Чемпионом Европы стал П. Розенов (1100 очков), занявший 1-е место в двух гонках. Вторым призером был Е. Каньяни (1000), третьим — X. Краге (ФРГ; 794), четвертым — Б. Бекхузен (563).
Несмотря на сложность проведения столь ответственных соревнований, организация и судейство были безупречными. Трасса была оборудована безопасными надувными буями. Часы не останавливались в момент старта, а продолжали идти еще целую минуту, что позволяло и гонщикам, и зрителям точно судить о времени опоздания спортсменов на старт. Отмечу еще, что зачетные очки получали гонщики, пришедшие в течение трех минут после финиша первого спортсмена. Всем остальным данная гонка не засчитывалась, т. е. они получали нули. Из 32 участников зачетные очки получили только 23 спортсмена.
Фиксировалось только время прохождения дистанции (скорость не подсчитывалась) для уточнения порядка на финише. Применение общепринятой на Западе очковой системы значительно упростило и ускорило получение результатов: через 20—25 минут после окончания финальной гонки чемпион Европы 1971 года Петр Розенов уже совершал круг почета!
Необходимо отметить работу членов организационного комитета соревнований — Пьера Энна, Ги Жиронда и Франсуа Эспиталье. Мэр города Вильнева также принимал активное участие в проведении Чемпионата. Советских спортсменов встречали очень тепло и радушно.
В этот же день в качестве зрителей мы присутствовали на проводившемся здесь же розыгрыше Чемпионата Франции в классах R2 (до 1500 см3) и SE (до 850 см3).
В классе R2 все участники выступали на трехточечных . корпусах фирмы «Молинари» со спортивными двигателями «Альфа-Ромео» мощностью 175 л. с. при 9500 об/мин. Победителем, как и ожидалось, стал Люсьен Нюг — второй призер Чемпионата мира, только что — в предыдущее воскресенье — проведенного в Италии.
Гонки в классе SE (участвовало 10 спортсменов) проводились в основном на французских корпусах фирм «Корморан» (тримараны) и «Кусье» с подвесными моторами «Карнити», «ОМС» и «Меркюри». Снова было продемонстрировано преимущество гоночных катамаранов, позволяющих развивать высокую скорость и на прямой, и на крутых поворотах, перед судами с обводами «глубокое V». Хорошо себя зарекомендовали трехцилиндровые 65-еиль-ные моторы итальянской фирмы «Карнити». Интересны были и применяемые гонщиками винты, особенно итальянских фирм «Радиче» и «Базилио».
Несмотря на неудобную узкую трассу, скорости на прямой превышала 100 км/час в классе SE и доходили примерно до 200 км/час у глиссеров.
Основной вывод, который можно сделать по результатам нашего дебюта на Чемпионате Европы, я сформулировал бы так. Очень важен опыт участия в таких сложных и ответственных гонках Необходимо максимально приблизить условия проведения наших внутрисоюзных соревнований к зарубежным, необходимо чаще выезжать на международные встречи, чаще проводить такие встречи у нас в СССР.