Гребной слалом как вид спорта возник на базе широкого, массового развития водного туризма. Можно сказать, возник чуть ли не самостоятельно — из вполне естественного стремления туристов-байдарочников соревноваться в мастерстве преодоления препятствий, в изобилии встречающихся на сложных водных маршрутах. Именно поэтому гребной слалом, в отличие от других видов спортивной гребли, сразу стал близок кругу тем нашего сборника. Напомним, что в № 17 и 20 мы приводили чертежи и описания лодок, пригодных для слалома; в ряде других номеров сборника рассказывалось о первых в нашей стране соревнованиях по слалому на реке Амате и под Ленинградом.
В связи с включением гребного слалома в программу Олимпийских игр и образованием у нас общесоюзной комиссии по гребному слалому мы обратились с просьбой рассказать об этом событии к Александру Дмитриевичу Слесареву — старшему тренеру сборной команды СССР.
При Международной Федерации Гребного спорта (ИКФ) существует комиссия по гребному слалому во главе с Рудольфом Ландграфом (ГДР). Теперь соответствующая комиссия создана и у нас при Федерации гребли на байдарках и каноэ. Возглавляет ее Иван Кривенко (Москва).
Следует, пожалуй, сразу же уточнить, что речь идет именно о гребном слаломе, а не о водном. Это не одно и тоже. Водный слалом— название чисто туристское. Туристы-водники проводили и будут проводить свои соревнования (на байдарках-двойках с мягкой обшивкой), состязаясь в технике водного туризма.
Важнейшими событиями международного масштаба в гребном слаломе. как и во всех основных видах спорта, являются первенства мира, регулярно проводимые в нечетные годы, начиная с 1949 г. О 10-м первенстве, состоявшемся в 1967 г. в ЧССР на Влтаве и Лабе, подробно рассказывал на страницах сборника К. Штале (см. сборник №18). Прошлое 11-е по счету первенство мира проходило в 1969 г. во Франции; в нем участвовали команды 21 страны. Следующее 12-е первенство будет проводиться в наступившем 1971 г. в Италии. В этом соревновании предполагается и участие советской команды, поэтому есть смысл остановиться на правилах его проведения. Сразу же отметим, что признанными фаворитами в гребном слаломе являются спортсмены ГДР, ЧССР, Франции и ФРГ.
Трасса для слалома выбирается на бурном участке реки со скоростью течения не менее 2 м/сек. На трассе длиной 800 м должны иметься завалы, камни, противотоки, большие постоянные волны и другие препятствия. А кроме того выставляются, точнее развешиваются на натянутых поперек реки тросах, от 20 до 30 ворот шириной не менее 1,2 и не более 3 м. Ширина прохода ограничена шестами — зелено-белым с правого борта и красно-белым с левого. Спортсмен должен пройти согласно порядковой нумерации все ворота одни за другими и соответственно окраске шестов, задающей направление. Различают ворота, проходимые носом вперед (прямые), кормой вперед и противокодом — петлей. За касание даются штрафные очки в секундах (10; 20; 50 сек.), причем «штрафное» время плюсуется к показанному результату, т. е. чистому времени прохождения трассы.
Участники первенства разбиты на пять групп: мужчины и женщины на байдарках-одиночках, мужчины на каноэ-одиночке и на каноэ-двойке и смешанные экипажи (мужчина и женщина) на каноэ.
На первенстве мира по гребному слалому разыгрывается 10 комплектов медалей, причем 5 из них — в личном, индивидуальном зачете в каждой из пяти групп лодок по лучшей из двух проводимых на одной и той же трассе гонок. Остальные 5 комплектов медалей разыгрываются в командных соревнованиях, в которых зачет ведется по трем лодкам: с момента прохождения линии старта носом первой лодки и до прохождения линии финиша кормой последней, третьей лодки команды.
На трассе дополнительно ставятся специальные ворота времени (они обозначаются буквой «Т»): чтобы не получить 50 очков штрафа, все три лодки команды должны пройти каждые из этих ворот не более чем за 15 сек. Время опять-таки определяется по носу первой и корме третьей лодки, поэтому лодки должны держаться как можно кучнее. Награждаются экипажи всех трех лодок в каждом классе.
Столько же медалей (5 комплектов в личном и 5 в командном зачете) разыгрывается и в первенстве мира по скоростному спуску, или гигантскому слалому, дистанция которого (до 20 км) устанавливается с учетом характера реки. Так, в 1969 г. во Франции длина дистанции составляла 12 км, причем сложность прохождения ее дополнительно увеличили установкой 20—25 ворот (только прямого хода) шириной не менее 1,5 м.
Соревнования проводятся на одинаковых пластмассовых лодках трех классов, имеющих согласно международным правилам следующие минимальные размеры: К1 (байдарка-одиночка) — длина 4,00 м, ширина 0,60 м; С1 (каноэ-одиночка) — длина 4,00 м, ширина 0,80 м; С2 (каноэ-двойка) — длина 4,58 м, ширина 0,80 м. Лодки больших размеров к соревнованиям допускаются, но они будут менее маневренными и заведомо более сложными в управлении.
Гребной слалом впервые включен в программу XX Олимпийских игр. В 1972 г. в Мюнхене будут разыгрываться четыре комплекта медалей в личном зачете: женщины будут соревноваться только на байдарках, а мужчины на байдарках и на каноэ (одиночках и двойках отдельно). Смешанных экипажей не будет.
У нас в СССР до 1970 г. гребным слаломом занимались туристы-водники по упрощенной программе, да и выступали в основном на заводских разборных байдарках-двойках с мягкой обшивкой, т. е. судах чисто туристских. С 1970 г. этот вид гребли стали развивать спортивные организации в рамках деятельности, как уже упоминалось, Федерации гребли на байдарках и каноэ. Таким образом, спортсмены и туристы объединились. В мае прошлого года наша команда выезжала в ГДР, впервые участвовала в зарубежных соревнованиях. В течение сезона мы провели ряд тренировочных сборов, а в 24—25 октября в г. Кутаиси па реке Риони состоялись всесоюзные личные соревнования, в которых приняли участие 60 спортсменов из четырех республик (РСФСР, УССР, Грузии, Латвии) и из городов Москвы и Ленинграда. На 800-метровом участке Риоии было установлено 29 ворот, из которых 6 надо было преодолеть ходом кормой, 8 противоходом (петля); остальные 15 ворот были прямыми. Приятно отметить, что мастерство наших слаломистов заметно возросло по сравнению даже с весной этого же года.
Победителями стали: на байдарках А. Жуков (раньше он занимался туризмом), на каноэ-одиночках В. Лютвинский и на двойках — А. Школьников и В. Табачников (все четверо из Ленинграда); лучшей среди женщин была Т. Воробьева из Перми.
Если говорить о материальной части, то надо отметить, что спортсмены выступали на лодках, сделанных из стеклопластика специализированным цехом Саукалнского совхоза имени В. И. Ленина (Литов. ССР), а также на импортных (ГДР) судах. В 1971 г. мы должны получить из совхоза имени Ленина не менее ста слаломных лодок, сделанных уже с учетом всех высказанных спортсменами замечаний и пожеланий.
Этот год для наших слаломистов будет весьма ответственным. Предстоит впервые выступить на крупнейших международных соревнованиях, включая и первенство мира. Это позволит взвесить свои возможности, сделать необходимую перестройку и подготовиться к конечной цели первого этапа — выступлению на XX Олимпийских играх.