Спортивный сезон в разгаре. Хотя календарь УИМ составлен так, что большие гонки проводятся практически в течение всего года, летом и в начале осени интересных соревнований особенно много. Подводить итоги рано — решающие сражения еще впереди, отметим лишь некоторые черты текущего сезона.
Зачет чемпионата по океанским гонкам проводится в этом году в 15 соревнованиях, проводимых в 8 странах. Наиболее известные коронные английские гонки Каус — Торки — Каус состоятся 22 августа, а американские Майами — Нассау 2 октября. Уже началась по-прежнему упорная и острая борьба между двукратным чемпионом мира (1967 и 1969 гг.) Доном Аронау и чемпионом 1968 г. Винченцо Балестриери.
Если уж мы заговорили о чемпионах, то назовем имена тех, кому в 1970 г. приходится отстаивать высокие титулы. В наиболее популярных у нас классах гоночных судов чемпионами Европы прошлого года были: OJ — Дриферт Клаус (ГДР); ОА — Курт Мишке (ФРГ); ОВ — Эрвин Циммерман (Австр.); ОС — Артур Цартман (Швейц.), CU — Франц Циммерман (Австр.); Е-02 — Креспи Камилло (Ит.); КС — К. Джузеппе (Ит.); LX — Рудольф Кенигер (ГДР).
Чемпионы мира: ОА — Берндт Бекхузен (ГДР); ОВ — Дитер Шульце (Австр.); ОС — Фолкер Штейнвашер (ФРГ); КС — К. Джузеппе (Ит); X — Рудольф Кенигер (ГДР).
Поясним, что зачет в этих чемпионатах проводится по очковой системе (скорости обычно не укалываются). По ряду классов, принятых у нас, чемпионаты Европы и мира и в прошлом, и в этом году не разыгрывались.
Конечно, календарь 1970 г. — и в этом его основное отличие — составлен по новым классам судов, вв£’ денных Правилами УИМ на 1970—1972 гг. Чемпионаты мира проводятся только по гоночным судам — серии R и О (со стационарными двигателями и с подвесными моторами). Европейские чемпионаты могут проводиться как по гоночным судам (R и О), так и по спортивным (серия S). Ежегодно в каждой серии судов может быть организован лишь один чемпионат Европы и одни мира.
Титул чемпиона мира присуждается при условии участия в чемпионате представителей не менее шести стран (с максимальным числом 3 гонщика от каждой). Чемпионат Европы разыгрывается лишь в том случае, когда участвует более 25 судов каждого класса с подвесными моторами и не менее 10 судов со стационарными двигателями, причем число стран-участниц должно быть не менее трех. Естественно, гонки чемпионатов проводятся в соответствии с требованиями, детально изложенными в Правилах УИМ, и в присутствии представителя УИМ. Отметим, что УИМ санкционирует и специальные гонки, например, соревнования на надежность и продолжительность, а также гонки с выбыванием, проводимые по особым правилам.
Огромный интерес представляют и многие другие водно-моторные соревнования, такие, как розыгрыш Приза Уорда, гонки на Кубок Бюйиса или Приз памяти Сэма Гриффитса, широко известные марафоны «6 часов Парижа», «24 часа Руана» и т. д.
Для американских спортсменов и болельщиков новый сезон начался вместе с началом нового года — в январе на Морском Стадионе в Майами. Ведь здесь, во Флориде, и зимою лето.
25 января состоялась регата Флоридского клуба служебных классов Е- и F-«сервис» (со стационарными двигателями объемом 4,91 и 6,5 л). Старт совместный, зачеты раздельные. На первом плане нашего снимка Курт Брайер, победивший на судне «Танцующий Медведь». (Кстати говоря, ему же принадлежит зарегистрированный УИМ рекорд на 1 км в этом же классе F, установленный на этом же судне с двигателем «Крайслер» еще в 1967 г. и равный 152,24 км/час). Рядом идет занявший первое место в классе Е Тэд Ньювэйлер.
Из других соревнований, проведенных на том же стадионе, упомянем еще гонки спортивных судов американского класса D, несколько напоминающих суда международного класса OD гоночных судов. Однако американские правила, ограничивая рабочий объем цилиндров подвесного мотора теми же пределами, вводят, кроме того, ограничения по корпусу. Регламентированы минимальные его длина — 3963 мм, ширина — 1889 мм и глубина кокпита 629 мм. Минимально допустимый вес корпуса (без водителя) 237 кг. Рекорд на 1 км в этом классе, равный 137,65 км/час, установлен еще в 1964 г. Гарри Бартоломеем. На гонках 8 февраля победил Паул Веллс.
Важное место в спортивной жизни США занимают соревнования судов неограниченного класса, в которых уникальные «сверхсуда», оснащенные сверхмощными двигателями, развивают скорости свыше 250—300 км/час. О судах неограниченного класса, их оснащении, катастрофах и скоростных результатах гонок следует поговорить особо, пока же только сообщим, что на прошлом Чемпионате мира в этом классе, происходившем в «автомобильном» городе Детройте 29 июня, присутствовало около 200000 зрителей!
В предыдущих обзорах уже упоминалось, что прошлый 1969 г. не был «урожайным» на мировые рекорды. О рекорде (118,3 км/час) Эрика Зандера в классе мотолодок с мотором в 500 см3 подробно рассказано в №22. Теперь следует сказать о нескольких других рекордах в высших гоночных классах. В классе мотолодок EU (по старой классификации) в Швеции был на целых 10 км/час поднят державшийся с 1963 г. скоростной рекорд на 1 км. Новый рекорд равен 98,82 км/час.
До 143,26 км/час доведен скоростной (на 1 км) рекорд в классе скутеров ON (объем цилиндров 1500—2000 см3); он установлен на новом 4-цилиндровом гоночном моторе «Крайслер» с рабочим объемом 1583 см3.
На «фронте» борьбы за абсолютный мировой рекорд скорости по-прежнему все спокойно. Ли Тэйлору пока никто не угрожает, а идти на огромный риск, чтобы побить свой собственный рекорд, ему, видимо, не очень-то хочется!
А теперь перейдем к моторам. Здесь тоже о сенсациях говорить не приходится. Разве что вычеркнуть из списка ведущих известную и когда-то одну из крупнейших компанию «Мак-Куллог». В 1935 г. эта фирма начала выпуск подвесных моторов «Чемпион» (сразу же 32 000 в год!), затем «Скотт», а после того как заводы приобрел известный в свое время гонщик Роберт Мак-Куллог, моторы стали называться по его имени. Теперь предприятие перешло к новому владельцу — компании «Аэро-Марин».
С января 1970 г. в продажу поступили пока три «новых» мотора с новыми названиями (разумеется, это несколько усовершенствованные «Мак-Куллоги»!). «Аэро-Марин-4000» — одноцилиндровый 4-сильный мотор рабочим объемом 87 см3 с дефлекторной продувкой. Цена — 160 долларов. Две другие модели — интереснее, поскольку имеют уже петлевую продувку; это двухцилиндровые 5- и 7,5-сильные моторы с рабочим объемом 164 см3 (цена 350 и 450 долларов соответственно).
Автомобильная фирма «Крайслер» завоевывает все более прочные позиции ка голубых дорогах континентов Ряд подвесных моторов «Крайслера» мощностью от 3,6 до 135 л. с. расширен до 16 базовых моделей, а всего, считая с разновидностями (удлиненный дейдвуд, электростартер и т. д.), эта фирма выпускает сейчас 43 модели.
В 1970 г. добавлен 120-сильный мотор, имеющий тот же рабочий объем (1583 см3), что и гоночная модель мощностью 135 л. с., выпускаемая в ограниченном количестве, но уже успевшая завоевать популярность на больших гонках и особенно — марафонах. Вес этого мотора 112 кг, т. е. на 6 кг меньше, чем у гоночного.
Коренной переделке подвергся мотор «Креветка», разработанный еще фирмой «Вест-Бенд» до поглощения ее Крайслером. Мощность 3,6 л. с. при 4500 об/мин, сухой вес 15 кг. В моторе сохранен встроенный топливный бак емкостью 3,2 л. Его новое название «Свингер» (приближенно это можно перевести как «именно то, что нужно»!). Цены на моторы по-прежнему «солидны». Так, в Англии новая 120-сильная модель «Крайслера» продается за 840 фунтов, а «Свингер» — за 82,5 фунта в стандартном исполнении и 87,5 с удлиненным дейдвудом.
Кроме подвесных моторов, фирма выпускает стационарные двигатели и Z-образные колонки средней и большой (до 500 л. с.) мощности. Новинкой 1970 г., впервые показан ной на выставке в Лондоне, явилась угловая колонка с 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 7210 см3, развивающим при 4600 об/мин мощность 335 л. с.
По-прежнему, особое внимание уделяется расширению ассортимента комфортабельных прогулочных и спортивных лодок и катеров. В основном это суда из стеклопластика, рассчитанные на применение подвесных моторов, угловых колонок и двигателей собственного производства мощностью от 65 до 260 л. с. В 1970 г. выпускается 28 модификаций судов длиной от 4,26 до 7,31 м. Для специальных целей (гонки!) изготовляются и более мощные катера. Фирма продает ко всем своим лодкам соответствующие трейлеры. В продаже имеются и небольшие пластмассовые непотопляемые парусные суда «Крайслера» с дакроновыми парусами — четыре модели длиной от 3,98 до 4,87 м. В общем, можно сказать, что «Крайслер» остается серьезным конкурентом «старым» чисто водно-моторным фирмам.
Теперь перейдем к моторам «Джонсон» концерна «ОМС», имеющего, помимо заводов в США и Канаде, большое предприятие в Бельгии, работающее в основном на европейский рынок. Наиболее примечательная новость — повышение на 10% мощности знаменитого «Триумфа», первого мотора американской промышленности, в котором использована прогрессивная петлевая продувка. Теперь этот ранее 55-сильный мотор благодаря увеличению степени сжатия развивает 60 л. с. Применены более эффективные поршневые кольца нового образца; оказалось достаточным оставить два кольца взамен прежних трех. По заверениям фирмы, расход горючего почти не увеличился.
Рекомендуется выпущенный пока только для Европы небольшой 4-сильный мотор «Евро» в упрощенном исполнении. Двигатель двухцилиндровый с водяным охлаждением. Задний ход осуществляется поворотом мотора на 180°. Имеется встроенный бак емкостью 3 л. Любопытной особенностью является отсутствие обтекаемого кожуха; запуск производится при помощи «доисторической веревки», как и в выпущенном несколько лет назад этой же фирмой моторе мощностью 1,5 л. с.
Этот же бельгийский завод «ОМС» выпустил любопытную новинку — приспособление («адаптер»), позволяющее моторам «Эвинруд»/« Джонсон» мощностью от 15 до 40 л. с. работать не только на бензине, но и на керосине. Бензин, особенно в Европе, очень дорог и, по-видимому, адаптер будет пользоваться спросом.
Запуск мотора производится на бензине от отдельного небольшого бачка. К описанию этого адаптера мы еще вернемся, а пока отметим, что ранее специальные моторы для работы на керосине выпускались только японскими фирмами.
С текущего года снят с производства складной вариант 4-сильного мотора, выпускаемого в США.
Так же как и «Крайслер», концерн «ОМС» выпускает Z-образные колонки, прогулочные лодки, разных типов двигатели и моторные сани.
В основном остался без изменений и ряд подвесных моторов «Меркюри». Судя по рекламе, «окончил» свою жизнь единственный в мире мощный четырехтактный подвесной лодочный мотор «Хоумлайт». Мы много раз писали о нем, отмечая его исключительные эксплуатационные преимущества перед ставшими, к сожалению, «законом» двухтактными подвесными моторами. Оказывается, мотору просто-напросто сменили название: отныне он именуется «Биркет-55» («Медвежий кот»?). Мотор почти не отличается от своего предшественника. Мощность по-прежнему 55 л. с. при 5500 об/мин, рабочий объем порядка 1000 см3, вес стандартной модели 106 кг, с удлиненным дейдвудом — 109 кг. Особенно важно отметить его экономичность: всего 21—23 л горючего в час на полном газе н примерно половина указанного количества на крейсерской скорости.
В заключение отметим, что и шведская фирма «Кресчент» расширила ассортимент выпускаемых моторов главным образом за счет форсирования старых моделей. По традиции одни и те же моторы имеют разные названия — «Кресчевт», «Монарк» и «Пента».
Добавлен лишь один новый мотор — двухцилиндровый, развивающий при 5000 об/мин мощность 7,5 л. с. Как и все моторы этой фирмы, он очень экономичен: максимальный расход топлива всего 2,3 кг/час (напомним, что наш «Ветерок» примерно такой же мощности потребляет 3,5 кг/час). Весит он всего 19 кг — на 7 кг легче «Ветерка». Конструктивно силовой блок унифицирован с предыдущими моделями меньшей мощности (объем цилиндра 70 см3; диаметр — 45 мм, ход поршня — 44 мм). Система охлаждения снабжена термостатом. Встроенный генератор с выпрямителем позволяет снимать ток порядка 5,3 а при напряжении 6 в; этого вполне достаточно для питания ходовых огней или подзарядки аккумулятора.
На европейском рынке появились новые электрические подвесные моторы «Вондертролл» американского производства, отличающиеся простотой конструкции и весьма малым весом. Выпущены три модели «101», «303» и «606» весом соответственно 2,7; 3,6 и 5,0 кг. Самый большой мотор модели «606» потребляет 16 а при 12-вольтовой батарее; следовательно, его мощность около 200 вт. При испытании на Темзе на легкой лодке длиной 2,2 м с одним водителем была достигнута скорость порядка 4,0—4,5 км/час; при напряжении 6 в скорость упала до 2,5 км/час. Все эти моторы имеют погруженный электродвигатель, снабжены переключателем напряжения питания; реверс осуществляется поворотом мотора на 180°. Цена «Вондертролл-606» — 43,5 фунта.