В классе «Дракон» среди женских экипажей вне конкуренции гонялась горьковчанка Л. Кирилловых (РСФСР). У мужчин основные претенденты на титул чемпиона — Е. Канский и Д. Рогачев вынуждены были уступить первые места ленинградцу Б. Хабарову и москвичу В. Николину. Член нашей олимпийской команды Ю. Анисимов, в связи с отъездом на международные гонки, в соревнованиях не участвовал.
В «Звездном» классе результаты в основном соответствовали ожидаемым. Очень сильно выступил наш олимпийский экипаж Т. Пинегин — Ф. Шутков. Несмотря на аварию перед началом второй гонки, которая лишила их возможности стартовать (соседняя яхта в результате навала пробила им штевнем борт), они одержали убедительную победу, набрав вдвое меньше очков, чем экипаж второго призера Чемпионата Б. Будникова.
Победа экипажа В. Леонтьева в классе «Летучий голландец» также не была неожиданной. Молодой спортсмен удачно выступал на Черноморской и Балтийской регатах. И все же в немалой мере своим чемпионским титулом Леонтьев обязан своему главному конкуренту — Л. Рвалову. В последней гонке они прошли дистанцию бок о бок. Рвалов финишировал раньше (вторым), но был дисквалифицирован. С зачетом этого результата Рвалов становился чемпионом, однако следует учесть и то, что, если бы он пропустил Леонтьева (и его в этом случае не дисквалифицировали), то суммы очков ему хватило бы только для второго места.
У «финнистов» не было В. Манкина (он в это время выступал на Первенстве мира). Выигравший соревнования эстонский спортсмен В. Дырдыра гонялся, однако, неровно: провал в предпоследней гонке, в которой он финишировал 17-м, едва не стоил ему звания чемпиона. Уверенно провел гонки молодой спортсмен из команды РСФСР В. Потапов, проигравший в сумме победителю лишь 1,7 очка.
Командную победу на Чемпионате одержали спортсмены РСФСР, второе место у москвичей, третье — у ленинградцев.
Технические результаты Чемпионата СССР
Класс «Дракон» (женщины): 1 — Л. Кирилловых — РСФСР (5, 1, 2, 2, 1, 1, 1); 2 — В. Воробьева — УССР (1, 3, 1, 1, 4, 2, 2); 3 — У. Юрье — Эстония (4, 2, 3, 3, 3, 3, 3).
«Дракон» (мужчины): 1 — Б. Хабаров — Ленинград (4, 4, 1, 1, 8, 1, 8); 2 — Б. Николин — Москва (н/ф, 1,2, 3, 12, 4, 1); 3 — Е. Канский — Латвия (17, 2, 4, 2, 1, 3, 11).
Класс «Звездный»: 1 — Т. Пинегин — Москва (3, н/с, 2, 1, 1, 3, 1); 2 — Б. Будников — Москва (2, 2, 1,3, 3, 8, 6); 3 — В. Васильев — Ленинград (1, 1, 3, 4, 2, 15, 10).
Класс «Летучий голландец»: 1 — В. Леонтьев — Москва (2, 6, 1, 1, 4, 5, 2); 2 — А. Шепковников — Москва (3,2, 2, 4, 3, 2, 8); 3 — Л. Рвапов — РСФСР (8, 1, 6, 2, 1, 3, д/кв).
Класс «финн»: 1 — В. Дырдыра — Эстония (12, 1, 2, 1, 1, 17, 5); 2 — В. Потапов — РСФСР (1, 2, 4, 4, 4, 9, 3); 3 — В. Гурьянов — РСФСР (6, 3, 6, 3, 2, 4, 11).
20 октября в Севастополе состоялась встреча сборных команд спортсменов Вооруженных сил и ДСО профсоюзов — «Матч гигантов», как принято называть эти соревнования. Обе сборные были представлены в каждом классе четырьмя экипажами. Среди участников встречи, естественно, оказались все первые номера сборной страны (кроме Ю. Анисимова), но была и молодежь, в том числе и не имевшая на своем счету побед в крупных соревнованиях. Для молодых спортсменов эта встреча могла быть полезной и как проба сил и для приобретения опыта.
Этими соображениями, по-видимому, руководствовалась Федерация, принимая решение об обязательном участии в «Матче гигантов» определенного числа спортсменов не старше 25 лет. Выполнено оно было, однако, только формально. Включив молодых гонщиков в число «гигантов», руководители команд не смогли обеспечить их соответствующей материальной частью. Это, конечно, не смогло не сказаться не только на выступлениях самих спортсменов, но и на соревнованиях в целом. Полноправную борьбу за призовые места в каждом классе могло вести немногим больше половины участников, а так как число их было и без того невелико, гонки приобрели слишком уж индивидуальный характер.
Провести все предусмотренные программой Матча 10 гонок не удалось. Циклон, обрушившийся на Черное море 27 октября, заставил закончить соревнования на четыре дня раньше. Впрочем, к тому времени результаты во всех классах были практически ясны, во всяком случае никаких кардинальных изменений в них оставшиеся гонки принести не могли. Не оставляло места для сомнений и командное преимущество спортсменов Вооруженных сил.
В классе «Дракон» лидером соревнований с первого дня стал Е. Канский (В. с.). Ни заходы, ни изменения силы ветра не мешали ему приходить к финишу одним из первых. Второй призер матча В. Николин (В. с.), выиграв у победителя три гонки, в остальных выступил очень неровно. Д. Рогачев (Пр.), неудачно начав соревнования, сумел затем улучшить свое положение и занять третье место. Очень слабо выступал чемпион страны 1969 г. Б. Хабаров (Пр.), Дважды он заканчивал дистанцию последним и в результате оказался на пятом месте, опередив только явных аутсайдеров.
В «Звездном» классе вне конкуренции (в полном смысле этого слова) был Т. Пинегин (В. с.). Второй и третий призеры матча В. Васильев (Пр.) и В. Скачков (В. с.) провели большую часть гонок в жесткой взаимной борьбе, что дало возможность победителю приходить к финишу с большим отрывом впереди них. Неудачно закончил сезон чемпион Черноморской и Балтийской регат этого года Б. Будников (В. с.), в течение всего матча прочно удерживавшийся на четвертом месте, которое он в конечном итоге и занял. Заключительную строку таблицы результатов занял молодой ленинградский гонщик Д. Корякин (Пр.): только в двух гонках ему удалось уйти с последнего места. Впрочем о возможностях самого спортсмена такой результат ровно ничего не говорит — паруса, под которыми он выступал, были настолько плохими, что вряд ли кто бы то ни было мог выступить с ними лучше.
У «летучих голландцев» первый номер нашей сборной — Л. Рвалов (В. с.), по-видимому, так и не смог обрести свою лучшую форму после неудачи на Чемпионате страны. Ошибки, вроде той, которая была допущена им во второй гонке, когда, затянув галс, он у самого финиша пропустил вперед двух основных конкурентов, отодвинули его в общем зачете на третье место. В. Леонтьев (В. с.) закрепил успех, достигнутый на Чемпионате страны набрав ноль очков в сумме результатов пяти лучших гонок. Хорошее впечатление оставило выступление А. Коновалова (Пр.), сумевшего, кроме Рвалова, потеснить также второго призера Чемпионата страны A. Шелковникова (В. с.) и занять второе место на соревнованиях.
У «финнистов», выиграв две последние гонки, звание сильнейшего подтвердил В. Манкин (Пр.). Закрепил успех, достигнутый на Чемпионате страны молодой гонщик В. Потапов (Пр.), ставший вторым призером соревнований. Чемпион страны B. Дырдыра (В. с.) гонялся слабо: третью гонку он не закончил, в четвертой финишировал последним. В результате — пятое место.
Технические результаты матча
Класс «Дракон»: 1 — Е. Канский (2, 1, 2, 4, 1, 1); 2 — В. Николин (1, 7, 1, 1, 4, 3); 3 — Д. Рогачев (5, 4, 3, 2, 2, 2).
Класс «Звездный»: 1 — Т. Пинегин (5, 1, 1, 3, 1, 1); 2 — В. Васильев (1, 2, 2, 4, 3, 3); 3 — В. Скачков (2, 4, 3, 1, 7, 2).
Класс «Летучий голландец»: 1 — В. Леонтьев (2, 1, 1, 1, 1, 1); 2 — А. Коновалов (3, 2, 2, 2, 5, 4); 3 — Л. Рвалов (1, 3, 6, 5, 2, 3).
Класс «Финн»: 1 — В. Манкин (2, 3, 3, 6, 1, 1); 2 — В. Потапов (1, 4, 4, 3, 4, 3); 3 — В. Козлов. (6, 2, 1, 1, 6, 6,).
Советские яхтемены иа международных соревнованиях 1969 г.
Класс «Дракон»
Чемпионы Европы 1968 г. Ю. Анисимов, В. Рушников, В. Афанасьев в соревнованиях на Первенство континента этого года заняли третье место, пропустив вперед датчанина А. Хольма и призера Олимпийских игр в Мексике спортсмена из ГДР П. Воровски. Выступление наших гонщиков показало, однако, что они находятся в хорошей спортивной форме и что лучшие гонки у них еще впереди.
В конце сентября экипаж нашего «Дракона» вылетел на Чемпионат мира, который проводился в Испании на острове Мальорка. Начало соревнований сложилось для советских спортсменов неблагоприятно. Кружная дорога через Францию заняла гораздо больше времени, чем предполагалось. В результате яхтсмены прибыли в Пальму — главный город Мальорки . только накануне первого старта. На яхте при перевозке был поломан руль, исправление его заняло еще полсуток. Ни о каких пробных выходах на дистанцию не могло быть и речи.
Остальные участники Чемпионата в этом отношении находились в лучших условиях. Большинство из них не только успело ознакомиться с дистанцией, но и выступить на соревнованиях, проводившихся здесь, в Пальме, перед самым Чемпионатом. Выиграл эти соревнования А. Хольм, второе место занял американец Р. Мосбахер. Эти имена сами по себе свидетельствуют о том, что гонки были серьезными, и что тот, кто в них участвовал, получил хороший тренаж перед Чемпионатом.
Анисимову пришлось осваиваться с дистанцией на ходу Чемпионата. Естественно, первая гонка получилась неудачной. Пока прояснялась общая картина течений и заходов ветра (дувшего в этот день не сильно), группа лидеров ушла далеко вперед. Яхта Анисимова финишировала 10-й. При 40 участниках результат в общем неплохой, тем более, что главные соперники выступили тоже не лучшим образом: П. Воровски закончил гонку 9-м, а Хольм с 47 очками оказался в конце таблицы.
Второй день Чемпионата проходил в очень слабый, до штилевого ветер. Наш «Дракон» после фальстарта оказался среди аутсайдеров й не закончил дистанции.
Неудачи, однако, не обескуражили советский экипаж. Удачно взяв старт в третьей гонке, Анисимов всю дистанцию прошел в группе лидеров и финишировал 4-м, Экипаж продемонстрировал отличную слаженность в работе. Спинакер взлетел над нашим «Драконом» в считанные секунды после поворота, раньше даже, чем на яхтах, шедших впереди.
Четвертый день Чемпионата проходил при свежем ветре. Ю. Анисимов отлично провел гонку и финишировал вторым, оставив позади всех наиболее опасных конкурентов. После того как судейская коллегия отклонила протест, поданный на Анисимова рулевым новозеландской яхты Р. Стоуном, наш экипаж сразу занял место в средней части таблицы результатов и получил реальную возможность передвинуться в верхнюю. В следующие два дня эта возможность была блестяще реализована. Закончив пятую гонку вторыми и финишировав в шестой третьими, наши спортсмены по сумме пяти лучших результатов стали единоличными лидерами соревнований.
Нужно было особо неблагоприятное стечение обстоятельств, чтобы разом утратить это положение, но именно так и сложился для наших гонщиков заключительный день Чемпионата.
Внезапное усиление ветра после старта создало трудную обстановку для гонщиков, настроивших свои яхты на тихую погоду. Среди них оказался и экипаж Анисимова. Наши спортсмены, потеряв возможность бороться за место среди лидеров гонки, финишировали 12-ми. Как выяснилось при подсчете очков, этот результат обеспечивал им звание вторых призеров. Однако наш «Дракон» вновь оказался объектом протеста. Случилось так, что гонщик из ФРГ, затянув поворот, вышел наперерез «Дракону» Анисимова, подходящему к знаку. Наша яхта вынуждена была отвернуть. Тот же маневр пришлось проделать идущей рядом греческой яхте. Греки тут же подняли флаг протеста — на немецкую яхту, как решили наши спортсмены. После финиша, однако, выяснилось, что протест был подан сразу и на советскую, и на немецкую яхты. В ререзультате оба экипажа были дисквалифицированы.
Чемпионат закончился победой отлично выступившего американца Р. Мосбахера, хотя своей удачей он в не малой мере обязан австралийскому спортсмену Э. Бойсу. В заключительной гонке Бойс, финишировав вторым, отобрал у другого австралийца — Дж. Кунео те самые два очка, которых тому не хватало, чтобы стать чемпионом.
Технические результаты Чемпионата мира
1 — Р. Мосбахер — США (1, 11, 3, 9, 8, 10); 2 — Д. Кунео — Австралия (3, 12, 12, 7, 1, 5, 4); 3 — Р. Шварц — ГДР (6, 2, 1, 8, 5, 12, 11); 9 — Ю. Анисимов (10, 37, 4, 2, 2, 3, д/кв).
«Звездный» класс
Фиорд Capo — популярное место проведения парусных соревнований на юго-западном побережье Швеции. Сюда в конце июня выехали первые номера наших «звездников» — экипажи Т. Пинегина — Ф. Шуткова и Б. Будникова — В. Замотайкина для участия в Европейском чемпионате яхт этого класса. В соревнованиях приняли участие 62 спортсмена из 10 стран, в том числе Бразилии и США, Наиболее сильную команду выставили хозяева Чемпионата. Шведскую команду представляли: призер Токийской олимпиады, чемпион Европы 1968 г., победитель Кильской регаты 1969 г. (и, забегая вперед, скажем: чемпион мира 1969 г.) П. Петерсон, чемпион Европы 1967 г., серебряный призер первенства Северной Америки 1968 г., чемпион весеннего чемпионата Европы 1968 г. С. Венстрем, серебряный призер Чемпионата Европы 1968 г. Д. Альбрехтсен, призер Чемпионата Европы 1967 г. Б. Ларсен. Имена еще двух шведских спортсменов, выступавших в «Звездном» классе впервые, также хорошо известны в парусном спорте. Это чемпионы Европы и мира 1969 г. на «Финнах» А. Акерсон и Т. Лундквист.
Лавры Эльвстрема, выигравшего гонки чуть не во всех олимпийских классах, соблазнили не только шведов. Попробовать свои силы на «звездниках» приехали неоднократные победители континентальных и мировых первенств «финнисты» Ю. Брудер (Бразилия) и У. Марес (ФРГ). Стремление к такой многоплановости у этих спортсменов, как и у Эльвстрема, объясняется прежде всего деловыми соображениями. Каждый из них участвует в работе фирм, выпускающих паруса и вооружение яхт, и, естественно, заинтересован в рекламе своей продукции.
Пред началом соревнований наши спортсмены имели возможность ознакомиться с дистанцией и провести несколько тренировочных выходов. Как удалось выяснить, устойчивые ветры с Атлантики, разбиваясь в районе фиорда Capo об архипелаг, окружающий залив, образуют переменные по силе и направлению воздушные потоки. Неравномерная битая волна здесь почти никогда не утихает.
Первая гонка состоялась 28 июня при 4—5 балльном ветре, временами усиливавшимся до 6—7 баллов. Т. Пинегин, хорошо взяв старт, пришел к первому знаку четвертым, но затем проиграл на попутных курсах и финишировал шестым. Б. Будников, наоборот, неудачно выбрав галс после старта, у первого знака оказался 21-м, но отыгрался на бакштагах и финишировал 12-м.
На второй день ветер еще более усилился. Наши спортсмены, удачно взяв старт, всю дистанцию прошли в группе лидеров и финишировали: Пинегин вторым, Будников четвертым. 11 яхт в этой гонке не смогли пройти дистанцию. Третья гонка (из-за штормовой погоды она была на день перенесена) проходила при ветре 4—5 баллов. Пинегин двумя длинными галсами пришел к верхней марке первым. Будников обогнул знак следом за ним. На финише у них — второе и четвертое места. Будников имел явную возможность закончить гонку третьим, но ослабил контроль за своим основным противником — Б. Ларсеном и на последних метрах дистанции пропустил его вперед. После третьей гонки экипаж Пинегина стал лидером Чемпионата.
В четвертой гонке, старт которой был дан в тот же день, Пинегин (а за ним и Будников) допустил тактический просчет. Оказавшись у первого знака седьмым, он, чтобы поправить положение, рискнул пойти влево, отпустив основных конкурентов. Затянув правый галс, Пинегин еще больше отстал от лидирующей группы и финишировал 14-м. По правилам подсчета очков в «Звездном» классе это практически лишало нашего спортсмена шансов на победу в Чемпионате. Напротив, Ларсен, финишировавший на этот раз первым, стал недосягаемым для остальных участников соревнований.
На пятый день ветер усилился до штормового. Судьи, однако, объявили, что старт будет дан при любых условиях, так как в случае переноса гонки Чемпионат придется считать недействительным.
Пинегин первым вышел из газани, но тут же сильный шквал заставил его вернуться обратно и заменить паруса на штормовые. Его примеру последовали и остальные гонщики. Когда все яхты были уже в море, стало заметно, что ветер начинает стихать. Воспользовавшись тем, чго судьи перенесли старт на 15, а затем еще на 30 мин., шведские спортсмены вновь перевооружили свои яхты, поставив паруса, которые были им доставлены катерами. В связи с тем, что остальные участники такой возможности не имели, представители команд ГДР, Югославии, Швейцарии и СССР подали протест, однако судейская коллегия оставила его без внимания.
Из наших экипажей на этот раз удачнее выступили Будников — Замотайкин. Опередив Альбрехтсона, они финишировали седьмыми, заняв также общее седьмое место в Чемпионате. У Пинегина завязалась жесткая тактическая борьба с Хартманом. Имея к тому же из-за штормовых парусов проигрыш в скорости, он на первой лавировке пропустил вперед всех лидеров. На второй лавировке ему удалось немного улучшить свое положение, но к финишу его яхта пришла только 11-й.
Из технических новинок на Чемпионате наибольший интерес представляли пластмассовые корпуса яхт, построенных швейцарской фирмой «Зигфрид-Мейер» и американской «Липпинкот». На швейцарской гонялся Петерсон. Можно отметить, что лучший ход она имеет в слабый ветер, а для сильного ветра у нее по-видимому недостаточна жесткость обшивки. О качестве пластмассовых яхт американской постройки судить трудно: выступавший на одной из них югославский спортсмен не был достаточно квалифицирован, другая яхта (рулевой Д. Шумейкер, США) потерпела во второй гонке аварию. Обращают на себя внимание установленные на этих яхтах вантпутенсы в виде оковок с ползунками, облегчающими настройку мачты. На швейцарских пластмассовых яхтах, а также на многих других были установлены мачты фирмы «Брудермает» (хозяин фирмы Ю. Брудер, хотя и не добился на Чемпионате успеха, но, по-видимому, съездил на него не без пользы). Форма сечения этих мачт выбиралась по результатам продувок в аэродинамической трубе. Для изготовления внутренней части мачты использовано очень легкое японское дерево кили (уд. вес 0,23), которое выращивается сейчас в Бразилии.
На шведских яхтах были установлены мачты местного производства — их делает К. Телл, матрос нового чемпиона континента Б. Ларсена. Мачты Брудера и Телла весят без оковок 14—15 кг. Все участники Чемпионата выступали с парусами, пошитыми мастерскими Норта, Эльвстрема или Раудашля.
Технические результаты Чемпионата мира
1 — Б. Ларсен — Швеция (3, 5, 3, 1, 6); 2 — С. Венстрон — Швеция (1, 1, 12, 6, 2); 3 — Б. Хартман — ГДР (8, 3, 8, 3, 9); 5 — Т. Пинегин (6, 2, 2, 14, 11); 7 — Б. Будников (12, 4, 4, 13, 7).
Класс «Финн»
Европейский чемпионат «финнистов» был разыгран 8—18 августа в Варнемюнде (ГДР). В соревнованиях приняли участие спортсмены 21 страны, в том числе один американец. Советскую команду на гонках представляли В. Манкин и В. Дырдыра.
Мекленбургская бухта, известная по проводившимся здесь ежегодно Варнемюндским регатам, встретила участников Чемпионата штилевой погодой.
Соревнования сложились для наших спортсменов неудачно. У Манкина сразу после первого старта произошла авария — лопнула оттяжка грота. Несколько минут пришлось потерять на ремонт, и что совсем плохо, отрывая оставшийся конец троса, спортсмен серьезно поранил руку. Наскоро перевязав рану, Манкин продолжал гонку. К первому знаку он пришел 34-м, на следующей лавировке сумел обойти ближайших соперников и финишировал 19-м.
В. Дырдыра неудачно выбрал сторону лавировки и отстал от лидирующей группы. К концу гонки он улучшил свое положение, но выше 12-го места подняться не смог.
На второй гонке оба наших спортсмена выбрали неудачный вариант лавировки. Придя к первому знаку 9-м, Манкин затем догнал лидеров, но неожиданный заход ветра на 60 градусов лишил эту группу всех преимуществ. Манкин финишировал 11-м, В. Дырдыра — 21-м. Гонку выиграл дебютант Чемпионата болгарин П. Енчез.
К вечеру после второй гонки у Манкина разболелась рука, и в следующие дни выступать ему было трудно. К счастью для него, пятая гонка из-за отсутствия ветра была отменена. Полученная передышка позволила подлечить рану, пройти физиотерапевтические процедуры.
Уверенно взяв на следующий день старт, Манкин всю дистанцию прошел в группе лидеров и финишировал четвертым. Шестую гонку (старт ей был дан сразу же после окончания пятой) Манкин выигрывал до последних метров дистанции, но перед самым финишем, делая один из бесчисленных поворотов, не удержал руль, потерял ход и в результате финишировал только третьим.
В заключительной гонке больная рука вновь дала себя знать. Манкин с трудом закончил дистанцию, финишировав 20-м и заняв в итоге 11-е место на Чемпионате.
В. Дырдыра до конца соревнований не смог улучшить своего положения и в результате занял только 20-е место.
Исключительно удачно выступили на Чемпионате шведские гонщики. Заняв три первых места, они потеснили за призовую черту таких известных «финнистов», как Ю. Мир и В. Демель из ГДР и датчанин X. Винде.
Технические результаты Чемпионата Европы
1 — А. Акерсон (5, 24, 2, 3, 1, 1, н/ст); 2 — В. Сел (15, 3, 23, 20, 2, 2, 1); 3 — Т. Лилигрен (18, 32, 6, 7, 3, 8, 3); 11 — В. Манкин (19, 11, 19, 29, 4, 3, 20); 20 — В. Дырдыра (12, 21, 25, 13, 16, 12, 14).
Победой спортсменов Швеции закончился и Чемпионат мира, проводившийся на Бермудских островах месяцем позже континентального первенства. Т. Лундквист, трижды финишировав первым, оставил далеко позади всех участников, среди которых было шесть чемпионов Олимпиад и мировых чемпионатов.
На соревнованиях выступало 130 спортсменов от 22 стран. Советский Союз представляли В. Манкин и О. Шилов. Манкина вновь преследовали неудачи. Имея все шансы оказаться в первой шестерке, он на последней гонке, чтобы избежать столкновения с перевернувшимся прямо у него на курсе швертботом, сделал резкий поворот и сломал руль. В результате — общее 9-е место. О. Шилов занял на Чемпионате 34-е место.
Технические результаты Чемпионата мира
1 — Т. Лундквист (9, 1, 1, 1, 16); 2 — Ю. Брудер — Бразилия (1, 6, 5, 3, 3); 3 — П. Баррет — США (4, 2, 15, 2, 6); 9 — В. Манкин (13, 10, 10, 7, н/ф).
Класс «Летучий голландец»
Если шведы первенствовали на «финнах» и «звездниках», то звание сильнейших на «летучих голландцах» вновь завоевали англичане. На Чемпионате мира, проводившемся в Неаполе, их олимпийский экипаж Патиссон — Макдональд одержал победу, получив ноль очков по результатам пяти лучших гонок — пять победных финишей!
В соревнованиях приняли участие ЗВ экипажей от 25 стран. От СССР выступал экипаж Л. Рвалова, заняв-1Ш « на Чемпионате 19-е место.
Технические результаты Чемпионата мира
1 — Р. Патиссон — Англия (1, 1, 1, 1, 5, 1); 2 — А. Драйгер — Франция (14, 12, 2, 2, 2, 4); 3 — К, Мусто — Англия (7, 23, 3, 4, 13, 15); 19 — Л. Рвалов (9, 25, 17, 26, 22, 17).