Впервые в этих соревнованиях принимали участие три советских экипажа — рулевые К. Ваппер и Р. Оттосон из Эстонии и А. Конциус из Литвы. Тренером эстонских ребят является Таави Орг, который любезно согласился ответить на некоторые вопросы члена нашей редколлегии А. В. Тетсмана.
Где и когда проводилось это первенство мира!
Чемпионат проводился на озере Кисайно близ города Гижицко на северо-западе Польши. Место очень живописное и вполне подходящее для проведения таких соревнований.
В два первых дня — 10 и 11 августа проводились обмер и тренировочная гонка, потом следовали 6 официальных гонок (по одной в день) и закрытие.
Что можно сказать о составе участников?
Участвовало 60 экипажей из 8 стран. Самой представительной была команда Польши — 34 экипажа. ГДР была представлена восемью, Бельгия — семью, Англия, Канада и Чехословакия — двумя экипажами. Уместно напомнить, что в предыдущем первенстве мира в Канаде участвовало всего 32 экипажа.
Характерно, что возраст большинства яхтсменов был значительно выше, чем у наших ребят. Так, 24 участника были 1951 г., а 50—1952—1953 года рождения. Самым младшим был десятилетний Войчек Новицкий, который ходил шкотовым у серебряного призера Яна Броницкого.
Было и несколько девушек, которые ходили шкотовыми, кроме бельгийки Ван Ковенбер.
На чем ходили участники в Гижицко?
Я лично ожидал увидеть больше пластмассовых «кадетов», но их было только 4. Наверное, их вообще не было бы, если бы мы привезли свои деревянные лодки. Дело в том, что польские друзья предоставили пластмассовые суда тем участникам, которые прибыли без своих судов, — в том числе и нашим ребятам. К сожалению, пластмассовые корпуса сильно уступали деревянным, уж очень они оказались жидкими по конструкции. Уже при 2-балльном ветре корпус сильно деформируется. Конструкторы, по-видимому, заботясь о минимально разрешаемом по правилам весе корпуса, забыли о его жесткости.
Видели мы несколько технических новинок, которые старыми правилами класса были запрещены. Новых правил 1968 г., к сожалению, у нас просто не было, поэтому о них мы раньше узнать и не могли. К числу таких новинок можно отнести, например, мачты и гики с ликпазами, которые очень легки и прекрасно работают с парусами. Кстати, по обмеру парусов есть изменения: в частности, разрешено носить спинакеры с площадью на 25% больше, чем те, которые мы имеем у себя дома. Разрешается иметь в корпусах водоотсосы, деревянное перо руля и т. п.
Есть ли какие-нибудь отличия в самих правилах проведения соревнований?
Больших отличий быть не может: ведь соревнования проводятся по международным правилам, некоторые особенности стоит упомянуть. Так, иначе, чем принято у нас, стояла дистанция. Дистанция треугольная, причем знаки выставлялись каждый день перед стартом и первым знаком считался нижний. Стартовая линия стояла ниже первого знака метров на 100—150 и была обозначена двумя вехами. Все знаки, в том числе и первый знак после старта, должны были огибаться левым бортом. Расстояние между верхним и нижним знаком было равно приблизительно 1,5 км, а полная дистанция состояла из двух треугольников и прямой. Курс на знак показывало специальное судейское судно с желтым флагом.
Своеобразна и система зачета очков при определении победителей. За первое место дается 0,75, за второе — 2, за третье — 3, за четвертое — 4 очка и т. д.
Что интересного в самой технике управления «кадетом» вы заметили?
Должен прямо сказать, — нашим молодым яхтсменам есть чему поучиться. Возьмем, например, работу с парусами. Можно было видеть много команд, которые великолепно справлялись с парусами. Особенно понравилась мне английская команда — рулевой Эллис и шкотовый Бэртена. Глядя, как они поставили и несли спинакер, можно было только восхищаться. После огибания знака спинакер у них работал полностью уже через 3-4 секунды! Вообще бросалось в глаза, что основная часть участников имела пузатые паруса и выиграть старалась не высотой, а более свободным ходом. Именно ходом. А пока у наших ребят все наоборот — выиграть хотят именно высотой.
Были отдельные случаи опрокидывания. Чтобы быстрее поставить лодку, некоторые участники имели в корпусе кроме стационарных воздушных ящиков еще воздушные баллоны. Это позволяло им ставить лодку на киль очень быстро и сразу же продолжать гонку.
И наконец, расскажите о самих соревнованиях.
Контрольный обмер был очень подробным, хотя после каждой гонки был предусмотрен полный контрольный обмер трех финишировавших первыми лодок.
Тренировочная гонка проводилась в слабый (около 1 балла) и изменчивый ветер, но все шесть официальных гонок прошли при хорошем и ровном 3-5-балльном ветре. Старт давали в 10.30 по местному времени. Дистанция находилась далеко от водной станции, где располагались все участники, приходилось идти на буксире иногда больше часа.
Как и следовало ожидать, основная борьба за первые места разгорелась между польскими и немецкими командами. Судьба первого места решилась только в последней гонке, когда началась «командная борьба» и лодки, не претендовавшие на призы, активно помогали своим лидерам. Тут сильнее оказались поляки, которые в общем счете и заняли первое и второе места.
Наши ребята не только имели худшую материальную часть, но и сами были физически и тактически подготовлены слабее лучших зарубежных спортсменов. Соответственно и результаты. Если в первых стартах они финишировали неизменно в пятой-шестой десятке, то под конец лучший из наших яхтсменов К. Ваппер финишировал уже в первой половине участников.
Технические результаты призеров
1. — Вробель, ПНР (места по гонкам: 7, 1, 2, 12, 8, 2) 19,75 очков;
2. — Броницкий, ПНР (20, 2, 6, 6, 7, 1) 21,75;
З. — Хахт, ГДР (6, 3, 9, 3, н. ф. 6) 27;
4. — Хазе, ГДР (10, 4, 3, 9, 3, дискв.) 29;
5. — Мюллер, ГДР (1, 20, 33, 1, 13, 7) 41,5;
6. — Эллис, Англия (12, 6, 12, 4, 9, н, ф.) 45.