Информация об изображении
Боб Оугл готовит к старту экспериментальный катамаран с пятью подвесными моторами
С каждым годом расширяется область применения подвесных моторов. Как показывает мировая статистика, теперь на один выпущенный стационарный катерный двигатель приходится около восьми подвесных моторов!
Боб Оугл готовит к старту экспериментальный катамаран с пятью подвесными моторами
Жестокой проверкой и немаловажным стимулом дальнейшего совершенствования новой техники являются спортивные соревнования, дающие неоценимый материал для сравнения, оценок и инженерных выводов. Интереснейшим среди таких соревнований является ежегодный чемпионат мира на судах с подвесными моторами — марафон на озере Хавасу. Здесь можно видеть в действии лучшие моторы конкурирующих фирм, прославленных гонщиков, первоклассные катера. До сих пор в чемпионате участвовали спортсмены только трех стран, но уже в недалеком будущем он может стать подлинно международным.
Следует сразу сказать, что это — состязание больших мощностей. С моторами «менее» 40—60 л. с. здесь делать нечего! Наша промышленность таких подвесных моторов не выпускает, но соответствующие разработки уже ведутся и, очевидно, недалеко то время, когда советские гонщики смогут выступить на Хавасу. Тем более, что, как уже сообщалось, вопрос о приглашении советских гонщиков решен положительно организационным комитетом чемпионата во главе с Робертом П. Мак-Куллогом-младшим — вице-президентом известной компании.
Основные правила этих соревнований 1967 г. почти не изменились, по сравнению с предыдущим марафоном, о котором рассказывалось в вып. 12. Однако время гонок было увеличено с 3 до 4 час. в день. Соответственно увеличилось и пройденное за два дня расстояние. Если победитель прошлого марафона сделал 87 кругов, пройдя 560 км, то теперь команде-победительнице пришлось преодолеть дистанцию в 760 км (118 кругов). Интересно, что, несмотря на это, средняя скорость призера не только не уменьшилась, но возросла более чем на 1,5 км/час, достигнув 94,95 км/час. А ведь ветер развел на озере большую волну, особенно на второй день!
Были изменены условные обозначения классов судов-участников. букву «S» несли суда с одним, «Т» — с двумя и «U» — с тремя и более подвесными моторами любой мощности. В классе U несколько судов имело на транце по четыре мотора; только одно из них — катер калифорнийца Меррита — благополучно закончило гонку (и вынуждено было довольствоваться более чем скромным 16-м местом!). Но «сенсацией № 1» стал 5-метровый катер (корпус построен фирмой «Стайлкрафт») Боба Оугла с пятью (!) подвесными трехцилиндровыми моторами «Скотт» («Мак-Куллог») гоночного типа 630S по 85 л. с. Такого еще публика не видела! Вырвавшись со старта вперед, это уникальное судно скоро начало отставать из-за неполадок в электросистеме, а затем сошло с дистанции, так как от случайной искры загорелся пролившийся бензин. И на второй день Бобу Оуглу (напомним — второму призеру предыдущего марафона) не повезло: на этот раз подвел штуртрос, ослабевший после резкого поворота в опасной ситуации...
Информация об изображении
Два рекордсмена мира — Крэг Бридлав (слева) и Ли Тэйлор на катамаране Старфлайт
Неудачным было и выступление прошлогоднего чемпиона,, обладателя приза памяти Бовмэна — известного австрийского гонщика Дитера Шульце. Он выступал на том же катамаране своей конструкции, но заменил прежний 110-сильный «Мер-кюри» на два «Эвинруда» по 115 л. с. Очевидно, это и послужило причиной.поломки транца в первый же час гонок!
Два рекордсмена мира — Крэг Бридлав (слева) и Ли Тэйлор на катамаране Старфлайт
Не повезло и гонщицам. Из пяти участниц, в числе которых была известная американская воднолыжница 19-летняя Мелинда Мейсон, ни одной не удалось закончить гонку.
Интересно отметить, что марафон на Хавасу принадлежит к числу самых «богатых» соревнований: его «кошелек» — так называется в США общая сумма денежных призов, составлял 27 750 долларов. Команде (три гонщика) — победительнице, выступавшей на катере «U-б» фирмы «Райсон Крафт» с тремя «Меркюри» по 125 л. с., были вручены призы за общее 1-е место 7700 и за 1-е место в классе еще 1300 долларов.
Прекрасный сервис, живописные окрестности, отличный обзор всей трассы гонок и, конечно же, реклама привлекли в этом году рекордное количество зрителей — более 15000. Популярности марафона в немалой степени способствовало и участие в нем команды, составленной из трех рекордсменов мира, показавших наивысшие абсолютные скорости на суше, на воде и в воздухе. На катамаране «Старфлайт» с тремя моторами «Крайслер» по 105 л. с. должны были выступать, сменяя один другого, Ли Тэйлор, который только полгода назад на 16 км/час превысил рекорд Кэмпбелла, за ним Крэг Бридлав, на трехколесном автомобиле развивший скорость 966 км/час, и, наконец, летчик майор Пит Найт — «самый быстрый человек в воздухе», по официальному сообщению ВВС США показавший на сверхзвуковом самолете «Х-15» скорость 7296 км/час! Естественно, катер класса «U» под № 707 был в центре всеобщего внимания, а фотоснимки команды рекордсменов обошли прессу многих стран.
Итак, в субботу 26 ноября по пушечному выстрелу армада из 126 судов «ринулась в бой». Сразу же вперед вырвалось несколько гонщиков, среди них уже упомянутый Боб Оугл, Билл Купер из команды Майка Ригана и 23-летний учитель Рон Хилл (корпус «Гластрон»; 2 «Эвинруда» по 115 л. с.), вскоре ставший лидером первого дня марафона. Уверенно ведет свой катамаран и Ли Тэйлор: разумеется, сейчас его скорость — около 100 км/час — несравнима с рекордными 450 километрами!
Сразу же начинаются и сходы с дистанции: в течение первого часа гонок выбыло 17 судов. За оба дня потерпело серьезные аварии 12 судов, причем часть из них пошла ко дну. Общий результат марафона такой: закончило гонку немногим больше третьей части участников, всего 55 судов (в классах: «S» — 21, «Т» — 22 и «U» — 12).
Информация об изображении
Круг почета совершают команда-победительница и королева марафона Барбара Мур
Общее 1-е место досталось победителю в классе «U», блестяще закончившей гонки команде катера под № 6: Биллу Куперу, Руди Рэймасу и Майку Ригану. Вторым, отстав только на один круг, был «единоличник» Рон Хилл, третьими (111 кругов) — Гарри Симпсон и Джин Мейер, которые шли с двумя «Мер-кюри» по 125 л. с. (оба судна в классе «Т»). В классе «S» первым был Джим Мак-Коннел, сделавший на корпусе «Шульце» со 115-сильным «Джонсоном» 106 кругов. Ему были вручены 1300 долларов и специальной трофей за лучшее достижение с одним мотором, учрежденный фирмой... «Пепси-Кола».
Круг почета совершают команда-победительница и королева марафона Барбара Мур
Команда призера за асе время марафона сделала только две остановки (для заправки), если не считать третьей, когда перед самым финишем у Майка Ригана неожиданно заглохли сразу все три мотора! Ситуация была драматическая! Наступавший на пятки Рон Хилл уже настигал его, когда Ригану все же удалось стартером оживить моторы: «их шум был для меня лучше всякой музыки», — потом говорил он!
А что же произошло с рекордсменами мира? Первый день, как уже мы знаем, закончился благополучно. В начале второго дня за руль сел Крэг Бридлав. Он прекрасно знаком с вождением рекордных автомобилей на суше, но, видимо, не так уж уверенно чувствует себя на воде. Сильный порыв встречного ветра приподнял нос катамарана, идущего с чрезмерной скоростью, а затем он взлетел в воздух, перевернулся, упал в воду (снова килем вниз) и, так как моторы продолжали работать (отказал самосброс!), начал описывать круги около плавающего Крэга. Ему грозила смертельная опасность. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы шедший позади вместе с Биллом Хиллом калифорниец Дик Шеррер не проявил исключительное хладнокровие и самоотверженность: рискуя жизнью, он сбросил газ и поставил свое судно между Бридлавом и несущимся на него неуправляемым катамараном...
Спасательный катер Береговой службы вытащил Крэга Бридлава из воды. Ои мог бы даже продолжать гонку, поскольку катамаран остался невредимым, но выяснилось, что заклинило дистанционное управление. Судно же Шеррера и Хилла, поврежденное при столкновении, затонуло, не успев дойти до пирса. Дик Шеррер единогласно был признан лучшим водителем марафона, и в торжественной обстановке ему вручили самый почетный приз гонок — памятный кубок имени Ханка Бовмэна, присуждаемый за проявленное мастерство и спортивные качества гонщика. Остается добавить, что Питу Найту поневоле пришлось участвовать в соревнованиях лишь в качестве зрителя. Правда, как видим, по весьма уважительной Причине!
Итак, в тяжелейших условиях 8-часового марафона на озере Ха-васу мощные подвесные моторы выдержали еще один экзамен на надежность. В подтверждение этого вывода можно сослаться и на результаты очередных (март 1968 г.) гонок памяти Сэма Гриффитса, проводящихся уже не на озере, а в океане. Половина всех дошедших до финиша катеров была оснащена подвесными моторами. Первый из них (пришел пятым) отставал от победителя всего на 13 мин., хотя имел чуть ли не втрое меньшую мощность: 3 «Меркюри» по 125 л. с. против 900-сильной стационарной установки. На дистанции ему удалось обогнать катера Билла Вишника и Дика Бертрама с установками по 1400 л. с.!
Если же говорить о достижимых скоростях, то можно напомнить, что абсолютный рекорд скорости на судах с подвесным мотором равен 210,67 км/час (установлен в марте 1966 г. с мотором «Эвинруд 100S» номинальной мощностью 100 л. с. и объемом цилиндров 1,5 л).