Отметим, что весьма популярным средством сообщения на выставке были небольшие прогулочно-экскурсионные катера. Сотни тысяч посетителей из всех стран с удовольствием пользовались этим приятным и быстрым способом общего обзора выставки с воды, одновременно отдыхая на свежем воздухе. Один из таких катеров, оснащенный угловой откидной колонкой фирмы «Меркруйзер» с надежным и экономичным дизельным двигателем, показан на нашем фото.
Из важнейших соревнований прошлого сезона по традиции прежде всего отметим английские гонки Каус—Торки, состоявшиеся 26 августа в на редкость (для английского лета) безветренную солнечную погоду. Интересно, что уже на следующий день густой туман лег на побережье, снизив видимость до 150— 200 м, а при таких условиях гонки явно пришлось бы отменить! Итак, погода была безукоризненна, и седьмые соревнования на приз газеты «Дейли Экспресс», проводимые по уже традиционной трассе (174 мор. мили — 320 км) оказались рекордными как по числу участвующих судов, так и по их скоростным показателям. Из 68 заявленных катеров на старт вышло 58 и успешно финишировало 39 (один катер «Хам-Драм», управляемый популярной английской спортсменкой мисс Лэнг, не уложился в контрольное время).
Естественно, подавляющее число судов шло под английским флагом, но было заявлено и 12 зарубежных катеров. В соревнованиях приняли участие гости из Италии, а также шведы, датчане, американцы, спортсмены Багамских островов (кстати, их судно «Ю. Ф. О.» заняло почетное 4-е место). Любопытно, что Франция и ФРГ не сумели выставить ни одного катера.
В 10.00 прогремел орудийный выстрел. Старт выглядел весьма торжественно. Обозначали линию старта и обеспечивали порядок на акватории быстроходные сторожевые корабли. Более ста вертолетов и самолетов кружились в безоблачном небе. Многотысячная армия болельщиков заполнила набережные.
Первой сенсацией было появление на старте знаменитой «Трамонтаны-II», гибель которой в свое время широко комментировалась прессой (см. вып. 12). И вдруг — снова на дистанции. Говорят, что один шотландец сразу же предложил пари на 500 фунтов, что это вовсе не «Трамонтана», а просто похожее на нее судно с тем же названием, что довольно часто практикуется в аналогичных случаях. Увы, он проиграл! «Трамонтана» была самая что ни на есть настоящая с теми же четырьмя «Ягуарами» общей мощностью 1100 л. с. Более того, на этот раз «капризные звери» оказались довольно милостивыми и катер, финишировав одиннадцатым со средней скоростью 74 км/час, завоевал общебританский приз (500 фунтов) как лучшее судно, целиком построенное в Англии. (Можно наверняка утверждать, что подъем его со дна пролива и ремонт обошлись в несколько раз дороже!).
Раз уж речь зашла об авариях, упомянем о трагической судьбе одного из самых мощных участников этой гонки — 1200-сильного «Сандерфиш-III», известного ранее под именем «Мэри Гоу-Раунд» (в свое время призер среди дизельных катеров). На судне, оно шло четвертым, внезапно вспыхнул пожар вследствие того, что при поломке ведущего вала его конец пробил бак с горючим, которое вытекая попало на раскаленный выхлоп. Автоматическое противопожарное устройство сработало и за 4 мин. погасило пламя. Водитель Шэд и механик Хаддер открыли капот двигателя, чтобы выяснить, что к чему, и в это время последовал взрыв. Вся команда во главе с владельцем судна Альбертом А. Фиджинсом очутилась в воде. В считанные минуты «Сандерфиш» пошел ко дну.
Находившиеся вблизи американский «Малтиз Магнум» и итальянский «Гайдросоник Специал» занялись спасением попавших в беду гонщиков. Дон Аронау (он вел свой катер) потерял на этом около 10 мин. и все же сумел занять призовое общее 3-е место и 1-е место по классу подвесных моторов. Итальянскому же судну не повезло: позднее из-за поломки транца оно само начало тонуть и только благодаря подоспевшему на помощь пожарному катеру было спасено и отбуксировано с Торки.
Пришлось сойти с дистанции, большей частью из-за неисправностей в двигателях, и ряду других судов. Совсем не повезло леди Вайолет Айткин, которая как всегда сама вела свой 900-сильный «Ультра Вайолет»: под гребной винт попала автомобильная шина и... силовая установка вышла из строя. Зато катер «Джипси-Герл», на котором шел ее муж сэр Макс Айткин, занял общее 8-е место (средняя скорость 79,6 км/час) и 1-е место среди дизелей. Известный катер «Вайлдкэт» потерпел неудачу из-за неполадок в зажигании подвесных моторов «Джонсон». Вообще же из 8 катеров с подвесными моторами финишировали 5, заняв соответственно 3, 5, 6, 23 и 33-е места, что весьма неплохо (конечно, не следует забывать про штилевую погоду!). Уже знакомый нам участник многих океанских гонок «Джеки С» (см. вып. 4) всю дистанцию шел очень ровно со скоростью 78,7 км/час и оказался на почетном в таких соревнованиях 9-м месте.
Победители гонок — англичане, неоднократные участники океанских соревнований Ричард и Джим Гарднеры, выступая на сконструированном итальянцем Ренато Леви и построенном на верфи «Соутер» 11-метровом катере «Серфри», прошли дистанцию за 3 часа 44 мин. со средней скоростью 85,28 км/час. Это — новый рекорд в больших океанских гонках. Они на 11 мин. опередили второй катер — итальянца Гарджиуло на «Дельта Синтезис», хотя силовые установки обоих судов (2 «Дайтона» по 600 л. с.) одинаковы. Итак, братья Гарднеры уже во второй раз завоевали переходящий приз Бивербрука. Напомним, что в 1964 г. они выиграли гонки на «Серфрайдер», показав среднюю скорость 78,7 км/час. Таким образом, это пока единственный «дубль» за все семилетнее существование соревнований.
Пришедший последним катер «Миссус Смит» на середине дистанции (шел 21-м) «захромал», так как один двигатель вышел из строя; тем не менее его средняя скорость составила 28,1 км/час. Тщательная, как всегда, подготовка обеспечила безукоризненное проведение этих интереснейших и самых представительных океанских гонок (хотя они и проводятся не в открытых водах, а в основном вдоль побережья). Можно полагать, что они будут еще более интересными; принято решение, по которому эти гонки с 1968 г. должны проводиться на удлиненной дистанции, причем и старт и финиш будут в Торки. Это, конечно, будет способствовать их еще большей популярности. Зрители получат возможность видеть и начало, и ряд промежуточных этапов, и финал соревнования без каких-либо переездов. Основные гонки будут проводиться по субботам, но на следующий день состоится их продолжение для малых судов по облегченной трассе. Таким образом, весь уикэнд будет большим водно-моторным праздником.
Гонки Каус — Торки 1967 г. были по счету восьмыми из 10, по которым ведется зачет очков на звание чемпиона мира по океанским гонкам. До них основными претендентами являлись Дон Аронау и братья Гарднеры, но поскольку англичане отказались участвовать в следующих зачетных (американских) соревнованиях, а Д. Аронау за каусские гонки все же заработал 6 очков, он вне зависимости от результатов оставшихся двух соревнований стал чемпионом мира 1967 года.
Международные гонки на Сене под парижскими мостами хорошо известны нашим читателям. Со всего мира собираются гонщики, чтобы принять участие в этом труднейшем матче в сердце Европы. В данном случае их прельщают не денежные призы, они относительно невелики, а сама исключительно напряженная атмосфера соревнований. Выиграть «6 часов Парижа» — это не меньше, чем выиграть Каус — Торки или Майами — Нассау.
На старт 13-го парижского марафона 8 октября вышли лучшие гонщики многих стран на 73 судах (по положению могут быть заявлены 40 с подвесными моторами и 40 — со стационарными двигателями). Отметим, что по сравнению с прошлогодней трасса гонок была несколько сокращена: исключен участок в верхнем течении реки под Иенским мостом, изобилующий свальными течениями и водоворотами, особенно опасными для прохождения на высоких скоростях.
К концу 6-часового срока на воде находилась лишь половина (37) из стартовавших судов. Из 10 судов, успевших сделать наибольшее количество кругов, 8 были оснащены подвесными моторами «Меркюри» мощностью 125, 110 и 100 л. с., одно — мотором «Джонсон» в 115 л. с. и одно — колонкой «Меркруйзер». Фактически 1-е место заняли итальянцы Клод и Энрико Разини, сделавшие 112 кругов (527 км); на катамаране конструкции Молинари с новым 125-сильным «Меркюри» они показали среднюю скорость 87,96 км/час. Вторыми были французы Гайяр и Аржил на корпусе «Корморан» с аналогичным подвесным мотором; они прошли 106 кругов (498 км).
Третьими — англичане Шекспир и Митчел на катере конструкции Шекспира со 100-сильным мотором «Меркюри», сделавшие только на один круг меньше. Однако Билл Шекспир выиграл не только 1-е место в своем классе ON (1000—1500 см3), но по набранным очкам стал официальным победителем, заняв общее 1-е место. Прошлогодние победители Молинари — Скотти заняли лишь 6-е общее место, а их рекорд (472 км) намного перекрыт Разини.
Гонки проходили в очень хорошую погоду, при безоблачном небе, тем не менее можно сказать, что «черные тучи» уже нависли над ними. Дело в том, что Парижские муниципальные власти начали кампанию за полное запрещение этих соревнований как слишком опасных и дезорганизующих нормальную жизнь столицы. Предлагают перенести их в город Руан (на той же Сене, где уже проводится знаменитый марафон «24 часа Руана»). Трудно сказать, чем закончится эта борьба. Слишком уж популярны проводящиеся 13 лет гонки под мостами Парижа!
Что же касается самого 24-часового марафона в Руане, отметим, что из 28 судов-участников успешно завершило гонку 21. Победители гонок (три водителя сменяли друг друга) французы Журдан, Гайяр и Бланшар, выступая на корпусе «Корморан» с американским 115-сильным «Х-115», установили новый рекорд марафона. За 24 часа они прошли около 2000 км вокруг острова Ля-круа; их средняя скорость 83,0, а наилучшая скорость одного круга 91,7 км/час. На 2-м месте — также французская команда, причем и эти три гонщика шли на корпусе той же французской фирмы с таким же мотором.
Теперь перенесемся через океан. Прежде всего о состоявшихся 12 октября ежегодных, проводимых в 11-й раз океанских гонках — 160-мильном марафоне Майами — Нассау. Если весной 1966 г. интерес к этим гонкам несколько упал из-за неоднократных переносов дня старта (была плохая погода), то на этот раз обстоятельства сложились еще хуже. Во-первых, они были назначены не на весну, как обычно, а на позднюю осень, т. е. их решили провести уже после английских соревнований Каус — Торки. Это вполне устраивало американцев, участвовавших в английских гонках (им все равно нужно было возвращаться домой), но зато английские гонщики практически были лишены возможности принять участие в американском марафоне. Вся тонкость состояла в том, что им, согласно правилам морских перевозок, надо было заранее, еще до гонок Каус — Торки подавать соответствующие заявки на транспортировку катеров через океан. От подобных заблаговременных заявок английские владельцы судов воздержались, поскольку никто из них не был уверен в том, что техника выдержит трудные отечественные гонки и сразу же за ними еще и американские. вторым обстоятельством, снизившим интерес к финишу в Нассау, послужило то, что уже был известен чемпион мира по океанским гонкам — Дон Аронау. Наконец, как ни странно, сыграла роль исключительно плохая реклама (оказывается, новый губернатор Багамы начал свою деятельность с разгона министерства туризма, которое обычно и проводило, конечно в своих интересах, широкую популяризацию гонок).
Как бы то ни было, гонки состоялись в назначенный срок и собрали 40 участников. Первым пришел Аллан Браун на катере «Донци Бэби» длиной 8,53 м, оснащенном двумя двигателями «Форд-Холман» объемом по 7 л, развивающими максимальную суммарную мощность порядка 1100 л. с. Средняя скорость победителя 88, 89 км/час, а время 3.18.45 — новый рекорд гонок, хотя он всего лишь на одну минуту меньше результата Дона Аронау, показанного в 1965 г. Высокие спортивные качества проявил ветеран океанских гонок Оделл Льюис (перед этим выигравший трудную гонку «Багама-500»). Его судно «Мона Лу III» (длина по КВЛ 9,75 м; две угловые колонки «Меркруйзер» с двигателями по 450 л. с.) вскоре после старта налетело на полузатопленное бревно, в результате чего был погнут гребной винт. Для большинства участников на этом гонка и закончилась бы, но не для него! Откинув колонку и взяв инструмент, он влез в воду и за полчаса один в открытом море сумел заменить винт. Но это еще не все! Он сделал невозможное, обогнав одного за другим 28 соперников и пришел в Нассау вторым.
Несколькими секундами позже финишировал мэйамец Карл Мосли на лодке собственной конструкции с тремя подвесными моторами «Меркюри» по 110 л. с. Сразу же отметим, что и на этот раз подвесные моторы продемонстрировали высокую надежность и способность конкурировать со стационарными двигателями прославленных марок, в несколько раз превосходящими их по мощности, а следовательно, и по стоимости и расходу горючего.
Вслед за Мосли финишировала большая группа остальных участников соревнований, причем ветераны-водномоторники сошлись на том, что не припомнят ни одной гонки с таким же «плотным» финишем, когда результаты многих участников определились лишь на последних милях и отличались иногда буквально на секунды.
Интересно, что катер чемпиона мира «007» (назван так в честь пресловутого супершпиона), уверенно шедший в первой десятке, также налетел на бревно. Однако положение Дона Аронау было гораздо хуже, чем Льюиса: ведь на «007» погнутый винт находился где-то под днищем (вот они преимущества откидных колонок и подвесных моторов!). О смене винта нечего было и думать, и чемпиону пришлось продолжать гонку «черепашьим шагом». Второе происшествие — значительно более серьезное, хотя, к счастью, обошлось без жертв: катер Джека Троттера «Миллер Спешл» (длина 8,53 м; стоимость 17 тыс. долл.) загорелся минут через пятнадцать после старта и объятый пламенем пошел ко дну...
Теперь несколько слов о большом весеннем марафоне, известном под названием «Багама-500» и проводящемся на дистанции порядка 500 морских миль между цепью Больших Багамских о-вов в теплых водах Атлантического океана. Напомним, что «Багама-500» также входит в число зачетных гонок чемпионата мира. В этом году погода не баловала спортсменов: шквалистый южный ветер развел большую — до 3 м — волну и из 63 принявших 7 мая старт судов-участников только 16 (т. е. всего 25 %) дошли до финиша.
На эти соревнования обычно собираются лучшие гонщики континента. И сейчас здесь можно было видеть Дика Бертрама со своими с иголочки новой «Май Мо.ппи» (2 колонки «Меркруйзер» по 450 л. с.) и «Мастер Моппи» (2 «Крайслера» по 525 л. с.). Были здесь и Карл Мосли на «Май Флаинг Машин», и Дон Аронау на «Мелтиз Магнум», и Оделл Льюис на «Мона Лу III», и многие другие звезды американского спорта. А компания «Кикхейфер» прислала большую команду, суда которой, конечно же, были оснащены своими подвесными моторами «Мер-кюри» и откидными Z-образными колонками «Меркруйзер».
Это была исключительно интересная марафонская «битва». Назовем лишь имена победителей: это Оделл Льюис, Дон Аронау и Чет Стрикленд, шедший на безымянном катере фирмы «Магнум» длиной 8,5 м с тремя моторами «Меркюри» по 110 л. с.
Подлинной сенсацией гонок было появление на финише судна, занявшего... последнее место. Несмотря на волну, океанскую трассу преодолела большая (длина 12,20 м) плавучая дача «Сандерберд» (2 «Крайслера» по 325 л. с.). Совершенно необычное для таких соревнований судно вели жена и дочь владельца дачи Якоби, судя по сообщениям прессы — неукротимые спортсменки. Кстати, они не особенно спешили и даже сделали остановку в Нассау для ночевки; тем не менее с момента старта до их финиша прошло всего 35 час.
Только несколько участников прибыло из Европы. Это были англичане, итальянцы, шведы и датчане, однако лишь датскому катеру «Коронет» удалось добраться до финиша (он опередил плавучую дачу всего на 1 час).
В американской столице водномоторного спорта Майами в течение года проводилось огромное количество самых разных соревнований, конкурсов, водных праздников и т. п.
Так, 2—3 июля проходили 90-мильные гонки на круговой дистанции Майами — Ки Ларго — Майами, в которых участвовало 90 судов с подвесными моторами и стационарными двигателями. Победителю Жану Шуновру на «Флаинг Датчмэн» потребовалось затратить на прохождение дистанции 1 час 15 мин. Отметим, что старты одновременно такого большого количества судов со сверхмощными гоночными двигателями выглядели очень внушительно. Финишировало 67 судов.
Очередной 19-й Марафон Золотого Берега на этот раз проводился в той же Бискейнской бухте, но в два дня: 15—16 июля. В нем приняли участие 66 судов с подвесными моторами и 25 со стационарными установками. И снова первым оказался Жан Шуновр на «Флаинг Датчмэн» с двумя «Меркюри», прошедший 138 миль с очень высокой средней скоростью 116 км/час. В классе судов со стационарными двигателями победителями были Майк Гордон и Джек Вилкокс.
8 октября на Морском стадионе проводился розыгрыш национального чемпионата любительских судов по классу Ф (по американской классификации АПБА). Одновременно на этой регате проводились гонки и по шести другим национальным классам судов. Рекорды в классе Ф (со стационарным двигателем литражом до 6,55 л с ограничениями по размерениям корпуса и весу) на 1967 г. составляют: в гонках на дистанцию 5 миль — 111,77 и на дистанции 1 км — 152,24 км/час. Оба принадлежат Р. Брайеру. Интересный момент, когда механик Брайера Вин филлипсон в первом неудачном заезде пытается исправить вал, изображен на фото. Следующие заезды Брайера прошли более успешно и в целом он занял в гонках 2-е место (зачеты ведутся по очковой системе).
Еще несколько слов о рекордах. Мы уже сообщали, что драгбот «Цитэйшн-II», рекордсмен в своем классе, в 1966 г. буквально разлетелся на куски. Ему на смену уже пришел катер того же класса «Цитэйшн-III». В конце июля на новом Морском стадионе в Лонг Бич гонщик Боб Стипп развил на нем официально зарегистрированную скорость 289,07 км/час, существенно улучшив предыдущее достижение. Однако он не сумел подтвердить свой результат, что требуется для утверждения рекордов драгботов, и его скорость как рекорд не была засчитана. Отметим, что этот чисто американский класс гоночных судов с 1967 г. включен и в орбиту УИМ (правило 856).
А теперь к более доступным «земным» рекордным скоростям в малых классах гоночных судов, принятых также и нашей Федерацией водно-моторного спорта. Эти рекорды установлены к концу 1967 г.
В классе мотолодок МИ-175 (JU) рекорд на дистанции 1 км, установленный в 1964 г. японцем Мозахиру (65,08 км/час), поднят А. Трегером до 80,81 км/час (корпус «ГТХ», мотор «Эвинруд»),
Часовой рекорд в классе скутеров СС-500 (ОС) теперь равен 96,48 км/час вместо прежних 95,44; он установлен Т. Розеном на корпусе Шульце с мотором «Крисчент». В этом же классе Д. Кениг на своем же моторе на дистанции 5 миль установил новый рекорд 124,01 км/ч ас (ранее был 121,10).
В скутерах СИ-175 (OJ) рекорд на 5 миль в гонках поднят сразу на 14 км/час — до 87,22 (гонщик из ГДР В. Барч, корпус «Пфенниг», мотор «ИВЛ»).
Представляют интерес и рекорды 1967 г. по катерам. В классе К-02 державшийся с 1955 г. рекорд на дистанции «фонд» поднят Ф. Джильбертом (Италия) с 44 до 61,33 км/час (корпус «Сан-Марко», двигатель «Альфа-Ромео»).
В классе К-2 (Е2) рекорд на 1 км теперь равен 116,21, а часовой — 94,44 км, час; оба рекорда установил Карл Бранкати (корпус «Молинари», двигатель «Альфа-Ромео»),
Обновлен рекорд и в классе глиссеров ГВ. Теперь он равен 201,18 км/час на дистанции 1 км (предыдущий — 186,08).
Полная таблица мировых рекордов в принятых у нас классах будет приведена в одном из следующих выпусков сборника.
Информация об изображении
Механик Филлипсон на ходу пытается устранить неисправность передачи на винт
Как мы уже знаем, прошлый сезон был ознаменован и новым абсолютным рекордом скорости на воде.
Механик Филлипсон на ходу пытается устранить неисправность передачи на винт
После неоднократных безуспешных попыток молодой и энергичный американский гонщик Тейлор на сконструированном Р. Холлетом (одним из лучших конструкторов Америки) гоночном глиссере «Хаслер», оснащенном турбореактивным самолетным двигателем «Вестингауз», официально превысил рекорд Д. Кэмпбелла. «Хаслер», по уточненным данным, развил среднюю скорость 458,97 км/час.
Заезд производился в штате Алабама на озере Гантерсвилл в присутствии официального представителя АПБА Глена Дэвиса. Хронометраж проводил главный хронометрист АПБА Отто Крокер, который в свое время фиксировал и воднолыжный рекорд Чака Стирнса на Морском стадионе в Калифорнии. Фотоэлектронная установка позволяла фиксировать скорость с точностью до десятитысячной доли секунды. Успех пришел не сразу. В течение трех недель команда вставала до зари, чтобы подготовить судно к рекордному заезду, но почти ежедневные штормы и туман заставляли откладывать старт. Во вторник 27 июня погода немного улучшилась, но видимость оставалась недостаточно хорошей. Ли Тейлор рискнул, но средняя зарегистрированная скорость оказалась всего 255,320 миль/час (т. е. значительно ниже скорости Кэмпбелла).
Уже кончался срок дорогостоящей лицензии АПБА на установление рекорда и представители АПБА собирались уезжать, когда в пятницу 30 июня с самого утра установилась идеальная погода.
Ли Тейлор пошел на рекорд. Техника работала отлично, и в первом Же заезде была зафиксирована рекордная скорость 288,1216 миль/час. Гонщик привел глиссер на заправку, а затем успешно провел заезд и в обратном направлении, показав лишь не намного меньшую скорость 282,3039 миль/час. Итак, средняя скорость двух заездов равна 285,213 миль/час, что равняется 458,97 км/час. Рекорд Кэмпбелла побит!
Любопытно, что особой шумихи даже в американской печати не было. Буквально в нескольких строках сухо сообщалось о событии, без развернутых комментариев и восклицательных знаков. В специальных спортивных журналах появились лишь небольшие заметки. В чем же дело?
Рекорд есть рекорд, но это — не шаг вперед, а формальная регистрация скорости, которую Кэмпбелл неоднократно превышал (в частности, при первом заезде 4 января такая скорость была даже зарегистрирована, но рекорд не был засчитан, так как при обратном заезде произошла катастрофа). Настоящий рекорд еще впереди: ведь «Хаслер» рассчитан, как заявил Р. Холлет (и подтвердил рекордсмен), на скорости свыше 600 км/час! Выжать из «Хаслера» расчетную скорость — такова задача, стоящая перед Тейлором, которому, очевидно, скоро начнут наступать на пятки другие претенденты на корону мирового рекордсмена.
Разговор о новинках моторостроения начнем с нескольких цифр. Выпуск подвесных моторов растет с каждым годом. Так, в США на восемь с лишним миллионов зарегистрированных прогулочных лодок уже приходится около 7 млн. работающих подвесных моторов. Любопытно, что средняя мощность одного мотора — 30 л. с., а максимальная за год повысилась на 10 л. с. и составляет сейчас 125 л. с.
Как уже сообщалось, лидером по мощности серийно выпускаемого мотора в прошлом году стала крупнейшая в мире компания по выпуску подвесных моторов «ОМС» (моторы «Эвинруд»/«Джонсон»), выпустившая «Х-115», краткое описание которого было помещено в вып. 12.
Можно добавить, что на этом 115-сильном моторе сразу же начали обновлять рекорды и выигрывать труднейшие соревнования. Для примера еще раз упомянем, что в марафоне «24 часа Руана» на моторе «Х-115» были заняты 1, 2 и 5-е места.
Конкурирующая фирма Кикхейфера «Меркюри» (ее мощнейший мотор имел 110 л. с.) немедленно приняла меры и ответила решительным ударом, выпустив на рынок подвесной мотор-«левиафан» мощностью 125 л. с.! Этот мотор с рабочим объемом цилиндров 1636 см3 сконструирован по типичной «меркурьевской» схеме (шесть цилиндров в линию), имеет электронное зажигание «Сандерболт» без механического молоткового прерывателя, три карбюратора. Как и на многих других моделях «Меркюри», выхлоп осуществляется через ступицу в разреженное пространство (каверну) за гребным винтом. Это в значительной мере снижает шум газовыхлопа, а кроме того, несколько повышает общий к. п. д. установки. Вес мотора фирма не сообщает, но можно предположить, что он составляет около 125 кг. При всей новизне этот мотор имеет устаревшую дефлекторную продувку с присущими ей недостатками (неэкономичность, увеличенный вес поршня и т. д.). Приводим фото «короля мощности» 1968 года.
Попутно отметим, что этой же фирмой выпущены новые стационарные двигатели — шестицилиндровый объемом 4,1 л и мощностью 160 л. с. и четырехтактный восьмицилиндровый «Меркруйзер-325» мощностью 325 л. с. при 4200 об/мин (степень сжатия 8,8). Ассортимент стационарных двигателей «Меркюри» в 1968 г. включает пять моделей мощностью от 30 до 325 л. с.
Корпорация «ОМС» также подготовила к сезону 1968 г. ряд сенсационных новинок. Одна из них — самый малый по мощности американский мотор, получивший в эвинрудовском исполнении симпатичное имя «Мэйт» — «Приятель». Это обычный по схеме двухтактный одноцилиндровый мотор, имеющий объем цилиндра 43 см3 и развивающий при 4000 об/мин — 1,5 л. с. (диаметр цилиндра 39,691 мм; ход поршня 34,52 мм).
Встроенный бак вмещает 0,95 л горючего. Зажигание от искрового маховичного магнето напряжением 27000 в. Передаточное отношение 12:25; реверс осуществляется поворотом мотора на 180°. Винт трехлопастной диаметром 184,1 и шагом 114,3 мм. Охлаждение принудительное, водяной помпой. Мотор очень легкий — его вес всего 8,6 кг. Оформление мотора выполнено крайне просто; он даже не имеет кожуха. У маховика со стороны водителя поставлен защитный козырек.
Фирма сообщает, что при установке «Мэйта» на небольших лодках (каноэ и т. д.) скорость с одним водителем на борту равна примерно 13 км/час; благодаря применению специального гребного винта этот мотор может двигать, конечно с меньшей скоростью, лодку водоизмещением до 850 кг. Мотор имеет антикоррозионное покрытие и может работать в соленой воде. Выпускается пока только один вариант — для нормального транца высотой 380 мм.
С технической точки зрения наибольший интерес представляет принципиально совершенно новая модель мощного трехцилиндрового подвесного мотора, получившая в эвинрудовском исполнении весьма характерное название «Триумф» (в джонсоновском варианте, как обычно, «Си-Хорс 55»), Этот мотор — результат почти пяти лет конструкторских разработок, исследований и практических испытаний, которые стоили фирме более 4 млн. долл. и велись в строжайшей тайне.
Впервые в мощных моторах, выпускаемых «китами» американской промышленности, применена прогрессивная петлевая продувка. Это сразу же улучшило ряд технических показателей (снижены расход топлива и удельный вес, повышена удельная мощность); плоский поршень без отражающего дефлекторного прилива получился более легким, что, в свою очередь, снизило действующие инерционные нагрузки. Благодаря уменьшению массы поршня улучшились условия его охлаждения, что прежде всего благоприятно сказалось на смазке. Не лишне заметить, что лучшие европейские моторы, например «Монарк-Крисчент» и «Пента», давно уже применяют петлевую продувку (консерватизм крупных американских фирм, очевидно, объясняется исключительно производственными соображениями).
Другой очень интересной технической новинкой является впервые примененная в подвесных моторах злектро-гидравлическая система переключения на нейтраль, передний ход и реверс. В следующем обзоре будет рассмотрена схема работы такой передачи с соответствующими пояснениями, а сейчас приведем основные технические характеристики «Триумфа». Это трехцилиндровый мотор с рабочим объемом 814 см3; ход поршня 59,53 мм; диаметр цилиндра 76,20 мм. При 5000 об/мин он развивает мощность 55 л. с. (допускается кратковременная форсировка до 5500 об/мин). Каждый цилиндр снабжен отдельным карбюратором поплавкового типа без всяких регулировок, кроме, понятно, регулировки степени открытия дроссельной заслонки. Охлаждение водяное с замкнутой системой циркуляции воды и автоматическим температурным контролем; имеется аварийная сигнализационная лампа. Запуск осуществляется электростартером, аварийный — шнуром.
Зажигание электронное; маховичный генератор позволяет снять ток для освещения силой до 9 а при напряжении 12 в. По желанию может быть смонтирован 15-амперный генератор.
Переключение нейтраль — реверс — передний ход кнопочное дистанционное. При выходе из строя электрической или гидравлической системы переключения остается включенным «передний ход» и, таким образом, остается возможность продолжать поездку. Отношение редуктора 12:29. Откидывание мотора можно осуществлять дистанционно, причем можнэ и зафиксировать его под любым углом.
Газовыхлоп — через ступицу. Интересной особенностью подводной части является кольцо, закрепленное у среза ступицы. Стекающий со ступицы поток воды проходит через профилированный зазор между кольцом и ступицей и получает дополнительное ускорение за счет его конусности. Этот поток как бы сжимает струю выхлопных газов, препятствуя их попаданию на лопасти гребного винта и, следовательно, развитию кавитации. Широкое использование электронно-вычислительной техники при выполнении расчетов позволило добиться оптимального варианта обводов подводной части мотора.
Полный сухой вес мотора без стандартного 22-литрового бачка с горючим 86 кг. Стандартный трехлопастной гребной винт имеет диаметр 336 и шаг 304 мм (по желанию могут поставляться три других варианта винтов).
Всего фирма «ОМС» выпускает в 1968 г. подвесные моторы 17 типов и каждый из них (кроме 1,5-сильного) имеет вариант с удлиненной «ногой». Администрация завода «Джонсон» объявила, что общее количество моторов, выпущенных только этим предприятием, к началу 1968 г. перевалило за 3,5 млн.