Разделяющие Англию и Францию проливы не раз служили ареной спортивной борьбы и демонстраций различных новинок техники (вспомним хотя бы сенсационный перелет через канал Блерио в 1909 г. или первые рейсы «ховеркрафтов» в наши дни). Проливы многократно пересекали самыми невероятными способами, используя зачастую совершенно фантастические «плавсредства». Раздолье здесь и для пловцов. Недавно, как сообщали наши газеты, массовый заплыв через канал совершили 17 французских студентов. Своеобразный рекорд установила 27-летняя англичанка Розмари Джордж, которая переплыла Ла-Манш в обоих направлениях за 17 час. 15 мин.
Естественно, что эта трудная, зато не обиженная вниманием прессы, морская трасса уже давно привлекает внимание спортсменов-воднолыжников. В сборнике уже упоминалось, например, что в 1955 г. за 3,5 часа пролив пересек английский лыжник А. Кромптон (за штурвалом буксировщика сидел Дональд Кэмпбелл), в 1964 г. — французский лыжник на воздушном змее. Но все это были рекорды одиночек, а вот с 1966 г. проливы стали местом проведения больших воднолыжных соревнований — массовых марафонов.
История организации этих соревнований такова. Несколько лет назад доктор Бриан Ричардс опубликовал в воднолыжном журнале статью, в которой описал свой переход на лыжах через канал. Редакция сделала примечание, в котором отметила, что организованный массовый переход такого рода мог бы послужить делу популяризации этого вида спорта и представил бы большой интерес с чисто спортивной точки зрения. Призыв сразу же нашел восторженный отклик в среде английских воднолыжников, но для проведения марафона требовалась значительная сумма, а небольших вступительных взносов участников явно не хватало. На помощь пришли спонсоры (лица или фирмы, принимающие на себя основные расходы по финансированию того или иного мероприятия; часто это газетные или журнальные тресты — вспомним гонки газеты «Дэйли Экспресс» Каус — Торки, иногда меценаты-«одиночки»), Конечно, спонсоры не забыли и о своей выгоде. Марафон взялась полностью субсидировать фирма, выпускающая папиросы — «Пляерс № 6». Получилось, мягко говоря, нелогично: чисто спортивное мероприятие обеспечивает фирма, продукция которой настоящим спортсменам противопоказана. Зато — какая реклама!
Вот почему соревнования именуются довольно странно — «лыжные гонки через Канал Пляерс № 6».
Первый марафон состоялся в 1966 г. Это была еще только проба сил и участвовало в ней всего 23 команды (финишировало пять). Зато в следующем году соревнования были уже действительно массовыми.
Познакомимся с правилами марафона «Пляерс № 6», организуемого английским воднолыжным клубом в Вайтстэбле. Соревнования открытые. Могут участвовать любые команды, состоящие не менее чем из трех человек (водитель, наблюдатель и воднолыжник), причем допускается перемена функций участников во время гонок. За право участия в марафоне с каждой команды взимается плата в размере 5 фунтов 5 шиллингов.
Единственное ограничение в выборе катеров-буксировщиков заключается в том, что они не должны были быть короче 3,96 и длиннее 5,48 м. Суда могут быть оснащены как подвесными моторами, так и стационарными двигателями. В зависимости от мощности и типа силовой установки буксировщика команды разбиты на три класса. В классе А (18 судов в 1967 г.) входят все катера со стационарными двигателями, в класс В (21 судно) — с подвесным мотором (моторами) мощностью до 80 л. с. и в класс С (14 судов) — с подвесным мотором мощностью свыше 80 л. с. Катер может идти по трассе только с лыжником на буксире.
Должна быть обеспечена полная непотопляемость всех судов-участников. На борту каждого должны иметься средства аварийной сигнализации — по две дымовые шашки и ракеты, а также красный сигнальный флажок и якорь с тросом установленной правилами длины. Гоночный номер должен быть нанесен черными цифрами высотой 305 мм на белом фоне на обоих бортах катера.
Длина буксировочного фала может колебаться в пределах от 21,3 до 45,7 м. Лыжник может идти на двух или на одной лыже. Обязательно ношение спасательного жилета с гоночным номером на спине и шлема, покрытого флюоресцирующей краской. Старт (одновременный для всех команд) и финиш у лодочного клуба в Грейтстоне. Трасса 40-мильного марафона обозначена стоящими на якоре «маркировочными» судами и в районе финиша дополнительно буями.
Итак, в воскресенье 28 мая, не взирая на подозрительную пасмурную погоду, не менее 10000 зрителей собралось на Грейтстонском пляже, чтобы посмотреть старт необычного по массовости воднолыжного марафона. Сразу же отметим, что все происходящее на воде в течение всего времени гонок комментировалось по радио; желающие могли приобрести памятные значки, а главное — хорошо составленные программки со схемой маршрута, перечнем участников и правилами соревнований. На старт вышли 53 команды со всех концов страны —189 спортсменов, в числе которых было 9 человек моложе 18 лет.
По официальному прогнозу предполагалось улучшение погоды и уменьшение волны во второй половине дня, поэтому в 13.30 судейская коллегия дала старт. Однако английская метеослужба оказалась не на высоте. Не успели лыжники скрыться за горизонтом, как ветер начал крепчать. Волны подымались все выше. С трассы сообщили, что сила ветра достигла 5 баллов, а высота волн доходит до 3—3,5 м. Пошел дождь, но несколько тысяч настоящих болельщиков оставалось на берегу, оживленно обсуждая каждое сообщение о событиях на трассе. А там один за другим падали и сходили с дистанции участники марафона, так как подолгу идти на такой волне со сравнительно большой скоростью оказалось исключительно трудно. Были случаи и выхода из строя техники.
Несмотря ни на что около половины участников сумели пройти первую половину дистанции, а шесть команд успешно закончили марафон.
Первым показался на горизонте возвращавшийся катер Чезвотерского водно-моторного клуба (корпус «Флетчер», 120-сильный двигатель с Колонкой «Джонсон»), Время команды-победительницы из пяти человек во главе с Д. Хиллом — 3 часа 21 минеей был вручен наивысший денежный приз (100 фунтов) и специальный приз за 1-е место в классе А.
Только на 5 мин. отстала от нее команда Общества моторов Кроссленд — четыре спортсмена, руководимых Д. Коупсилом. Третьей была четверка В. Риксона, в составе которой выступал 14-летний юноша. Эта команда шла на катере с 65-сильным подвесным мотором «Меркюри» (т. е. выступала в классе В) и затратила на преодоление дистанции 3 часа 57 мин. Последний — шестой воднолыжник финишировал через 4 часа 57 мин. после старта.
Помимо денежных (надо сказать сравнительно небольших) премий, все финишировавшие команды получили вещевые призы — специальные часы, воднолыжное снаряжение, костюмы и т. п. Все участники вне зависимости от результатов получили специальные памятные жетоны.
Воднолыжный марафон через канал и обратно уже получил широкую известность и признание как подлинно спортивное и большое соревнование международного масштаба. В 1968 г. ожидается участие значительно большего числа команд, в том числе и из-за границы. Уже объявили о своем намерении выступать в марафоне (предполагается провести его в самом конце сезона) воднолыжники Франции, Венгрии, Бельгии.