В начале марта наша сборная выехала в Италию, чтобы принять участие в больших международных соревнованиях — Генуэзской парусной регате. В состав сборной входили три экипажа: на «Драконе» — рулевой Юрий Анисимов и матросы Валерий Афанасьев и Валерий Ружников из Архангельска, на «звезднике» — москвичи Тимир Пинегин и Федор Шутков, а на «Летучем Г олландце» — Лев Рвалов и Виктор Пильчин. Возглавлял команду С. Ф. Иванов, тренером был Леонар Митницкий.
Мы прибыли за день до начала соревнований, а накануне в Генуэзский порт вошел советский теплоход, на палубе которого совершили 10-дневное плавание из Херсона наши яхты. На лихтере яхты доставили в яхт-клуб, и мы, не теряя времени, начали их вооружать. Рядом готовились к гонкам яхты из многих европейских стран. Мы узнавали спортсменов из ФРГ, Швейцарии, Франции, ПНР, Бельгии, Испании, Англии. Много зрителей толпилось у фаворита — «Дракона» итальянца Сержио Сорентино, но и другие яхты выглядели прекрасно. Юра Анисимов с грустью заметил: «В Сочи все любовались моим «Драконом», а здесь он кажется просто скромным»...
На гонки в «Звездном» классе прибыл из Швейцарии самый опытный гонщик — Ганс Бринер, участник четырех Олимпиад. От Италии готовились выступать чемпион Европы и Северной Африки генуэзец Луиджи Кроче, гонщики из Виареджио Андреа Бандони, с озера Гарда — Лорис Модена и другие. К сожалению, не приехали известные неаполитанские спортсмены Карл Роланди и Анжело Марино (не были готовы их новые яхты).
Когда мы стали осматривать стоявшие в клубе «пятерки», глаза разбежались. Почти все яхты — новейшей конструкции (а нашу новую «пятерку», кстати сказать, не успели достроить, и она не смогла принять участие в гонках в Генуе). Состав участников и в этом классе подобрался сильный. Наиболее громкое имя — итальянец Агостино Страулино, прославившийся своими победами на «звезднике» еще в пятидесятые годы. Несколько последних лет Страулино успешно участвует в крупнейших соревнованиях в классе «5,5-R». Теперь он готовит новую яхту конструкции Бриттона Ченса-младшего.
Интересную «пятерку» привез в Геную главный инженер мотоциклостроительного завода «Мотогуцци» Жилио Каркано. Эта яхта по обводам похожа на яхту «Шиллала» — победительницу отборочных соревнований для выбора монотипа килевой яхты-тройки.
Несколько новых конструкций было у швейцарцев. Интересно отметить, что две их яхты построены в Швейцарии по проекту шведских конструкторов братьев Олсон. На одной из них рулевой М. Стерн 15—17 марта выиграл «Кубок де Свиссэ» (1; 1; 2-е места), на другой Э. Эгли 10 марта выиграл приз «Регата Женерале». В гонках 11—13 марта разыгрывался третий приз «Кубок КОНИ» (Национального олимпийского комитета): его выиграл итальянец П. Зучинетти (2; 1; 3-е места) на «пятерке», построенной по проекту Ченса-младшего в 1967 г.
Дистанция гонок располагалась в непосредственной близости от берега, что давало возможность тысячам горожан наблюдать за ходом соревнований прямо с набережной. Кстати, там были установлены зрительные трубы, но для того чтобы посмотреть в них в сторону моря, нужно было сначала опустить монетку в специальный приемник, как у телефона-автомата. На набережной были поставлены и громкоговорители, через которые комментировался ход гонок. В хорошую погоду, а хорошая погода была почти все время, зрителей было очень много.
Гонки в классе «Дракон» вылились в поединок между Сорентино и Юрием Анисимовым. Из трех разыгрывавшихся в этом классе призов итальянец выиграл два — «Кубок Пагани» и «Кубок Арматори Либерии. Кубок «Регата Женерале», который во всех классах разыгрывался в первый день, завоевал Анисимов (его места в гонках регаты: 1; 6; 1; 2; 2; 2; 3). Для итальянцев гонки «драконистов» представляли особый интерес, так как результаты регаты будут учитываться при комплектовании олимпийской команды. Вероятно, право защищать честь Италии на Олимпиаде будет предоставлено экипажу Сорентино, который продемонстрировал явное преимущество над другими итальянскими Яхтсменами (его места: 5; 3; 3; 1; 1; 1; 1).
В «Звездном» классе хорошо начал регату и после двух гонок захватил лидерство Ганс Бринер, но затем его начали преследовать различные несчастья и он выбыл из борьбы. К середине регаты лучшие результаты были у итальянцев братьев Кроче, которые и выиграли кубок «Общества Туризма», разыгрывавшийся 11—13 марта. Последние четыре гонки регаты на финише был первым наш «Тайфун», экипажу которого был вручен «Кубок города Генуи».
«Летучие голландцы» начали гоняться на пять дней позже, 15 марта, так как здесь разыгрывался только один приз — «Кубок Баглиетто». Свободные дни Рвалов и Пильчин не потеряли даром: они выходили на своем швертботе в море, смотрели, как проходят килевые яхты, и хорошо ознакомились с дистанцией. А гонки предстояли очень серьезные, ведь только итальянских экипажей приехало 18: для них Генуэзская регата являлась первым этапом отбора кандидата на поездку в Акапулько.
Первую гонку выиграл англичанин Родней Паттисон; вторым пришел француз Бертран Шере.
Во второй гонке произошло нечто совершенно неожиданное: вся лидирующая группа (пять швертботов), в которой были и Паттисон и Шере, спутала дистанцию и вынуждена была сойти с гонки. На финише первым оказался итальянец Карло Массони; за ним пришли Витторио Порта и наш Рвалов. После двух гонок, имея 5 и 3-е места, Рвалов возглавил турнирную таблицу.
В последней, третьей гонке победителями стали Паттисон и Шере, однако «нули» за вторую гонку сыграли роковую роль, и они заняли в регате только 9 и 10-е места. Рвалов начал неплохо и пришел на первый поворотный Знак седьмым, причем его ближайшие конкуренты (по сумме двух гонок) остались позади. У него были все шансы выиграть регату, но... на первом бакштаге расстегнулся карабин спинакер-фала, спинакер упал в воду и пришлось идти без спинакера оба длинных бакштага. К нижнему поворотному знаку Рвалов подошел только двадцатым. На лавировке он отыграл семь мест, но на следующих полных курсах ему приходилось убирать стаксель и поднимать спинакер на стаксель-фале. В результате он смог занять лишь 11-е место в гонке, что дало ему общее 4-е место.
Регату выиграл итальянец Массони; 2-е место занял француз Аллэ. Дрегер, 3-е — гонщик из ФРГ Вольфганг Раппель.
Участие в Генуэзской регате позволило членам нашей сборной необычно рано начать свои международные выступления, в борьбе с сильнейшими противниками проверить материальную часть. Были выявлены отдельные недостатки, над исправлением которых нужно крепко поработать в предверии Олимпиады.
Имело бы смысл сделать участие советских яхтсменов в Генуэзской регате традиционным, а не эпизодическим.