На озере Имандра на базе яхт-клуба комбината «Североникель» 16—19 июля 1967 г. была проведена 1-я Полярная парусная регата.
Парусный спорт в суровом Заполярье является, пожалуй, самым молодым видом спорта. Поздняя весна и ранняя осень (продолжительность спортивной навигации менее 3 месяцев), низкие температуры воздуха и воды, преобладание сильных ветров и низкой сплошной облачности долгое время считались непреодолимым препятствием для зарождения и развития парусного спорта в этом районе. Однако ничто не смогло сдержать неукротимого энтузиазма яхтсменов-мончегорцев. По их инициативе был создан один из самых северных в Советском Союзе, а возможно и в мире, яхт-клубов.
Находится клуб в живописной бухте у устья реки Монча. Над ого высокой сигнальной мачтой, оснащенной по всем правилам старой парусной школы, возвышается увенчанная телевизионной вышкой сопка Монча (красивая — в переводе с лопарского), вполне оправдывающая это название своим величественным видом. В клубе построены такелажный и парусный сараи, судоремонтная мастерская, учебные классы, кают-компания. Для подъема судов установлен передвигающийся по рельсам кран.
Главные яхтенные силы клуба составляют 7 яхт класса «Дракон». Суда находятся в отличном состоянии, хотя некоторые из них постройки 1955—1956 гг. Немало швертботов, на которых занимается молодежь. На озере проводятся соревнования на приз открытия сезона, первенство комбината «Североникель», первенство города Мончегорска. Яхтсмены Заполярья уже принимали участие в областных соревнованиях.
И вот теперь клуб проводит первую в Заполярье парусную регату, посвященную всесоюзному Дню металлурга. Эта регата служит как бы заявкой молодого коллектива, первым организационным шагом к налаживанию более тесных дружеских связей с другими клубами, к участию в спортивной жизни нашей страны.
За день до начала соревнований съехались гости — представители яхт-клубов Архангельска, Ленинграда, Мурманска. Все участники регаты — семь экипажей «драконов» — собрались в кают-компании. Главный судья регаты (он же главный геолог комбината) П. В. Лялин провел жеребьевку для распределения экипажей по судам, ознакомил с несколько необычной программой соревнований: 100-мильная дистанция разбита на три этапа с самостоятельным стартом на каждом, а окончательный результат каждого экипажа определяется по сумме времени прохождения всех трех этапов.
Завтра старт. Много надо поработать, чтобы подготовиться к гонке, опробовать и настроить яхты, но надо и как следует отдохнуть. Велико искушение подняться на красавицу-Мончу! И вот мы — семь яхтсменов из Ленинграда единогласно решили стать на время альпинистами. С вершины открылись просторы Имандры с многочисленными зелеными островами и заливами. Кругом высокие, покрытые ослепительно сияющими шапками сопки. В ущелье на северном склоне — снег, а внизу на голубой глади озера белеют треугольники парусов.
На Имандре прекрасные условия для туристских плаваний. Озеро богато рыбой, берега — грибами и ягодами. Вода холодная, очень чистая. Яхты почти совсем не обрастают водорослями.
Надо признаться, гости чувствовали себя неуверенно: предстояло пройти 100 миль по совершенно незнакомому и лишенному навигационной обстановки бассейну. Озеро изобилует мелями, каменными грядами, островами и проливами, многие из которых несудоходны. (Забегая вперед, отметим, что из семи яхт только одной на протяжении всей дистанции сопутствовали три «проходных» нептуновских фута под килем).
На набережной собрались многочисленные жители Мончегорска, благо погода с утра оказалась на редкость хорошей. На прозрачном небе ослепительно сияло незаходящее полярное солнце. Ровный 3-балльный ветер и очень теплый воздух были неожиданностью как для гостей, так и для местных старожилов. Однако нас уже предупредили, что непостоянство погоды — самая характерная черта природы Севера.
В 14.00 дан старт первому этапу. Пройдя стартовые знаки, яхты сделали петлю вдоль набережной и устремились в пролив. Внимательно вглядываемся в очертания берегов, отыскивая имеющиеся на схемах маршрута острова и приметные точки. Пытаемся угадать, между какими островами выгоднее идти, где задует противный ветер, а где он и вовсе может скиснуть. А ветер вдруг начинает метаться от румба к румбу. Полярное солнце сначала несколько раз нырнуло в сползающие с гор серые снежные тучи, а затем и совсем скрылось. Пошел дождь. Яхты, растянувшиеся по дистанции, потерялись в его пелене. Теперь каждая идет своим курсом, лавируя между то и дело возникающими на пути островами.
Опыт и хорошее знание местных условий плавания позволили выиграть первый этап экипажу «Североникеля» с рулевым Т. А. Пинчуком, умело использующим постоянный свежий ветер в одному ему известных проходах.
После финиша последней яхты все суда были проведены на буксире через узкии пролив под линиеи электропередачи в другой обширный и не менее живописный водоем. Здесь нам представилась возможность оценить остроумную конструкцию приспособления для складывания мачт, созданного нашими хозяевами. Буквально за пять минут силами экипажа можно уложить и снова поставить мачту «Дракона». Все хорошо продумано и хорошо сделано собственными руками.
Второй этап — самый длинный. Удачно рассчитав свои галсы и искусно работая с парусами, мончегорцы вышли далеко вперед и казались недосягаемыми, однако борьба за лидерство не прекращалась ни на минуту. Ленинградцы использовали каждое благоприятное изменение ветра для улучшения своей позиции и вырвали победу (рулевые И. А. Волкова и В. Н. Игнатович). Мончегорская яхта «Ниттис» (рулевой В. Суслов) финишировала третьей.
Надо отметить, что хотя финиш второго этапа был ночью, над северной частью горизонта сияло солнце, как у нас, в средних широтах, это бывает за полчаса до заката. Трудно было поверить, что по часам около двух ночи; спать не хотелось.
Яхты снова разоружили и провели под электролинией в обратном направлении, так что последний этап гонки проходил уже на знакомой гостям акватории. Дул ровный ветер 3—4 балла. Взяв старт, яхты пошли курсом фордевинд, причем снова лидировала «Ниттис», которая под спинакером все дальше и дальше отрывалась от соперников. Поставили спинакеры и все остальные яхты.
Ветер усилился до 7 баллов. На большой скорости устремились к финишу все семь яхт. Никому так и не удалось догнать «Ниттис», однако в общем зачете ее молодежный экипаж оказался лишь на 3-м месте, пропустив вперед обе ленинградские команды.
На следующий после гонки день руководство яхт-клуба организовало для гостей очень интересную экскурсию на никелевый комбинат, а затем и восхождение на гору Ниттис, у подножья которой он расположен.
Будем надеяться, что Полярная регата станет традиционной встречей яхтсменов многих городов, областей и республик. Для этого в Мончегорске есть все условия! Полярный день с незаходящим солнцем позволяет плавать практически круглосуточно. Уже создана хорошая материально-техническая база, а главное — есть любовь к парусному спорту, энергия и инициатива Мончегорских яхтсменов, не жалеющих труда и времени, чтобы сделать свой клуб еще лучше. Но, конечно же, надо и поддержать молодой яхт-клуб, в частности — помочь в покупке судов и парусов, предоставить возможность регулярно принимать участие в соревнованиях республиканского масштаба.