В результате все гонки прошли в «пожарном темпе» — всего за три дня, включая и день рекордов. Первенство проводилось как чисто личное соревнование. Число спортсменов, лимитированное Положением, не должно было превышать 100 человек; фактически же в Краснодар съехалось (после проведения первенств своих ЦС) не менее 130—140 гонщиков.
В соответствии с программой гонки проводились сериями из четырех гонок — по 5 миль (8046,3 м) для судов классов СИ, СА, СВ и МА и по 10 миль (16093 м) для ГА, ГВ, К-01 и К-02. Зачет производился по результатам трех лучших гонок по международной очковой системе. Кольцевая международная трасса протяженностью 1⅔ мили имела размеры 1291,1 X50 м; сделать меньшую сторону равной общепринятому размеру — 100 м — не позволяла акватория. Замечаний по трассе ни у кого не было. Введение международной трассы, соответствующей требованиям УИМ, позволило впервые на Первенстве Союза сравнить наши скоростные достижения с зарубежными.
В классе СИ было заявлено 40 скутеров. Федерация и судейская коллегия приняли решение поделить участников на две равные группы и провести для каждой из них по одному отборочному заезду; 10 победителей из каждой группы допускались затем к финальным гонкам. Такое изменение Положения сразу же внесло элемент случайности в отбор финалистов. Напомним, что на международных соревнованиях отборочные гонки обязательно предусматриваются заранее и самое главное — всегда состоят из 3—4 заездов, а не одного единственного, в котором случайная неисправность или плохо взятый старт могут лишить гонщика права на участие в финале. Так случилось и на XIII Первенстве: один из сильнейших гонщиков страны Олег Гаврилов из-за неисправности магнето во время отборочного заезда не был допущен к участию в финальных гонках.
Итак, 18 сентября на акватории у водной станции ДСО «Труд», на реке Старая Кубань, вступили в борьбу гонщики 11 различных спортивных обществ и организаций.
В отборочном заезде первой группы скутеров СИ уверенно лидировал москвич В. Кочергин, показавший скорость 79,80 км/час. Во второй группе победителем стал В. Сурнов (Рига), прошедший дистанцию с той же скоростью. В обеих группах в отборочных заездах финишировало всего 21 судно, так как 10 гонщиков не смогли взять старт, 7 — сошли с дистанции и 2 — не уложились в контрольное время.
Серийные гонки проводились, как обычно, «класс за классом», так что участники имели достаточно времени для отдыха, регулировки моторов и даже небольшого ремонта.
В первой гонке скутеров СИ вновь победил В. Кочергин. «Заработанные» им в этом заезде 400 очков принесли гонщику общее 4-е место. Во второй и третьей гонках первыми пришли соответственно И. Прикс (Тарту) и Ю. Фуртыго (Л-д), показавший, кстати сказать, высшую скорость в классе. В первый раз на Первенстве Союза выступал слесарь-испытатель лаборатории лодочных моторов ГКЭБ Ульяновского завода В. Смирнов; он пришел 10-м в первой гонке, 5-м во второй и 4-м в третьей. Общее 6-е место из 40 претендентов и 15 гонщиков, получивших зачетные очки,— очень хороший результат.
Стоит отметить, что в заездах данного класса неоднократно был побит официальный мировой рекорд в соревнованиях на дистанцию 5 миль, установленный Барсом (ГДР) в 1965 г. (73,20 км/час).
Приводим окончательные результаты пяти первых гонщиков и наивысшие скорости в лучшем для каждого заезде.
Класс СИ. 1 — Н. Пывват («Калев»), 825 очков; 79,146 км/час; 2 — Ю. Фуртыго («ВС»), 738 очков; 80,021; 3 — О. Зленко («Труд»), 525 очков; 78,931; 4 — В. Кочергин («ВС»), 400 очков; 79, 363; 5 — И. Прикс «Калев»), 400 очков; 79,363.
В классе скутеров СА было 19 участников, однако только 7 из них получили зачетные очки по сумме гонок. Вне всякой конкуренции, уверенно и красиво, с большим отрывом в первых трех гонках победил москвич Иван Богданов — победитель международных соревнований 1966 г. в Дессау и в Болгарии. Однако в четвертой гонке он сошел с дистанции из-за неисправности двигателя, и первым оказался его брат Петр. Лучшая скорость И. Богданова гораздо выше, чем показанная в этом же классе на Первенстве мира в Дессау (79,1 км/час; Зигфрид Лубнов, ФРГ), хотя дистанция там равнялась 12 км и трасса была несколько более трудной.
В одной из гонок на повороте из скутера выбросило Г. Шмагина (Волгоград); затем в воде оказался и Я. Сейлер (Тарту). Дежурные мотолодки быстро доставили их к пирсу; к счастью, медицинской помощи обоим не потребовалось.
Класс СА. 1 — И. Богданов (ДОСААФ), 1200; 92,548; 2— П. Богданов (ДОСААФ), 925; 91,093; 3 — С. Шахов (ДОСААФ), 625; 90,524; 4 — А. Луропс («Даугава)», 620; 86,729; 5 — В. Степанчиков (ДОСААФ), 600; 88,586.
Приходится пожалеть, что по вине организаторов соревнований не состоялся розыгрыш звания чемпиона в классе СИ среди женщин, хотя такой отдельный старт был предусмотрен, а число спортсменок, приехавших на Первенство, было вполне достаточным.
Только 5 судов стартовали в классе СВ. Поскольку ленинградец A. Кипин не был включен в предварительно объявленный список участников, а информация в ходе гонки практически отсутствовала, долгое время судно под № 11, на котором он шел, оставалось для публики «таинственным незнакомцем», явно претендовавшим на золотую медаль. Фактически борьбу с ним вел только Иван Богданов, перед этим блестяще выступивший в классе СА. В двух первых гонках лидировал Богданов, в двух последних — Кипин; они набрали одинаковое число очков, поэтому решила спор сумма скоростей трех заездов.
Класс СВ. 1 — А. Кипин (ДОСААФ), 1100; 98,461; 2 — И. Богданов (ДОСААФ), 1100; 97,864; 3 — В. Степанчиков (ДОСААФ), 877; 96,882; 4 — B. Красюк («Спартак»), 563; 88,316; 5 — 8. Ридер (ДОСААФ), 338; 86,466.
Последними в первый день соревнований шли мотолодки МА. В первом заезде стартовали 7 судов (весьма немного для Первенства СССР); в последней, четвертой, гонке — только 4. Во всех гонках, кроме первой, с большим отрывом шел впереди В. Яковец (Уфа), единственный из участников, выступавший на мотолодке с импортным мотором («Кениг», 14 л. с.). В первых двух гонках хорошо выступила Р. Мухина (Таллин), однако ей не удалось стартовать в последних заездах. Не повезло двум ведущим гонщикам в этом классе — Е. Семенову («Аврора», Л-д) и Ю. Лиллу (Тарту), занявшим соответственно 5 и 6-е места. В третьей гонке Е. Семенов наскочил на буй. Буй разлетелся на несколько частей; сам гонщик ушибов не получил и лишь сошел с гонки.
Класс МА. 1 — В. Яковец («Труд»), 1200; 53,446; 2 — А. Кузнеченко (ДОСААФ), 1000; 52,194; 3 — Р. Мухина («Калев»), 600; 52,573; 4 — И. Ушаков («Аврора»), 507; 45,475; 5 — Е. Семенов («Аврора»), 394; 47,959.
На следующий день с утра продолжались соревнования «тяжелых» судов. В этих классах неудачи начались задолго до первого старта. На тренировке глиссер ленинградца А. Фукса на большой скорости оторвался от воды и буквально взлетел в воздух; гонщик получил ушибы. Еще серьезнее была травма, полученная уфимцем К. Булы-ченко. Он должен был выступать в классе ГВ с двигателем «М-13». По-видимому, прочность корпуса была недостаточной: на большой скорости его носовая часть полностью деформировалась. Обидно, что в гонках судов класса ГА вследствие поломки двигателя не смог участвовать ленинградец С. Дмитриев на своей знаменитой «Пиранье», показавший на первенстве ДОСААФ отличный результат.
В заездах участвовало 10 судов, 7 из которых получили зачетные очки. В первых трех гонках уверенно лидировал чемпион и рекордсмен страны 1965 г. А. Фукс; набрав максимально возможное число очков (1200), в четвертой гонке он уже не выступал.
Бронза досталась перворазряднику А. Попандопуло (Лазаревская), шедшему на глиссере с корпусом заводской постройки (конструктор В. Никольский). Верфь уже выпустила несколько подобных судов в 1966 г., а в 1967 г. будет выпущен также и глиссер класса ГВ. Серийный выпуск хороших отечественных конструкций надо приветствовать, как и само участие заводских работников в столь ответственных соревнованиях. В этой связи заслуживает похвалы и Ульяновский завод, начальник ГКЭБ которого Г. Е. Пономарев добился направления на Первенство делегации ведущих конструкторов и гонщиков. Жаль, что целый ряд других предприятий до сих пор еще не последовал этому хорошему примеру.
Класс ГА. 1 — А. Фукс («ВС»), 1200; В9,683; 2 — В. Дармодихин («Аврора»), 1000; 85,957; 3 — А. Попандопуло («ВС»), 769; 82,178; 4 — С. Манукян («Арм. эл. з-д»), 675; 80,243; 5 — П. Ерастов («Труд»), 338; 76,130.
В гонках глиссеров класса ГВ участвовало 6 спортсменов; 4 из них получили зачетные очки. Ленинградец Ю. Вишняков сошел с дистанции в первой гонке, но зато никому не уступил 1-го места во всех последующих, что и дало ему нужные для победы 1200 очков. Буквально по пятам за ним шел один из самых известных и результативных гонщиков страны В. Слин-ков (Воронеж). Если бы не авария рулевого привода во второй гонке, из-за чего Слинков совершил навал на судно Подзорова, еще неизвестно, чем бы закончилась борьба за золотую медаль!
Бронзовый призер Е. Крашенников (Л-д) был единственным, кто уверенно прошел все четыре гонки. Если учесть успех Крашенникова на недавнем первенстве ДОСААФ, можно определенно сделать вывод, что большой труд, затраченный им на постройку своего нового глиссера, вполне оправдался.
Все гонщики в этом классе выступали с двигателями «М-13» («Чайка»). Слинков привез на гонки два почти одинаковых по внешнему виду дюралевых корпуса в классах ГА и ГВ, непревзойденных по тщательности отделки и красоте.
Жаль, что из-за неполадок в двигателе не принял участие в заездах рижский гонщик А. Буслаев.
Класс ГВ. 1 — Ю. Вишняков («Тр. Рез.»), 1200, 92,934; 2 — В. Слинков (ДОСААФ), 1000, 92,696; 3 — Е. Крашенников (ДОСААФ), 825, 88,316; 4 — А. Поздоров («ВС»), 619, 86,213.
Почти без борьбы прошли гонки катеров К-02 с неизменным лидерством ленинградцев — В. Исакова с механиком И. Ремневым, причем во второй гонке ими был установлен рекорд СССР. За ними во всех гонках, кроме четвертой, следовал красивый черный катер Р. Упатниека и Е. Ивановского из Риги (в четвертой гонке спортсмены не стартовали); особенностью конструкции этого катера является колонка с двумя винтами — одним толкающим, другим тянущим,— вращающимися в разные стороны. (Попутно напомним, что катера с тянущими винтами, как правило, неустойчивы на курсе, особенно на поворотах). Третьими, опять-таки во всех гонках, кроме четвертой, пришли ленинградцы А. Кипин и А. Соколов. Неудачным было выступление А. Васильева и П. Федорова, которые смогли участвовать лишь в первой гонке.
В целом в классе К-02 участники были подготовлены к соревнованиям лучше, чем в других: только 1 экипаж из 7 не получил зачетных очков.
Класс К-02. 1—В. Исаков, И. Ремнев («Тр. Рез.»), 1200; 71,06В; 2 — Р. Упатниек, Е. Ивановский («ВС»), 900; 66,669; 3 — А. Кипин, А. Соколов (ДОСААФ), 750; 64,877; 4 — Л. Исупов, П. Жуков («Аврора»), 338; 62,296; 5 — Г. Арютин, В. Шестериков («Труд»), 254; 60,856.
Среди катеров К-01 фактически никаких соревнований не происходило, а было лишь выступление солистов — уже знакомых по классу К-02 А. Васильева и П. Федорова, которые в трех гонках оказались на финише первыми и в то же время единственными; они без боя набрали максимальные 1200 очков и завоевали звание победителя (но не чемпиона, поскольку это звание присуждается при старте не менее, чем пяти судов, а в данном случае их было лишь три). Два катера сошли с дистанции, первый в двух гонках, второй — в одной; во всех остальных они вообще не стартовали. Максимальную скорость победители показали в первой гонке: 57,635 км/час. Это новый рекорд СССР.
Последний день был отведен заездам на побитие рекордов, награждению победителей и официальному закрытию соревнований. Это был интереснейший и весьма урожайный на рекорды день. Было подано около 30 заявок на попытки установления новых рекордов страны. Удалось обновить 8 рекордов СССР, а если учесть еще 2, зафиксированных днем ранее в процессе гонок катеров К-01 и К-02, (и превышенных в день рекордов), даже 10!
Вот несколько происшествий последнего дня. Артур Кипин шел на побитие рекорда в классе СВ на дистанции 1 км. Неожиданно, вскоре после финиша, на скорости, превышающей 100 км/час, его скутер взлетел вверх, подхваченный порывом бокового ветра, и совершил в воздухе пируэт; гонщик оказался в воде, но тут же поднял руку, сигнализируя, что все в порядке (конечно, «медицина» зафиксировала ушибы). Рекорд В. Степанчикова, установленный в этом классе в 1965 г., остался незыблемым.
Прошлогоднему рекордсмену Анатолию Фуксу (класс ГА) тоже не повезло. В заезде на 10 миль, на предпоследнем круге, что особенно обидно, его судно перевернулось. Прошлогодний рекорд А. фукса на 5 км/час перекрыл Владимир Слинков, выступавший на своей новой «Мечте».
Менее часа продержался рекорд в классе К-02 на дистанции 1 км (85,006 км/час), установленный В. Исаковым; это достижение перекрыл Р. Упатниек, который для рекордного заезда сменил прежнюю двухвинтовую «сигару» колонки на обычную одновинтовую.
Уверенно побил свой прошлогодний рекорд Владимир Яковец в классе МА. Но сенсацией дня было, пожалуй, выступление нового глиссера Юрия Вишнякова, установившего с первых попыток сразу два всесоюзных рекорда в классе ГВ на дистанциях 10 миль и 1 км; своим вторым рекордом он более чем на 15 км/час превысил прошлогоднее достижение Слинкова и, таким образом, стал абсолютным рекордсменом страны по достигнутой на воде скорости. Теперь можно думать и о побитии мирового рекорда УИМ в соревновании на дистанции 5 миль, который был установлен Б. Хакэем в 1964 г. и равен 119,77 км/час! Говоря о начале штурма мировых рекордов, отметим, что, на наш взгляд, желательно для судов всех классов (в том числе и глиссеров) ввести 5-мильную стандартную дистанцию, санкционированную УИМ.
Приводим таблицу рекордов СССР, установленных на Первенстве в Краснодаре и уже утвержденных президиумом Федерации.
Установить новые рекорды пытались и многие другие гонщики. Не смог с достаточной скоростью пройти 5-мильную дистанцию на скутере СС с новым 4-цилиндровым мотором «Кениг» И. Крючков; не повезло (в этом же классе) и Э. Индрицану. Дважды безуспешно пытался преодолеть пятимильный «барьер» И. Богданов.
Соревнования были завершены парадом и награждением победителей. Отметим, что из 34 врученных на Первенстве медалей 16 (11 золотых, 2 серебряных и 3 бронзовых) достались гонщикам Ленинграда, 5 из которых завоевали звания чемпионов СССР по водно-моторному спорту, а 6 — стали новыми рекордсменами страны. Из спортобществ больше всех получило наград ВДСО «Трудовые Резервы» (9 золотых медалей), вырастившее 3 чемпионов и 6 рекордсменов 1966 г.
Из новинок, показанных на Первенстве, прежде всего обращали на себя внимание новый подвесной мотор Ульяновского завода «Ветерок-12» (12 л. с.; 250 см3), два мотора «Ветерок-8» в спортивном исполнении, а также глиссер ГА, о котором уже упоминалось. Из любительских конструкций особенный интерес представляли, как уже упоминалось, глиссер Владимира Слинкова и катер К-02 Р. Упатниека и Е. Ивановского. Приходится пожалеть, что ни Ульяновский завод малолитражных двигателей, ни Ржевский машиностроительный заводы не показали своих новых гоночных моторов, в которых так нуждаются наши водномоторники.
Соревнования закончились. Но осталось какое-то чувство неудовлетворенности. Ведь больших гонок так и не было! Многие приехали за несколько тысяч километров, чтобы участвовать иногда только в одном или двух заездах (или даже не участвовать вовсе!). Затрачено много труда и времени на подготовку, привезена техника, но показана она как-то наспех. Конечно, важны достижения отдельных спортсменов, но совершенно необходимо и командное Первенство с борьбой за победу своего коллектива.
Малое количество участников в большинстве заездов, неудовлетворительная информация (в чем, кстати, совершенно не виноват судья-информатор), недостатки в размещении и оборудовании мест стоянки и старта во многом снизили интерес к Первенству 1966 г. Старт и финиш были плохо видны зрителям. Немало судов не смогло взять старт или сошло с дистанции, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне подготовки ряда участников.
Информация об изображении
Р. Упатниек и Е. Ивановский, показавшие рекордную скорость на дистанции 1 км
Хочется высказать и еще одну мысль. Гонки такого масштаба — это форум водномоторников всей страны. Вот тут бы Федерации и отчитаться в своей работе, рассказать о планах на будущее, одновременно послушать критику. Ничего подобного не было.
Р. Упатниек и Е. Ивановский, показавшие рекордную скорость на дистанции 1 км
Мы много говорили о недостатках в проведении Первенства, но это вовсе не значит, что все было плохо. Уже упоминалось о хорошей трассе. Нельзя не отметить четкость проведения заездов, следующих непрерывно один за другим, хорошую воду, полное отсутствие посторонних судов в зоне гонок. Поскольку большинство спортсменов приехало значительно раньше начала соревнований, то и времени для тренировок было вполне достаточно. Заслуживает похвалы работа секретариата и особенно главного секретаря Первенства — судьи республиканской категории Н. Н. Курушиной. Стояла хорошая солнечная погода, что лишний раз подтверждает целесообразность проведения встреч всесоюзного масштаба на юге страны.
Подводя итоги XIII Первенства, важно отметить увеличение скоростей почти во всех классах судов, что' особенно наглядно выявилось в день рекордов. Мы не только приближаемся к мировым скоростным достижениям, но в некоторых случаях уже перекрыли их, а национальные рекорды ряда стран, даже таких как Англия, в отдельных классах судов уже давно превзойдены. Только то досадное обстоятельство, что Федерация водно-моторного спорта СССР до сих пор не является членом УИМ, не позволяет оформить достижения наших спортсменов в качестве мировых рекордов.