Ежедневно в течение первой недели октября 87 яхт выходили в море, где в трех милях севернее Севастопольской бухты была размечена гоночная дистанция. К участию в соревнованиях были допущены только яхты отечественной постройки с парусами, пошитыми нашими мастерами (пока, к сожалению, из импортных тканей!). Это условие заставило ведущих гонщиков сменить новейшие яхты и паруса всемирно известных фирм на сУДа. Уже послужившие немалый срок. Так, К. Александров привез и в короткий срок вооружил свою старую яхту конструкции А. П. Киселева. На «звезднике» постройки еще 1957 г. выступал и серебряный призер Европейского чемпионата Т. Пинегин. Четыре года назад был построен и «звездник» В. Скачкова. Однако, если асы были вынуждены вернуться на свои старые суда, молодые гонщики привезли с собой несколько блестяще выполненных новых яхт.
В рулевом одной из таких яхт — новой «пятерки» конструкции А. Тетсмана — мы с удивлением узнали А. Чучелова, известного ранее «финниста».
«Я навсегда распрощался с «финном». Этот класс хорош для гонщика не старше 35 лет, а мой возраст как раз подходит к этому пределу, — сообщил Александр Чучелов. — Новой яхтой «Дельфи» я очень доволен, хотя еще не совсем ее освоил. Ведь она была нами получена только полтора месяца назад. Мне приходится учиться самому и учить экипаж, с которым выступаю впервые».
Яхта эта привлекает внимание изяществом обводов, хотя и имеет наибольшее водоизмещение среди всех «пятерок», участвовавших в Первенстве. Погон гика-шкота, простирающийся по всей ширине яхты, обеспечивает парусу более правильную форму, особенно в свежий ветер. В кокпите, у мачты, установлен пиллерс, который не только создает жесткую опору палубе, но и служит удобной подножкой для шкотового, когда тот выходит на бак. На палубе удобно размещено большое число стопоров для шкотов и фалов. В отличие от других пятерок, «Дельфи» построен с обшивкой из лакированного кедра. Отлично пошиты паруса.
Две другие новые пятерки, построенные по проектам В. Васильева и Б. Мирохина на ленинградской верфи ВЦСПС, были у Листопадова и Бехтерева. В обводах и конструкции этих яхт нашли отражение большой опыт и профессиональное мастерство их конструкторов.
На новом «Драконе» таллинской верфи выступал Э. Курсипуу. Кокпит этой яхты оборудован удобными бортовыми банками для рулевого. Шкотовые лебедки расположены не на палубе, как на большинстве «Драконов», а на внутренней стороне комингсов кокпита. Таллинцы применили крепление вант к корпусу через усиленные стальные шины, что должно продлить гоночную жизнь яхты.
Много интересных приспособлений и дельных вещей можно было заметить и на яхтах других мастеров. Так, экипаж В. Попеля установил широкий (на весь кокпит) погон гика-шкота с закрепленной на нем шкотовой лебедкой.
«Пользуясь этой лебедкой, на которой закреплен коренной конец гика-шкота, я в любой момент могу потравить или подобрать шкот, не беспокоя шкотовых», — объясняет В. Попель.
Все гонщики использовали шлюпочные компаса для лучшей раскладки галсов в море. Эти компаса либо просто устанавливали на пайолах вблизи рулевого, либо закрепляли на различных кронштейнах, как, например, на яхте В. Горлова, где этот же кронштейн используется также и для крепления секундомера в предстартовое время. На некоторых «Драконах» были установлены приспособления для наворачи-вания стакселя на штаг, когда яхта идет под спинакером, а сами спинакеры перед гонкой укладывались в пластмассовые коробки, прикрепленные к вантам.
В соревновании приняли участие 12 команд ДСО и 2 от ВМФ. Некоторые из ДСО не смогли выставить полный состав судов. Так, у «Жальгириса», «Спартака» и «Гантиади» не нашлось яхт класса «R-5,5» вообще, а «Ка-лев», «Аврора» и «Енбек» смогли выставить только по одной «пятерке». Кстати, «Калев» не выставил и яхты «Звездного» класса, что, конечно, сказалось на общем командном зачете. Всего в Первенстве приняло участие 20 «пятерок», 40 «Драконов» (в том числе 9 с женскими экипажами) и 27 «звездников».
Круговая дистанция длиной 13,54 мили (при диаметре 2,5 мили) была размечена у мыса Лукулл. Близость сравнительно высокого берега, перерезанного, к тому же, балками, жаркая погода со слабыми неустойчивыми ветрами сказались как на результатах гонок, так и на настроении участников. Шесть дней из семи легкий береговой бриз, начиная дуть утром, к полудню почти затихал. Ветер дул полосами, причем с самых неожиданных направлений. Нередко можно было наблюдать, как две яхты в двух кабельтовых одна от другой шли параллельными курсами, но одна несла спинакер, а вторая шла в бейдевинд. Тактические расчеты гонщиков путало и течение, направление и скорость которого многие так и не смогли установить.
Обстановка на Дистанции так резко и неожиданно менялась, что даже опытные гонщики, известные своим чутьем и умением предугадывать изменения ветра, часто попадали впросак. Так было, например, в третьей гонке, когда при северном ветре лидеры увлеклись борьбой между собой и ушли под берег. При заходе ветра к западу они сильно проиграли всем тем, кто пошел мористее. В результате фавориты в классе «R-5,5» Александров и Горлов финишировали соответственно 15 и 13-м, в «Звездном» классе — Пинегин пришел 13-м, а Васильев — 25-м, в классе «Дракон» — Шаврин оказался 25-м, а Канский 12-м.
Ловить изменения ветра пришлось не только гонщикам, но и главному судейскому катеру. В четырех гонках судейская коллегия уже после старта вынуждена была изменять порядок прохождения дистанции, чтобы яхты не проходили ее всю только полными курсами («трамваем»). Из-за слабого ветра в некоторых гонках пришлось сокращать дистанцию, а финиш закрывать с заходом солнца.
Особенно любопытны были изменения ветра в шестой гонке, начавшейся в 14.00 при двухбалльном норд-весте. Уже через час ветер изменил свое направление на норд-ост, и судейское судно перешло к знаку № 2 для приема финиширующих яхт. Однако на дистанции у подветренного знака № 4 ветер сначала стих, а затем подул с зюйд-веста. Свыше 80 яхт смешались в единую группу и, обогнув этот знак, под спинакерами пошли к судейскому судну, на котором все флаги показывали ветер прямо противоположного направления. Только когда первые яхты были уже в 150 м от судей, и здесь ветер изменился на зюйд-вест. В этой гонке яхты финишировали такой плотной массой, что нельзя было различить корпусов отдельных судов.
Когда мы спросили гонщика Э. Кирсипуу что, по его мнению, решало успех в гонках чемпионата — тактика, техника управления или материальная часть, он ответил: «Пожалуй, главное — это везение, счастливый случай, потому что трудно угадать место, где будет ветер». Вероятно, такое мнение в какой-то степени справедливо, если учесть, что лидеры менялись от гонки к гонке, однако и в штилевых условиях не раз было продемонстрировано значение хорошо сшитых легких парусов. Так, на исход четвертой гонки решающее влияние оказали отлично работающие новые спинакеры, раскроенные опытным таллинским мастером Рейном Кумари из супердакрона «Дзета» весом 55 г/м2. В этих же условиях более тяжелые спинакеры стояли очень неустойчиво.
Некоторое оживление внесла проходившая при свежем северном ветре пятая гонка, во время которой несколько гонщиков — Васильев, Шаврин, Райме — смогли в какой-то степени компенсировать свои предыдущие неудачи. В последней седьмой гонке задул ровный 6-балльный норд, усилившийся затем до 7 баллов. Это сразу же разрядило обстановку и, как говорят, «все встало на свои места»: впереди оказались сильнейшие экипажи и лучшие яхты.
Теперь подведем итоги. В классе «5,5» К. Александров взял уверенный реванш за прошлогоднее поражение, четыре раза придя первым. Перед самым стартом последней седьмой гонки на яхте сломался гик, но экипаж сумел отремонтировать его и опоздал на старт всего на 6 мин.; финишировал Александров пятым — через 2 мин. после победителя гонки В. Горлова. Успеху Александрова способствовали отличные лавировочные паруса и спинакер, пошитые Р. Кумари.
Вторым среди «пятерок» был Л. Дмитриев, выступавший на яхте «Аризона-11» конструкции А. Тетсмана. Это — безусловный успех, тем более, что яхта шла под парусами, давно отслужившими гоночный срок. Явно ниже своих возможностей гонялся прошлогодний чемпион В. Горлов. Лишь в последней гонке благодаря блестящему старту левым галсом он был первым на финише; это дало ему возможность завоевать общее 3-е место, хотя и со слишком большим отрывом по очкам от победителя.
В классе «Дракон» борьба носила особенно ожесточенный характер. Достаточно сказать, что пять рулевых — Ю. Анисимов, Э. Кирсипуу, Ю. Шаврин, Д. Рогачев и А. Рудницкий — приходили первыми по одному разу и только Е. Канскому это удалось сделать дважды. Однако золотым призером стал В. Попель, ни разу не финишировавший первым, но и не спускавшийся ниже пятого места. Такой результат — довольно редкое явление в парусном спорте при существующей системе зачета, когда 1-е место в гонке дает значительный перевес в очках над остальными; одновременно это говорит о мастерстве Попеля и его экипажа, с одной стороны, и об определенных недостатках яхты (очевидно, в парусах), с другой.
Ю. Анисимов, завоевавший серебряную медаль, до последней гонки был претендентом на 1-е место. И в течение всей этой решающей гонки он лидировал, однако в 10—15 м от финиша более опытный мастер Е. Канский, шедший вторым, вовремя сменил галс и обошел его. Так, из-за проигрыша 1-го места в последней гонке Анисимову пришлось довольствоваться 2-м местом! Успех Э. Кирсипуу («Калев»), оставившего позади таких асов, как Ю. Шаврин и Е. Канский, говорит о значительном росте мастерства эстонского рулевого и его экипажа.
В «Звездном» классе блестящей победы добился В. Скачков, трижды финишировавший первым. На лавиров-ке он неизменно оказывался в числе лидеров, а на полных курсах был недосягаем. По признанию его ближайших соперников, 100—200 м, выигранные у него на лавировке, не спасали их на полном курсе; В. Скачков «съедал» этот разрыв и уходил вперед. Такое преимущество на полном курсе — пока секрет гонщика, но безусловно, что это результат кропотливой и упорной работы.
Двенадцатикратный чемпион СССР Т. Пинегин стал на этот раз обладателем серебряной медали. Это отчасти можно объяснить тем, что после соревнований на первенство мира и Европы Пинегин приехал в Севастополь прямо на гонки и не имел времени на подготовку.
В выступлении третьего призера В. Васильева не было должного подъема; складывалось впечатление, что он идет не в полную силу. Быть может, сказались неудачи на международных соревнованиях, где он потерпел ряд аварий и потому не сумел занять высоких мест.
Среди женских экипажей борьба велась в основном между двумя представительницами команд ВМФ — У. Юрье и Е. Соколовой. Вначале уверенно лидировала Е. Соколова, но с четвертой гонки инициативой овладела и опередила ее на 200 очков прошлогодняя чемпионка У. Юрье. В. Иванова («Труд»), занявшая 3-е место, явно проигрывала им по скорости на лавировке; очевидно, сказалось недостаточно высокое качество установленных на ее яхте парусов.
Положение о соревновании допускало к участию в гонках по два мужских экипажа в классе — один без ограничения возраста и второй не старше 30 лет. Однако в таком искусственном «проталкивании» молодых спортсменов вряд ли есть необходимость. Молодежь и сама займет достойное место, однако это произойдет гораздо быстрее, если материальная часть и в первую очередь паруса из хорошей синтетической ткани будут доступны для всех — от аса до третьеразрядника. Ведь ни для кого не секрет, что даже некоторые наши ведущие гонщики не имеют полного комплекта парусов на различные условия погоды, а что уж говорить о молодежи!
Из молодых гонщиков, уже имеющих опыт участия в крупных соревнованиях, хорошо выступили Ю. Киселев, Б. Будников и Ю. Анисимов — серебряный призер Первенства. Отлично дебютировали в классе «5,5» В. Райме и К. Бехтерев, занявшие соответственно 4 и 6-е места; это особенно отрадное явление в связи с некоторым застоем в данном классе.
Командное первенство уверенно выиграла сильная и ровная по своему составу первая команда ВМФ. Единственным соперником ей была команда «Труд-1», проигравшая победительнице немногим более 3000 очков. Безусловно, большего следовало ожидать от команды ДСО «Водник», в состав которой входило много первоклассных гонщиков.
Мы поинтересовались у представителя ДСО «Жальгирис» М. И. Давай-ниса: каковы, по его мнению, причины неудачного выступления парусников Литвы? «К сожалению, мы не располагаем достаточно хорошей материальной частью, — ответил он.— Сказывается отсутствие опытных тренеров, информации о новинках в области настройки яхт, гоночной тактики. Думаем в 1967 г. провести сбор наших гонщиков в Ленинграде, под руководством ленинградских тренеров».
Впервые на чемпионате СССР по парусному спорту участвовали представители Таджикистана. Правда, это участие было больше символическим (один экипаж на «Драконе») — ведь па- : русный спорт только начал культивироваться в этой республике! Возникновение в песках пустыни Каракумского моря создает благоприятные условия для проведения парусных гонок и даже крейсерства; длина нового водохранилища 80 км, ширина 12 км. Большую помощь начинающим парусникам оказал московский яхтсмен А. А. Гужаловский, который стал их первым тренером.
«Сейчас нам удалось подготовить в Москве на сборах 16 яхтенных рулевых, из которых 6 человек уже выполнили норму 1 разряда в московских соревнованиях, — рассказывает А. А. Гужаловский. — В ноябре впервые будет проводиться первенство Таджикистана по парусному спорту. Нужно сказать, что климатические условия позволяют ходить в Каракумах круглый год».
Говоря о технике, показанной на Первенстве, надо отметить, что яхтсмены, конструкторы и работники верфей многого ожидали от гонок яхт класса «5,5». Здесь впервые должны были встретиться «пятерки», построенные по проектам пяти разных конструкторов. Каждая из этих яхт имела своеобразные обводы, конструкцию и вооружение. Необходимы были сравнение их в соревнованиях и объективная оценка каждой яхты, тем более, что в течение всей навигации организовать такие совместные испытания не удалось, так как не все яхты были готовы. Ю. Киселев, который получил свою новую «пятерку» первым, очевидно, остался ею недоволен и всю навигацию выступал на более старой яхте. Предпочел привезти на первенство свою старую яхту и С. Малыгин, который начинал навигацию на новой «пятерке» конструкции Б. Мирохина.
Однако своеобразные погодные условия Первенства этого года не позволили в достаточной степени полно оценить ходовые качества новых яхт. «Наши яхты не прошли серьезных испытаний, но уже сейчас можно сказать, что проект А. П. Киселева, созданный пять лет назад, остается лучшим. Его яхта имеет хорошие ходовые качества и в слабый и в свежий ветер, она хорошо отцентрована, легко управляется», — такое признание сделал В. Васильев.
Будем надеяться, что в навигацию 1967 г. наши верфи смогут организовать сравнительные испытания этих судов, чтобы определить пути дальнейшей работы по проектированию отечественных «пятерок».
Технические результаты
(в скобках — сумма очков по шести гонкам)
Класс «R-5,5». 1. Александров К. В. (ВМФ-1) — 1, 1, 15, 1, 1, 8, 5 (6810); 2. Дмитриев Л. X. («Труд»-М) — 7, 2, 1, 4, 10, 5, 4, (5363); 3. Горлов В. В. («Труд»-I) — 2, 3, 13, 8, 13, 1 (5140); 4. Райме В. К. (ВМФ-I, 5078); 5. Киселев Ю. А. («Водник», 4710); 6. Бехтерев К. В. («Труд»-I, 4264).
Класс «Дракон». 1. Попель В. П. («Труд»-I) — 3, 2, 5, 3, 3, 2, 5, (6820); 2. Анисимов Ю. С. («Труд»-I) — 4, 1, 2, 9, 5, 13, 2 (6693); 3. Кирсипуу Э. А. («Калев») — 14, 8, 1, 2, 7, 7, 8 (5755); 4. Шаврин Ю. С. (ВМФ, 567В); 5. Канский Е. В. (ВМФ-I, 5652); 6. Рогачев Д. Б. («Труд», 5593).
Класс «Звездный». 1. Скачков В. А. («Водник») — 1, 2, 6, 4, 1, 1, 3 (7812); 2. Пинегин Т. А. (ВМФ-I) — 2, 4, 13, 1, 3, 0, 1 (6698); 3. Васильев В. Р. («Водник») — 6, 1, 25, 6, 2, 5, 2 (6395); 4. Юрье В. Г. (ВМФ-II, 5791); 5. Мирохин Б. В. («Труд»-I, 5159); 6. Будников Б. Ф. (ВМФ-I, 4473).
Класс «Дракон» (женщины). 1. Юрье У. А. (ВМФ-I) — 4, 2, 3, 1, 2, 1, 1 (5251); 2. Соколова Е. С. (ВМФ-II) — 1, 1, 2, 3, 1, 1, 4, 3 (5075); 3. Иванова В. И. («Труд»-II) — 2, 3, 1, 8, 3, 3, 2 (4297;) 4. Соколова Э. М. («Труд»-I, 2728); 5. Канская 3. Ю. («Даугава», 2218); 6. Нарынская Г. В. («Авангард», 2072).
Командный зачет. 1 — ВМФ-1 (39102); 2 — «Труд»-I (35185); 3 — ВМФ-II (30061); 4 — «Водник» (28538); 5 — «Труд»-II (26269); 6 — «Даугава» (21348); 7 — «Авангард» (18022); 8 — «Аврора» (13607); 9 — «Калев» (10748); 10 — «Енбек» (8421); 11 — «Жальгирис» (8367); 12 — «Спартак» (3884); 13 — «Гантиади» (3747); 14 — Таджикистан (677).