В юбилейном 1967 году очередное Первенство Союза по водномоторному спорту было впервые включено в общую программу соревнований столь высокого уровня, как финал IV Спартакиады народов СССР. Водная станция «Динамо» в Химках стала ареной исключительно интересной, напряженной и красивой борьбы 214 лучших спортсменов-водномоторников команд 13 республик, Москвы и Ленинграда.
Применение в этом году территориальной системы комплектования команд позволило впервые участвовать в розыгрыше Первенства командам таких республик, как Армения, Грузия, Казахстан, которые раньше, при комплектовании команд по ведомственному признаку, представлены по существу не были. Сразу же отметим, что, на наш взгляд, целесообразно и в дальнейшем при проведении первенств чередовать применение обеих систем.
В отличие от предыдущего краснодарского, Первенство в Москве было лично-командным. Подобное сочетание представляется во всех отношениях наиболее правильным и полностью соответствующим духу и задачам советского спорта.
По положению в состав каждой команды входило 14 человек (включая руководителя и тренера-механика), выступающих на 11 судах (3 скутера СИ и 2 СА, 3 мотолодки МА, 1 глиссер ГА и 1 ГВ, 1 катер К-02). В классе СИ было обязательным участие одной женщины, а в классе МА — юноши или девушки.
Общекомандное первенство определялось по сумме скоростей, показанных зачетными судами команды в серии из четырех гонок, причем в зачет входили лучшие результаты 2 скутеров СИ, 3 мотолодок и по одному судну всех остальных классов. Командное первенство по классам судов определялось по сумме скоростей, показанных всеми судами команды в серии гонок. Победители в личном первенстве определялись по результатам той же серии из четырех гонок (по сумме скоростей в трех лучших гонках), а кроме того и по результату отдельной гонки.
Принятая у нас международная кольцевая трасса протяженностью в 1⅔ мили хорошо просматривалась зрителями и была удобна для гонщиков. В серии гонок лично-командного первенства суда классов СИ, СА и МА проходили по три круга (дистанция 5 миль), а ГА, ГВ и К-02 по шесть кругов (10 миль). Отдельная гонка на личное первенство проводилась на увеличенной дистанции — 10 миль для скутеров и мотолодок и 15 миль для глиссеров и катеров.
В отличие от прошлых соревнований, на мотолодках и катерах разрешалось применение лишь отечественных подвесных моторов и двигателей. Это положение большинству гонщиков понравилось. А вот другое новое правило вызвало бурные споры: речь идет о регламентации возрастного состава команд. Положение требовало, чтобы в каждой команде не менее 50% участников были моложе 25 лет. Закон есть закон. Команды, скрепя сердце, исключили из своего состава целый ряд сильнейших гонщиков. Только одна команде Ленинграда не выполнила этого требования (сразу скажем, что это была не ее вина, а ее беда1). И в конце концов этой команде пришлось расплачиваться: в командный зачет не вошли результаты четырех ведущих гонщиков в классах СИ, СА и МА. Это сразу отодвинуло ленинградцев назад и они оказались на 7-м месте (если бы не это «наказание», Ленинград мог претендовать на 2 или даже 1-е место).
По мнению редколлегии, единственным критерием для отбора участников таких ответственных соревнований, как Первенство Союза, должно быть спортивное мастерство гонщика. Иначе, пожалуй, трудно будет ответить на вопрос: из кого же должна состоять сборная, которая сможет представлять нашу страну за рубежом?
Официальное открытие финала Спартакиады состоялось в воскресенье 30 июля, сразу после торжественного парада по случаю Дня Военно-Морского Флота СССР. Благодаря этому тысячи зрителей, пришедших на морской парад, впервые познакомились с водно-моторным спортом. Успеху праздника в значительной мере способствовала отличная солнечная погода. Однако сами соревнования Спартакиады начались раньше их торжественного открытия.
28 июля проводился технический осмотр гоночных судов. Надо отметить, что техника была подготовлена неплохо; лишь в отдельных случаях потребовались небольшие доделки. Хорошая подготовка техники подтвердилась и результатами гонок: по сравнению с предыдущими соревнованиями союзного значения, процент схода судов с дистанции по техническим причинам заметно уменьшился.
Суббота 29 июля была первым днем гонок. Погода стояла вполне удовлетворительная. В программе заезды скутеров на лично-командное первенство. Ввиду большого количества участников (55 судов СИ и 34 СА) гонщики в каждом классе были разбиты на две группы (женщины в классе СИ выступали в отдельных заездах).
В гонках первой группы скутеров СИ большие надежды возлагались на одного из лучших скутеристов Союза м. с. Лембита Каасика, выступавшего на корпусе своей конструкции, но он сошел с дистанции в первой гонке и в результате сумел занять лишь общее 6-е место. Первым в этой группе оказался литовский к. м. с. В. Вансевичус (3-е общее место). Нужно также отметить успех гонщика из Туркм. ССР к. м. с. А. Головина и москвича м. с. В. Никитенкова, набравших почти одинаковое количество очков.
Во второй группе основная борьба разгорелась между двумя асами— ленинградцем Олегом Гавриловым и эстонцем Николаем Пывватом. Первым в одной из гонок был Гаврилов, но из-за фальстарта ему пришлось уступить «золото» Пыввату, показавшему, кстати сказать, наивысшую скорость в классе СИ (82, 295 км/час, что лишь немногим ниже мирового рекорда).
Неудачными были выступления женщин. Из 16 участниц 10 не уложились в контрольное время, сошли с дистанции или даже не смогли стартовать. Первой была 3. Смусь (РСФСР), второй — С. Клебанская (Литва) и третьей Н. Баранова (Узб. ССР). Не повезло Майе Каасик — чемпиону СССР 1961 и 1964 гг.: она оказалась последней (зато впоследствии, 1 августа, она реабилитировала себя в гонке на личное первенство, завоевав 1-е место). К сожалению, в этом заезде не обошлось без «ЧП». Скутер 19-летней ленинградки Гали Затучной налетел на стоявший совершенно не на месте ял (к счастью, дело ограничилось ушибами и Галю выписали из больницы к концу соревнований). В связи с малой эффективностью специальных женских заездов в классе скутеров следует, очевидно, подумать о целесообразности их включения в программы чемпионатов страны.
В классе СА число гонщиков, не получивших зачета, было относительно больше, чем в СИ. Основная причина этого явления хорошо известна: изношенность моторов и полное отсутствие новых моторов этого класса. Попутно заметим, что гоночные моторы «ИВЛ-250» не заслужили у нас доброй славы. К сожалению, сейчас все моторы ИВЛ вообще сняты с производства и, если мы не сумеем наладить выпуск собственных хороших гоночных моторов, проведение гонок на скутерах придется сворачивать.
Победителем в этом классе. стал известный московский гонщик Иван Богданов, серебряным призером — литовский м. с. А. Шлапикас, а бронзовым — киевлянин м. с Ю. Любомудров. Высшую скорость 87,305 км/час показал занявший 4-е место к. м. с. В. Пальм (ЭССР). И снова не обошлось без аварий: при столкновении на полном ходу корпус скутера А. Сергеева (Латв. ССР) буквально разлетелся в щепки. Совершивший навал А. Рыбак (Каз. ССР) получил травму лица и был отправлен в больницу, Сергеев отделался легкими ушибами.
День второй — воскресенье 30 июля. Ветра почти нет, светит солнце. Трибуны полны. К двум дня заканчивается красочное зрелище морского парада и начинается борьба в самых интересных классах — глиссеров ГА и катеров. Столь массовых заездов «тяжелых» судов еще не было за всю историю советского водно-моторного спорта.
Из 19 глиссеров не взяли старт только два. Победу в этом классе в ожесточенной борьбе одержали ленинградцы, занявшие 1, 2 и 4-е места. Почти все болельщики ожидали победы неоднократного чемпиона и рекордсмена страны Анатолия фукса, шедшего на новом корпусе, построенном на спортивной судоверфи по чертежам коллектива гонщиков ЛВМБ. Однако этот известный гонщик встретил может быть и менее опытного, но очень сильного соперника. Им был кандидат технических наук к. м. с. Александр Ильин иэ 2-го морского клуба ДОСААФ Ленинграда. Он хорошо известен как один из строителей первой «Пираньи» конструкции американца Генри Истмена. В прошлом году «злая рыба «Пиранья» (см. выпуск 6 сборника) уже показала себя с самой хорошей стороны, хотя достигнутые на ней скорости еще значительно уступают поставленным на таком же корпусе рекордам (например, 120,5 км/час на 5-мипьной дистанции). Теперь Ильин выступал на новой, им же модернизированной «Пиранье», обводы которой отличаются от прототипа, с двигателем «М-21». Следует отдать должное гонщику, отдавшему много сил и времени доводке двигателя, проектированию и постройке нового корпуса. Усилия его были вознаграждены. Все четыре гонки публика с волнением наблюдала за напряженным поединком. Только во второй гонке Фуксу (серебряная медаль) удалось обогнать недосягаемую «Пиранью». Зрители аплодисментами приветствовали победу Александра Ильина, а спортсмены по обычаю выкупали его. Сумма скоростей «Пираньи» очень высокая: 91,266 + 92,965 + 91,888 = 276,119.
Забегая вперед, скажем, что через два дня Ильин добился победы и в гонке на личное первенство, завоевав таким образом две золотые медали. Им же и на той же «Пиранье» во время дня рекордов установлен и новый рекорд на дистанции 10 миль — 99,754 км/час.
Третьим был москвич м. с: И. Хрусталев, лишь на несколько очков отставший от Фукса. Только пятым оказался м. с. В. Слинков, глиссер которого перевернулся в первой гонке.
Очень интересными были и гонки катеров К-02. Если на прошлых первенствах количество участников в этом классе не превышало десяти, то теперь пришлось разбить катера на две группы. С существенным отрывом командное первенство выиграли ленинградцы: «всегда первые» — В. Исаков и И. Ремнев, «всегда вторые» — А. Кипин и А. Соколов. На третьем месте латвийские гонщики Н. Авсеев и О. Дегин. Появился первый «утопленник»: на повороте катер № 140 грузинской команды перевернулся и затонул. К счастью, с гонщиками ничего не случилось. Отметим очень хорошую техническую подготовку катеров: из 22 только 4 не принесли очков своим командам.
На третий день погода испортилась, начинает накрапывать дождик. Но гоняться можно, и все довольны уже хотя бы тем, что вчера, в «коронный день» соревнований, небесные силы не подвели организаторов. На сегодня назначены последние лично-командные заезды: глиссеров ГВ и мотолодок. Как и в предыдущие дни, гонки чередуются по классам.
Из 16 гонщиков на глиссерах не участвуют в заездах два, не укладываются в контрольное время и сходят с трассы трое. Сначала зрители недоумевают, видя, что на хорошо знакомом слинковском глиссере ГВ идет кто-то другой. Потом выясняется, что Слинков, не имея возможности выступать в команде на двух судах, действительно передал свой глиссер товарищу по команде краснодарцу м. с. Е. Петюкевичу, который и вышел победителем: в первом заезде он был третьим, но затем увеличил среднюю скорость до 90 км/час и уверенно победил два раза подряд (кстати, именно после этого победа команды России стала бесспорной!). Лишь на три очка отстал от него рижский гонщик А. Буслаев, два раза возглавлявший гонку. Надежда ленинградцев Юрий Вишняков занял лишь 7-е место — подвел двигатель. По той же причине неудовлетворительно выступал и м. с. К. Бупыченко (РСФСР), показавший самодельный очень интересный корпус американской конструкции.
Массовый старт мотолодок (55 двумя группами) свидетельствует, что положение с подвесными стандартными моторами улучшилось. С другой стороны, тот факт, что только половина участников сумела принести зачетные очки, показывает, что подготовка техники могла быть более тщательной.
Гонки проходят сравнительно спокойно и ровно. С большим отрывом их выигрывает новичок первенств ленинградец к. м. с. В. Вейнберг. Вторым был м. с. А. Кузнеченко (РСФСР), третьим к. м. с. В. Рябчинский (Литва). Не повезло известному ленинградскому гонщику Е. Семенову. Из-за поломки мотора он смог закончить только одну первую гонку, но зато в этой гонке показал наивысшую среднюю скорость в классе МА: 54,9 км/час. Что его неудача — случайность, Е. Семенов доказал на следующий день, уверенно одержав победу в гонке на личное первенство (на этот раз с дистанции у самого финиша сошел В. Вейнберг; снова вторым оказался А. Кузнеченко). Жаль, что среди участников соревнований в этом классе не было двух известных гонщиков — ленинградца Ю. Смирнова и Ю. Липла из Тарту. Не участвовал и прошлогодний чемпион уфимец В. Яковец. Впрочем, чтобы выступать в Химках, ему пришлось бы со своего «Кенига» «пересесть» на «Москву».
Интересно прошли и юношеские гонки. Здесь уверенно лидировал студент МАИ Сергей Жиров — многообещающий гонщик, хорошо освоивший технику. Интересно отметить, что у юношей только одна мотолодка не набрала очков!
Четвертый день целиком отдан заездам на личное первенство — по одной гонке во всех классах судов. В женском заезде скутеров, с которого начался этот день, из 10 участниц финишировало только 6. Но еще хуже был результат следующего уже мужского заезда в том же классе СИ: 5 из 15! Победитель м. с. В. Никитенков показал среднюю скорость 79, 27 км/час. В гонке скутеров СА (15 участников), обогнав москвича Петра Богданова, победил В. Пальм (92,72).
Заезд в классе СВ крайне малочислен: всего 6 скутеров (нет гоночных моторов!), причем до финиша дошли только три. Здесь чемпионом страны стал м. с. В. Степанчиков (88, 343).
В классе мотолодок МА произошел сравнительно редкий случай массового фальстарта. Формально можно было продолжать гонку, засчитав нули всем «виновным», однако судейская коллегия приняла совершенно правильное решение: отменила гонку и назначила повторный заезд в конце дня. Как уже упоминалось, первенствовал Е. Семенов (54,65), успевший наладить свою технику.
В гонке глиссеров ГА скорость А. Ильина (91,84) была почти на 2 км/час больше, чем А. фукса, который на этот раз шел очень хорошо, но опоздал на старт. В классе ГВ лучший результат у В. Слинкова (93,20); за ним финишировали А. Буслаев (92,49) и Ю. Вишняков (89,13). На старте этого заезда глиссер Л. Грацианова перевернулся и затонул, причем смогли достать его только на второй день — большая глубина!
В. Исаков и И. Ремнев (64,86) были первыми в следующей гонке катеров, но на этот раз вторыми пришли Н. Авсеев и О. Дегин (Латв. ССР; 64,34), так как катер «всегда вторых» Кипина и Соколова перевернулся на старте. Не повезло и серебряным призерам прошлого первенства Р. Упатниексу и Е. Ивановскому (Латв. ССР): их рекордный катер оказался недостаточно мореходным, они сошли с дистанции и в личном первенстве не участвовали.
Очень хорошо шел на катере К-01 с двигателем «Вартбург» Н. Грищенков (Бел. ССР). Корпус построен Ленинградским заводом спортивного судостроения ДОСААФ (серийная мотолодка МС). Грищенкову удалось установить на данной дистанции новый рекорд Союза, развив среднюю скорость 67,3 км/час. На этом же катере на другой день он поставил рекорд СССР и на километровой дистанции, показав скорость 74,36 км/час.
В этот последний день соревнований — день рекордов — погода явно не благоприятствовала спортсменам. Ветер развел волну. Сначада временами, а потом и непрерывно шел дождь. Заявок на побитие рекордов было подано много, но всесоюзных рекордов удалось установить только четыре (о двух из них в классах К-01 и ГА уже упоминалось). Досаафовец А. Раудва на мотолодке МС собственной конструкции с мотором «Вихрь» на километровой дистанции показал скорость 68,76 км/час; кроме того, накануне он же установил рекорд во время гонки (64,92 км/час). Другой рекорд СССР удалось установить В. Исакову на катере К-02 (также собственной конструкции с двигателем «Москвич-408») — 77,95 км/час на 10-мильной дистанции.
Помимо официальной программы, во время соревнований был проведен «экспериментальный заезд» на дистанцию 5 миль для показа новых моторов. Были представлены мотор «Привет» («ЛМ-350») и два мотора «Нептун» (на базе мотора «Ока»). Подробнее об этих моторах (объем цилиндров 350 см3) и перспективах их выпуска будет рассказано в следующих выпусках. Пока отметим, что высоких результатов в заезде показано не было, поскольку все моторы представляли собой еще не полностью отработанные конструкции. Кстати, на реке Москва уже можно было видеть несколько «Нептунов», и первые отзывы об этом моторе неплохие.
Кроме того, в гонках участвовали вне конкурса скутеры с гоночными моторами, разработанными ГКЭБ (г. Ульяновск). Речь идет о моторах «ГЛМ-1» и «ГЛМ-2» с объемом цилиндров 175 и 250 см3. Сразу же отметим, что по общему мнению зарекомендовали себя они хорошо. Эти моторы — надежда и будущее нашего водно-моторного спорта, поскольку положение с гоночными моторами катастрофическое. К сожалению, сделать опытные образцы, это еще не значит наладить: серийное производство! Ульяновский завод перегружен основной продукцией и хорошо, если в 1968 г. ои сможет выпустить сотню или максимум две сотни таких моторов. А ведь нужны тысячи!
Попутно заметим, что команда ГКЭБ, допущенная к участию в общих заездах, показала весьма неплохие результаты. Слесарь-испытатель к. м. с. Виктор Смирнов занял почетные 4 и 6-е места в классе СИ, несмотря на то, что в первой гонке он даже не участвовал. На моторе «ГЛМ-2» шел другой слесарь-испытатель к. м. с. В. Шарагин. В классе МА выступал на «Ветерке-12» инженер, спортсмен-перворазрядник А. Баринов (прошел две гонки).
Если к этим выступлениям добавить заезд С. Островского (г. Казань) на гоночной модификации мотора «Привет», можно определенно считать, что новая техника была представлена на финале Спартакиады весьма интересными и перспективными моторами. К сожалению, показ этой техники происходил а каком-то «полуофициальном» порядке, а ГКЭБ и заводы недостаточно подготовились к нему; они, очевидно, не успели выставить новые моторы для обозрения, провести открытое их обсуждение с заинтересованными лицами. А ведь заинтересованными были все без исключения участники и большинство зрителей Первенства!
Теперь необходимо добиваться того, чтобы показанные на Первенстве моторы стали фундаментом для дальнейшего развития советского водно-моторного спорта. Очень важно, что заводы уже начали выпуск подвесных лодочных моторов классов 350 и 500 см3. Опыт показывает, что на базе таких моторов появляются и специально гоночные конструкции.
В то же время, по мнению редколлегии, в дальнейшем целесообразно проводить и гонки с моторами массового производства вплоть до самых малых кубатур (например, с долгожданным «Салютом» объемом 50 см3). Это привлечет к участию в соревнованиях большое количество любителей.
Отрадным фактом было появление на Первенстве новых все более совершенных гоночных глиссеров и катеров. Одновременно отметим, что по устойчивости хода многие из них еще требуют серьезной доводки. В ряде случаев только из-за недостаточной маневренности и малой мореходности судов гонщики не имели возможности реализовать их высокие ходовые качества.
Первенство Союза по водно-моторному спорту закончилось в день рекордов награждением победителей (к сожалению, торжественность этого заключительного акта нарушил дождь). В отличие от предыдущих первенств, награждались команды, занявшие с 1-го по 6-е место. Спортсменам-победителям личного первенства присваивалось звание чемпионов и вручались золотые медали (за 2 и 3-е места соответственно серебряные и бронзовые медали). Награждались также тренеры и механики, подготовившие чемпионов и их технику; эту практику надо всячески приветствовать!
Победу одержала команда РСФСР (см. таблицу), намного опередив команды Москвы и Литовской ССР. Ленинградцы завоевали наибольшее количество медалей (8 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовая).
К отдельным недочетам в организации соревнования можно отнести неудобное расположение места базирования гонщиков (далеко от старта), отсутствие отпечатанных программ и значков. Тем не менее, надо отметить, что XIV Первенство СССР по водно-моторному спорту было проведено на высоком организационном уровне (главный судья Н. А. Михирев, главный секретарь Г. Б. Жирова). Результаты этого соревнования позволяют утверждать, что наш советский водно-моторный спорт уже перерос период становления и достиг уровня, в большинстве классов соответствующего мировому. Теперь основная задача заключается в том, чтобы одновременно с дальнейшим ростом мастерства спортсменов-водителей обеспечить создание первоклассной отечественной техники и на этой основе приступить к штурму европейских и мировых рекордов.