Для участия в этих соревнованиях 16 августа из Москвы в Стокгольм вылетела группа советских яхтсменов. В составе группы были: руководитель — Валентин Алексеевич Лосиков, тренер и переводчик Леонар Митницкий, экипаж яхты «Тайфун» — Тимир Пинегин и Федор Шутков, экипаж яхты «Арго» — Владимир Васильев и Эдуард Шугай.
Чемпионат Европы и Северной Африки
Мы прибыли в Варберг за неделю до начала гонок. Это позволило нам хорошо ознакомиться с дистанцией, расположенной в нескольких милях от города, пройти несколько тренировочных гонок, узнать будущих противников. А противники были серьезные. В чемпионате Европы и Северной Африки приняла участие 51 яхта из 14 стран. Наибольшее число яхт выставила Швеция — 12. США представили 8 яхт, Италия — 6, ФРГ — 5, Швейцария— 4, Финляндия и Франция по 3 яхты. По две яхты участвовали от СССР, Венгрии и Португалии. ГДР, ПНР, Испания и Багамские острова представили по одной яхте...
Самым старшим по возрасту участником был экс-чемпион мира и Олимпийских игр американец X. Вильямс (67 лет), самым молодым — швед Б. Стенлунд (23 года).
Впервые к чемпионату Европы и Северной Африки были допущены яхтсмены Западного полушария. В их числе: четырехкратный чемпион мира Лоуэлл Норт, чемпион мира 1963 г. Джозеф Дьюплин, чемпион Олимпийских игр в Мельбурне Херберт Вильямс, чемпион Олимпийских игр в Токио Дэвард Ноулс.
В чемпионате приняли участие известные европейские гонщики: чемпион Европы и Северной Африки прошлого года итальянец Карло Роланди, бронзовый призер Токийской олимпиады швед Пеле Петерсон, финн Петер Талберг, венгр Иштван Телегли.
Все яхты прошли тщательный обмер и были взвешены. Несколько яхт оказались легче нормы (662,24 кг) и им под палубу в районе миделя был прикреплен свинцовый балласт. Наши яхты оказались немного тяжелее минимального веса: «Тайфун» на 1В кг, а «Арго» на 13 кг.
Взвешивали яхту с поставленными мачтой и гиком и заведенным гика-шкотом. Из корпуса вынималось все — якорь, реи, швартовные концы, спасательные принадлежности и т. д. Даже елани. Но если елани были привинчены к флортимберсам, то их оставляли на месте.
Не обошлось без инцидентов — из некоторых яхт мерителями были извлечены спрятанные внутри корпуса тяжелые предметы.
Вечером 24 августа в ознаменование начала соревнований на четырнадцати флагштоках взвились флаги стран, участвующих в чемпионате.
25 августа ветер дул с силой около трех баллов со стороны берега, поэтому волны не было.
Главное судейское судно — старая шхуна тонн на двести — стало на якорь милях в трех от берега. Лавировка на первый знак была в направлении на берег. Стартовая линия имела ширину метров шестьсот.
«Тайфун» берет старт у судейского судна, «Арго» — в третьей десятке. В ходе гонки наша яхта обходит несколько судов, но и ее обгоняют багамец Ноулс и итальянец Козентино. Временами «Тайфун» выбивается в первую десятку, но, проиграв на последней прямой нескольким яхтам, финиширует тринадцатым. «Арго» финиширует двадцать шестым.
Гонку выигрывает американец Джеймс Шунмэйкер на яхте «Динго». За ним финиширует Лоуэлл Норт (США). Третьим на финише оказывается Анжело Марино (Италия), четвертым — Джозеф Дьюглин (США).
Вторая гонка надолго запомнится участникам соревнований. Два часа подряд яхты пытались взять старт, но 11 раз звучали выстрелы, отзывающие яхты снова обратно за стартовую линию. Сильное течение, направленное против ветра, выносило яхты со стартовой линии. Гонка прошла при неровном ветре силой от 1 до 3 баллов. После первой лавировки вперед вырвалась яхта «Норт Стар» Лоуэлла Норта; метрах в пяти-десяти за нею — «Мистери» швейцарца Эдвина Бернета; третьим шел «Тайфун». Метрах в ста за нами первый знак обогнула большая группа яхт, в которой находились «Арго» Васильева и «Голдстар» Дью-плина. Вскоре Дьюплин сумел занять внутреннюю позицию и, хорошо обогнув второй знак, оторвался от группы.
На второй лавировке «Тайфун» опередил швейцарскую яхту и взял верхний знак вторым, почти вплотную за яхтой Норта, а на финишной прямой догнал и обошел лидера.
Дьюплин обошел Бернета на финишной прямой и закончил гонку третьим. «Арго» прошел вторую лавировку неудачно и финишировал лишь тридцатым.
К третьей гонке ветер, вопреки прогнозу, усилился до четырех баллов. «Тайфун» хорошо взял старт и всю гонку прошел, борясь за место в первой десятке. Гонку выиграл, как и в первый день, американец Шунмэйкер. Вторым на финише был швед Джон Альбрехтсон, третьим — Дьюплин.
«Тайфун» финишировал восьмым, «Арго» — четырнадцатым.
Старт четвертой гонки был отложен на сорок пять минут из-за отсутствия ветра. «Тайфун» удачно прошел первый круг, борясь за лидерство с яхтой «Каприс» итальянца Роланди и «Мистери» Бернета.
После второй лавировки верхний знак первым обогнул Роланди, за ним почти вплотную знак взяли швейцарская и советская яхты.
На финишной прямой «Тайфун» сумел опередить швейцарскую яхту и финишировал вторым, вслед за Роланди.
Четвертым на финиш пришел финн Ларе Нигрен, пятым — Дьюплин, шестым — финн Таллберг. «Арго» был на финише одиннадцатым.
29 августа яхты вышли из гавани Варберг при северо-восточном ветре. Около полудня, когда яхты приближались к стартовой линии, ветер зашел к востоку. Стартовую линию пришлось ставить заново, но ветер продолжал заходить. Наконец, после долгого ожидания старт дали при установившемся ветре южного направления силой до четырех баллов.
Первую лавировку удачно прошли Таллберг, швед Петерсон, багамец Ноулс и советские экипажи. Хорошо шли итальянские яхты «Дэзири» рулевого Анжело Марино и «Романс» Франко Кавалло.
Американцы Норт, Дьюплин и Шунмэйкер попали со старта в неудачное положение и на первой лавировке замыкали вторую десятку.
Первым финиша достиг Таллберг, вторым и третьим — шведы Альбрехтсон и Петерсон. Четвертым финишировал Шунмэйкер, который за второй круг обошел более десятка яхт. Пятым и шестым финишный створ пересекли итальянцы Кавалло и Марино. Седьмым был Ноулс.
Успешно провел последнюю гонку Дьюплин. Обогнав на полном курсе девять яхт, он финишировал восьмым и завоевал звание чемпиона.
Незадолго до финиша наша яхта обошла «Арго» и «Мистери» и пришла на финиш десятой. «Арго» и «Мистери» оказались на 11 и 12 местах. Норт закончил гонку 13-м.
В результате пятидневной борьбы победителем открытого чемпионата Европы и Северной Африки стал сборный экипаж — рулевой американец Джозеф Дьюплин и шкотовый Фриц Риесс из ФРГ (237 очков). Они гонялись на яхте «Голдстар», принадлежащей Фрицу Риессу и построенной по чертежам Дьюплина на швейцарской верфи «Портье Яхтверфт». Интересно отметить, что в чемпионате мира прошлого года они гонялись на яхте «Старовси», принадлежащей Дьюплину, но рулевым был Фриц Риесс.
На второе место оказалось сразу три претендента: американец Лоуэлл Норт, финн Петер Таллберг и экипаж нашего «Тайфуна». Они набрали одинаковое количество очков (226). Правила в таком случае отдают предпочтение тому, кто большее число раз приходил впереди. Но в данном случае и это условие оказалось равным: Таллберг пришел три раза впереди Пинегина, Пинегин пришел три раза впереди Норта, а Норт три раза пришел впереди Таллберга. Судейская коллегия после долгих дебатов постановила: присудить второе место всем трем экипажам, а третье и четвертое места не присуждать никому.
На пятое место в общем зачете вышел итальянец Анжело Марино (224 очка), за ним швейцарец Эдвин Вернет (214 очков). «Арго» в общем зачете занял тринадцатое место.
На следующий день наши яхты были отправлены на морском пароме в ФРГ в город Травемюнде, затем на автомобиле в город Киль, где через неделю должен был начаться розыгрыш первенства мира.
Мы двинулись вслед за яхтами на самолете через Копенгаген и Гамбург.
Чемпионат мира
Город Киль раскинулся по берегам бухты того же названия. В центре города расположен знаменитый Кильский яхт-клуб — четырехэтажное здание с большим залом для приемов, рестораном, гостиницей и парком стоит на берегу бухты. Гавань клуба защищена стальной шпунтовой стенкой, на пирсы проведены электричество, телефон, пресная вода. Яхта, встав у пирса, может подключиться к этим коммуникациям. В гавани размещаются шестьсот яхт. Наша команда удобно устроилась в гостинице Кильского яхт-клуба.
Стоянкой для яхт, участвующих в чемпионате мира, была гавань Шикльзее, расположенная невдалеке от маяка Вульк. Отсюда до дистанции путь был намного короче, чем из Кильского яхт-клуба.
Гавань Шикльзее рассчитана на стоянку четырехсот яхт. Эта гавань входит в строящийся комплекс сооружений для проведения Олимпийской регаты в 1972 году.
Второго и третьего сентября яхты прошли обмер и взвешивание; на наших яхтах все оказалось в порядке, и мы начали готовиться к первому старту чемпионата мира.
К первенству мира было допущено 78 яхт от 19 стран. Наибольшее число яхт выставили хозяева — 15. США представили 14 яхт, Швеция — 11, Швейцария — 9, Италия — 7, Франция — 5, Португалия — 4. По 2 яхты выставили СССР, Венгрия, Финляндия. По одной яхте участвовало от Аргентины, Испании, Австралии, Дании, Багамских островов, Канады, Монако, Бразилии и ПНР.
Первая гонка состоялась 5 сентября. С утра дул ветер с юго-запада силой три-четыре балла, но прогноз обещал значительное усиление, что и произошло на втором круге гонки.
После стартового сигнала почти все яхты заложили длинный правый галс к берегу, где волна была значительно меньше. Те, кто повернул после старта на левый галс, встретили неприятную крутую волну, но на первой лавировке этот маневр оправдал себя вследствие того, что ветер на небольшое время зашел градусов на пятнадцать к северу. Это хорошо использовали датчанин Эльвстрем и финн Таллберг. Из группы яхт, ушедших со старта правым галсом, вовремя повернул и точно вышел на знак Дьюплин, а большинство (в том числе и обе советские яхты) слишком затянуло правый галс. Это объяснялось тем, что судейское судно у знака № 1, на которое ориентировались гонщики, на самом деле стояло гораздо выше и левее поворотного знака.
Первый знак вместе обогнули Дьюплин и Эльвстрем, за ними — финн Таллберг. «Тайфун» подошел к знаку девятым. На курсах бакштаг Эльвстрем оторвался от Дьюплина, уверенно прошел остальную часть дистанции впереди и финишировал первым. За ним пришли Дьюплин и Таллберг. Четвертым финишировал американец Стернз, пятым — немец Куке. «Тайфун» обошел на фордевинде три яхты и оказался шестым. Другой советский звездник — «Арго» — финишировал пятьдесят первым.
Ветер к концу гонки значительно усилился (до 6-7 баллов), что вызвало различные поломки на яхтах. Первую гонку не смогли закончить одиннадцать экипажей.
Шестого сентября уже к десяти часам утра ветер достиг силы пять-шесть баллов, а прогноз обещал днем усиление до восьми-девяти баллов, но главное судейское судно в обычное время вышло к месту старта, а за ним вышли из гавани и помчались с попутным западным ветром все яхты.
После старта на первой лавировке ветер был шесть-семь баллов. В головной группе разгорелась борьба между четырьмя американскими яхтами (рулевые Норт, Шунмэйкер, Стернз, Дьюплин) и яхтой со смешанным экипажем (рулевой П. Эльвстрем, шкотовый швед Я. Альбрехтсон). На втором круге из борьбы выбывает из-за поломки гика Дьюплин, но он не бросает гонку и добирается до финиша, занимая шестнадцатое место.
На втором круге ветер на шквалах достигает силы девяти баллов. На финишной прямой Норт, Стернз и Эльвстрем идут бакштагами, а Шунмейкер идет чистым фордевиндом. Яхту Шун-мейкера сильно раскачивает с борта на борт, но он продолжает идти рискованным курсом. На полпути к финишу яхта Шунмейкера сильно кренится на наветренную сторону, выходит из-под контроля рулевого, резко уваливается. Происходит перекидка верхней части грота, а гик, закрепленный завал-талью, остается на левом борту. Штормовым ветром яхту буквально вжимает в воду, и через несколько секунд среди волн виднеется стоящий вертикально нос яхты да головы американских яхтсменов. Когда через минуту-две к этому месту подходит спасательный катер, яхты уже не видно. На поверхности воды держатся двое яхтсменов в спасательных жилетах, а неподалеку от них пляшет на волнах оранжевый буек, точно указывая место, где лежит на дне яхта.
Многие наши яхтсмены помнят долгие и трудные, а в двух случаях и бесплодные поиски звездников, затонувших в Таллинском заливе во время проведения Балтийских регат. Очевидно, нам следует перенять этот опыт применения автоматически всплывающего буйка.
Финишную линию первым пересекает Норт, за ним Стернз и Эльвстрем. Четвертым и пятым на финиш приходят кильский рулевой Эккарт Вагнер и швед Петерсон.
Наш «Тайфун» первый знак огибает тринадцатым, затем в ходе гонки обгоняет несколько яхт и к финишу подходит шестым. Но для того чтобы пересечь финишную линию, надо сделать поворот фордевинд. Мы решаем не рисковать и делаем поворот оверштаг, а идущий за нами Херберт Вильямс делает фордевинд и финиширует впереди «Тайфуна», но со сломанной мачтой.
Двадцать семь яхт не смогли в этот день добраться до финишной линии из-за различных поломок, среди них советская яхта «Арго».
Вечером гавань яхт-клуба не опустела — на многих яхтах кипела работа по исправлению поломок.
Седьмого сентября уже к десяти часам утра ветер достиг силы в девять баллов. Судейская коллегия перенесла время старта на пятнадцать часов, но ветер к этому времени не уменьшился, и гонка была перенесена на следующий день.
Хотя ветер в третьей гонке не превышал шести баллов, на финише не досчитались более десятка яхт. Особенно не повезло австралийцу Максу Кастингеру, который снова, как и во второй гонке, потерял мачту.
Гонку выиграл Лоуэлл Норт. Вторым пришел Эльвстрем, третьим — Дьюп-лин. Четвертым, как и во второй гонке, финишировал Вагнер, пятым — швед Веннерштром, шестым — Стернз. Седьмым на финише был воскресший «Динго», за ним — «Тайфун». «Арго» пришел на финиш семнадцатым.
Информация об изображении
Рис. 5. Для стакселей модели 1966 года характерно низкое расположение шкотового угла
Девятого сентября ветер снова усилился до семи баллов. Очень хорошо взял старт и лидировал всю гонку Эльвстрем. Вторым на финиш пришел Дьюплин, третьим — Олимпийский чемпион Ноулс. «Тайфун» финишировал десятым. У «Арго» лопнул стаксель-фал, и ему пришлось половину гонки идти под одним гротом, в результате чего он пришел на финиш лишь сорок пятым.
Рис. 5. Для стакселей модели 1966 года характерно низкое расположение шкотового угла
Перед последней (пятой) гонкой результаты были настолько плотными, что распределение мест в первой десятке зависело, в основном, от порядка прихода на финиш. Лишь Эльвстрем мог проиграть лидеру 11 мест и все же остаться на первом месте.
Гонка проходила при слабом ветре. Первую лавировку удачно начал и лидировал до самого финиша Дьюплин, за ним неотступно шел немец Вагнер. За последующие места боролись Норт, Стернз, Пинегин и Вернет. Неудачно начал гонку Эльвстрем; на первом круге он замыкал второй десяток, но на второй лавировке сумел обойти много яхт и финишировал десятым.
Места в пятой гонке распределились следующим образом: первым на финише был Дьюплин, вторым — Вагнер, третьим — Норт. Четвертым финишную линию пересек наш «Тайфун», пятым — «Глайдер» Стернза. «Арго» из-за аварии не смог добраться до финиша.
Чемпионат мира также закончился победой сборного экипажа: рулевой — датчанин Пауль Эльвстрем, шкотовый — владелец яхты Джои Альбрехтсон, набравшие 377 очков. Второе место в чемпионате занял Лоуэлл Норт (374 очка), владелец и главный конструктор знаменитой фирмы, изготовляющей паруса «Норт Сэйлз»; шкотовым у него был Петер Баррет, известный гонщик в классе «Финн», чемпион США.
На третье место (372 очка) вышли Ричард Стернз и шкотовый Линн Вильямс, оба из Чикаго, США.
Четвертое место (371 очко) заняли Джозеф Дьюплин и Фрэнсиз Долан, оба из города Бостон, США.
На пятое место вышел советский экипаж яхты «Тайфун» — Тимир Пинегин и Федор Шутков (360 очков).
На шестом месте финский экипаж — братья Петер и Генрик Таллберг (350 очков). Второй советский экипаж — Владимир Васильев и Эдуард Шугай — занял в чемпионате мира 57 место.
В пять часов утра на следующий день мы были уже в пути на Родину. Гамбург, Берлин и вечером — Москва.
Оказывается сегодня для желающих повысить свой уровень образования или получить новую специальность по европейским стандартам есть возможность съездить в Европу. Например качественное и недорогое образование в Испании для русских дает вам диплом, который признается во всем мире. Отличный климат во время обучения. Есть конечно и минусы, но они не такие уж большие по сравнению с плюсами.