X юбилейное первенство ЭССР, как и первенство республики прошлого года, разыгрывалось 6 и 7 августа в Нарве, на реке Нарове. Претендентами на звание чемпиона были гонщики из шести городов Эстонии, выступавшие в классах «СИ», «СА», «МА», «МВ», «ГА» и «К-02». Для судов с подвесными моторами была установлена дистанция 5 миль и серия 3X5 миль; для судов со стационарными двигателями — дистанция 10 миль и серия 3X5 миль. В обоих случаях трасса составляла 1⅔ статутной мили (дистанция 5 миль — 3 круга, 10 миль — 6 кругов). В соревнованиях приняли участие 58 спортсменов на 54 судах, в том числе — два спортсмена на катере «К-02» из Ленинграда.
Сравнительно небольшая ширина реки Наровы создает некоторые неудобства при выборе трассы. Гонщики должны были отходить от причала через стартовую зону; более неприятным было то, что гонщик, стартующий с опозданием, не проходил через входные ворота стартовой зоны, и при отходе от бонов могла возникнуть опасность столкновения с судами, уже идущими по трассе. В то же время надо отметить, что Нарвская трасса очень удобна для лроведения заездов на рекорды, так как почти при любом ветре Нарова остается спокойной. Доказательство тому — несколько установленных на этой трассе рекордов СССР, в том числе абсолютный рекорд скорости 125,874 км/час (мастер спорта А. Фукс, Ленинград) в 1965 г.
Розыгрыш первенства проводился как лично-командное соревнование в двух группах. В первой группе встретились гонщики Таллина и Тарту, во второй — Пярну, Вильянди, Нарвы и Лок-са. Одновременно с командным зачетом по городам проводился и параллельный зачет по коллективам физкультуры предприятий.
На дистанции 5 миль в классе «СИ» победил И. Педиус (Тарту) с результатом 68,481 км/час (в прошлом году на дистанции 10 км У. Палдрок показал 75,630 км/час), в классе «СА» — Л. Каасик (Таллин) — 77,433 км/час, в классе «МА» — Р. Мухина (Тарту) — 47,240 км/час.
Среди судов со стационарными двигателями в классе глиссеров на 10 миль финишировал один Р. Пейкер (Тарту) — 70,326 км/час (стартовало 3 судна), а в классе «К-02» (в гонке участвовало 4 катера) победил экипаж из Выру — Т. Нассар и К. Тобре с результатом 61,777 км/час, установив новый рекорд ЭССР.
В серии гонок на судах класса «СИ» победу одержал А. Иоала (Пярну), в классе «СА» — Л. Каасик, «МА» — X. Виннал (Вильянди), «ГА» — X. Кюю-немяе, «К-02» — Р. Круук и У. Ярв (Таллин). На командный зачет соревновались суда с подвесными моторами; гонщики на глиссерах и катерах разыгрывали только личное первенство.
Начало гонок было очень острым. В первой же гонке потерпела аварию и выбыла из борьбы одна из сильнейших гонщиц СССР мастер спорта М. Каасик (Таллин). Заметно превосходивший всех в скорости в классе «СИ» Л. Каасик в первый день в гонке на 5 миль позже всех взял старт. Несмотря на это, к концу второго круга скутер № 150 Л. Каасика обошел почти всех конкурентов, но... сошел вследствие неисправности мотора. Такая же участь постигла многих других гонщиков. В результате к финишу пришли. .. 2 скутера (из 15 заявленных). Неудачи преследовали Л. Каасика и на следующий день. Стартуя в классе «СИ», он пересек стартовый створ предпоследним. Развив большую скорость, Каасик уже на втором круге был впереди. Зрители уже приветствовали его как победителя, но за 100 м до финиша из-за аварии рулевого управления скутер вдруг отворачивает внутрь трассы и финиширует лишь пятым; зато в классе «СА» Л. Каасик на моторе «ИВЛ РМ 175» («Дельфин») значительно опередил своих соперников, многие из которых шли на моторах «Кёниг» и «ИВЛ РМ 250». Во втором заезде он прошел дистанцию 5 миль со скоростью 80,065 км/час!
Первая гонка серии для мотолодок: стартуют кучно (16 судов); не соразмерив скорости, делают фальшетарт четыре мотолодки, в том числе Рита Мухина — бесспорный лидер в этом классе. Надо отметить, что некоторая вина за этот фальшетарт лежит и на начальнике дистанции — буи стартовых ворот стояли за створом старта, что ввело гонщиков в заблуждение.
Соревнования могли быть еще более интересными, если бы не некоторые организационные просчеты. Зачет (и личный и командный) проводился по международной очковой системе, неоднократно описанной в нашем сборнике. Эта система разработана для личных соревнований и в командном первенстве ее применять не следует — слишком большой разрыв по сумме очков у гонщиков, попавших в первую пятерку, приводит к тому, что распределение командных мест не соответствует действительному соотношению сил. В командных соревнованиях наиболее правильным следует считать зачет по сумме скоростей участников. Ошибочным следует считать разрешение участникам стартовать на тех же судах с теми же моторами в двух классах: на моторах 175 см3 сначала в классе «СИ», а затем (с теми же номерами без замены двигателей и корпусов) в классе «СА», на моторах «Москва» сначала в классе «МА», а затем на этих же моторах и корпусах в классе «МВ».
Техническая комиссия не заметила,, что у некоторых мотолодок не работали самосбрасывающиеся рукоятки газа. Некоторые гонщики ходили по трассе с незастегнутыми шлемами. И вот результат — у спортсмена на судне № 279 во втором заезде в классе «СА» слетел на ходу шлем; лишь по счастливой случайности это не повлияло на ход гонки.
Не следует пытаться снимать с гонки участника, нарушившего правила (если нет аварийной обстановки, конечно), так как сойти с трассы может другой спортсмен. Так и получилось 7 августа во время первой гонки мотолодок, когда судьи пытались снять с гонки спортсмена, показывая ему красный флаг: вместо нарушителя сошел с трассы гонщик на мотолодке № 300. Лишь после энергичной жестикуляции силами всей судейской коллегии гонщик понял, что флаг был показан не ему, и, потеряв около минуты, продолжил гонку.
В командном зачете в первой группе первенствовали спортсмены Тарту (5267), на втором месте Таллин (597). Во второй группе 1 место заняла команда Пярну (2438), затем Локса (1196), Вильянди (795) и Нарвы (243). Среди коллективов победителями, как и в прошлом году, стали спортсмены Тартуского авторемонтного завода № 3, вторыми были гонщики объединенного спортколлектива работников связи, автотранспорта и шоссейных дорог г. Пярну, третьими — спортсмены Тартуского приборостроительного завода.
Рано утром 7 августа состоялись заезды на побитие рекордов ЭССР. На дистанции 1 км мастер спорта СССР Л. Каасик на скутере «СИ» показал очень высокий результат — 101,694 км/час, установив новый рекорд республики. Из-за организационных просчетов этог результат не будет, к сожалению, рекордом СССР.
Хорошую скорость — 46,753 км/час — на мотолодке «МИ» (с мотором «Ветерок») показал У. Хооль из Пярну, установив новый рекорд ЭССР. Хооль отлично выступил и на дистанции 5 миль — 45,099 км/час (тоже новый рекорд республики).
Хорошим и четким было судействе соревнований (главный судья И. Тико). Безупречно справлялась с секретарскими обязанностями С. Леет.