Осенью 1965 г. центром внимания любителей парусного спорта стало Азовское море. Здесь с 3 по 9 октября были проведены последние крупные соревнования сезона — швертботная часть Первенства СССР. Особый интерес эти гонки представляли в связи с тем, что на них впервые стартовали катамараны.
Дистанция была установлена в северо-восточной части Бердянского залива, совершенно открытого с южной и западной сторон, а с востока прикрытого длинной песчаной косой. Диаметр дистанции был равен 1,8 мили, а центр ее был удален примерно на 1,5 мили от Водной станции завода «Азовкабель», где базировались участники соревнования. Глубины на дистанции 3—4 м. Незначительное ветровое течение, направленное вдоль берегов по часовой Стрелке, практически не оказало влияния на результаты гонок, кроме четвертой, проходившей при ветре 1—2 балла; четыре гонки из шести проходили при восточном и северо-восточном ветре силой 3—5 баллов, одна — при южном и одна—при северо-западном ветре. Нужно отметить, что сильные ветры южных направлений разводят в заливе высокую и очень крутую волну, управляться на которой очень сложно.
В гонках, как и в прошлые годы, участвовали команды республик и городов Москвы и Ленинграда, однако их состав претерпел значительные изменения. Впервые выступали гонщики на катамаранах группы В; кроме того, к участию в Первенстве были допущены, экипажи юношей на «Летучих Голландцах» и «Финнах». Участники соревнований имели право выступать только на судах отечественной постройки.
Программа соревнований предусматривала проведение семи гонок. В день последней гонки ветер усилился до 6 баллов и судейская коллегия ввиду недостаточной обеспеченности катерами перенесла гонку на следующий день. Однако спортсменам так и не удалось выйти на заключительный старт: за ночь свежий ветер сменился полным штилем, и продолжать соревнования не имело ни малейшего смысла. Судейская коллегия приняла решение определить победителей по пяти лучшим местам, занятым в шести гонках.
Поскольку катамараны стартовали первыми, начнем разбор гонок по классам именно с них. Естественно, что появление нового класса судов на всесоюзном Первенстве повысило интерес к соревнованию, однако количество катамаранов на старте (всего 6!) было явно недостаточным для таких ответственных гонок.
Только четыре команды — РСФСР, Латвия, Москва и Ленинград — имели в своих составах катамараны, причем последние две выставили еще по одному судну в личном зачете. К сожалению, Украина и Эстония, имевшие катамараны В, не сочли нужным представить их на Первенство. Это, конечно, отразилось на командных результатах и, безусловно, еще скажется в нынешнем году при выступлении тех спортсменов, которые были лишены возможности проверить свои суда и приобрести необходимый опыт в условиях столь ответственного соревнования.
До начала соревнования вопрос о возможном распределении призовых мест среди экипажей катамаранов был совершенно неясным, так как большинство гонщиков встречались впервые. В качестве наиболее вероятного претендента на первое место называли двукратного чемпиона в классе швертботов «М» мастера спорта В. Летунова (Москва). Этот прогноз имел весьма существенное основание, если учесть, что В. Летунов является не только одним из наших лучших гонщиков, но и опытным конструктором (широко известны, например, «эмки», «Галс-I» и «Галс-II», построенные по его проекту). Катамаран, на котором в этот раз выступал московский мастер, также был построен им по собственным чертежам. Однако уже первая гонка полностью опровергла данный прогноз. Все три круга уверенно лидировал ленинградец, победитель Балтийской регаты, В. Романов; вторым был рижанин А. Эглайс и третьим В. Рослов (РСФСР). В. Летунов уже на первой лавировке проигрывал лидеру 6 мин. и на финише был лишь пятым.
Остальные пять гонок показали полное превосходство катамарана В. Романова, который пять раз был первым и один — четвертым, что дало ему заслуженное право на получение звания чемпиона СССР. Рижанин А. Эглайс, проведший гонки очень ровно, завоевал второе место; третьим стал В. Алексеев (Ленинград), который прибыл на соревнования перед самым их началом (он шел своим ходом из Жданова в Бердянск) и уже во время гонок, работая над парусами и судном, постепенно улучшал свой результат; последние четыре дня он выступал очень ровно (места: 2, 3, 3, 3-е).
Каково же первое впечатление от нового класса судов? Его, пожалуй, можно выразить одним словом — блестящее.
Начнем с того, что катамараны оказались Очень транспортабельными. Они меньше всего беспокоили судейскую коллегию и тренеров — не переворачивались. Их ходовые качества завоевали общее признание (так, катамаран «Ласка» В. Романова при трехбалльном ветре имел скорость на лавировке 7,7 узла, а на бакштаге 11 узлов!). Все катамараны отлично управлялись, выполняя повороты и маневры при огибании знаков.
В чем же успех катамарана «Ласка» и его конструктора, строителя и рулевого В. Романова? Помимо удачных обводов и хорошей центровки, большое значение сыграл тот факт, что сам строитель — высококвалифицированный шлюпочник, и постройка судна происходила на Судоверфи ВЦСПС, где он работает (надо Отметить, что администрация и местный комитет верфи всячески поддерживают инициативу своих рабочих и служащих в самостоятельной постройке гоночных судов и буеров); поэтому материал для него был тщательно подобран, а сама работа выполнена мастерски. Взвешивание катамаранов на Первенстве показало, что все три судна-призера имеют вес в пределах 160—170 кг; здесь становится ясной одна из причин неудачи B. Летунова — катамаран его постройки весил 240 кг!
В классе «Летучий Голландец» гонялось 27 судов. В связи с тем что спортсмены выступали практически на одинаковых судах отечественной постройки, борьба была очень острой. Вначале лидерство захватили Л. РвалОв (РСФСР), Е. Калина (УССР) и А. Шелковников (Москва); в последующих гонках более опытный и выступающий в этом году очень сильно Р. Новодережкин (Москва) сумел обойти двух ближайших соперников, но Л. Рвалов, проведший все гонки очень сильно и ровно (худшее место 4-е), сумел удержаться на первом месте и впервые завоевать золотую медаль чемпиона. Второе и третье места завоевали соответственно Р. Новодережкин и А. Шелковников.
В классе швертботов «М» с мужскими экипажами стартовало 21 судно. Первые же гонки показали, что чемпиону 1963 г. В. Дякину (Москва) предстоит жестокая борьба за сохранение своего чемпионского титула. Ленинградец C. Ухин, украинец О. Вузовский и представитель команды РСФСР В. Козырев сразу же сделали серьезную заявку на призовые места. К финишу соревнований основная борьба разгорелась между О. Вузовским, который провел все гонки очень ровно (худшее место 4-е и два 1-х) и С. Ухиным, который хотя и был три раза первым, но менее успешно прошел в остальных гонках. В результате звание чемпиона завоевал О. Вузовский. С. Ухин стал серебряным медалистом, а Ю. Богачев—бронзовым. Интересно отметить, что на борьбу участников за личные места повлиял и ход командной борьбы. Так, в шестой гонке команда Москвы, опасаясь основного противника — команды Ленинграда, передала свои Отлично сшитые капроновые спинакеры команде Украины (результаты не замедлили сказаться!). В числе лучших конструкций были швертботы типа «Линдая-I» и «Линдая-II», «Спутник» и «Галс-II». Интересно Отметить, что «Спутнику», на котором выступал С. Ухин, уже 6 лет, в то время как остальные швертботы построены в 1962—1964 гг. Большая часть экипажей выступала с парусами из лавсана, а несколько швертботов имели Отличные капроновые спинакеры.
На гонках женских экипажей было представлено 10 «эмок». Борьба за первенство по существу шла лишь между двумя рулевыми — Г. Суник (Ленинград) и Л. Селюковой (Москва). Первая выступала на «Спутнике», вторая — на «Галсе-1»; обе располагали отличными парусами из лавсана. Уверенную победу одержала Г. Суник, которая четыре раза была на финише первой и лишь по одному второй и третьей (из-за аварии с рулем).
Среди «финнистов» сразу же со старта гонок группу лидеров возглавил серебряный призер первенства Европы В. Манкин (УССР); однако следующая за ним группа, в которую входили Е. Кузнецов (Ленинград), В. Козлов (Москва), Р. Бердаш (Латвия) и В. Дырдыра (УССР), уже в середине соревнования доказала, что на золотую медаль в этом году претендентов значительно больше, чем на предыдущих первенствах. В последних гонках В. Козлов сумел овладеть инициативой, догнать и обойти по Очкам В. Манкина и завоевал почетный титул чемпиона Союза. В. Манкин был на финише гонок вторым, Е. Кузнецов — третьим, причем разрывы между призерами не превышали 200 очков, что показывает накал спортивной борьбы.
Юноши на «Голландцах» и «Финнах» стартовали вместе со взрослыми, но имели отдельный зачет. Победителями в классе «Летучий Голландец» (всего 8 экипажей) стал В. Кошелев (Москва), в классе «Финн» (всего 10 экипажей) — В. Потапов (РСФСР).
Гонки юношей показали, что у нас растет достойная смена, однако тот факт, что большинство молодых гонщиков выступало на дакроновых парусах, выданных на период Первенства, несколько искажает истинную картину их подготовки.
В командном зачете первое место завоевали москвичи, на втором — ленинградцы и на третьем — команда РСФСР.
Первенство подтвердило правильность решения федерации о запрещении использования импортной материальной части. Это уравняло шансы всех участников и обострило борьбу: недаром в олимпийских классах борьба за первое место шла до шестой гонки. В результате произошла смена чемпионов — и Л. Рвалов и В. Козлов впервые завоевали золотые медали.
Катамараны, Очевидно, прочно пробили себе дорогу на Первенство; суда этого, класса становятся популярными в стране. Класс «М» требует дальнейшей модернизации, а может быть превращения его в отечественный монотип; недаром лучшие гонщики из этого класса переходят в олимпийские и на катамараны, являющиеся на сегодня гораздо более перспективными.
Федерации парусного спорта СССР нужно до конца довести дело с налаживанием промышленного выпуска синтетических парусных тканей — ведь даже на прошедшем Первенстве еще многие швертботы «М» и катамараны выступали под хлопчатобумажными парусами!
И, наконец, о составе участников. Многие гонщики команд Грузии, Азербайджана и даже Латвии и Литвы были явно не подготовлены к этому ответственному соревнованию и резко уступали в технике управления (не говоря уж о тактике) ведущим спортсменам.
В целом соревнование было организовано и проведено хорошо. К недостаткам следует отнести лишь нехватку мореходных обеспечивающих катеров, что послужило причиной срыва седьмой гонки Первенства.