Первенство СССР 1966 года по воднолыжному спорту разыгрывалось 9—13 сентября в Тбилиси.
В розыгрыше приняло участие 77 спортсменов, в том числе 22 женщины.
Уже тренировочные заезды на трассе слалома и прыжки с трамплина показали значительно возросшее мастерство наших спортсменов. Стало ясно, что борьба за призовые места как в личном, так и в командном зачете будет очень напряженной.
Полные команды из семи спортсменов (пять мужчин и две женщины) выставили Украина, Латвия, РСФСР, Грузия, Москва и Ленинград. Команды Белоруссии и Эстонии выступали не в полном составе. Кроме того, в личном зачете было заявлено много сильных спортсменов от Москвы, РСФСР, Грузии и Украины. Интересно отметить, что средний возраст участников Чемпионата 1966 года был на два года меньше, чем на прошлогоднем Чемпионате. Это стало возможным потому, что Всесоюзная федерация воднолыжного спорта отменила существовавший до сих пор возрастной ценз (16 лет), что позволило включить в команды молодых перспективных спортсменов.
Десятого сентября по традиции соревнования начались с прохождения дистанции воднолыжного слалома на двух лыжах.
К сожалению, в первый день соревнований чемпион и призеры в слаломе на двух лыжах выявились только у женщин, так как мужчины не успели закончить финальные заезды. Чемпионкой СССР 1966 г. в слаломе на двух лыжах стала 17-летняя мастер спорта Г. Литвинова (РСФСР); на втором месте Т. Чекалина (Ленинград), выполнившая норму кандидата в мастера спорта, и на третьем — Н. Павлова (Москва).
Финальные заезды у мужчин проводились на следующий день, когда поднявшийся ветер разогнал волны, достигавшие в открытых местах Тбилисского моря высоты 50 см и более. В этих условиях пройти трассу в обоих направлениях удалось лишь пяти спортсменам (в предыдущий день из 55 мужчин полностью прошло дистанцию 30).
Судьи решили допустить ко второму финальному заезду и участников, прошедших трассу только в одном направлении. Всего во втором финальном заезде участвовало семь спортсменов, которые должны были пройти трассу в одном направлении при скорости катера-буксировщика 48 км/час и длине буксировочного фала 17 м. Чемпионом страны в слаломе на двух лыжах во второй раз стал ленинградец мастер спорта Ю. Жуков. На второе место вышел его товарищ по команде А. Петров и на третье — В. Ожогин (Москва), выступавший в личном зачете.
12 сентября проводились заезды на одной лыже для женщин и мужчин. Вследствие плохих погодных условий (сильный ветер и волна) главная судейская коллегия была вынуждена проводить заезды на трассе слалома лишь в одном направлении, так как выход катеров на подводных крыльях с воднолыжником на буксире в открытую часть Тбилисского моря для разворота значительно увеличивал вероятность падения и мог затянуть проведение соревнований.
К сожалению, старты на одной пыже показали, что большинство наших спортсменов не умеет правильно вести тактическую борьбу при ухудшении условий на трассе. Подавляющее большинство участников сошло с дистанции. Из женщин полностью прошла дистанцию только абсолютная чемпионка страны 1965 года мастер спорта Л. Нечаева (Москва), а у мужчин в финал вышли три спортсмена: Ю. Пафнутов, М. Гохберг (оба из Москвы) и Ю. Жуков (Ленинград).
Так как в первом финальном заезде на одной лыже за каждый пройденный буй засчитывалось одно очко, то результаты, показанные участниками в этом виде соревнований, во многом влияли и на распределение призовых мест в многоборье в личном зачете.
Чемпионкой страны в слаломе на одной лыже стала москвичка Л. Нечаева. На втором месте — Н. Павлова (тоже из Москвы), на третьем — Г. Литвинова (команда РСФСР). У мужчин чемпионом стал москвич Ю. Пафнутов, выполнивший норму мастера спорта. На второе место вышел М. Гохберг и на третье — Ю. Жуков.
Не менее напряженно проходила борьба в командном зачете. После двух видов соревнований на первом месте с большим отрывом в очках (10383,95) находилась команда Москвы; на втором месте — команда Ленинграда (8683,28), на 258,09 очка опередившая команду РСФСР. Команда Латвии занимала четвертое место (7624,76). Результаты командного первенства во многом зависели от того, насколько успешно участники выступят в последнем виде воднолыжного многоборья — прыжках с трамплина.
Отличительной особенностью нынешнего чемпионата являлось то, что прыжок с трамплина оценивался как по длине, так и по технике выполнения. Кроме того, Всесоюзная коллегия судей разрешила маневрирование при заходе на трамплин. Многие участники смогли продемонстрировать заход на трамплин по диагонали, несмотря на сильную волну и попутный ветер. Чемпионом СССР по прыжкам с трамплина с результатом 24 м стал В. Медведев (Ленинград), впервые выполнивший норму мастера спорта; на втором месте оказался Ю. Пафнутов (22,5 м) и на третьем — грузин В. Дзагания (22,8 м). Победительницей в прыжках с трамплина у женщин стала Л. Нечаева (15,3 м); второе и третье места с результатом 14,3 м разделили Г. Литвинова и Н. Павлова.
Абсолютными чемпионами СССР по воднолыжному спорту стали Л. Нечаева и Ю. Пафнутов (Москва). Среди женщин в многоборье на втором месте Г. Литвинова (РСФСР) и на третьем Н. Павлова (Москва). У мужчин серебряную медаль завоевал М. Гохберг (Москва) и бронзовую Ю. Жуков (Ленинград). Первый командный приз в многоборье завоевали москвичи; второе место завоевала команда РСФСР и третье — воднолыжники Латвии. Следует отметить большой успех латвийских воднолыжников, которые очень ровно выступали во всех видах многоборья и сумели на финише опередить команду Ленинграда. Неудача ленинградской команды объясняется прежде всего слабой подготовкой женщин как в прыжках с трамплина, так и в слаломе.
На Чемпионате были представлены интересные образцы зарубежных водных лыж. Москвич Гохберг выступал на французской монолыже, имеющей вогнутый профиль поперечного сечения. Лыжа показала хорошие ходовые качества как на спокойной воде, так и при волне, а также хорошую устойчивость на вираже и при прохождении кильватерных волн от катера. Эстонские спортсмены продемонстрировали последнюю модель монолыжи из Австралии, где в октябре 1965 г. проходило IX Первенство мира по воднолыжному спорту. Поперечное сечение лыжи имеет сложную форму в виде зубчатой рейки, причем канавки, образованные впадинами зубьев, проходят вдоль всей скользящей поверхности. Кроме того, носовая часть (примерно четверть всей длины) тоньше всей лыжи примерно на ⅓, что, по-видимому, улучшает ходовые качества лыжи и при встрече с волной служит своеобразным амортизатором. Нашей промышленности необходимо освоить выпуск водных лыж новых конструкций, тем более, что для этого имеются все возможности.
В заключение отметим успехи молодых воднолыжников И. Тяпкина (РСФСР), Г. Франёвой (Латвия), Г. Гусева (Москва), которые показали зрелое спортивное мастерство.
Прошедший чемпионат доказывает, что воднолыжный спорт завоевывает все большую популярность.