Итак, в течение четырех дней — с 8 по 12 августа — лучшие из лучших гонщиков нашей страны принимали участие в XI лично-командных соревнованиях сборных команд добровольных спортивных обществ и организаций СССР на просторах живописного озера Хеппо-Ярви. Как обычно, кроме общекомандного первенства, разыгрывалось и командное первенство по всем классам участвовавших в соревновании спортивных судов; победитель при этом определялся по максимальной сумме скоростей, которые были зарегистрированы на дистанциях зачетными судами участвовавших сборных команд. Гонки проводились на кольцевой трассе протяженностью 2500 м, причем дистанция для всех классов судов была равна 10 км. Лично-командный зачет проводился в серии гонок 3X10 км. Личные результаты определялись по скоростям одной гонки (заезда) на ту же 10-километровую дистанцию.
Как и в Первенстве 1963 г., к участию в соревнованиях в Кавголове допускались (после отбора на предварительно проведенных первенствах ЦС ДСО и организаций) только спортсмены первого разряда и мастера спорта. Однако, в отличие от соревнований в г. Тернополе, один командный заезд в классе мотолодок МА был проведен юношами, имевшими первый и второй спортивные разряды. Следует отметить, что участие юношей в столь ответственных соревнованиях представляется нам спорным. С одной стороны, это весьма полезно с точки зрения роста молодых кадров, приобщения их к большому спорту, атмосфере спортивной борьбы на самом высоком уровне и ознакомления с самой передовой техникой и тактикой поединков на воде. С другой стороны, юношеские выступления, которые по вполне очевидным причинам не могут дать высоких результатов, не представляют большого интереса для всех других участников Первенства и лишь перегружают и без того слишком уплотненную программу соревнований. Может быть целесообразно направлять наиболее одаренных и результативных молодых гонщиков на Первенство Союза не в качестве участников, а наблюдателями? Этот вопрос должен быть продуман Федерацией водно-моторного спорта.
Сборные команды, разыгрывавшие общекомандное первенство, состояли из 12 гонщиков от каждого спортивного общества или организации, выступающих на 3 скутерах класса СИ, 3 скутерах СА, 2 мотолодках МА, одном глиссере ГА, одном глиссере ГВ и одном катере класса К-02. Таким образом, каждая команда выставила 11 гоночных судов. Всего в розыгрыше Первенства 1964 г. приняли участие 10 команд следующих добровольно-спортивных обществ (ДСО) и организаций: ДОСААФ СССР, Вооруженные Силы, «Трудовые Резервы», «Даугава», «Жальгирис», «Труд», «Калев», «Буревестник», «Искра» («Молния») и Гомсельмаш. Общее количество участвовавших судов равнялось 134 со следующим распределением по классам: СИ — 45, СА — 29, СВ — 9, МА — 18, ГА — 7, ГВ — 10 и К-02 — 16. Из 150 гонщиков, принявших участие в Первенстве 1964 г., 64 были мастерами спорта, а 80 — спортсменами первого разряда. По программе в ходе соревнований был предусмотрен специальный женский заезд на скутерах класса СИ-175 на дистанцию 10 км, в котором приняли участие 10 лучших спортсменок страны. Последний день соревнований был отведен попыткам установления новых рекордов Советского Союза на принятых у нас дистанциях.
Сравнительно небольшая разница в количестве очков трех первых команд на Первенстве этого года характеризует накал упорной борьбы за переходящий приз.
Представляет безусловный интерес и командная сводка результатов по отдельным классам судов, участвовавших в соревнованиях (табл. 2), также составляемая по сумме зачетных судов команд.
Интересно отметить, что общество «Трудовые Резервы» уверенно занимает первые места по «тяжелым» типам судов (катера и глиссеры) и значительно отстает по скутерам и мотолодкам. В классе мотолодок МА лидируют сравнительно слабо выступавшие на Первенстве 1964 г. ДСО «Даугава» (Латвийская ССР) и спортивный клуб «Искра» («Молния»).
Теперь перейдем к личным результатам командных соревнований в серии гонок 3X10 км по всем зачетным типам судов. Зачеты велись по сумме двух высших скоростей из трех заездов, которая и указывается ниже в скобках.
Лучшие результаты показали и стали чемпионами СССР 1964 г.:
- в классе СИ — мастер спорта В. А. Сурнов, «Даугава» (147,562);
- в классе СА — мастер спорта И. Ф. Богданов, ДОСААФ (161,434);
- в классе СВ — мастер спорта В. М. Жиров, Вооруженные Силы (124,300);
- в классе МА (юноши) — перворазрядник А. К. Шейнвальд, «Даугава» (80,717);
- в классе МА (мужчины) — мастер спорта П. К. Лубанс, «Даугава» (92,902);
- в классе ГА — мастер спорта В. Т. Слинков, ДОСААФ (141,971 );
- в классе ГВ — перворазрядник Э. И. Воробейчик, «Трудовые Резервы» (146,226).
- в классе К-02 — мастера спорта В. А. Исаков и Е. Б. Рольбанд, «Трудовые Резервы» (124,133).
Следующий заезд — мужской. Должны были стартовать 20 скутеров класса СИ-175; однако 6 судов не стартовали вообще, а трое гонщиков сошли с дистанции. Только 11 участников боролись за победу до самого конца. Победу завоевал мастер спорта москвич В. Кочергин (Вооруженные Силы), в свое время успешно защищавший честь советского спорта на международных гонках в Варшаве; однако его результат — 78,774 км/час — намного ниже возможностей гонщика. Вторым финишировал мастер спорта В. Жуков (ДОСААФ) со средней скоростью 76,923 км/час, третьим — перворазрядник И. Глазовский («Даугава») со скоростью 75,789 км/час.
Еще более печальным по количеству спортсменов, фактически принимавших участие в спортивной борьбе, был заезд скутеров класса СА-250. Из 20 гонщиков только 6 пришли к финишу! Чемпионом стал москвич мастер спорта Л. Г рацианов, показавший довольно скромную скорость 78,091 км/час, которая на 10 км/час ниже нашего лучшего достижения на этой дистанции, показанного мастером спорта Е. Ваваевым. Вплотную к победителю — с разницей в скорости всего 0,06 км/час — пришел мастер спорта В. Буйко (оба из сборной команды Вооруженных Сил). Третьим со скоростью 77,419 км/час финишировал В. Степанчиков (ДОСААФ).
И уж совсем «трагически» закончился заезд скутеров СВ-350. Из 9 участников, среди которых было 7 мастеров спорта, ни один не дошел до финиша! Справедливости ради следует сказать, что дело не столько в гонщиках, сколько в моторах, большинство которых давно уже отходило свой моторесурс. Вопрос о подвесных гоночных моторах отечественного производства становится все более и более острым; их отсутствие начинает задерживать дальнейшее развитие нашего спорта — прежде всего в классах скутеров. В частности, из-за крайне малого количества имеющихся у нас моторов класса С (до 500 см3) гонки на этих судах не включаются в программу проведения Первенств Союза уже с 1958 г.
Следующими стартовали мотолодки. Здесь у всех участников (за единственным исключением) были одинаковые, достаточно надежные и хорошо знакомые нашим спортсменам моторы «Москва» и почти идентичные корпуса. Тут уж кивать, как говорится, не на кого и не на что! И все же только половина из 10 гонщиков кончила дистанцию. . . Первым был мастер спорта из общества «Калев» Ю. Г. Лилл, финишировавший с прекрасным результатом. За ним, значительно отставая, финишировали мастера спорта П. К. Лубанс («Даугава» — 47,809 км/час), Б. Э. Каддэ (ДОСААФ — 45,627 км/час) и ленинградец Е. Н. Семенов («Молния» — 45,455 км/час). Однако после контрольного технического осмотра моторов по окончании гонок Лилл был дисквалифицирован и его результат не засчитали.
Дело в том, что в соответствии с Правилами соревнований моторы этого класса могут подвергаться лишь некоторым вполне определенным переделкам с целью достижения больших скоростей. Изменения, не предусмотренные в Правилах, должны быть предварительно заявлены гонщиком и pacL смотрены. В данном случае гонщик заменил средний бронзовый подшипник мотора «Москва» роликовым и поставил в подшипниках шатунов сепараторы; этим он значительно повысил надежность силового агрегата в условиях его напряженной работы. Это — безусловно прогрессивное изменение конструкции и как таковое его следует только приветствовать. Ведь одной из целей всяких гонок как раз и является улучшение качества, повышение надежности, достижение высших скоростей! Гонки — это лаборатория прогресса, и то, что сегодня успешно применено в соревнованиях, завтра будет внедрено в промышленность. Но, с другой стороны, есть Правила соревнований, которые должны строжайшим образом соблюдаться всеми участниками. Переделка мотора, не предусмотренная положением, была произведена, и хотя эта переделка прямо скорости не увеличивала, она, безусловно, должна была быть указана (заявлена) до начала гонок. Судейская коллегия поступила совершенно правильно, не засчитав результат. Необходимо, однако, чтобы в новых Правилах было совершенно точно перечислено, что именно можно доделать в каждом классе (как это указано, например, в четко отработанных Правилах АПБА).
По этому поводу был даже подан коллективный (редкий случай!) протест, подписанный многими участниками кавголовского Первенства, считавшими неправильным решение судейской коллегии и оправдывающими произведенные Ю, Лиллом технические переделки. Но, понятно, этот протест был оставлен без последствий по уже поясненным выше причинам.
Забегая вперед, сообщим, что позже — в сентябре 1964 г.— в г. Солнечногорске (под Москвой) Ю. Лилл установил два новых всесоюзных рекорда в классе мотолодок МА-250, показав на дистанции 1 км скорость 60,650 км/час и на дистанции 10 км — 52,824 км/час. Мы искренне рады новым достижениям этого передового эстонского спортсмена и пользуемся случаем от души поздравить его с за-, служенным успехом!
Теперь перейдем к краткому обзору результатов в «тяжелых» классах гоночных судов — глиссерах и катерах, оснащенных стационарными двигателями.
В весовой категории до 250 кг (класс ГА) были допущены к соревнованиям в личном первенстве 7 судов, из которых смогли взять старт только три. Дистанцию они закончили (без особой борьбы) в следующем порядке: мастер спорта В. Слинков (ДОСААФ — 87,167 км/час); мастер спорта Г. Лашко (Вооруженные Силы — 73,022 км/час) и, наконец, перворазрядник Г. Кибардин из «Трудовых Резервов», средняя скорость которого была равна всего лишь 60,402 км/час.
В заезде глиссеров класса ГВ-350 из 10 гонщиков стартовало всего пятеро. Первое место со средней скоростью 76,759 км/час занял новичок в соревнованиях на воде — Юрий Вишняков («Трудовые Резервы»); второе место досталось Е. Петюкевичу (ДОСААФ — 73,921 км/час), а третье — спортсмену Вооруженных Сил В. Курочкину (68,702 км/час). В этом классе все гонщики, за исключением мастера спорта Е. Крашенникова, который так и не смог завести мотор, были спортсменами, имевшими первый спортивный разряд. Среди судов — участников заезда заслуживает особого внимания глиссер Е. А. Петюкевича, имеющий двигатель «Волга» с наддувом. Можно спорить о том, является ли вообще целесообразным применение наддува в двигателях сравнительно небольшой мощности, но, с другой стороны, нельзя не приветствовать техническую инициативу гонщика и не отметить большую проведенную им работу. Попутно следует сказать, что за рубежом широко используется форсирование мощных двигателей путем наддува в тех классах судов, в которых это допускается правилами соревнований. Обидно, что в этом заезде опытный гонщик ДСО «Трудовые Резервы» Э. Воробейник был дисквалифицирован за фальстарт.
Последними стартовали в личном заезде катера класса К-02. Из 10 участвовавших судов не сумел взять старт лишь катер Л. Крутикова и И. Полосуева («Труд»). Три катера, в том числе и катер известных гонщиков мастеров спорта К. Широкова и И. Хрусталева, сошли с дистанции, не закончив гонки, причем в двух случаях это произошло из-за неисправности в двигателе, а в одном — из-за неисправности магнето.
Чемпионами в этом классе стали мастера спорта В. Исаков и Е. Роль-банд («Трудовые Резервы»), которые уверенно лидировали со скоростью 63,380 км/час, превышающей рекорд прошлого года на этой дистанции, установленный мастерами спорта А. Фуксом и К. Степановым (Вооруженные Силы). Вторым, отстав почти на 4 км/час, пришел катер перворазрядников ДСО «Труд» Н. Гайдова и Т. Арю-тина, показавший среднюю скорость 59,602 км/час. Третьими были мастера спорта В. Минин и В. Филаретов (Вооруженные Силы — 57,971 км/час). Меньше чем на 0,5 км/час ниже был результат мастеров спорта А. Кипинэ и А. Соколова (ДОСААФ); новый катер конструкции А. Кипина позволил им развить достаточно высокую скорость 57,507 км/час. Для сравнения напомним, что скорость, показанная этим же экипажем на первенстве ДОСААФ 1964 г. в Выборге, была равна всего 44,665 км/час!
Последний день соревнований в Кавголове — 11 августа — был посвящен установлению (точнее — попыткам установления) новых рекордов страны в различных классах судов. Как и в предыдущих заездах, в большинстве классов количество заявок на рекорды было значительно выше числа фактически стартовавших гонщиков. Все же, несмотря на сравнительно неблагоприятную погоду, в итоге были установлены три новых рекорда СССР по водно-моторному спорту.
В классе К-1 рекорд установил мастер спорта Ю. Ратниек (Вооруженные Силы), показавший на дистанции 1 км среднюю скорость 64,573 км/час; этим он улучшил предыдущий рекорд своего одноклубника А. Буслаева почти на 1 км/час.
Мастера спорта ВДСО «Трудовые Резервы» В. Исаков и Е. Роль-банд установили новый рекорд — 64,539 км/час — в классе катеров К-02, перекрыв прошлогоднее достижение мастеров спорта А. Фукса и К. Степанова на 1,382 км/час (на 50 км).
И, наконец, в классе глиссеров ГА на дистанции 1 км, проходимой в соответствии с Правилами в двух направлениях, показал весьма высокую среднюю скорость 115,ЗВ4 км/час В. Слинков — мастер спорта из Воронежа (ДОСААФ), о котором мы уже не раз упоминали. Он перекрыл свой же прошлогодний рекорд почти на 16,5 км/час!
Досадная неудача постигла гонщика Юрия Вишнякова, шедшего на побитие рекорда в классе глиссеров ГВ на дистанции 50 км. Он уверенно проходил круг за кругом с рекордной скоростью, но вынужден был сойти с дистанции, не дойдя всего нескольких кругов из-за... нехватки горючего! Так же неудачно— из-за неполадок в материальной части — закончились попытки побития рекордов на дистанцию 1 км в классе глиссеров ГВ.
Таковы результаты Первенства Союза по водно-моторному спорту 1964 г. Несмотря на уже отмеченные недостатки, главнейшим из которых является неудовлетворительная подготовка материальной части во многих классах судов, нельзя не отметить еще раз общее повышение скоростей по сравнению с результатами прошлых соревнований. Привлекли внимание и некоторые технические новинки, показанные на Первенстве, из которых заслуживает наибольшей похвалы глиссер В. Слинкова, о котором уже рассказывалось в предыдущих выпусках сборника. Собственно корпус его старого судна «Мечта» не подвергся каким-либо существенным переделкам, но применение нового мощного двигателя от автомобиля «Чайка», в значительной мере облегченного конструктором, вместо ранее установленного двигателя «М-21» сразу же придало глиссеру более высокие скоростные качества и сделало его недосягаемым для соперников в классе глиссеров ГА. Более того, имеются все основания считать, что рекордная скорость, показанная Слинковым,— далеко не предел и может быть существенно увеличена при установке того же двигателя на новом, главным образом, более прочном корпусе, который дал бы возможность использовать полную мощность двигателя. Это хорошо знает и сам конструктор, который уже принимает меры к осуществлению своих новых планов. Мы ждем от него в следующем сезоне высоких скоростных достижений, не уступающих мировым рекордам, и, разумеется, искренне желаем ему успеха!
Важно еще раз подчеркнуть, что установление рекорда весьма нелегкая задача, и успех может быть достигнут лишь большим и упорным трудом, преодолением многих препятствий. Лучшими примерами тому и являются ежегодные выступления наших передовых гонщиков, таких, например, как Ю. Лилл или В. Слинков, которые всегда серьезно готовятся к своим выступлениям и часто демонстрируют смелые технические новинки. Красноречивым доказательством необходимости серьезной подготовки могут служить и повторяющиеся неудачи мастера спорта бывшего чемпиона Е. Крашенникова (ДОСААФ), глиссер которого с наспех смонтивованным новым мотором «Волга» пришлось на кавголовском первенстве буксировать к пирсу... В спорте всякое бывает, но в данном случае отнюдь не случайно одна «людская сила» оказалась мощнее автомобильного двигателя! Неудачными в сезоне 1964 г. вообще и на Первенстве Союза в частности были также выступления экс-рекордсмена А. Фукса (Вооруженные Силы). Можно было бы привести еще несколько подобных примеров разного стиля подготовки к ответственным соревнованиям и соответствующих результатов, но, пожалуй, достаточно и этих.
Однако вернемся к наиболее интересным новинкам, показанным в Кавголове.
Большим и вполне заслуженным вниманием пользовался скутер, образцово изготовленный мастером спорта Э. Индрицаном и краснодеревщиком И. Г. Глуховским в ленинградских мастерских общества «Трудовые Резервы». Выполненный по чертежам Дитера Кенига этот корпус представляет собой точную копию немецкого скутера (с передней центровкой) Шульце. На таких корпусах и корпусах итальянского конструктора Молинари установлено большинство мировых рекордов. Корпус предназначен для моторов объемом 350 и 500 см3, т. е. соответственно для классов СВ, СС и СД. Благодаря специфическим обводам и конструктивным особенностям корпус Шульце обладает повышенной мореходностью, что позволяет использовать полную мощность мотора даже при сравнительно сильной волне. Чертеж этого корпуса и соответствующие материалы для постройки его собственными силами будут приведены в одном из ближайших выпусков сборника «Катера и яхты».
Необходимо, чтобы наши заводы и верфи, выпускающие спортинвентарь, поскорее перешли к изготовлению более современных гоночных судов, качества и отделка которых не уступали бы лучшим корпусам в любительском исполнении. Наше пожелание прежде всего относится к заводу «Дзинтарс» в Риге (директор П. К. Лубанс), доказавшему при изготовлении академических судов для Токийской Олимпиады, что при желании он может выпускать корпуса, не уступающим лучшим зарубежным конструкциям.
Большой интерес представлял также глиссер московского инженера и спортсмена С. Пивоварова (ДОСААФ), на котором установлен чешский авиационный двигатель с воздушным охлаждением «М332», развивающий 140 л. с. при 2500 об/мин. В конструкции С. Пивоварова принудительное воздушное охлаждение осуществлено оригинальным способом: с помощью эжектора, работающего от выхлопных газов. Гребной винт с очень большим шагом (700 мм) работает непосредственно от коленчатого вала без редуктора и, следовательно, число его оборотов соответствует оборотам двигателя. Поскольку в системе добровольных спортивных обществ имеется достаточно большое количество чешских двигателей «М332» и «Вальтер-Минор», попытки применить их на гоночных судах следует всячески приветствовать. К сожалению, глиссер Пивоварова из-за опоздания не был допущен к участию в официальных заездах. Однако на первенстве ЦК ДОСААФ в Выборге он успешно закончил дистанцию, придя пятым (правда с довольно скромным результатом — 54,462 км/час). Несомненно, что при более удачном корпусе и соответствующей доводке скорость его может быть значительно выше.
Ульяновский завод малолитражных двигателей также проявил похвальную оперативность и инициативу, показав на Первенстве два новых подвесных мотора «Ветерок». Уже сейчас можно сказать, что в связи с предстоящим массовым выпуском этого современного подвесного мотора с суммарным объемом цилиндров 175 см3 представляется реальная возможность широкого введения в соревнования мотолодок этого класса.
Один из моторов «Ветерок», демонстрировавшихся в Кавголове, был в гоночном исполнении (форсированный; с винтом гоночного типа, обтекаемой подводной частью и т. д.). Его неофициальные испытания на стандартном корпусе мотолодки МА дали весьма обнадеживающие результаты; тем более следует ожидать, что при использовании меньшего по весу и размерам корпуса, соответствующего классу МИ, скорости еще более возрастут. Мотор «Ветерок» в гоночном исполнении может также применяться и на скутерах, особенно — начинающими спортсменами. Но этим, конечно, не снимается назревший вопрос о выпуске специальных отечественных гоночных моторов всех принятых у нас классов. Неудачи наших даже лучших гонщиков в заездах скутеров классов СА и СВ на Первенстве Союза следует объяснять исключительно плохой материальной частью — устарелостью имеющихся импортных моторов. Хотя порою мы виним наших спортсменов за неудовлетворительную подготовку материальной части, следует откровенно признать, что в ряде случаев виноваты не люди, а техника, которая давно должна быть списана.
В связи с этим представляется совершенно неосновательным и мало серьезным, если не сказать более, предложение исключить классы скутеров СА и СВ из программы соревнований на Первенство СССР. Это значило бы обеднить советский водно-моторный спорт и, принизив его по сравнению с зарубежным, сделать большой шаг назад. Ведь потому-то и мало у нас гонщиков данных классов и сравнительно невелики их достижения, что нет или почти нет соответствующих надежных подвесных моторов. Надо не «закрывать» принятые во всем мире и широко распространенные классы гоночных судов, а наладить и развивать производство соответствующих моторов — вот единственный выход из положения. Можем сообщить, что КЭБ Ульяновского завода уже получило задание разработать гоночный мотор. По нашему мнению, это должен быть мотор с объемом цилиндров 350 см3 или, что еще целесообразнее, 500 см3.
К недостаткам проведения Первенства в Кавголове следует отнести неудачно выбранную трассу — неудобную для гонщиков и плохо просматриваемую зрителями (тем более, что информация о ходе гонок оставляла желать много лучшего). Не были видны зрителям стартовые часы, установленные, кстати сказать, совершенно неверно — почти на уровне воды (по правилам они должны быть подняты на высоту, по крайней мере, 3 м). Да и пора бы уже Федерации водно-моторного спорта перейти на мировые дистанции, в ряде случаев отличающиеся от наших, принятых много лет назад. Спорт интернационален, и чем скорее в Правилах соревнований мы приблизимся к международным стандартам, тем лучше.
Это тем более необходимо и потому, что уже сейчас отдельные скоростные достижения многих наших гонщиков на дистанциях, не регистрируемых Федерацией водно-моторного спорта СССР, превосходят официальные мировые рекорды. В качестве примеров можно было бы привести скорости наших гонщиков на катерах класса К-02 на дистанции 50 км, которые уже превосходят официальные часовые рекорды мира, рекорды в гонках на 5, 10 и 15 миль и некоторые рекорды Фонд. Вплотную к мировым рекордам подошли (в некоторых классах) и наши скутеристы.
Упомянем и о «стихийном бедствии», которое причинило немало хлопот стартующим гонщикам: незадолго до начала соревнований, в озере из-за прорыва плотины более чем на полметра снизился уровень воды, и пирсы оказались поднятыми высоко над водой.
Интерес к соревнованиям был велик. Несмотря на явно недостаточную рекламу и неблагоприятную погоду (из-за которой в первый намеченный для гонок день соревнования были вовсе отменены), на Первенстве, особенно в выходной день, присутствовало большое количество зрителей. Соревнования были бы еще интереснее, если бы в перерывах между заездами или до их начала были организованы показательные выступления воднолыжников. Подобные красочные зрелища на воде способствовали бы популяризации обоих видов спорта, а организовать их не так уж сложно.
Следует также подумать и о перенесении сроков проведения Всесоюзного Первенства на такой месяц, когда значительно более вероятны теплые и солнечные дни. Может быть еще лучше проводить подобные соревнования в южных районах страны? Этот вопрос должен быть также хорошо продуман Федерацией. Пока же известно, что Всесоюзное Первенство 1965 г. намечено провести в Риге с 29 июля по 5 августа.
Главным судьей Юбилейного XI Первенства СССР был судья республиканской категории В. Д. Лукин, главным секретарем — судья первой категории Д. Б. Островский.