Советские яхтсмены также принимали участие в целом ряде международных встреч предолимпийской навигации 1964 года. Расскажем о них хотя бы коротко (материал расположен в хронологическом порядке).
Первенство Европы в классе «Дракон»
Первенство Европы проводилось во Франции — в районе курортного города Канны — с 30 марта по 4 апреля. В соревнованиях участвовали 24 «Дракона» из 11 стран. Советский Союз представляла одна яхта, экипаж которой составили мастера спорта Ю. Шаврин (рулевой), Л. Алексеев и В. Нико-лин. Яхта наших спортсменов не была своевременно доставлена в Канны, поэтому им пришлось выступать на судне, предоставленном уже в день первой гонки французским спортсменом (корпус «Бориссон» постройки 1962 г.; паруса «Эльвстрем»).
Соревнования состояли из 6 гонок и проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Дистанция располагалась в бухте; поворотные знаки находились близко от берега; во время большинства гонок ветер дул с берега и был неустойчивым по силе и направлению. Соревнования проходили в острой борьбе. Ни одному из участников «е удалось финишировать первым более одного раза. Нашему экипажу на чужой яхте очень трудно было составить конкуренцию лидерам соревнований (табл. 1); он занял общее 9-е место (37 очков; места по гонкам; 11; 16; 4; 9; 1; 13-е).
Таблица 1
Первенство мира в классе «R-5,5»
На той же акватории и в то же время проходили соревнования в классе «R-5,5», для участия в которых в Канны был направлен экипаж, состоящий из мастеров спорта К. Александрова (рулевой), К. Мельгунова и В. Замотайкина. Соревнования состояли из двух регат: первой из 5 и второй — из 3 гонок, В соревнованиях участвовали 20 «пятерок».
К. Александров выступал на яхте, предоставленной ему спортсменом из Монако (построена в 1962 г. в Швейцарии; конструктор Коппонекс). Яхта находилась в плохом состоянии, о чем честно предупредил ее владелец. Из 8 гонок Александров имел возможность стартовать лишь в трех. Первую гонку с аварией, из-за которой было потеряно 4—5 мест, он закончил 16-м, во второй финишировал 13-м, в третьей 19-м.
Соревнования выиграл итальянский спортсмен А. Страулино — неоднократный победитель Олимпийских игр в классе «Звездный», перешедший в класс «R-5,5» после XVII Олимпийских игр.
Хельсинкская регата
Эта регата состоялась с 7 по 14 июля. В ней участвовало более 250 судов из Финляндии, Швеции и СССР, в том числе 8 яхт класса «R-5,5», 18 «Драконов», 33 «Звездника».
В числе участников были четыре советских экипажа: одна «пятерка» (рулевой мастер спорта К. Александров), один «Дракон» (рулевой мастер спорта Ю. Шаврин) и две яхты «Звездного» класса (рулевые — заслуженный мастер спорта Т. Пинегин и мастер спорта В. Васильев). Вся наша команда пришла в Хельсинки своим ходом из Таллина.
Программа регаты состояла из нескольких серий гонок с отдельным зачетом по каждой из них. Из В проведенных гонок 2 проходили в районе яхт-клуба, остальные — в открытом море.
Советские спортсмены успешно выступили в этих соревнованиях, заняв следующие места по отдельным гонкам:
- К. Александров — 1; 1; 3; 6; 1; 1; 8; 1-е;
- Ю. Шаврии — 0; 1; 1; 4; 1; 1;1;1-е;
- Т. Пинегин — 1; 1; 1; 1; 1; 1; 16; 3-е;
- В. Васильев — 3; 3; 2; 4; 2; 5; 9; 18-е.
Открытый чемпионат Скандинавии в классе «Дракон»
После соревнований в Хельсинки советские яхтсмены приняли участие в открытом чемпионате Скандинавии для яхт класса «Дракон», в котором разыгрывался кубок Иоахима Анкера — известного конструктора «Драконов». Этот чемпионат проводился в Санд-хамне с 20 по 25 июля и состоял из 6 гонок по круговой олимпийской дистанции. Большинство гонок проходило при ветре свыше 3 баллов.
В чемпионате приняли участие 16 экипажей из Дании, Норвегии, СССР, Швеции и Финляндии. Победителем чемпионата (табл. 2) стал Ю. Шаврин, финишировавший первым в 5 гонках.
Таблица 2
Сандхамнская регата
Эта регата проходила сразу же по окончании чемпионата Скандинавии с 25 июля по 2 августа и состояла из двух серий гонок на треугольной дистанции (по 3 гонки в каждой серии) и одной гонки в шхерах. Гонки проводились в 9 классах яхт, в том числе во всех олимпийских классах. Советские яхтсмены выступали в классах «R-5,5» (рулевой К. Александров) и «Дракон» (рулевой Ю. Шаврин). В классе «R-5,5» в соревнованиях участвовало 18 яхт, в классе «Дракон» — более 20.
Первую серию гонок в классе «Дракон» выиграл финский спортсмен Р. Гюллинг. Ю. Шаврин разделил 2—3-е места со шведским рулевым Я. Георгием (места Ю. Шаврина по гонкам: 2, 1, 6-е). В классе «R-5,5» первую серию выиграл швед Ф. Олсон на яхте своей конструкции постройки 1963 г. К. Александров занял 2-е место (места по гонкам: 1; 3; 3-е).
Во второй серии состоялись только две гонки, проходившие при ветре свыше 4 баллов, а третья была отменена из-за штормовой погоды. Ю. Шаврин занял 1-е место, финишировав первым в обеих гонках. В классе «R-5,5» выиграл швед П. Геда (яхта конструкции Людерса постройки 1963 г.). К. Александров снова занял 2-е место (места по гонкам: 3 и 1-е).
В гонке в шхерах Шаврин не участвовал, а Александров занял 2-е место.
Варнемюндская регата
В июле в ГДР состоялась традиционная Варнемюндская регата, в программе которой было 7 гонок, проводимых на круговой дистанции. В регате приняли участие спортсмены 10 стран12. Советские яхтсмены выступали только в классах «Финн» и «Летучий Голландец».
В классе «финн» среди 60 стартовавших швертботов было три советских экипажа: мастера спорта А. Чучелов, В. Манкин и В. Козлов. Победителем регаты стал немецкий спортсмен Б. Демель. Никто из наших рулевых не вошел в первую тройку.
В соревнованиях швертботов класса «Летучий Голландец» также участвовали три советских экипажа, но здесь они выступили очень успешно: А. Шел-ковников выиграл регату, а А. Коновалов занял 3-е место.
Открытое первенство Франции в классе «Летучий Голландец»
Это первенство Франции (табл. 3) проходило с 12 по 19 июля у о-ва Вендор в Средиземном море (75 км от Марселя). В соревнованиях участвовали 38 «Летучих Голландцев» из 8 стран, в том числе два советских экипажа (А. Шелковников и В. Пильчин; Р. Но-водережкин и О. Уловков). Из-за несвоевременной доставки яхт наши спортсмены имели возможность стартовать лишь в четвертой гонке. Но эта гонка, как и гонки, назначенные в два следующих дня, были прекращены из-за штилевой погоды. В двух последних гонках, состоявшихся при ветре до одного балла, А. Шелковников занял соответственно 3 и 5-е места, а Р. Новодережкин — 4-е и 6-е.
Таблица 3
Сильнейшие яхтсмены—победители первенства применяли при слабом ветре паруса фирм «Таскер» и «Эльвстрем». Особое преимущество в ходе при слабом ветре имел Хагель (паруса «Таскер»),
«Золотой кубок» в классе «Финн»
С 18 по 24 июля в Англии проводились соревнования на «Золотой кубок» в классе «Финн», считающиеся неофициальным первенством мира. В соревнованиях приняли участие 63 экипажа из 20 стран. От Советского Союза выступали мастера спорта А. Чучелов и В. Манкин. Соревнования состояли из 7 гонок (зачет по 6 лучшим) и проходили по круговой дистанции в заливе Торп-Бэй. Во время большинства гонок ветер не превышал 1,5—2 баллов.
Соревнования проходили в острой борьбе; места спортсменов все время менялись. Наиболее ровно выступал X. Раудашль (Австрия); он1 обеспечил себе победу уже после 6 гонок независимо от результатов последней гонки.
Большинство участников соревнований (47) выступало на пластмассовых швертботах. Лучшие ходовые качества показали швертботы фирм «Эльвстрем» (Дания), «Лукавер» (Франция) и ряда фирм США. Большинство спортсменов применяли паруса фирм «Эльвстрем», «Йонки» (Голландия), «Норт» (США).
Победитель соревнований (табл. 4) Раудашль выступал на деревянном швертботе (из шпона), построенном в 1961 г., и применял паруса собственной пошивки из терилена. Занявший второе место швед Келлнер выступал на пластмассовом швертботе фирмы «Эльвстрем».
Таблица 4
Советские спортсмены А. Чучелов и В. Манкин выступали на деревянных «Финнах», построенных соответственно в 1956 и 1 959 гг.
Места, занятые советскими спортсменами по гонкам: А. Чучелов — 3; 2; 3; 18; 5; 16; 15; 22-е; В. Манкин — 8; 5; 15; 23; 26; 32; 11-е.
Первенство Европы и Северной Африки в «Звездном» классе
С 26 июля по 2 августа во Франции (в г. Марселе) проходил 25-й чемпионат Европы и Северной Африки в «Звездном» классе. В нем приняли участие 37 экипажей из 12 стран. Среди участников чемпионата были такие сильнейшие спортсмены, как чемпион Европы 1963 г. Л. Кроче (Италия), эксчемпионы Европы Дебарж (Франция) и Д. Белло (Португалия). В соревнованиях участвовали два советских экипажа: Т. Пинегин (рулевой) и Ф. Шутков, В. Васильев (рулевой) и Э. Шугай.
Программа соревнований включала 5 гонок. Первые 4 гонки проходили при ветре 3—5 баллов. Во время пятой гонки ветер был настолько слабым, что никто из участников не показал средней скорости 2 узла и гонка была отменена. На следующий день ветер был 7—8 баллов; судейская коллегия снова отложила гонку на один день, однако старт пришлось давать при 9-балльном шторме. Никто из участников соревнований на старт не вышел, но правила были соблюдены (был дан старт всем 5 гонкам), и чемпионат был официально завершен.
Впервые звание чемпиона Европы по парусному спорту завоевал советский экипаж — Т. Пинегин и Ф. Шутков (табл. 5).
Таблица 5
В. Васильев и Э. Шугай, впервые участвовавшие в первенстве Европы, начали соревнования успешно (места по гонкам: 1; 1 и 8-е), но после трех гонок были отстранены от дальнейшего участия, так как сертификат на их новую яхту, построенную на Ленинградской верфи ВЦСПС, не был утвержден Ассоциацией «Звездного» класса.