В статье Юрия Алексеевича Гагарина поднимается ряд актуальных вопросов развития не только нашего воднолыжного спорта, но и всего мелкого судостроения. Создание быстроходных катеров и мощных экономичных моторов является важной народнохозяйственной задачей. Полностью поддерживая мнение Юрия Алексеевича о том, что спортсмены и любители должны активно участвовать в создании образцов новых судов, мы предлагаем всем читателям выступить на страницах сборника со своими предложениями. Такой обмен мнениями и обсуждение отдельных проектов позволят отобрать лучшие варианты, которые можно будет рекомендовать для серийного выпуска
Случилось так, что я и мои друзья — советские летчики-космонавты — несколько лет назад заинтересовались водными лыжами. Это не было праздным любопытством: в свой комплекс физической подготовки мы все время включаем новые виды спорта и новые упражнения, способствующие развитию качеств, необходимых космонавту. Особенно большое внимание мы уделяем таким упражнениям, которые повышают быстроту реакции, улучшают общую координацию движений и функции вестибулярного аппарата.
Проверка показала, что водные лыжи нам подходят. Скажу больше: мы полюбили воднолыжный спорт и сейчас посвящаем ему значительную часть своего свободного времени. Мы стали в полном смысле этого слова энтузиастами водных лыж, и нас кровно интересуют дальнейшие пути развития этого замечательного вида спорта.
Воднолыжный спорт в Советском Союзе начал развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас им увлекаются тысячи людей. Теперь на многих морях, озерах и реках нашей необъятной страны можно встретить загорелых, крепких спортсменов-воднолыжников, стремительно несущихся по воде за быстроходной мотолодкой или катером. Что может быть лучше? Чистый воздух, манящая гладь воды, ясное солнце над головой!
Наряду со стихийным развитием воднолыжный спорт начал культивироваться и в спортивных коллективах. «Старейшими» из таких коллективов являются ЦВСК ВМФ в Москве и «Динамо» в Риге. Сейчас в один ряд с ними встали Московский ДОСААФ, ДСО «Труд-2», Московское и Новосибирское студенческие общества «Буревестник», Тбилисское ДСО «Гантиади», ДСО «Водник» и многие другие организации. Это значит, что воднолыжный спорт доказал свое право на жизнь и получает права гражданства.
В июле 1964 г. активисты воднолыжного спорта — представители ДСО и ведомств собрались в Москве на пленум, где был избран Совет Федерации и ее президиум. Делегаты пленума оказали мне большое доверие, выбрав членом президиума. Именно поэтому мне и хочется затронуть ряд вопросов дальнейшего развития воднолыжного спорта в нашей стране. Это тем более необходимо, что в печати еще не было широкого обмена мнениями по этому поводу.
Как известно, всякое новое дело привлекает внимание большого количества людей. Если с самого начала к нему не отнестись со всей ответственностью, то вместо пользы оно может причинить много вреда. Водные лыжи — современный, серьезный вид спорта, в котором техника сочетается с высокими требованиями к физической подготовке спортсмена. Занимаясь водными лыжами нельзя допускать ни малейшего легкомыслия. Между тем, многие любители выходят на воду, не зная самых элементарных правил безопасности, а иногда — чего греха таить — даже не умея плавать.
Для развития воднолыжного спорта необходима соответствующая литература. На первое время достаточно будет нескольких популярных брошюр, газетных и журнальных статей, но после этого потребуется хорошая книга — учебное пособие по воднолыжному спорту.
Сейчас воднолыжники осваивают отдельные элементы техники в основном — перенимая их друг у друга. Какой-либо единой школы и методики обучения пока нет. В результате нередко заучиваются неправильные приемы, а технический рост спортсменов недопустимо тормозится. Поэтому в морских клубах ДОСААФ, на водных станциях, в яхт-клубах следовало бы организовать показательные уроки и выступления наших ведущих спортсменов.
ДОСААФ больше чем какая-либо другая из общественных организаций может оказать решающее влияние на развитие воднолыжного спорта в нашей стране. Именно ДОСААФ мог бы организовать в своей системе спортивные секции этого чрезвычайно важного и, если хотите, прикладного вида спорта, но до сих пор он сделал в этом направлении очень мало.
Пока наши физкультурные учебные заведения еще не готовят инструкторов, столь необходимых для нормального развития воднолыжного спорта (а жизнь заставит их делать это уже в недалеком будущем), Центральному Совету спортивных обществ и организаций необходимо было бы лро-вести краткосрочные семинары для инструкторов по водным лыжам. Стоит об этом подумать и руководителям таких организаций, как ЦВСК ВМФ, ЦВМК им. Баранова, яхт-клуб ЛОСПС и др.
Несколько слов о новых коллективах воднолыжников, которые возникают сейчас на многих предприятиях и в учреждениях. Как известно, комплект оборудования для занятий воднолыжным спортом пока стоит довольно дорого (я имею в виду стоимость катера, лыж, снаряжения и т. п.). Поэтому, на мой взгляд, едва ли целесообразно создавать и поддерживать карликовые, неполнокровные коллективы. Лучше объединять их под общим руководством какого-либо солидного клуба или ведомства, уже имеющего опыт работы, тренерские кадры, инвентарь, технику и оборудование. На базе такого клуба следует организовать работу и городских секций, республиканских и областных федераций воднолыжного спорта. Кстати, такие федерации имеются еще не везде. В первую очередь они должны быть созданы там, где есть благоприятные природные условия для развития воднолыжного спорта, а таких районов у нас много,— гораздо больше, чем в любой другой стране!
Мне часто приходится слышать такие реплика спортсменов-воднолыжников: «Вот, вы, мол, летаете на лучших в мире космических кораблях, а мы не можем приобрести легкие катера и двигатели, способные обеспечить скорость до 60 километров в час». Предлагают разные пути: одни считают, что срочно надо выписать из-за рубежа мощные подвесные моторы; другие хотят заказать специальные катера конструктору судов на подводных крыльях т. Алексееву и т. п. А мне кажется, что воднолыжники сами должны создать образцы судов, которые им нужны, и только после всестороннего их испытания можно будет дать соответствующий заказ нашей промышленности. В этом смысле всяческой поддержки и поощрения заслуживает работа общественных конструкторов, занимающихся разработкой проектов катеров и моторов, необходимых для воднолыжного спорта.
Как известно из зарубежной практики, наиболее удобными для буксировки воднолыжников являются катера-катамараны — очень остойчивые, быстроходные и не так подверженные «осадке» при эволюциях лыжника, как суда других типов. Однако постройка катамаранов не исключает и работы по созданию судов других классов, в первую очередь — на смену устаревшей мотолодки «Казанка», крайне неудобной для воднолыжников.
Таковы, на мой взгляд, главные задачи организационного укрепления воднолыжного спорта в стране.
В июле 1965 г. будут проводиться соревнования на Первенство СССР по воднолыжному спорту. В этих соревнованиях должны принять участие спортсмены, которые окажутся лучшими в предварительных состязаниях ДСО, ведомств, городов, республик.
В июле 1964 г. я присутствовал на первых Всесоюзных соревнованиях воднолыжников в Москве. По настроению участников и многочисленных зрителей, доотказа заполнивших трибуны водной станции «Динамо» в Химках, чувствовалось, что эти соревнования являются большим событием для всех любителей воднолыжного спорта. Однако то, что я увидел, меня несколько разочаровало. Уровень спортивно-технической подготовленности некоторых участников оказался очень невысоким, чтобы не сказать большего. Особенно это касается женщин. Думаю, они поймут меня правильно, не обидятся, а будут настойчивее и лучше тренироваться.
Я знаю многих активистов воднолыжного спорта, живущих на периферии. Они занимаются водными лыжами уже не первый год, были участниками многих соревнований, в том числе и таких крупных, как матч городов в Риге. Мы вправе были ждать от них высоких результатов. Но они выступали очень неуверенно. Так, например, в прыжках с трамплина лучший новосибирский лыжник из общества «Буревестник» В. Долгов ни разу не смог закончить упражнения.
Может быть эти товарищи не имеют условий для нормальной тренировки? Если это так, мы вправе высказать упрек тем спортивным организациям, за которые они выступают.
Очень досадно, что в соревнованиях не приняли участия наши черноморские воднолыжники. Отдыхая в Сочи, я видел там много хороших спортсменов. Хочется надеяться, что в следующий раз черноморские клубы с помощью ЦК ДОСААФ вовремя проведут подготовку своих спортсменов, и мы увидим их в Москве в составе сборной команды ЦК ДОСААФ.
Говоря о первых Всесоюзных соревнованиях по воднолыжному спорту, нельзя обойти молчанием такой важный вопрос, как снабжение наших воднолыжников инвентарем должного качества. Почти все участники соревнований выступали на самодельных лыжах с самодельными креплениями. Хороших лыж было мало. Представьте себе, что на Всесоюзных соревнованиях, скажем, по конькобежному спорту, участники пользовались бы самодельными коньками. Ничего, кроме смеха, это не вызвало бы. А ведь на результаты соревнований воднолыжников качество инвентаря влияет нисколько не меньше!
Трамплин для прыжков тоже следовало бы улучшить как по конструкции, так и по внешнему оформлению.
Мне очень понравилось выступление сборной команды Военно-морского флота в составе Т. Рожковой, Ю. Пафнутова и В. Филина (тренер В. Воронцов). Этот коллектив, первым в стране начавший культивировать воднолыжный спорт, неизменно занимает призовые места. Лучшей как в командном зачете, так и по большинству отдельных упражнений была команда ВМФ. Однако победа досталась ей в упорной борьбе с дружной командой ДСО «Труд-2».
Отличное впечатление оставили представители Московской команды ДОСААФ — супруги Надежда и Николай Дешины. Хотя по технике исполнения их выступления внешне казались и не очень эффектными, нужно отдать должное их упорству и спортивной воле.
Таковы мои впечатления от первых Всесоюзных соревнований по воднолыжному спорту.
В августе воднолыжники Ленинграда организовали матчевую встречу городов Советского Союза. В этих соревнованиях приняли участие спортсмены ЦВСК ВМФ, Дубны, Ленинграда, Риги, Таллина, Новосибирска, Киева, Выру. Сильнейшими оказались организаторы соревнований. По отзывам участников встречи спортивная борьба была очень острой и интересной. Досадной помехой в ее проведении, как отмечалось и спортсменами и руководителями команд, были неточности в работе главной судейской коллегии.
В сентябре сделали первые организационные шаги воднолыжники Белорусской и Грузинской ССР, разыгравшие первенства своих республик. Эта инициатива должна найти всеобщую поддержку.
От всей души желаю нашим воднолыжникам в самый кратчайший срок овладеть вершинами спортивного мастерства, чтобы выступать на международной арене так же успешно, как это делают сейчас представители других видов советского спорта.
Счастливых вам стартов, друзья!