Первенство нынешнего года — самое представительное из всех проведенных. В нем принимал участие 81 буер 13 команд яхт-клубов. По классам буера-участники распределялись следующим образом: свободного класса 12 м2 — 32 буера; свободного класса 20 м2 — 22 и «Монотип-XV» — 27. Впервые принимали участие буера с жестким крылом-парусом.
Хороший лед и погода благоприятствовали проведению соревнований.
Первый старт был дан в воскресенье 22 марта. При восточном ветре скоростью 4—5 м/сек первыми на гонку вышли «двадцатки», т. е. буера свободного класса с парусностью 20 м2. Большинство рулевых решили, что выгоднее оставить своих шкотовых в качестве зрителей и начали гонку в одиночку. Иначе поступила команда буера «Комета»— мастера спорта из ленинградского яхт-клуба «Труд» Виктор Шапоч-кин и Борис Кулаженков: они вышли на дистанцию вдвоем и не ошиблись. После выхода с первого круга на нижний знак их преимущество, по мнению многих, было уже достаточным для победы и лидировали они до самого финиша, но здесь, совершив грубую тактическую ошибку, вынуждены были пустить на полкорпуса вперед чемпиона прошлого года ленинградца Владимира Васильева на буере собственной конструкции «Беспокойный».
На буерах-монотипах уверенно выиграл таллинский гонщик яхт-клуба «Калев» Анте Рауд.
С нетерпением ждали начала гонки буеров свободного класса с парусностью 12 м2. Впервые для участия в этом классе было заявлено пять буеров с жестким парусом (три из Ленинграда и два из Таллина), но, к сожалению, гонялись из них только таллинские буера. Дело в том, что ленинградцы свои буера с жестким парусом сконструировали и построили для более сильного ветра и не решились рисковать в сложившихся трудных условиях.
Со старта буера с жесткими крыльями сошли последними, что вполне естественно, так как аэродинамический буер требует для разгона значительно больше времени, чем обычный буер с мягким парусом. Но уже на верхнем знаке инженер Владимир Гире на буере собственной конструкции и постройки «Аэро-III» был на несколько секунд впереди своих ближайших конкурентов; на финише этот разрыв достиг уже почти двух минут. Опытный рижанин Евгений Канский финишировал вторым.
Второй день соревнований особых неожиданностей не принес. Провели по две гонки в каждом классе. Единственным сюрпризом была дисквалификация (в классе 20 м2) В. Васильева за нарушение правил в первой гонке, которую выиграл В. Шапочкин. Хотя вторую гонку В. Васильев выиграл, по сумме трех гонок он оказался только на третьем месте. Лидером стал В. Шапочкин. Дважды были на финише первыми А. Рауд в классе «Монотип-XV» и В. Гире в классе 12 м2.
В третий день из-за отсутствия ветра гонки не состоялись. Дали старт только буерам класса 20 м2, но и те в предусмотренное правилами контрольное время (из расчета прохождения дистанции со скоростью 18 км/час) не уложились.
После этого вынужденного перерыва участники первенства вновь вышли на старт. Усиление ветра и улучшение ледовых условий позволили провести две гонки на больших скоростях.
В классе 20 м2 по-прежнему лидировали ленинградцы. Первую гонку выиграл В. Шапочкин, вторую — В. Васильев. На монотипах и в классе 12 м2 с неизменным успехом выступали А. Рауд и В. Гире, которые, выиграв обе гонки, обеспечили себе звание чемпионов (см. таблицу). Но, несмотря на это, особого накала борьба достигла именно в последние дни соревнований.
На буерах 20 м2 Владимир Васильев сумел повторить свой прошлогодний результат, но это досталось ему нелегко. Имея дисквалификацию и одну незаконченную гонку, он мог рассчитывать на звание чемпиона только при условии победы в обеих последних гонках. Перед его основным соперником — В. Шапочкиным — стояла задача полегче: дважды финишировать вторым, но, несмотря на это, победителем вышел В. Васильев. Его победа еще раз показывает, что работа по созданию буера собственной конструкции плодотворна. Следует отметить успех и других ленинградцев: они увезли домой четыре первых места.
На монотипах Анте Рауд уступил первое место только в одной — шестой гонке (когда его опередил другой таллинский буерист В. Юрье) и в итоге одержал убедительную победу. Борьба за общее второе место, на которое претендовали и заслуженный мастер спорта Иван Матвеев (Ленинград) и X. Ниголь и В. Юрье (оба Таллин), окончилась на этот раз в пользу И. Матвеева, который на этих соревнованиях был, пожалуй, самым лучшим тактиком.
На буере 12 м2 Владимир Гире получил отличный результат — выиграл все семь гонок, причем все его победы были очень убедительными — с отрывом около двух минут. Молодые буеристы Айн Вильде и Тийт Ныу (который также выступал на аэродинамическом буере) обеспечили команде яхт-клуба «Калев» второе и третье места.
В командном зачете в классе 20 м2 победу одержали спортсмены ленинградского яхт-клуба «Труд», а на буерах-монотипах и в классе 12 м2 — команда таллинского яхт-клуба «Калев».
— Что вы можете сказать о прошедших соревнованиях и о вашей победе? — такой вопрос мы задали новому чемпиону СССР в классе 12 м2 Владимиру Гирсу.
— Соревнования прошли хорошо. Этому способствовали и погода и четкая работа судейской коллегии. Такую погоду, как в этом году, на весенних буерных соревнованиях можно встретить редко. Моим результатом я, конечно, доволен. Это уже третий и наиболее удачно сконструированный мною буер с жестким парусом, но над ним можно и нужно еще поработать. Надо доказать, что на парусах-крыльях можно выступать и в более тяжелых условиях. А пока убедительная победа крыльев — 1 и 3-е места — должна быть хорошим стимулом для тех, кто еще колеблется, раздумывая, стоит ли строить аэродинамические буера. Буерный спорт был и остается спортом, где наряду с умением команды важное значение имеет сам по себе буер. Над материальной частью надо работать и еще раз работать — тогда будут и результаты.
— Как обстоят у наших буеристов дела с материальной частью? — на этот вопрос отвечает главный меритель соревнований мастер спорта X. Куйвйыги.
— По техническому оснащению и внешнему виду буера были в хорошем состоянии, что соответствует повышению уровня технической базы нашего буерного спорта в целом. Особенно надо подчеркнуть инициативу буери-стов-конструкторов ДСО «Калев» товарищей Гирса и Тянава, буера которых с жестким парусом вышли в 12-метровом классе на призовые места. Очень радуют также буеристы в классе «Монотип-XV», которые добились очень больших успехов как в доводке и наладке своих буеров, так и в технике и тактике. Самым «отсталым» классом пока надо считать 20-метровый свободный класс. Кроме ленинградца Васильева, здесь не видно хороших и перспективных буеристов-конструкторов.
Немного статистики
В соревнованиях принимали участие 146 спортсменов, в том числе два заслуженных мастера спорта и 45 мастеров спорта.
По возрасту состав участников выглядел так: до 20 лет — 18 человек, от 20 до 30 лет — 65, свыше 30 лет — 63.
Старейшему участнику — шестикратному чемпиону СССР по буерному спорту Евгению Канскому («Даугава», Рига) — 57 лет. Самым молодым яхтсменам — членам команды буера «Майе» класса «Монотип-XV» («Трудовые резервы», Таллин) ученикам 46-й Таллинской средней школы Калью Кирссу и Яану Лых-мусу — было «на двоих» 30 лет (каждому по 15). И старейший и самые молодые участники выступали успешно (4 и 9-е места соответственно).
На счету новых чемпионов Союза по буерному спорту 11 золотых медалей.
У В. Васильева первое место в классе 20 м2 в 1961,1962, 1963 и 1964 гг.
A. Рауд добивался почетного звания в классе «Монотип-XV» в 1958, 1960, 1961, 1963 и 1964 гг.
B. Гире был чемпионом в классе «Монотип-XV» в 1959 г. и в классе 12 м2 — в 1964 г.
Из заявленных к участию в соревнованиях буеров 22 были построены на верфях, а 59 — индивидуальной постройки. 25 буеров участников (31 %) были построены за последние три года; два самых старых буера были построены почти 30 лет назад — в 1936 г.
В первенстве участвовали восемь буеров, построенных буеристом «Кале-ва» чемпионом СССР 1959 г. в классе 12 м2 У. Тянава. На этих буерах гонялись новый чемпион в классе «Монотип-XV» А. Рауд и занявшие 2 и 3-е места в классе 12 м2 А. Вильде и Т. Ныу. Сам У. Тянава занял 7-е место в классе 12 м2.
Средняя условная скорость победителей была: в классе 20 м2 — 34 км/час; «Монотип-XV» — 31 км/час; 12 м2 — 38 км/час. Самым быстроходным был буер В. Гирса, который в шестой гонке показал среднюю условную скорость 44 км/час. Действительные же скорости, учитывая лавировку на дистанции, были в 1,5—2 раза больше приведенных.