В этих гонках участвует по одному судну от каждого класса или серии (для серийных яхт). Таким образом, в гонках можно выявить относительные качества яхт разных классов и типов. Сам принцип таких гонок не нов: проводились, как известно, конкурсные гонки по выбору монотипа-одиночки для Олимпийской регаты 1952 г. (в результате был выбран «Финн»), а также гонки по выбору международных монотипов-двоек, определившие выбор классов «Летучий голландец» и «5-0-5». Однако регулярным и традиционным соревнованием такого типа пока является только регата «ONE-OF-A-KIND»,
Регаты проводились в 1949,1952,1954, 1959 и 1963 гг. Сначала гонки проводились с одним стартом для всех яхт; затем пришлось группировать яхты по типам, во-первых, из-за очень большого количества участников, а во-вторых, для более четкого определения лучших яхт. Хотя, конечно, эта регата во многом служит рекламным целям, ее техническое значение достаточно велико и небезынтересно познакомиться с условиями ее проведения, составом участвующих судов и некоторыми итогами.
Следует заметить, что проведение гонок самых разных яхт независимо от их типов и размеров не имеет особого смысла, так как очевидная зависимость скорости яхты от ее размера (а также от типа) препятствует более или менее объективному сравнению. Поэтому для обеспечения какой-то объективности устроители регаты вынуждены были прибегнуть к спасительному гандикапу.
Гоночный балл каждой яхты определялся по формуле:
где измеряемая длина L определялась для всех яхт, кроме крейсерско-гоночных, по формуле:
а для крейсерско-гоночных как:
Площадь парусности определялась как площадь грота плюс 130 % площади переднего треугольника (или наибольшего стакселя, если он был меньше этой площади). Для яхт, гонявшихся без спинакера, площадь парусности уменьшалась на 10%.
Поправки на время прохождения дистанции определяются в секундах на милю по принятым в США гандикапным таблицам.
В последних гонках, проводившихся в 1963 г., участвовало 83 яхты (в 1959 г. было только 40), из которых 70 яхт принадлежало к американским национальным классам (и прототипам серийных яхт), а 13 — к международным и иностранным классам.
Все участвовавшие яхты были разбиты на 5 стартовых групп в зависимости от типа и относительной быстроходности:
1-я группа — катамараны (заявлены 24 яхты, явилось 20, все гонки прошли 15);
2-я группа — быстроходные швертботы с хорошей остойчивостью, обеспечиваемой трапецией или формами корпуса (6 швертботов, все гонки прошли 5);
3-я группа — швертботы обычного типа (23 яхты, все гонки прошли 16);
4-я группа — гоночные килевые яхты (7 яхт, все гонки прошли 5 яхт);
5-я группа — крейсерско-гоночные яхты, впервые участвующие в регате. Размер яхты в этой группе ограничивался длиной до 30 футов (9,15 м). В этой группе было 23 яхты, из которых 22 прошли все гонки.
Регата 1963 г. проводилась в Майами и состояла из трех гонок по треугольной 8-мильной дистанции, проходивших при ветре со скоростью (в среднем) около 8 м/сек (во второй гонке — до 10 м/сек).
8 гонках, проводившихся до 1959 г., по скоростям доминировали швертботы американских национальных классов «Скоу». В американской классификации есть три свободных класса двухшвер-товых швертботов с почти Прямоугольной формой в плане. Эти классы культивируются в США очень давно. До 1938—1940 гг. у нас на Волге было построено несколько таких швертботов (у нас они назывались «лапти»), не говоря уже о имевшихся в большом количестве до 1935—1938 гг. двухшвертовиках в классах Р20, Р30 и Р45. У нас они были вытеснены одношвертовы-ми швертботами канонической схемы, а в США успешно развивались и к настоящему времени достигли высокого совершенства.
Смысл этой схемы швертбота в том, что ватерлиния, короткая и широкая при ходе без крена, превращается в узкую и длинную при крене. Таким образом, такие швертботы практически являются промежуточными между катамаранами и обычными швертботами. В табл. 1 приведены основные классификационные размеры яхт типа «Скоу» (свободных классов). Трапеции, выдвижные банки и передвижной балласт в этих классах запрещены.
Кроме швертботов «Скоу» свободных классов, имеются и монотипы (в частности, «М-20», «И-флайер», участвовавшие в гонках 1963 г.). Надо сказать, что наивысшая скорость, показанная «Скоу» класса А, до 1963 г. не была превзойдена катамаранами. В 1959 г. при ветрах 7—9 м/сек максимальная для «Скоу» средняя скорость прохождения дистанции равнялась 10,1 узла, и только победитель 1963 г. катамаран «Беверли» показал в одной гонке более высокую скорость, равную 10,4 узла.
К гонкам 1963 г. был подготовлен облегченный швертбот, построенный по обводам «Скоу» класса Е из пластика (предполагалось, что он будет гоняться с трапецией). Это был единственный однокорпусный швертбот, который был допущен в первую группу (катамараны), но он потерпел аварию и не смог продемонстрировать свои возможности.
Итоги в гонках по первой группе показали, что катамараны усовершенствовались и вполне могут конкурировать с любыми яхтами не только по скорости на прямой, но и в гонках по замкнутой дистанции с большим количеством огибаемых знаков. Однако если в 1959 г. катамараны конкурировали с остальными яхтами и многие из двухкорпусных судов, выигрывая по абсолютной скорости, проигрывали по гандикапу, то в 1963 г. катамараны оказались вне конкуренции и заняли первые 11 мест не только по абсолютной скорости, но и после пересчета. Победителем в первой группе оказался пластмассовый катамаран «Беверли», спроектированный Ван Алленом Кларком для одной из яхтостроительных фирм. Сам конструктор и управлял катамараном в гонках. «Беверли» построен как катамаран группы С (см. «Международную классификацию катамаранов» во втором выпуске), но гонялся с несколько большим стакселем. Длина катамарана 7,6 м; ширина 3,84 м.
В гонках катамаранов участвовали суда с вооружением кэт и шлюпы; было отмечено, что хотя кэты и шли много круче, но к знаку приходили в среднем не раньше, чем шлюпы.
В табл. 2 показаны основные размеры и результаты гонок в первой группе по 11 лучшим катамаранам. Характерно, что катамаран наибольшего размера «Пэтти Кэт» с парусностью около 60 м2 по фактическим скоростям был только на 6-м месте, а после пересчета — на 16-м. По одному катамарану трудно делать выводы, но, вероятно, для гоночных катамаранов, как и для швертботов, есть оптимальная парусность, выше которой прибавка хода стоит слишком дорого.
Таблица 2
Во второй группе гонялись два «Скоу» (монотип «М-20» и класса С), два международных швертбота («Летучий голландец» и «5-0-5»), английский швертбот «Файрбол» с выдающимся гонщиком Джеком Найтсом на руле и американский швертбот класса «Джолли». Наибольшую абсолютную скорость в этой группе показали «Скоу М-20» и «Летучий голландец», однако после пересчета последний «переехал» на 3-е место. В табл. 3 показаны результаты в этом классе.
Таблица 3
При рассмотрении таблиц результатов следует иметь в виду, что указана площадь парусности, с которой гонялась и обмерялась данная яхта.
В третьей группе гонялись швертботы обычного типа, не применяющие трапеций. Диапазон результатов в этой группе довольно велик. Гонялись в ней и одиночки, и двойки, и тройки, что, может быть, не совсем рационально. Во всяком случае результаты, показанные в этой группе такими швертботами, как «Финн» и «Виндмилл», уж никак нельзя объяснить их выдающимися качествами: кое-какую роль здесь сыграл и гандикап!
В табл. 4 показаны результаты по лучшим 12 швертботам.
Таблица 4
Из этой таблицы видно, что гандикап— довольно жестокая штука для быстроходных швертботов с большой парусностью: они получают большой штраф и оказываются по гандикапу в порядке мест, обратном парусности («Рэйвн», «Хайландер» и «Тистл»).
Несколько слов о швертботах американских классов, показавших максимальные скорости. Занявший первое место швертбот-монотип класса «Рэйвн» («Ворон») довольно популярен в США (около 400 шт.). Его длина 7,73 м; обмерная парусность 27,87 м2. Корпус формуют из стеклопластика или выклеивают из шпона. Швертбот имеет просторный кокпит и используется не только как гоночное, но и как прогулочное судно.
«Хайландер» и «Тистл», занявшие 2-е и 3-е фактические места,— швертботы-монотипы такого же типа, но несколько меньшего размера, а «Тистл»— более легкой конструкции, без палубы.
Все три швертбота имеют глиссирующие обводы. Как видно из таблицы, в США ходят, главным образом, на швертботах малого размера (из 22 только 3 имеют парусность более 20 м2).
Четвертую группу (табл. 5) составляли гоночные килевые яхты. О яхтах «Звездного класса» и «Флаинг-15» — английском монотипе конструкции Уффа Фокса — наши читатели уже знают. Американские монотипы «Интер-нейшнл-110» и «210», распространенные в США (сотни судов в классе), представляют собой яхты с бульбкилем, обводами шарпи и вельботной кормой. Они всегда показывали в этих гонках отличные скорости, но в 1963 г. не повезло классу «210», который не смог стартовать в двух гонках.
Таблица
Занявшая 4-е место килевая яхта «Роудс-19» (длина 5,84 м; ширина 2,13 м; парусность 16,35 м2) — монотип из стеклопластика. В этом классе насчитывается 800 яхт.
Пятая группа состояла из крейсерско-гоночных яхт, которые являются в США (как и в Англии) самым многочисленным после швертботов классом яхт. Результаты лучших яхт этой группы приведены в табл. 6.
Таблица 6
Обработка результатов этих гонок представляет большой интерес. Для того чтобы установить, в какой степени верно гандикапный зачет отражает ходовые качества яхт, надо рассмотреть зависимости средних скоростей яхт от их гоночных баллов. Если правило более или менее справедливо, то скорость должна быть пропорциональна квадратному корню из гоночного балла.
Обработка результатов дала следующие данные:
Здесь скорость v в узлах, а гоночный балл R — в метрах. Поэтому можно считать, что принятая в регате формула гандикапного обмера при делении яхт на группы по их конструктивным признакам с достаточной точностью характеризует влияние размеров яхт, во всяком случае для классических яхт. Возможно, что для катамаранов большая разница в относительных скоростях объясняется не только несоответствием формулы обмера, но и разницей в гоночных качествах рулевых, которая могла и превышать ±12%.
Такого рода соревнования, безусловно, дают интересный материал и для конструкторов и для гонщиков.