В Чикаго с 8 по 14 сентября 1963 г. состоялось очередное первенство мира среди яхт «Звездного класса». К участию было заявлено 67 яхт, представлявших различные национальные флаги флота Международной Гоночной Ассоциации Яхт «Звездного Класса» (1SCYRA). Наибольшее количество яхт выставили США — 44; три яхты выставила Италия; по две яхты — Португалия, Канада, Багамы, Австралия и Бразилия; по одной — Япония, Испания, Аргентина, Гавайские острова, Венесуэла, Швейцария, Франция и ФРГ.
От Советского Союза участвовали две яхты, представлявшие московский (Т. Пинегин на яхте «Торнадо») и ленинградский (автор этих строк на яхте «Дина») флоты «звездников».
Перзенство мира 1963 г., состоявшее из 5 гонок, выиграл И. Даплин на яхте «Стар оф Си»; последующие места заняли Л. Норт на яхте «Норт Стар» и Флетчер на яхте «Уэйворд Винд».
Результаты наших спортсменов оказались довольно скромными: Т. Пинегин — 23-е место, Б. Мирохин — 61-е место. Я считаю, что основными причинами неудачного выступления советских яхтсменов по-прежнему является крайне неудовлетворительное качество наших яхт, отсутствие хороших парусов из современных синтетических материалов, а также позднее прибытие участников и яхт на место соревнований, что исключило возможность ознакомления с особенностями акватории.
Первенство мира проводилось на базе одного из пяти яхт-клубов Чикаго — Белмонт Харбор, расположенного в зосточной чести города. Гонки проходили на озере Мичиган в 2—5 милях от берега.
Перед началом соревнований был произведен тщательный обмер корпуса (включая руль и плавник), рангоута (положение и размеры мачты и гика), а также парусов и лат и проверено снабжение. В отличие от нашей процедуры обмера, при проверке размеров стакселя измерялись также его углы.
Организация старта, дистанция и система зачета очков соответствовали принятой ISCYRA для подобных соревнований. 4 из 5 гонок проходили при слабом (от 1 до 2 баллов) и неустойчивом по направлению ветре; даже во время третьей гонки при ветре около 6 баллов были резкие и значительные изменения направления ветра. Линия старта длиной около 600 м располагалась с небольшим преимуществом для левого галса (примерно 20—40 м на длину стартовой линии), что в значительной мере обеспечивало равные условия старта всем яхтам. Такая постановка стартовой линии производилась левым знаком, находившимся на малом катере, относительно неподвижно стоявшего на якоре большого стартового судна.
Хранение половины всех участвовавших в первенстве яхт (поочередно) производилось на берегу. Для этой цели клуб располагал двумя электрическими кранами и специальной командой во главе с олимпийским чемпионом Вильямсом. На воде яхты стояли у заранее установленных буйков. Организация первенства была четкая и хорошая.
Наипучшие ходовые качества и, соответственно, результаты были показаны на яхтах двух ведущих «звездных» верфей США «Айченлоб Марин» (Сан-Диего, Калифорния) и «Мерфи энд Най» (Стэмфорд, Коннектикут) и парусах фирм «Норт» (Сан-Диего, Калифорния) и «Мерфи энд Най» (Чикаго, Иллинойс).
Основные особенности материальной части современных яхт «Звездного класса» таковы.
Во-первых, это предельное уменьшение веса корпусов яхт. Так, вес полностью вооруженной яхты лучших зарубежных фирм («Айченлоб Марин», «Олд Гринвич Боут» и «Абекинг унд Расмуссен») колеблется от 550 до 600 кг, в то время как яхты, изготовленные нашими верфями спортивного судостроения, имеют вес свыше 700 кг. При достаточно жестких правилах постройки яхт «Звездного класса» и заданном весе фальшкиля такое облегчение корпуса может быть достигнуто только благодаря применению легкой древесины с объемным весом от 350 до 400 кг/м3. Таким требованиям соответствуют некоторые сорта красного дерева, гондурасского и сибирского кедра, криптомерии и т. п. Необходимая при этом прочность достигается применением для покрытия армированных пластиков.
Следует иметь в виду, что уменьшением веса яхты можно достигнуть гораздо большего улучшения ходовых качеств, чем изменением обзодов в допусках обмера. Все детали корпуса и окозки должны быть легкими, прочными и простыми. Применение отделки корпусов пластмассой, нанесенной достаточно толстым слоем, обеспечивает хорошую водонепроницаемость корпуса, а также позволяет шлифовкой и полировкой свести до минимума вредные добавки сопротивления от шероховатости и волнистости поверхности.
Наличие на яхте достаточно эффективных и легких водоотливных средств должно обеспечивать движение яхты с минимальным количеством воды при всех условиях.
Рангоут должен быть легким, устойчивым и достаточно эластичным. Вес голого хлыста хорошей мачты около 17 кг. Известный бразильский яхтсмен Вальтер фон Хутшлер рекомендует при этом следующую проверку жесткости мачты: прогиб мачты под действием груза 8 кг не должен превышать в продольном сечении 50 мм, а в поперечном — 100 мм. Изготовляются такие мачты из легких пород дерева, а в местах крепления оковок армируются стеклотканью. Такелаж делают из нержавеющей стали, большей частью — из специального троса.
Паруса изготовляют из дальнейшей модернизации супердакронового материала, обладающего значительной жесткостью и высокой гладкостью. По форме паруса делают такими, чтобы можно было использовать их в достаточно широком диапазоне силы ветра (так называемые «всепогодные»).
Выполнение этих требований по корпусу, рангоуту, такелажу и парусам при использовании соответствующей формы корпуса (за счет использования допусков обмера) обеспечит нашим яхтам «Звездного класса» высокие ходовые качества.