В настоящее время существуют три основные спортивные организации, ведущие свою работу в международном масштабе. Это УИМ — Международный Союз водно-моторного спорта, АПБА и НОА — Американская Ассоциация моторных лодок и Национальная Ассоциация по судам с подвесными моторами (в США).
Федерация водно-моторного спорта СССР пока не является членом УИМ, но победы советских спортсменов, принимавших участие в некоторых международных встречах, убедительно показывают, что наши лучшие гонщики с успехом могут соревноваться с гонщиками международного класса и вступление Федерации водно-моторного спорта СССР в УИМ следует считать своевременным и целесообразным.
Ниже приводится первая часть таблиц официальных международных рекордов на март 1964 г. во всех типах и классах гоночных судов, рекорды по которым регистрируются в соответствии с Правилами УИМ. вторая часть таблиц, включающая международные рекорды по АПБА и НОА, также будет опубликована в одном из ближайших выпусков сборника.
Предварительно приводятся краткие пояснения по принятым за рубежом дистанциям, рекорды на которых утверждаются в качестве международных, и по типам и классам гоночных судов, допускаемых к соревнованиям на эти дистанции. В ряде случаев и те и другие являются специфичными и мало или в овсе не знакомыми нашим спортсменам.
Следует отметить, что все приведенные ниже дистанции официально приняты как в качестве международных (Правила УИМ), так и в качестве американских (Правила АПБА).
В соответствии с Правилами УИМ 1963 г., международные рекорды скорости на воде официально регистрируются на следующих дистанциях, которые разделяются на четыре типа (класса).
Скоростной рекорд (С). Этот рекорд устанавливается на дистанции 1 км или 1 миля (морская или статутная) «с хода». На какой именно дистанции данный рекорд достигнут, т. е. на 1 км или на 1 миле, не имеет значения.
Рекорд на дистанции «Фонд» (Ф). Эта дистанция не применяется на гонках в СССР; она равна 12 морским милям (22224 м) для всех судов с подвесными моторами и 24 милям (44448 м) — для всех прочих категорий судов.
Рекорды продолжительности (часовые рекорды). Данный тип рекорда также не узаконен нашими правилами. Он регистрируется по средней скорости, достигнутой гонщиком за определенное количество часов непрерывного вождения судна по заданной дистанции. Для судов, оснащенных подвесными моторами, рекорды продолжительности устанавливаются за 1, 2, 4 и 6 часов. Для всех прочих категорий судов часовые рекорды устанавливаются за 1, 3, 6, 9 и 12 часов. 8 дальнейшем, в таблицах рекордов, этот рекорд будет соответственно обозначаться — 14, 24, 34 и т. д.
Рекорды на гонках (Гоночные рекорды). Эти рекорды в качестве мировых регистрируются только во время гонок, причем число одновременно стартующих судов данного класса должно быть не менее четырех. Правилами утверждены три разные дистанции для гоночных рекордов для всех судов (независимо от того, оснащены ли они стационарными двигателями или подвесными моторами): 5 статутных миль (8046,5 м), 10 статутных миль (16093,0 м) и 15 статутных миль (24139,5 м). в таблицах мировых рекордов эти дистанции условно будут обозначаться 5М, 10М и 15М. Такие «гоночные» дистанции у нас также не приняты.
Все рекорды в качестве международных утверждаются УИМ, АПБА или НОА лишь в том случае, если они поставлены на гонках, проводимых странами— членами данных организаций и санкционированных этими организациями, в строгом соответствии с утвержденными Правилами, на специально оборудованных и одобренных дистанциях. Рекорды регистрируются по фамилии гонщика (или гонщиков, если участвуют двое) и по их' национальности.
Следует отметить, что между УИМ и АПБА заключено соответствующее соглашение и многие требования Правил данных организаций идентичны. В частности, указанные выше типы дистанций общеприняты как во всей Европе, так и в Америке. Однако по ряду требований, предъявляемых к самим гоночным судам того или иного класса, и по их номенклатуре во многих случаях имеются существенные различия. То же относится к кубатуре допускаемых в данном классе двигателей, их характеристикам и объемам разрешенных переделок агрегатов того или иного класса. Подробно об этом будет сказано в специальной статье; сейчас остановимся лишь на классификации судов и моторов, принятой Правилами УИМ, которыми в основном руководствуется Федерация водно-моторного спорта СССР.
Моторные лодки (мотолодки)
Мотолодки — это открытые спортивные суда, оснащенные одним подвесным мотором, имеющие ограничения по обводам корпуса, минимальным размерениям и минимальному весу. Мотолодки разделяются на классы в зависимости от суммарного объема цилиндров мотора. Применяемые на мотолодках подвесные моторы должны быть в заводском стандартном (серийном) исполнении с кожухами, если последние выпускаются заводом. Допускается лишь минимальное количество переделок (доводок), оговариваемых правилами. Разрешается применение любых гребных винтов; нет ограничений к свечам зажигания и органам управления. Горючее разрешено применять только стандартное — бензин, покупаемый в колонках. Применение каких-либо присадок к горючему, за исключением смазочных масел, запрещается.
Корпус мотолодок должен иметь в основном плавные обводы, без изломов. Не допускается наличие реданов (уступов) на днище, тоннелей, подводных крыльев и любых аэродинамических устройств. Требования УИМ по минимальным размерениям мотолодок и по минимально допускаемому в соответствующих классах весу таковы:
Класс | Размерения, длииа, ширина, высота борта, м | Вес, кг |
J | 3,00X1,10X0,30 | 60 |
А и В | 3,50X1,30X0,35 | 75 |
С и С' | 3,75X1,30X0,40 | 100 |
D, Е и F | 4,25X1,40X0,45 | 130 |
По суммарному объему цилиндров двигателя подвесные моторы разделены на следующие классы:
JU («Юниор») | до 175 |
AU | 175—250 |
ВU | 250—350 |
CU | 350—500 |
C'U | 500—600 |
DU | 600—700 |
EU | 700—850 |
FU | 850—1000 |
Принятая у нас классификация мотолодок и предъявляемые к ним требования соответствуют устанавливаемым Правилами УИМ, однако количество классов ограничивается первыми четырьмя.
Методика измерения корпусов и их взвешивания детально излагается в Правилах УИМ и также идентична нашей.
В приводимых таблицах мировых рекордов принятые в СССР обозначения классов приводятся в скобках. Скорости в последней , графе даются с двумя десятичными знаками в соответствии с Правилами УИМ (с 1965 г. у нас также вводится аналогичное обозначение).
Рекорды по классам мотолодок приведены в табл. 1.
Скутеры
Скутеры — это одноместные гоночные суда с подвесными моторами, разделенные на классы по суммарному рабочему объему двигателя. Никаких ограничений к корпусам скутеров не предъявляется; таким образом, их размерения, вес, характер обводов и т. д. не регламентируются и могут быть произвольными. Практика выработала характерный тип корпуса скутера, на котором достигается наибольшая скорость при данной мощности мотора, однако такое судно имеет крайне малую остойчивость и боится волны, вследствие чего может применяться лишь достаточно квалифицированными спортсменами.
На скутерах применяются специальные, так называемые гоночные моторы, к которым также не предъявляется никаких ограничений, за исключением определенных пределов по кубатуре двигателя в данном классе. Нет ограничений и по применяемому горючему (большинство гоночных моторов работает на метаноловых смесях). Единственным исключением является обязательное применение глушителя, снижающего шум выхлопных газов до определенного уровня (не более 95 дб). Не разрешается также применение компрессоров во всех классах, за исключением класса X. Разрешены любые переделки заводских подвесных моторов, применение моторов самодельных, комбинированных и т. д.
Скутеры разделяются по кубатуре двигателей на 7 классов:
Класс | Объем цилиндров от (более) и до (включительно), см3 |
J («Юниор») | до 175 |
А | 175—250 |
В | 250—350 |
С | 350—500 |
D | 500—700 |
F | 700—1000 (без компрессора) |
X | 700—1000 (с компрессором) |
Принятая у нас классификация скутеров и предъявляемые к ним требования соответствуют Правилам УИМ, но количество классов ограничивается первыми четырьмя.
Рекорды по классам скутеров приведены в табл. 2.
Скутеры со стандартными моторами. Международные рекорды регистрируются в ряде типов судов, не предусмотренных нашей классификацией. К таковым, в частности, относятся три класса скутеров (В, С и D), оснащаемых стандартными заводскими подвесными моторами, аналогичными применяемым на мотолодках. Остаются в силе требования по допустимым переделкам (форсированию) и применяемому горючему, предъявляемые к серийным моторам в классе мотолодок. По обводам, размерениям и весу корпусов никаких ограничений не предусматривается.
Эта категория гоночных судов пользуется большой популярностью за рубежом, так как позволяет достичь больших скоростей на недорогом (по сравнению со специальными гоночными моторами) заводском оборудовании; вместе с тем результаты гонок служат хорошим критерием качества потребительского мотора данной кубатуры той или иной заводской марки. В этой категории установлено лишь три класса, характеризуемых по максимально допустимым объемам двигателя:
Класс | Объем цилиндров от (более) и до (включительно), см3 |
В | до 350 |
С | 350—500 |
D | 500—700 |
Естественно, что рекордные скорости данного класса судов (табл. 3), как правило, несколько ниже, чем на скутерах, оснащенных специальными гоночными моторами.
Весовые категории судов
К гоночным судам весовой категории, т. е. к таким, для которых главным (иногда единственным) критерием является максимально допустимый вес судна в своем классе, принадлежит значительное количество типов судов. Некоторые из них, например, суда с воздушным винтом, реактивные, дизельные и т. п., по которым за рубежом регистрируются мировые рекорды, в нашей гоночной классификации вообще отсутствуют.
По принятой у нас терминологии суда весовой категории получили наименование «глиссеров». Никаких ограничений, кроме веса, к корпусам глиссеров не предъявляется; их размерения, характер обводов и т. д. не регламентируются. Естественно, что корпуса глиссеров по форме весьма близки к скутерам. Разрешается применение подводных крыльев. На глиссерах устанавливаются стационарные двигатели, причем каких-либо ограничений по переделке двигателя, его форсированию и доводке не существует. Вес считается полный, т. е. с двигателем и принадлежностями, но без гонщика и горючего.
Международные рекорды (табл. 4) регистрируются по следующим шести весовым классам глиссеров, принятым также и по нашей классификации:
Класс | Общий вес от (более) и до (включительно), кг |
КА | до 250 |
КВ | 250—350 |
КС | 350—500 |
KD | 500—900 |
КЕ | 900—1200 |
К (неограниченный) | Более 1200 |
Глиссеры со стандартными моторами. Данная весовая категория судов, рекорды по которым приведены в табл. 5, также не предусматривается нашей классификацией. Корпуса судов этой категории не имеют каких-либо ограничений по обводам и размерениям и классифицируются лишь по весу. Устанавливаемые стационарные поршневые двигатели, работающие на полупогруженные или погруженные гребные винты, должны быть стандартного заводского типа. Переделки двигателей запрещены, за исключением строго необходимых при судовой конверсии автомобильных двигателей. Горючее должно быть только стандартное, отпускаемое в колонках. Правилами оговаривается максимальная продажная стоимость применяемых двигателей. В отличие от обычных глиссеров, в данных классах имеются ограничения по максимальной кубатуре цилиндров двигателей. Всего предусматривается два класса глиссеров данной категории с минимальным весом 300 и 400 кг и максимальным объемом двигателя 1300 и 2500 см3 соответственно.
Глиссеры с реактивными двигателями. С 1952 г. в качестве международного класса Правилами УИМ введены суда, оснащенные реактивными двигателями. К участию на гонках они не допускаются, а служат исключительно для установления мировых рекордов скорости на воде. Эти суда относятся к весовым категориям и никаких ограничений, кроме общего максимального веса, для каждого класса не существует. По классификации УИМ реактивные двигатели разделены на два типа: воздушно-реактивные (турбореактивные) и жидкостно-реактивные (ЖРД). В каждом типе утверждены шесть весовых классов: 250, 350, 500, 900, 1200 кг и неограниченного веса.
14 мая 1959 г. на трехточечном глиссере неограниченного класса «Синяя Птица-11» (корпус «Кэмпбелл-Норрис»), оснащенном воздушно-реактивным двигателем «Виккерс», известный английский гонщик Дональд Кэмпбелл в шестой раз перекрыл свой собственный рекорд и установил новый мировой рекорд скорости на воде, который, несмотря на неоднократные попытки американцев, до настоящего времени еще не побит. Таким образом, пока мировой рекорд скорости установлен только в одном классе судов данного типа и только на одной дистанции (С).
Скорость, показанная «Синей Птицей-11», составила 418,98 км/час.
Глиссеры с воздушным винтом. Суда, на которых в качестве движителя применяется воздушный винт (пропеллер), по международной классификации относятся к весовым категориям и не имеют никаких ограничений ни по обводам и размерениям корпуса, ни по двигателям. Суда с воздушными винтами делятся по максимальному общему весу на шесть классов: 250, 350, 500, 900, 1200 кг и неограниченного веса.
Мировые рекорды по глиссерам с воздушным винтом утверждены лишь по трем классам (табл. 6).
Суда с двигателями дизеля
По правилам УИМ к участию в обычных гонках допускаются суда как с карбюраторными бензиновыми двигателями, так и с двигателями Дизеля. Однако для узаконенных мировых рекордов предусмотрен один класс судов, оснащенных исключительно двигателем (одним или несколькими) Дизеля, на всех международных дистанциях. Никаких ограничений по размерениям, обводам корпуса или весу судна не существует. Нет ограничений и по самим двигателям, за исключением лишь его типа (техническое определение термина «Дизель» производится по Правилам Международной ассоциации автомобильных клубов). Мировые рекорды на судах с дизельными агрегатами приведены в табл. 7.
Катера европейские
Катера — это открытые суда, оснащенные одним или двумя стационарными двигателями. Катера в основном характеризуются определенными размерениями корпуса и суммарным объемом цилиндров двигателя, а также весом и числом мест. Корпус может быть как фабричного (заводского), так и любительского изготовления, при условии соблюдения определенных требований (отсутствие реданов, тоннелей; наличие кокпита и т. д.).
По Правилам УИМ катера делятся на два типа: европейские и спортивные, однако мировые рекорды регистрируются лишь по европейским катерам.
Ниже приводится классификация катеров как по объему (суммарному) цилиндров применяемых двигателей в данном классе, так и по минимально допустимым размерениям корпуса, общему минимальному весу и числу мест. Всего имеется 7 классов:
Класс | Объем цилиндров от (более) и до (включительно), см3 |
Е01 | до 910 |
Е02 | 910—1300 |
Е1 | 1300—2000 |
Е2 | 2000—3000 |
ЕЗ | 3000—4500 |
Е4 | 4500—7000 |
Е5 | более 7000 |
Применяемые на катерах двигатели должны быть стандартными (серийного выпуска). Допускается лишь минимальное количество переделок, оговариваемых правилами. Двигатели могут работать как по двухтактному, так и по четырехтактному циклам. Горючее — только стандартное, без каких-либо присадок. Обязательно наличие реверса с холостым ходом (за исключением первых двух классов).
Следует отметить, что принятая у нас классификация катеров соответствует международной УИМ, однако класс Е5 с объемом двигателя более 7000 см3 отсутствует.
Требования, предъявляемые к катерам по минимальным размерениям корпуса, минимальному весу и числу мест, сведены в табл. 8, а мировые рекорды на них перечислены в табл. 9.